Как повысить самооценку и уверенность в себе женщине. Отпуская мужские заморочки, как способ формирования самооценки и уверенности в себе

Книга известного американского психолога Филипа Зимбардо Застенчивость была издана в 1977 году и стала популярной как за рубежом, так и у нас. Книга написана очень доступным языком. Первая половина книги Ф Зимбардо освещает, что такое застенчивость, каковы ее причины и последствия для конкретного человека и для общества в целом. Вторая половина книга посвящена практическим упражнениям по преодолению застенчивости.

Все началось с так называемого «тюремного эксперимента», который принес Зимбардо широкую известность. Для изучения вопроса влияния социальных ролей на личность, психолог оборудовал на факультете «тюрьму» и пригласил студентов принять участие в игре-эксперименте. Студенты-добровольцы по жребию были разделены на «заключенных» и «тюремщиков». В первый день все просто играли, понимая, что все это условно. Но уже в следующие 2 дня ребята стали играть всерьез. Это вылилось в то, что заключенные взбунтовались, а тюремщики силой подавили бунт. Заключенные почувствовали себя беспомощными и униженными. Тюремщики стали злоупотреблять своей властью, жестоко обращаясь с заключенными. В результате чего, заключенные стали пассивными и покорными. На 6 день эксперимент был досрочно прерван, так как все были психологически травмированы. Перед игрой все участники прошли тест на психологическую устойчивость, но всего лишь несколько дней в «тюрьме» привели к удручающим переменам в личности и моральных принципах молодых людей. Вывод: социальные роли имеют огромное влияние на личность человека. Интересный момент: одним из самых жестоких тюремщиков стал застенчивый парень; он думал, что заключенные над ним смеются, и поэтому он был особенно строг и требователен к ним.

Анализируя эксперимент и обсуждая его со студентами, Зимбардо выдвинул еще одно предположение: в голове одного человека могут уживаться и «тюремщик» и «заключенный», особенно это характерно для застенчивых людей. Например, молодой человек умеет танцевать, но, приходя на дискотеку, никого не приглашает. Или ученик, знающий домашнее задание и желающий получить хорошую оценку, не поднимает руку на уроке. Его что-то останавливает. Люди отказываются от совершения действий, от общения, так как внутренний надзиратель говорит им: «Ты что? Хочешь опозориться? Лучше не высовывайся, не рискуй, тогда ты будешь в безопасности». И внутренний заключенный подчиняется, не предпринимая действий, оставаясь тихим и незаметным.

Ф Зимбардо начал системно заниматься вопросом застенчивости после того, как многие неуверенные в себе студенты стали обращаться к нему за помощью. Ученый провел опрос среди студентов от 18 до 21 года и обнаружил, что 42 % из них считают себя застенчивыми. После получения таких результатов он создал Стэнфордскую клинику по психотерапии застенчивости, которая пользовалась большим успехом.

Если вы страдаете от неуверенности в себе, то книга Зимбардо Застенчивость может реально вам помочь. На нашем сайте вы найдете много полезных упражнений, помогающих .

То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся львиная доля предоставляемых обществом благ.

Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти напролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественна; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа - не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать силы и предпринять новое наступление более надёжными средствами. Таким людям легко быть, оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают.

Враг самому себе

Человек с низкой самооценкой, напротив, выглядит потерянным. Он (она), как правило, более пассивен, внушаем и менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, полагая, что она свидетельствует об их неполноценности. Но и комплимент они принять не умеют («Ну что вы, я вовсе не таков. Вы, наверное, так говорите, просто чтоб сделать мне приятное».) Поэтому неудивительно, что исследователи отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого самооценка высока.

Один из моих студентов за 10 мин до экзамена на степень доктора философии истерично вопил, что он не может туда идти, потому что не готов и выставит себя дураком. А поскольку мне стоило немалого труда собрать Учёный совет да и парня я знал, как очень толкового, то я мягко вытолкал его на защиту. Выступил он блестяще. Когда я сообщил ему высокую оценку, то в адрес почтенного собрания профессоров услышал следующее: «Теперь мне придётся изменить своё мнение о них, если такое ужасное выступление они сочли хорошим».

Этот случай служит иллюстрацией того важного факта, что даже " высокая внешняя оценка слабо влияет на приниженное мнение о самом себе: человек вопреки объективной реальности продолжает придерживаться низкой самооценки. Даже весьма одарённые люди могут выступать сами для себя злейшими врагами, если их самооценка занижена.

Если вы невысокого мнения о себе, то почему я должен считать иначе? Ведь вы, вероятно, знаете сами себя лучше, чем кто-либо иной. А если я буду настаивать, что вы человек интересный и значительный, то не поведёте ли вы себя так, чтобы я в конце концов признал своё заблуждение и утвердился в мнении о вас как о человеке никчёмном? Такие случаи я многократно наблюдал на своих семинарах и в клинике застенчивости. Патологически застенчивая девушка по имени Шарон, например, прятала своё красивое лицо под копной неухоженных волос и категорически отказывалась причесаться. Только после десяти занятий я разглядел, что она очень симпатичная. А сама она держала это в секрете даже в раскованной психотерапевтической обстановке. На предложение сменить причёску она грубо огрызалась: «Какого черта, я всегда так хожу».

Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны. В работах Пола Пилкониса и других исследованиях, проведённых в рамках нашей программы, была установлена жёсткая корреляция: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой; там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости.

Руководитель проекта И. Гусинская

Корректор С. Мозалёва

Компьютерная верстка К. Свищёв

Арт-директор С. Тимонов

© Philip G. Zimbardo, 1977

First published by Jossey-Bass. All rights reserved. Перевод публикуется по соглашению с литературным агентством Doris S. Michaels, Inc., New York, USA

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

* * *

Прочитав эту книгу, вы:

Определите природу своей застенчивости, которая вовсе не обязательно идет из детства;

Узнаете, чем опасна застенчивость не только для страдающего ею человека, но и для окружающих;

Получите поэтапную методику борьбы с излишней скромностью.

Эта книга посвящается Маргарет – моей матери, Кристине – моей жене, Адаму – моему сыну и Саре Марии – моей дочери, – всем тем, кто одарил меня доверием, любовью и нежностью и научил все это ценить

Предисловие

Психологи редко становятся знаменитостями. Филип Зимбардо – один из немногих, кому это удалось. Однажды прославившись на весь мир, он по сей день пребывает в статусе живой легенды психологии и сполна собирает все полагающиеся звезде овации и упреки. Книгу, которую вы держите в руках, он написал в зените славы. Но написал совсем не о том, что ему эту славу принесло. Чем же знаменит этот психолог, заслуживший зваться «лицом и голосом современной психологии», и какие уроки может извлечь читатель из его сочинений?

Филип Джордж Зимбардо появился на свет в пору Великой депрессии – 23 марта 1933 г. – в Южном Бронксе, захудалом районе Нью-Йорка, населенном преимущественно нищими иммигрантами. Таковыми были и его родители – выходцы с Сицилии, приехавшие в Новый Свет в поисках лучшей доли. Поиски, увы, не увенчались успехом. Семья перебивалась с хлеба на воду. Не раз и не два приходилось менять место жительства из-за непосильной арендной платы. Бывало, семья тайком покидала квартиру среди ночи, дабы скрыться от домовладельца. Первенец в многодетной семье, Филип с малолетства научился успокаивать младших сестер и братьев, напуганных перспективой ночевки на улице. Не в эти ли лихие годы закладывался его талант увещевателя и мотиватора?

