Конспект логопедического занятия на тему: «Золотая осень. Фронтальное логопедическое занятие на тему "осень"

Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

Задачи:

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.


3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.


3. Активизирование речевой деятельности детей.

1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

муниципального образования Каневской район

конкурсный материал по теме: «Краски осени»

конспект занятия учителя-логопеда

с подгруппой детей 5-6лет «Осень»

Подготовила:

учитель-логопед Королькова Н.П .

МБДОУ детский сад №4

Ст.Каневская, 2014

Конспект занятия по лексической теме: «Осень» .

Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о переносном значении слова « Золотая осень».
3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.

2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики детей.
3. Активизирование речевой деятельности детей.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Предварительная работа:

Наблюдения за живой и неживой природой.

Рассматривание картин и репродукций об осени.

Заучивание стихотворений, пословиц об осени, отгадывание загадок.

Составление гербария из осенних листьев.

Просмотр мультфильма «Умка»

Оборудование :

  1. Мультимедийный альбом с фотографиями природы осенью, животными, осенними явлениями.
  2. Листья
  3. Письмо.

Организационный момент:

Звучит фонограмма ветра. В группу забегает девочка в костюме облачка и говорит:

Я полсвета облетело,

В садик к вам я залетело,

Сообщение для Вас,

Вы раскроете сейчас!

И даёт письмо. Логопед его берёт и рассматривает с детьми.

Логопед: Очень загадочное сообщение к нам пришло.

Логопед читает сообщение:

“Здравствуйте, дорогие ребята. Живу я на Дальнем Севере, где очень сильные морозы, и много-много снега, но я не мёрзну, у меня очень тёплая шерсть, и живу я в берлоге с мамой-медведицей. Я никогда не видел осень. Мне очень хотелось узнать какая она, эта таинственная осень? Не могли бы вы рассказать мне о ней. Я буду ждать! ”

Логопед: Вы догадались, кто прислал нам письмо?

Дети: Умка.

Логопед: Поможем Умке узнать какая бывает осень?

Дети: Поможем.

2. Объявление темы.

Логопед :Как мы сможем рассказать Умке об осени?

Дети : Нарисовать осень.

Дети : Составить рассказ про осень.

Дети : Составить книгу про осень.

Логопед : Мне очень понравились ваши предложения. Давайте составим книгу, в которой отразим все ваши пожелания.Ведь её можно сделать цветную, красочную.

Логопед : Какие краски наполняют осень?

Дети : Жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневые.

Логопед : Где мы можем увидеть многообразие этих красок?

Дети: В осеннем лесу.

Логопед : Ну, что же, мы отправимся в осенний лес.

Логопед:

Раз, два, повернись

И в лесу окажись!

Логопед : Вот мы свами и в лесу. (Слайд№ 2)

Логопед : Кто мне скажет, какие явления происходят с природой осенью?

Логопед : Осенью листья какие?

Дети : Желтые листья.

Дети : Красные листья.

Дети : Зелёные листья.

Дети : Коричневые листья.

Логопед : Кто мне скажет, как можно сказать об этом одним словом?

Дети : Разноцветные.

Логопед : Подскажите мне, какая бывает погода осенью?

Дети : Пасмурная погода.

Дети : Дождливая погода.

Дети : Хмурая погода.

Дети : Тёплая погода.

Дети : Солнечная погода .

Логопед : А вы слышали такое выражение «золотая осень»?

Она действительно сделана из золота?

Дети : нет.

Логопед: Это образное выражение, которое используется для описания красоты осени. Листочки на деревьях как бы похожи на золото по цвету.

Логопед : Да, ребята, осень бывает тёплая и холодная, пасмурная и солнечная,дождливая и ясная.

Логопед : Какое определение можно дать осени?

Дети : Многоликая,многообразная.

Логопед : Мы с вами составили портрет осени, посмотрите на экран, похож он? (Слайд № 3)

Дети : Да.

Логопед : Итак, как же будет называться наша первая страница?

Дети : Первая страничка нашей книги будет называться «Портрет осени».

Логопед : Что будет отражать она?

Дети: Она отразит красоту, и многообразие красок осени?

Логопед : Об осени можно не только рассказать, её можно ещё показать.Как мы это сможем сделать?

Дети : С помощью пальчиков и язычка.

Логопед : Следующая страничка будет называться «Осень и пальчики».

Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Осень». (Слайды № 3, 4 ).

Заехали мы с вами в осенний лес, в котором росли липы и березы.

(Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны);

В лесу на ветке березы качалась любопытная белка.

(Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с движением язык );

Под кустом орешника спал колючий ежик.

(Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх);

Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

(Язычок «лопаткой». Кладём ладони на колени).

Логопед : Ребята, посмотрите, кто бежит по тропинке с листочком на спинке?

Дети : Ёжик.