Достаток пришел к ученому лишь в зрелые годы. Свой первый дешевенький автомобиль он купил, уже будучи в профессорском звании, путь к которому был долгим и тернистым.

В 1968 г. Зимбардо пригласили в Стэнфордский университет (который он считал лучшим в мире) на престижную должность профессора. Избавленный здесь от борьбы за финансовое выживание, психолог получил наконец возможность полностью погрузиться в науку.

В раю Стэнфорда он стал искать середину между экспериментальным исследованием и игрой. Одним из блестящих результатов этого поиска стал так называемый тюремный эксперимент, который вошел во все учебники по социальной психологии. Тюремный эксперимент Зимбардо – классическая демонстрация силы влияния ситуации на обычных людей, влияния исполняемой роли на то, как возникает зло. Игра быстро вышла из-под контроля, и эксперимент был прерван, потому что становился непредсказуемым и опасным. Именно этот опыт сделал Зимбардо всемирно известным. Его прекратила Кристина Маслач, будущая жена Филипа Зимбардо. Она была потрясена тем, как развивался сценарий «игры», и расплакалась от жалости к испытуемым.

Скептики, правда, не устают указывать на то, что тюремный эксперимент Зимбардо совсем не безупречен как с научной, так и с этической точки зрения.

Вершина академической карьеры Зимбардо – избрание президентом Американской психологической ассоциации в 2002 г. Ложкой дегтя стало присуждение ему в 2003-м Игнобелевской премии, которую вручают за самые бестолковые и бесполезные «научные» работы. Зимбардо удостоился такой «чести» за исследование того, как простые обыватели воспринимают политических деятелей. Неоднозначное впечатление оставляет и его книга «Эффект Люцифера» (2007) – парафраз давней тюремной истории.

Книга Зимбардо «Парадокс времени» (2008) стала весьма заметным событием в мире психологии. Она повествует о нашей склонности жить прошлым, настоящим или будущим. Какой вариант предпочтительней? Со времен Карнеги психологи повторяют на все лады мантру «здесь и теперь». А как же позитивный прошлый опыт? Отвергнуть его вместе со старыми обидами и огорчениями? А мечты, планы на будущее? Зимбардо предлагает свою гармоничную схему, позволяющую обратить временную ретроспективу и перспективу в инструмент полнокровной, счастливой жизни. Представленная им концепция не имеет отношения к столь популярному ныне тайм-менеджменту – системе рационального и максимально эффективного использования личного времени. Научиться извлекать максимум выгоды из каждой секунды эта книга не поможет. Она вообще не об этом. Эта книга о содержании и ритме нашей жизни, хоть и вынуждена притворяться книгой о выгоде.

На девятом десятке классик еще бодр и активен. Он по-прежнему один из лучших в мире популяризаторов психологической науки: в 2010 г. увидело свет уже девятнадцатое издание его бестселлера «Психология и жизнь» .

«Застенчивость» – одна из наиболее известных работ Зимбардо. Она была написана еще в 1970-е, но не утратила актуальности доныне.

Проблемой застенчивости Зимбардо заинтересовался, наблюдая за поведением своих студентов. Всем нам порой приходится общаться с незнакомыми или малознакомыми людьми, проявлять инициативу, отстаивать свое мнение. Одного это воодушевляет, мобилизует, заставляет активизировать все свои способности и обаяние, и понятно, что такому человеку скорее всего удастся достичь поставленных целей и успеха. Другого подобные ситуации, наоборот, повергают в трепет: учащается сердцебиение, затрудняется дыхание, выступает пот, язык буквально отказывается произносить нужные слова. Такой человек скорее предпочтет уклониться от свидания или публичного выступления. Тем самым он отрезает себе путь к успеху. Замечено, что застенчивые люди немногого добиваются в жизни: их карьера складывается не очень удачно, деловые и личные отношения непродуктивны.

От застенчивости страдает гораздо больше людей, чем может показаться на первый взгляд (ведь она нередко прячется за показной агрессивностью или угрюмой нелюдимостью). В чем же причина застенчивости и можно ли с ней бороться?

Можно, отвечает Филип Зимбардо. Главное в его сочинении – не рассуждения, а конкретные рекомендации тем, кто хочет обрести уверенность в себе; доступные упражнения, многократно опробованные в основанной им клинике застенчивости. Вот уже более четверти века эта клиника успешно функционирует в далекой Калифорнии, а применяемая в ней методика становится достоянием психологов и застенчивых людей во всем мире, в том числе в России. А значит, есть надежда на избавление от внутренних оков и обретение внутренней свободы.

психолог, доцент МГППУ

Вступление

За прошедшие четыре года я провел психологическое исследование с целью расширить наше понимание одного из удивительных аспектов человеческой натуры – застенчивости. Как педагог и как отец, я давно почувствовал, какое сковывающее действие застенчивость оказывает на детей и подростков. Но потребовалось несколько любопытных событий, дабы я начал заниматься систематическим анализом застенчивости в качестве ученого-социолога.

Однажды перед большой аудиторией в Стэнфордском университете я читал лекцию о том, как под влиянием определенной социальной ситуации резко меняются наши мысли, чувства и поведение. Чтобы проиллюстрировать свой рассказ, я описал недавно проведенный эксперимент, в котором испытуемые студенты играли роли надзирателей и заключенных в условиях, воспроизводивших тюремную обстановку. Для участия в эксперименте были отобраны психически здоровые, судя по результатам тестов, люди, однако, проведя всего несколько дней «в тюрьме», они начали вести себя странным, ненормальным образом.

«Надзиратели», поначалу просто властные, в конце концов стали относиться к «своим заключенным» жестоко, порой садистски. «Заключенные» реагировали на эту демонстрацию власти эмоциональным расстройством, ощущением беспомощности и в итоге – тупой покорностью всем требованиям. Эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось прервать уже через шесть дней ввиду того, что личности и ценности испытуемых претерпели в «тюремных» условиях серьезные изменения.

Как же стало возможным, что эти люди так легко вжились в роли «надзирателей» и «заключенных» – роли, доставшиеся им по жребию, в результате подбрасывания монетки? Их к этому никто не готовил. Но они уже имели некоторое представление о том, что значит быть надзирателем или заключенным, поскольку сталкивались в семье и школе с разнообразными проявлениями властности и несправедливости и знали о них из средств массовой информации. Надзиратели поддерживают свою власть, требуя соблюдения правил, которые главным образом ограничивают свободу действий. Эти правила устанавливают, что заключенные могут делать из того, что им захочется, и что они должны делать вопреки своему желанию. На такого рода принуждение заключенные могут реагировать либо бунтом, либо покорностью. Бунт влечет за собой наказание, так что большинство сдается и делает все, что от них ожидает стража.

Обсуждая со своими студентами психический склад надзирателей и заключенных, я провел параллели между взаимосвязями обитателей тюрьмы и отношениями мужья – жены, родители – дети, педагоги – учащиеся, доктора – пациенты и т. д. Я спросил: «А можете ли вы представить эти два способа мышления в одной голове, два психологических типа – в одной личности?» Яркий пример тому – очень застенчивый человек.

Я продолжал: «Встречаются люди, которые имеют некоторую потребность и знают, как ее удовлетворить, однако воздерживаются от конкретных шагов. Они отправляются на танцы, умея танцевать, но что-то внутри мешает им пригласить кого-нибудь на танец или принять такое приглашение. Точно так же встречаются учащиеся, которые знают нужный ответ и хотели бы произвести хорошее впечатление на учителя, но что-то мешает им поднять руку и заставляет прикусить язык. Они воздерживаются от действий, потому что слышат голос внутреннего надзирателя: “Здесь не место так себя вести; ты неуклюж; над тобой будут смеяться; я не позволяю тебе быть самим собой, приказываю не поднимать руку, не танцевать, не петь, вообще никак не проявлять себя: ты будешь в безопасности, только если тебя никто не увидит и не услышит”. И внутренний заключенный отказывается от риска, с которым связано спонтанное поведение, и тихо подчиняется».

После занятия ко мне подошли двое студентов, чтобы получить дополнительную информацию в связи со своей «проблемой». Проблема заключалась в застенчивости – столь болезненной, что оба большую часть своей жизни проводили в стараниях избежать неловких ситуаций. Мы вместе задумались, насколько необычно было их поведение и вообще в какой степени застенчивость распространена среди молодежи. Я мог быть заинтересованным слушателем, но, увы, не был искушен по части проявления, последствий и «лечения» застенчивости. Следуя лучшим академическим традициям, я порекомендовал им пойти в библиотеку и выяснить, что же известно о застенчивости.

Тем временем распространился слух, что я веду неформальные обсуждения проблемы застенчивости, и вскоре набралась уже дюжина студентов, посещавших регулярный семинар по психологии застенчивости. Поначалу, правда, это был самый необычный семинар, который мне когда-либо доводилось вести. Двенадцать застенчивых людей не склонны к живой дискуссии, за исключением тех случаев, когда речь заходит о главной для них теме – теме, в которой они специалисты: об их собственной застенчивости.

Покончив с обсуждением личного опыта, мы стали выяснять, что же известно науке о застенчивости, и, к общему удивлению, обнаружили, что исследований такого рода очень мало. Имелось несколько работ, в которых застенчивость рассматривалась как личностная черта, а также изучались различные проявления застенчивости – смущение, прятанье лица, страх публичных выступлений, речевые затруднения и т. д., однако отсутствовали систематические исследования, непосредственно направленные на изучение динамики застенчивости. Нам требовалось исследование того, что застенчивость значит для застенчивого человека, для тех, кто с ним сталкивается, для общества в целом. Поставив перед собой эту цель, наша группа подготовила опросник, в котором людям предлагалось ответить, считают ли они себя застенчивыми или нет. Другие вопросы касались мыслей, чувств, действий и физических симптомов, связанных с застенчивостью. Мы также старались выявить типы людей и ситуаций, повергающих в застенчивость тех, кто отвечал на наши вопросы. Первоначальный вариант опросника был опробован примерно на 400 студентах, а затем тщательно переработан с целью повышения его эффективности.

К настоящему времени так называемый Стэнфордский опросник застенчивости заполнили уже около 5000 человек, и мы таким образом накопили значительный объем информации. Кроме того, изучая поведение застенчивых и незастенчивых людей в различной обстановке, наша исследовательская группа провела сотни наблюдений и углубленных интервью. Дабы проанализировать определенные специфические взаимосвязи застенчивости с другими реакциями, были проведены эксперименты в контролируемых лабораторных условиях. Дискуссии с родителями и учителями позволили восполнить пробелы в нашем понимании всех аспектов застенчивости.

Хотя большую часть информации мы получили в ходе работы со студентами американских колледжей, мы несколько расширили область исследования, включив в нее представителей и различных сфер деятельности, и других культур. Опросы проводились среди новобранцев военно-морского флота, бизнесменов, пациентов клиники питания, участников психотерапевтических групп, а также учащихся разных типов школ. Предоставили нам ценную информацию о природе застенчивости коллеги из Японии, Китайской Народной Республики, Мексики, Индии, Германии, Израиля, а также с Тайваня и Гавайев.

Многие из заполнявших опросник хотели знать, как им преодолеть свою застенчивость. Чтобы создать для этого эффективные методики, мы открыли в Стэнфордском университете клинику застенчивости. Там мы разрабатываем упражнения, способные облегчить жизнь застенчивым людям. Мы надеемся, что клиника поможет застенчивым избавиться от своего недостатка, а нам – больше узнать о природе этого широко распространенного явления.

Сегодня мы знаем немножко больше, нежели тогда, когда задали первые «отчего?» и «почему?» по поводу застенчивости. Однако многие вопросы пока остаются без ответа. Наша исследовательская программа предполагает длительное изучение многих граней этого трудноуловимого и порой загадочного феномена. Обычно исследователи, прежде чем писать книгу вроде этой, стараются накопить побольше информации. Однако такая предусмотрительность уступила место настоятельным просьбам посоветовать, проконсультировать, информировать немедленно. Эти просьбы содержатся в сотнях писем, телефонных звонков и личных обращений людей, которые испытывают каждодневные страдания от непереносимого бремени застенчивости. Надеюсь, эта книга предоставит им полезную информацию и практические советы насчет того, как начать бороться с застенчивостью.

Книга состоит из двух частей. Первая часть преимущественно посвящена тому, что такое застенчивость. Вы узнаете о том, что значит испытывать различные виды застенчивости, о необычных проблемах, встающих перед застенчивыми людьми, происхождении застенчивости и путях ее изучения. Вы осознаете, какую роль семья, школа и общество играют в формировании застенчивости. И вы поймете, как застенчивость затрудняет интимное общение и подчас делает невозможными полноценные сексуальные контакты. Застенчивость – часть личного опыта, но ее влияние ощущает на себе все общество. Первая часть книги заканчивается рассмотрением того, как застенчивость создает социальные проблемы, будучи связана, хотя и не прямо, с насилием, алкоголизмом, формированием общественных движений, обезличенным сексом и вандализмом.

Во второй части рассматриваются практические вопросы борьбы с застенчивостью. Вы найдете конструктивные советы, как изменить свое мнение о застенчивости и о самом себе. Часто застенчивость есть не просто следствие либо недостаточной уверенности в себе, либо скрытых страхов перед некими социальными ситуациями; она может проистекать из отсутствия или недостаточного освоения определенных социальных навыков. Вы найдете простые тактические и стратегические советы по развитию этих навыков, что поможет повысить вашу социальную активность.

Но даже если существует волшебное средство для тех, кто застенчив сегодня, то как можно уберечь грядущие поколения от тех неприятностей, которые несет им застенчивость? Последняя глава посвящена самой интересной теме – терапии общества, порождающего застенчивость. Ретроспективной терапии, созданной, чтобы помочь людям, когда они уже страдают, недостаточно. Мы в первую очередь должны сделать все возможное для перестройки нашего общества, чтобы предотвратить страдания.

Застенчивость – скрытая личная проблема, которая приобретает такие эпидемические масштабы, что справедливо говорить о ней как о социальной болезни. Тенденции к росту в нашем обществе изоляции, конкуренции и одиночества заставляют признать, что в ближайшие годы положение еще более ухудшится. Хотя мы и начнем что-то предпринимать, многие наши дети и внуки окажутся заложниками собственной застенчивости. Чтобы это предотвратить, мы должны понять, что такое застенчивость, и тем самым обеспечить такие благоприятные условия, в которых застенчивые люди смогут разрушить свою внутреннюю тюрьму и вернуть себе свободу речи, действия, человеческих контактов.