Логопед : Хорошо, вот и тема для следующей странички. Как мы её назовём?

Дети : И назовём её «Лесные жители осенью».

Логопед : Кто хочет мне назвать лесных жителей? (Слайды №5,6,7,8).

Дети: л есной житель - медведь.

Дети : лесная жительница - лиса.

Дети: лесные жители - заяц, ёж.

Дети : лесная жительница - белка.

Дети : лесной житель - волк.

Логопед : А кто мне назовёт, как готовятсязвери к зиме? (Слайды № 9, 10,11).

Дети : Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы.

Дети: Медведь роет берлогу.

Дети : Мышка тащит в норку колоски.

Физкультминутка «Листопад » под музыку с листиками.

Логопед : Посмотрите, как красиво опадают листочки. А вы знаете, как называется это явление природы? (Слайд № 12).

Дети : Листопад.

Логопед : Как назовём страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенний листопад».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели . (Побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (встали)

Закружились, полетели (покружились, побежали)

И на землю снова сели (присели, листики положили на пол).

Образование прилагательных от существительных.

Логопед : Посмотрите вокруг, сколько деревьев окружает нас. Кто мне назовёт деревья?

Дети : Клён.

Дети: Дуб.

Дети: Берёза.

Дети : Рябина.

Дети : Осина.

Логопед: А давайте назовём листочки. Если у осины листья осиновые, то у дуба – какие (Слайд № 13,14,15, 16)

Дети : У рябины листья – рябиновые.

Логопед : У берёзы?

Дети: У берёзы листья - берёзовые.

Логопед : У дуба?

Дети: У дуба листья – дубовые.

Логопед : У клёна?

Дети: У клёна листья – кленовые.

Логопед : Как же мы назовём следующую страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенние деревья».

Логопед : Мы уже составили много страниц в нашей книге. А что мы ещё можем рассказать Умке об осени? (Слайд №17)

Дети : Осенью собирают урожай.

Дети : В лесу много грибов.

Дети: Птичьи стаи улетают.

Логопед : Правильно, значит не все приметы осени, мы отразили в нашей книге.

Когда я назову приметы осени, вы используете слово «да». Если приметы относятся к другому времени года, вы используете слово «нет».

Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто - часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).

Логопед : Вы порадовали меня,всё сделали без ошибок.

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Тема : «Путешествие в осенний лес»

Занятие в подготовительной группе «В осеннем лесу»

Цель: Закрепить и расширить представления об осени.
Задачи:
Закрепить и активизировать словарь по теме;
Согласование существительных с прилагательными;
Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных;
Развитие логического мышления;
Релаксация;
Развитие связной речи и координации речи с движением;
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Коррекционно-образовательные цели : Закрепить представления об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря. Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков словообразования. Совершенствование синтаксической стороны речи. Совершенствование навыковзвукового анализа и синтеза (придумывание слов на заданный звук).
Коррекционно-развивающие цели : Развитие связной речи, фонематических представлений, длительного вдоха и ступенчатого выдоха, зрительного внимания, мышления, всех видов восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе, осознанного отношения к своему здоровью. Оборудование: Предметные картинки по теме «Деревья», «Грибы» по количеству детей, картина золотой и поздней осени с неправильными признаками осени, разноцветные листья с буквами по количеству детей, корзина большая и маленькая, большое ведро и маленькое, натуральные фрукты и овощи, массажные мячики.

1. Организационный момент.
Логопед: «Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – экскурсию в лес. (Дети идут змейкой, перепрыгивают “ямку”, перешагивают через «бревно», ходьба по “дорожкам здоровья” - камушкам, палочкам, лужам - коврикам).
По тропинке мы идем
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!
Птицы громко здесь поют
Звери дикие живут…
Лес осенний не молчит
Он сегодня зазвучит!
(Аудиозапись “Звуки леса” или “Звуки природы”. Пение птиц, шум листвы, голоса зверей) .
2. Логопед: Посмотрите, как красиво в лесу. Сколько листочков с разных деревьев.
- Красные листья с какого дерева?
Дети: С клена.
Логопед: Значит какие?
Дети: Кленовые.
Логопед : А эти желтые листья с какого дерева
Дети: С березы.
Логопед : Как можно назвать листья березы?
Дети: Березовые.

Логопед : Зеленые листья с какого дерева?
Дети: С дуба.
Логопед : Значит они какие?
Дети: Дубовые.
Логопед: А все листья по цвету какие?
Дети: Разноцветные.
Логопед : Отлично! Молодцы!
4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Зашумела листьями Поднимают руки и качают ими.
Осень золотая,
Закружила в воздухе, Плавно опускают через стороны руки, вращая
Листочками играя.
Вот листок березы, Поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца
Вот листок рябины,
Вот листочек тополя,
Вот листок осины.
А кленовый листок Кладут руки на колени.
Нам под ноги сразу лег.