Наверное, Готорн имел в виду застенчивого человека, когда писал: «Какая тюрьма темнее, чем сердце? Какой тюремщик строже, чем ты сам?»

Мы можем научиться создавать рай даже из ада застенчивости. Это нелегко, но возможно. Давайте попробуем.

Часть I
Что такое застенчивость?

1. Настоящая проблема

* * *

Хуже? Трудно удержаться, чтобы не захихикать над этим рассказом, напоминающим начало какого-нибудь из анекдотов Вуди Аллена. Но наш смех будет лишь способом защиты от собственных болезненных воспоминаний. Нам хотелось бы думать, что девушка преувеличивает: жизнь не может быть такой плохой. Но многим застенчивым людям жить действительно очень несладко.

У моего брата, вынужденного носить на ногах распорки для коррекции последствий младенческого паралича, развился такой же болезненный страх перед людьми. Стоило раздаться стуку в дверь, Джордж тотчас оглядывался, чтобы сосчитать, все ли члены семьи находятся рядом. Если они все были тут, он скрывался под кроватью или в еще более надежном убежище – за запертой дверью ванной. И лишь после долгих просьб и увещеваний он смягчался и соизволял явиться, чтобы поздороваться с гостем.

Моя мать, которой были свойственны сострадание и глубокое понимание человеческой натуры, решила, что она должна помочь Джорджу, прежде чем его застенчивость станет непреодолимой. Его причуды продолжались и после того, как с ног были сняты распорки. Убежденная, что сын должен общаться со сверстниками, мать настояла на том, чтобы Джорджа приняли в школу, хотя ему исполнилось всего четыре с половиной года и была как раз середина семестра.

Мать вспоминает:

«Он вопил и рыдал беспрерывно почти весь первый день, в ужасе вцепившись в подол моего платья. Стоило учительнице или кому-то из детей посмотреть на него, он утыкался головой мне в подол или закатывал глаза к потолку. Но когда в классе рассказывали интересную историю или начинали играть в музыкальные игрушки, любопытство брало верх, и он не мог удержаться, чтобы не смотреть и не слушать.

Мне пришла в голову мысль, что Джордж не был бы так сосредоточен на себе, будь он невидим, имей он возможность участвовать в совместных действиях и наблюдать, в то время как другие дети не могли бы его видеть. Естественно, раствориться в воздухе он был не в состоянии, но он мог проделать нечто подобное – стать человеком в маске вроде Одинокого Ковбоя из радиопьесы.

После обеда мне удалось убедить Джорджа помочь мне смастерить маску из плотного бумажного пакета для продуктов. Мы вырезали в маске отверстия для глаз, носа и рта и слегка раскрасили ее, чтобы она стала более симпатичной. Он померил маску, и она ему понравилась. Снова и снова он заставлял меня повторять вопрос: “Кто этот мальчик в маске?” На это он с ликованием отвечал: “Одинокий Ковбой”, или “Мистер Никто”, или “Не ваше дело”, или просто по-львиному рычал. Иногда он снимал маску, чтобы убедить меня, что это был все-таки он сам.

Учительница согласилась принять мою игру. По сути, она сделала даже больше – привела игру в действие. Она объявила детям, что новенький будет носить маску и не надо пытаться ее сорвать, лучше просто играть с мальчиком в маске. Неожиданно этот подход сработал. Джордж смог стать частью класса, хотя и несколько отстраненной частью. Если ему не хотелось прятаться, он мог вообразить, что его никто не узнает. Постепенно он сблизился с другими детьми и в конце концов через несколько недель увлекся общей игрой.

Он остался в группе еще на год, и, по мере того как он привыкал к школьным порядкам, росла его уверенность в себе. Однако он продолжал каждое утро надевать маску и снимал ее только после занятий, когда брат приходил забрать его домой.

Великий день настал в конце года, когда должно было состояться детское цирковое представление. Джордж за год набрался опыта в таких делах, и учительница предложила ему: “А не хотел бы ты быть распорядителем цирка?” Он запрыгал от радости. Но учительница продолжала: “Джордж, ты же знаешь – распорядитель носит маскарадный костюм и высокий колпак, но никак не маску. Если ты хочешь играть эту роль, давай заменим маску таким костюмом. Хорошо?”

Так Джордж не просто стал членом труппы, а возглавил ее – отныне он являлся руководителем, которого видят и слышат все! Не нуждаясь больше в маске, мальчик ступил на путь, приведший его к превращению в здорового, счастливого ребенка. И хотя мой сын не стал выдающимся учеником, он крепко подружился с ребятами, а потом его даже избирали в актив класса».

Ношение маски в течение полутора лет может показаться эксцентричным. Но это простое решение позволило Джорджу постепенно войти в успешный контакт с другими детьми и приблизило тот день, когда он смог стать самим собой уже без маски. Бумажная маска оказалась наилучшим выходом для крайне застенчивого ребенка. Другим детям везет меньше. Они вырастают и становятся взрослыми, так и не научившись справляться со своей мучительной проблемой.

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от потенциально приятного опыта;

Она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;

Ваша застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить ваши личные достоинства;

Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями, такими как чувство одиночества, тревоги или тоски.


Быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза. Незнакомцы пугают застенчивых своей неизвестностью и неопределенностью, начальство – тем, что оно наделено властью, представители другого пола – в силу потенциальной возможности интимного контакта. Джордж и та девушка, с чьего рассказа началась эта глава, – оба ощущали угрозу практически от каждого встречного. И тот и другая – крайне драматичные примеры застенчивой личности. Но в каком-то из своих многообразных проявлений проблема застенчивости может тихо вторгаться в жизнь каждого из нас.

Случалось ли вам однажды прийти в гости в разгар вечеринки и обнаружить, что единственный знакомый вам человек – хозяйка, да и той нет поблизости? «Кто вы?» – интересуются окружающие, но в ответ вы бормочите нечто невразумительное… Или приходилось ли вам оказаться в незнакомой компании тогда, когда кто-то, самый активный, весело предлагает: «Пусть каждый представится и расскажет немного о себе, чтобы мы могли лучше узнать друг друга»? Вы тут же начинаете генеральную репетицию: «Меня зовут … (черт побери, как это сказать?)… Фил Зимбардо. Я… я… человек… (и почему я не пошел сегодня в кино?)». Еще раз, без эмоций: «Меня зовут, уф!..» Такого рода обычные ситуации могут дать людям, не страдающим застенчивостью, представление о том, какие мучения претерпевает застенчивый человек.

Несмотря на то, что застенчивость может быть довольно сильной и иметь негативные последствия, ее можно победить. Но для этого необходимо понять, что лежит в основе данного явления, а затем выбрать соответствующую программу изменения этих основ.

Из книги Осмельтесь преуспеть автора Кэнфилд Джек

Формирование у детей самооценки Самооценка ребенка напрямую зависит от модели воспитания, которой следуют его родители. Занижены самооценка является тревожным симптомом и свидетельствует о наличии серьезной проблемы, которая требует немедленного вмешательства со

Из книги Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая... автора Либина Алена

ГЛАВА 12 – АРХИТЕКТУРА САМООЦЕНКИ Мои мысли – крыша над головой, мои чувства – атмосфера моего дома, моипоступки – фундамент моей жизни. Испанская пословица Путь к познанию своего истинного Я, своей Личности не из легких. Внешние проявления нашего образа Я, как мы

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

18. Исследования в области самооценки Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Методика самооценки студента Методика самооценки студента (курсанта, слушателя) может выполняться как индивидуально, так и в группе. Эта методика пригодна и для групп юношеского возраста (старшеклассников).Испытуемым выдаются бланки для самооценки личности. Инструкция

Из книги Стыд. Зависть автора Орлов Юрий Михайлович

10. Влияние самооценки на стыд Точно так же, чем сильнее завышена Я-концепция у человека, тем больше вероятность того, что он будет испытывать стыд и чувство неполноценности. Слишком высокая самооценка также опасна, как и чрезмерно высокие притязания. Кому это выгодно?

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Обновление самооценки Быть самим собой иногда нелегко. Многие достигают зре­лости с сомнениями в собственной адекватности. Даже если мы миновали подростковый возраст, не получив серьезных травм и ушибов, став молодыми взрослыми мы сталкива­емся с сильным давлением,

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Как за пять минут в день превратить общение с ребенком во взаимное удовольствие. Формирование самооценки и лидерских способностей детей Мать оставила трехлетнюю дочь Наташу с папой. Отец сидит за компьютером, а дочь с ним играет в куклы: носит воду в кукольной посудке, а

Из книги Живая психология. Уроки знаменитых экспериментов автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы автора Нарбут Алекс

Повышение самооценки Прямо с настоящего момента начните хвалить себя за каждую мелочь и делайте это по возможности каждое утро.? Вовремя проснулись? Скажите себе, что вы молодец.? Приготовили завтрак? Похвалите себя за это, скажите, что вы все сделали великолепно.? Что-то

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Уровень самооценки Многие исследователи отмечают, что большое влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционального стресса, оказывает структура самооценки личности. Считается, что люди с заведомо заниженной самооценкой обычно в большей

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Опросник для самооценки терпеливости Методика разработана Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.Инструкция. Ответьте, согласны ли вы с предложенными вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны, то знак «-».Текст опросника1. Если я устаю при

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

9. Повышение самооценки То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворенности. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку

Из книги Мечтай как женщина, побеждай как мужчина автора Харви Стив

Система самооценки Работа над характером напрямую связана с самооценкой. Вот мой способ. Я пишу шутку и тестирую ее со сцены на публике. Если публика громко смеется, я ставлю шутке оценку «1», смеется не очень сильно – ставлю «2», редко смеется – оценка «3».Когда я начал

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Понятие самооценки Иметь здоровую самооценку – то есть принимать самого себя – значит понимать свои чувства и реакции и действовать исходя из этого понимания (в своих интересах или в интересах других). Это относится ко всем сторонам жизни, а не только к ситуациям, когда

Из книги Живая психология. Уроки классических экспериментов автора Степанов Сергей Сергеевич

Структура самооценки Самооценка имеет сложную структуру. Здоровая самооценка не означает, что надо все время быть сильным и чего-то добиваться. Она вмещает широкий эмоциональный спектр, самые разные реакции. Поэтому правильнее характеризовать самооценку через систему

Из книги автора

Причуды самооценки Еще в начале прошлого века выдающийся американский психолог Уильям Джемс высказал суждение, что близкий круг общения в немалой мере формирует личность человека. Недавние психологические эксперименты подтвердили наблюдение Джемса и даже позволили

Как поднять самооценку и полюбить себя? Как обрести уверенность в себе и поверить в свои силы? Какие советы и способы повышения самооценки реально работают?

Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами Денис Кудерин.

Давно доказано учеными, что самооценка является одним из важнейших факторов достижения успеха в жизни и чувства уверенности в себе.

Низкая самооценка приводит к бедности, депрессии и ощущению бессмысленности собственного существования.

Если вы или ваши знакомые сталкиваются с этой проблемой, то сегодня я поделюсь с вами действенными способами по ее разрешению, которые помогли мне лично.

Все техники и приемы, описанные в статье, рекомендованы ведущими психологами и просто успешными людьми, которые каждый день применяют их в собственной жизни.

Используя их на практике, вы сможете не только стать более уверенным, но и в итоге даже увеличить свои доходы и даже начать бизнес.

Начнем, друзья!

1. Что такое самооценка: определение и ее влияние на нашу жизнь

Для достижения успеха в любой области своей деятельности человеку необходимо быть уверенным в себе и уметь убеждать в своей правоте других.

Люди с пониженной самооценкой не могут быть счастливы по определению: всё их существование состоит из сомнений, разочарований и самокопания. Между тем яркая, насыщенная событиями жизнь проходит мимо, доставаясь тем, кто не сомневается в собственной правоте и уверенно шагает к своей цели.

Человек с низкой самооценкой считает себя не достойным счастья, поэтому подсознательно уступает во всём другим. Чтобы изменить ситуацию в свою пользу, нужно измениться самому – другого пути не существует.

В данной статье я расскажу, почему самооценка человека так важна, какие причины влияют на её снижение, и как повысить самооценку мужчине, женщине (девушке), подростку наиболее эффективными методами.

Самооценка – это представление индивида о важности своей личности по отношению к другим людям и оценка собственных качеств – достоинств и недостатков.

Самооценка чрезвычайно важна для полноценного функционирования личности в социуме и достижения различных жизненных целей – успеха, самореализации, семейного счастья, духовного и материального благополучия.

Функции самооценки

Функции самооценки следующие:

  • Защитная – обеспечивает стабильность и относительную независимость личности от мнения других;
  • Регуляторная – даёт возможность человеку решать задачи личностного выбора;
  • Развивающая – обеспечивает толчок к развитию личности.

Определяющее значение в раннем формировании самооценки играет оценка нашей личности окружающими – в частности, родителями, сверстниками, друзьями. В идеале самооценка должна строиться только на собственном мнении индивида о себе, но на деле влияние на нее оказывает множество разных факторов.

Самооценка – отношение человека к самому себе: к своим возможностям, физическим и духовным качествам. Адекватная оценка собственных возможностей помогает избежать ошибок и одновременно является стимулом к дальнейшему развитию.

Психологи считают, что идеальная самооценка – это максимально точная оценка человеком своих способностей.

Заниженная самооценка заставляет человека сомневаться, раздумывать и принимать неверные решения, а слишком высокая приводит к совершению большого количества ошибок.

В большинстве случаев мы имеем дело с недооценкой человеком своих возможностей, именно поэтому человек не в состоянии полностью раскрыть свой потенциал и не понимает, как повысить самооценку.

Известный тренер в области психологии успеха считает, что низкая самооценка является главной причиной финансовой несостоятельности человека. Ведь если вы плохо относитесь к себе, у вас нет уверенности в своих силах, то вы обречены быть бедным, а о собственном бизнесе даже не придется и мечтать.

Напротив, рост самооценки приводит к росту ваших доходов и заработку большего количества денег. Так что если у вас есть финансовые проблемы, обязательно поищите причину в своем эмоциональном состоянии.

Патологическим проявлением заниженной самооценки является комплекс неполноценности.

Именно самооценка – ключ к достижению успеха в любой сфере человеческой деятельности. Уверенность к себе ведёт к принятию важных и своевременных решений, а недооценка своих сил снижает уровень личной энергии человека, заставляет его постоянно сомневаться в себе и вместо действий – раздумывать о действии.

2. Почему важно полюбить себя и что будет, если этого не сделать

Повысить самооценку – значит, полюбить себя: принять себя таким, какой вы есть со всеми недостатками и изъянами. Минусы есть у всех: уверенный в себе человек тем и отличается от вечно сомневающегося и неуверенного, что видит в себе не только недостатки, но и достоинства, и при этом умеет выгодно преподнести себя окружающим.

Если вы не любите себя, как другие смогут вас полюбить? Известно, что сознательно и подсознательно люди стремятся к контакту и общению с уверенными в себе личностями. Именно таких индивидов чаще всего выбирают в деловые партнёры, в друзья и в мужья (или жены).

Если вы сомневаетесь в себе и корите за любую мелочь, вы автоматически программируете себя на дальнейшие неудачи и делаете всё более трудным процесс принятия решений. Научитесь хвалить себя, прощать себя и любить себя – вы увидите, как изменится к вам отношение окружающих.

Признаки заниженной (-) самооценки

У человека с заниженной самооценкой обычно проявляются такие качества как:

  • чрезмерная самокритика и неудовлетворённость собой;
  • повышенная чувствительность к критике и мнению окружающих;
  • постоянная нерешительность и боязнь допустить ошибку;
  • патологическая ревность;
  • зависть к успехам других;
  • страстное желание угождать;
  • враждебность к окружающим;
  • постоянная защитная позиция и потребность оправдываться в своих действиях;
  • пессимизм, негативное мировоззрение.

Индивид с заниженной самооценкой воспринимает временные трудности и неудачи как постоянные и делает неверные выводы. Чем хуже мы относимся к себе, тем более негативно относятся к нам окружающие: это приводит к отчуждению, депрессиям и прочим психоэмоциональным расстройствам.

3. Высокая самооценка и уверенность в себе – важный фактор достижения успеха

Прежде чем я расскажу о способах повышения самооценки, хочу подчеркнуть важность любви к себе для достижения успеха и благополучия. Почему-то считается, что себялюбие – грех или, по крайней мере, нечто такое, чего следует избегать.

На самом деле отсутствие любви и уважения к собственной личности как раз и порождает многочисленные комплексы и внутренние конфликты.

Если человек невысокого мнения о себе самом, вряд ли окружающие будут считать по-другому. И наоборот – уверенные в себе люди обычно высоко оцениваются окружающими: к их мнению прислушиваются, с ними стремятся общаться и сотрудничать. Научившись уважать себя, мы обретем уважение других, а также научимся адекватно относиться к мнению о нас окружающих.

Признаки высокой (+) самооценки

Люди со здоровой, высокой самооценкой обладают следующими преимуществами:

  • принимают свой физический облик таким, какой он есть;
  • уверены в себе;
  • не боятся совершать ошибки и учатся на них;
  • спокойно воспринимают критику и комплименты;
  • умеют общаться, не испытывают робости при общении с незнакомыми людьми;
  • уважают мнение других, но ценят и собственный взгляд на вещи;
  • заботятся о своём физическом и эмоциональном самочувствии;
  • гармонично развиваются;
  • добиваются успеха в своих начинаниях.

Вера в себя и самоуважение – такие же необходимые факторы для достижения успеха и счастья, как солнце и вода для растения: без них невозможен личностный рост. Низкая самооценка лишает человека перспективы и надежды на изменения.

4. Низкая самооценка – 5 главных причин

Факторов, которые непосредственно или косвенно влияют на наше отношение к самим себе, великое множество. Это и генетические особенности, и внешние данные, и социальный статус, и семейное положение. Ниже мы рассмотрим 5 наиболее распространенных причин низкой самооценки.

Причина 1. Неправильное воспитание в семье

От правильного воспитания напрямую зависит наше отношение к себе. Если родители не поощряли нас, а наоборот, ругали и постоянно сравнивали с окружающими, у нас просто не будет повода для любви к себе – не будет почвы, на которой будет базироваться вера в свои способности.

На снижение самооценки и отсутствие уверенности в собственных словах и поступках влияет критика родителями любых инициатив, начинаний и действий. Даже повзрослев, человек, которого в детстве постоянно критиковали, подсознательно продолжает бояться ошибок.

Родители (учителя, тренеры) должны знать, как повысить самооценку ребёнка, который страдает от сомнений и неуверенности в себе.

Лучший способ – похвала, ненавязчивое поощрение. Достаточно несколько раз искренне похвалить малыша за правильно выполненное школьное задание, старательно нарисованный рисунок, и его самооценка неизбежно повысится.

Психологи говорят, что семья является для ребёнка центром мира: именно там закладываются все будущие характеристики взрослой личности. Пассивность, вялость, неуверенность, другие отрицательные качества – прямое отражение родительских внушений и установок.

Обычно самооценка выше у единственных детей и тех, которые родились первыми. У других детей нередко возникает «комплекс младшего брата», когда родители постоянно сравнивают младшего ребёнка со старшим.

Идеальная для адекватной самооценки семья – та, в которой мать всегда спокойна в хорошем настроении, а отец – требователен, справедлив и имеет непререкаемый авторитет.

Причина 2. Частые неудачи в детстве

От неудач не застрахован никто, главное – наше к ним отношение. Сильное травмирующее событие может отразиться на психике в виде комплекса вины и снижения самооценки. Например, некоторые дети обвиняют себя в разводе родителей или их частых ссорах: в будущем чувство вины трансформируется в постоянные сомнения и неспособность принять решение.

В детстве вполне безобидные события приобретают космические масштабы. Например, заняв второе, а не первое место на соревнованиях, взрослый спортсмен вздохнёт и продолжит тренировки с удвоенной силой, а ребёнок может получить психологическую травму на всю жизнь, особенно если родители не проявят должного понимания ситуации.

Чем питается низкая самооценка в детстве? Неудачами, ошибками, насмешками сверстников, неосторожными замечаниями взрослых (родителей в первую очередь). В итоге у подростка формируется мнение, что он плохой, невезучий, неполноценный, и появляется ложное чувство вины за свои действия.

Причина 3. Отсутствие ясных целей в жизни

Если вам не к чему стремиться в жизни, вам не нужно напрягаться и делать волевые усилия. Отсутствие ясных целей, лень, следование стандартным обывательским императивам – это легко и не требует проявления личностных качеств. Такой человек не планирует становиться успешным и богатым, он пассивен по своей сути.

Зачастую люди с низкой самооценкой живут на автопилоте, вполсилы. Их устраивают серые тона, незаметный образ жизни, отсутствие ярких красок – выбираться из болота нет никакого желания. Такие люди перестают обращать внимания на собственную внешность, доход, перестают мечтать и стремиться к изменениям. Естественно, самооценка в такой ситуации не просто низкая, а отсутствует вовсе.

Вырастая, человек становится пассивным, а далее все эти проблемы перекладывает на свою семью, когда женится (выходит замуж).

Здесь вывод напрашивается сам собой: повысить самооценку мужчине и женщине, то есть взрослому человеку, также необходимо как и ребенку. Ведь все начинается с детства, а далее ничего не меняется, если взрослый человек сам не предпримет для этого усилий.

Причина 4. Нездоровое социальное окружение

Если вас окружают люди без определённых целей в жизни, пребывающие в постоянном духовном анабиозе, вряд ли у вас появится стремление к внутренним трансформациям.

Высокая самооценка и амбиции появляются там, где есть примеры для подражания – если все ваши друзья и знакомые привыкли жить в тени, не проявляя инициативы, то и вас, скорее всего, такое существование будет полностью устраивать.

Если вы заметили, что у вас в окружении патологически все привыкли жаловаться на жизнь, сплетничать, осуждать других и чрезмерно философствовать без повода - стоит задуматься, а по пути ли вам с этими людьми?

Ведь такие люди могут стать для вам энергетическими вампирами и помешать вам разбудить в себе истинный потенциал.

Если вы чувствуете, что такая тенденция имеет место быть - поменяйте это окружение или как минимум, ограничьте общение с ним.

Лучше всего общаться теми людьми, кто уже успешен, имеет свое дело и умеет зарабатывать. Мы уже писали ранее на тему того , рекомендуем ознакомиться с данной статьей.

Причина 5. Дефекты внешности и здоровья

Низкая самооценка часто возникает у детей с дефектами внешности или врождёнными заболеваниями.

Даже если родители ведут себя правильно по отношению к такому ребёнку, на него может в значительной степени повлиять социальное окружение – в первую очередь, мнение сверстников.

Типичный пример – дети с лишним весом, которым в детском саду или в школе дают обидные прозвища. Низкая самооценка в таких случаях практически обеспечена, если не принять соответствующих мер.

В этом случае стоит постараться устранить имеющиеся недостатки, а если это невозможно, то нужно начать развивать в себе другие качества, которые сделают человека (ребенка) более развитым, харизматичным и уверенным в себе.

Пример

Если ребенок и имеет лишний вес и соответствующую непривлекательную внешность, то при правильном подходе к развитию его способностей и талантов, можно обратить этот недостаток в преимущество.

Возможно, у него проявятся способности к спорту (тяжелой атлетике или борьбе, или боксу), или наоборот, он сможет стать востребованным актером с присущим ему типажом.

В целом, есть тысячи примеров, где люди с огромными физическими недостатками добились всемирного признания, создали счастливые семьи и при этом живут той жизнью, о которой «здоровые» могут только мечтать.

Самый яркий тому пример - , всемирно известный оратор и проповедник. Ник родился без рук и без ног , естественно испытывал огромный комплекс неполноценности и даже хотел покончить с собой.

Но, благодаря силе воле и желанию жить, добился общественного признания и помог тысячам людей во всем мире найти себя и справиться с психологическими трудностями.

Сейчас ник долларовый миллионер и любимец тысяч людей, ведь он помог им изменить свою жизнь. Работая над своей самооценкой, вы сможете достичь небывалых высот и даже повторить успех Ника Вуйчича, несмотря на то, что сейчас ваше состояние может быть не самым лучшим.

А о том, как мыслят богатые люди и что нужно чтобы стать миллионером, мы уже писали .

5. Как повысить самооценку и уверенность – 7 мощных способов

Как поднять самооценку и полюбить себя? Способов заставить себя поверить в собственные силы множество, но я выбрал семь наиболее надёжных и эффективных вариантов.

Способ 1. Смена окружения и общение с успешными людьми

Поскольку человек – существо социальное, он полностью зависит от своего окружения. Как поверить в себя и повысить самооценку с помощью других людей? Очень просто – нужно сменить своё окружение.

Выше я уже писал, что общение с безынициативными, вялыми и ленивыми людьми без амбиций и стремлений к изменениям – прямой путь к снижению самооценки и отсутствию жизненной мотивации.

Если вы кардинально смените круг общения и станете контактировать с успешными, целеустремлёнными, уверенными в себе людьми, вы практически сразу почувствуете, как меняетесь к лучшему. Постепенно к вам вернётся самоуважение, любовь к себе и все те качества, без которых невозможно достичь успеха.

Общаясь с успешными и благополучными людьми, вы научитесь ценить индивидуальность (в том числе – свою собственную), станете по-иному относиться к личному времени, обретете цель и начнете добиваться успеха своими силами.

Способ 2. Посещение мероприятий, тренингов, семинаров

В любом городе проводятся мероприятия, тренинги или семинары, на которых специалисты обучают всех желающих уверенности в себе и повышению самооценки.

Эксперты по прикладной психологии за несколько месяцев смогут из робкого, нерешительного индивида сделать волевого, довольного собой и целеустремлённого человека: главное – иметь первоначальный импульс и желание к изменениям.

Существует множество грамотных книг, в которых подробно, с примерами и разъяснениями рассказывается о необходимости любви и уважения к себе: если вы хотите изменений, знакомство с такой литературой будет весьма продуктивным.

Особенно актуальной для повышения женской самооценки будут книги Хелен Анделин «Очарование женственности» и Луиза Хей «Исцели свою жизнь».

Полезен также просмотр видеоконтента по данной тематике – документальных и художественных фильмов, способствующих повышению самооценки.

Способ 3. Выход из «зоны комфорта» - совершение непривычных действий

Стремление человека уйти от проблем в зону личного комфорта вполне понятно. Гораздо легче в сложных ситуациях утешать себя сладостями, алкоголем, смакованием собственного бессилия. Намного труднее принять вызов лицом к лицу и совершить нечто, что нам несвойственно.

Поначалу может показаться, что за пределами зоны комфорта – враждебный и неприветливый мир, но затем придёт понимание, что настоящая жизнь, полная красоты, приключений и положительных эмоций, находится именно там, где вы ещё не были.

Пребывания в привычных условиях похоже на жизнь в невидимой клетке, из которой вы боитесь выходить просто потому, что привыкли к ней. Научившись покидать «зону комфорта» и при этом оставаться спокойным, собранным и уравновешенным, вы обретете мощный стимул для поднятия самооценки и формирования своего нового имиджа.

Начать можно с малого – например, перестаньте после работы сидеть перед телевизором, а купите абонемент в тренажёрный зал, займитесь бегом, йогой, медитацией.

Поставьте задачу – научиться за полгода незнакомому языку или сегодня вечером познакомиться с понравившейся девушкой. Не бойтесь, если с первого раза у вас не всё будет получаться – зато новые ощущения и повышение самооценки гарантированы.

Способ 4. Отказ от чрезмерной самокритики

Прекратив заниматься самобичеванием, порицать себя и «поедать» за ошибки, недостатки внешности, неудачи в личной жизни, вы добьетесь сразу нескольких целей:

  1. Высвободите огромное количество энергии. У вас не будет уходить внимание на самоедство, и найдется время для других, более креативных и достойных задач;
  2. Научитесь принимать себя таким, какой вы есть. Вы - единственный и неповторимый человек на этой планете. Так зачем сравнивать себя с другими? Лучше сосредоточиться на достижении собственных целей согласно своему потенциалу и вашему представлении о счастье;
  3. Научитесь видеть положительные черты своей личности . Вместо того, чтобы зацикливаться на негативе, целенаправленно найдите в себе сильные стороны и работайте над их развитием.

В конце концов, любые неудачи, разочарования и ошибки можно обратить в свою пользу, используя в качестве жизненного опыта.

Способ 5. Занятие спортом и ведение здорового образа жизни

В ходе проведённых европейскими учеными экспериментов установлено, что один из самых простых и эффективных способов повысить самооценку – заняться спортом, физкультурой или деятельностью, направленной на улучшение здоровья и самочувствия.

Здоровое тело – вместилище здорового духа и правильных мыслей, и наоборот: человеку, тяжелому на подъём, с нетренированным телом, трудно принимать решения и действовать самостоятельно.

Начав заниматься спортом, человек начинает менее критично воспринимать свою внешность и более уважительно относиться к самому себе. При этом повышение самооценки не зависит от результатов тренировок: даже если изменения незначительны, важен сам процесс занятий.

Чем активнее вы тренируетесь, тем лучше начинаете относиться к самому себе.

Любая физическая активность (особенно для человека, работающего в офисе) – это возможность обрести уверенность и полюбить себя. Данному феномену есть вполне научное объяснение: во время занятий спортом у человека интенсивно вырабатываются дофамины – нейромедиаторы, ответственные за поощрение (в обходе их иногда называют «гормонами радости»).

Биохимические изменения положительно влияют на психику и повышают нашу самооценку.

Способ 6. Прослушивание аффирмаций

Аффирмации – один из самых эффективных способов перепрограммировать собственное сознание. В психологии под аффирмациями понимают краткие вербальные формулы, которые при многократном повторении создают в подсознании человека положительную установку. В дальнейшем данная установка способствует изменению черт характера и личности в сторону улучшения.

Аффирмации всегда формулируются как уже свершившийся факт, что заставляет человека принимать их как данность и мыслить соответствующим образом. Если наше подсознание считает нас уверенными в себе, успешными и целеустремленными, то постепенно мы действительно становимся таковыми.

Типичные примеры аффирмаций для повышения самооценки: «Я хозяин свой жизни», «Я могу обладать всем, что пожелаю», «Я верю в себя, поэтому всё приходит ко мне свободно и без усилий». Данные лингвистические формулы можно повторять самостоятельно или прослушивать в плеере: главное в данной практике – регулярность.

Начитайте в микрофон эти фразы, записав из них трек из нескольких минут и слушайте в свободное время. Эта технология рекомендована западными психологами и доказала свою высокую эффективность.

Способ 7. Ведение дневника успехов и достижений

Поднять самооценку подросткам, мужчинам и женщинам поможет дневник собственных побед и достижений.

Заведите такой дневник прямо сейчас и заносите туда всё, чего вам удалось добиться за день (неделю, месяц). Дневник успеха – мощнейший стимулирующий инструмент, который заставит вас поверить в себя и позволит многократно повысить собственную эффективность.

Каждый день вносите записи о любых своих победах, даже маленьких.

Пример

  • Перевёл бабушку через дорогу;
  • Хотел съесть вредную пищу, но сдержался;
  • Проснулся и лег вовремя (по плану);
  • Сделал подарок любимой (любимому);
  • Заработал на 10% больше, чем в предыдущем месяце;

Все эти «мелочи» относятся к вашим личным успехам, обязательно внесите их в свой дневник успеха и регулярно прочитывайте его.

Если вы будете записывать туда всего 5 простых вещей в день, то в месяц это уже будет 150 ваших достижений!

Не так уж и мало для одного месяца, согласитесь?!

В одной из наших статей было написано о том, а ведение дневника успеха может стать первым шагом на пути к этому.

6. Зависимость от общественного мнения – фактор, разрушающий личность: побеждаем неуверенность в себе

Общественное мнение может разрушить нашу жизнь, если придавать ему слишком большое значение.

Конструктивная критика, указывающая на конкретные ошибки – это полезно и помогает в развитии, но полностью зависеть от мнения других – большая ошибка.

Научитесь ценить своё собственное мнение и свой собственный взгляд на вещи, тогда слова других перестанут быть для вас столь важными. Если вы, совершая какие-либо действия думаете в первую очередь о том, что скажут люди, как они посмотрят на вас, то вряд ли добьетесь успеха в своих начинаниях.

Пусть общественное мнение зависит от вас, а не вы от него. Воплощайте собственную волю и поменьше думайте о последствиях.

Как стать увереннее в себе - практические упражнения

  1. «Сам себе клоун». Подготовка: вы нелепо одеваетесь, например в бигуди, огромный галстук, смешную одежду. Затем выходите на улицу, заходите в магазины, в общем ведете себя так, как будто это ваш повседневный облик. Естественно, что вы будете чувствовать дискомфорт в таком виде. Но одновременно с этим у вас будет снижаться психологический порог критического восприятия вас окружающими;
  2. «Оратор по жизни». Старайтесь как можно чаще выступать публично. Если на работе начальник просит кого-либо подготовить презентацию, организовать мероприятие или отправиться в командировку с важным докладом - проявите инициативу и возьмите эти функции на себя. Если у вас возникает страх публичных выступлений, то способы его преодоления уже были описаны в .

Оба этих упражнения связаны с выходом из зоны комфорта. Наш мозг начинает думать, что такое поведение нормально для нас и эти вещи уже не вызывают такой стресс как раньше. Помните, лучший способ избавиться от страха - сделать то, что вы боитесь!

7. Как найти себя и научиться управлять своей самооценкой – 5 важных советов

А теперь 5 коротких советов для управления самооценкой:

  1. Перестаньте сравнивать себя с другими;
  2. Прекратите ругать и критиковать себя;
  3. Общайтесь с позитивными людьми;
  4. Занимайтесь тем, что вам нравится;
  5. Действуйте, а не раздумывайте о действии!

Помните, что вы – уникальная личность с огромным потенциалом и неограниченными возможностями. Повышение самооценки – один из способов раскрыть ваши способности в полной мере.

8. Тест на самооценку - определите уровень отношения к себе на сегодняшний день

Мой тест на самооценку состоит из нескольких простых вопросов, на которые вам нужно ответить только «ДА» или «НЕТ». Когда вы это сделаете, посчитайте количество положительных и отрицательных ответов.

  1. Вы часто ругаете себя за ошибки (да/нет);
  2. Вы любите посплетничать с подругами (друзьями) и обсудить общих знакомых (да/нет);
  3. У вас нет четких целей и вы не планируете свою жизнь (да/нет);
  4. Вы не занимаетесь физкультурой и спортом (да/нет);
  5. Вы любите переживать по пустякам (да/нет);
  6. Оказавшись в незнакомой компании, вы предпочитаете оставаться "в тени" (да/нет);
  7. При знакомстве с противоположным полом вы не можете поддержать беседу (да/нет);
  8. Когда вас критикуют это вводит вас в депрессию (да/нет);
  9. Вы любите критиковать людей и часто завидуете чужому успеху (да/нет);
  10. Вас легко обидеть неосторожным словом (да/нет).

Ключ к тесу на самооценку:

Ответов «Да» от 1-го до 3-х : поздравляю, у вас нормальная самооценка.

Ответов «Да» - более 3-х : у вас заниженная самооценка, поработайте над ней.

9. Заключение

Теперь вы знаете, что верить в себя, не бояться критики и адекватно оценивать собственные таланты – вполне возможно и вовсе не трудно. Главное – глубинное желание измениться и способность сделать первый шаг в правильном направлении!

Осознав, что это вам необходимо, вы без преувеличения сможете изменить свою жизнь, добиться признания, увеличить свой заработок и возможно даже .

Успехов вам и любите себя!

Как заработать деньги школьнику в Интернете — 7 верных способов + история из жизни простой 14-летней школьницы, зарабатывающей 10 000 руб./мес. на написании текстов

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло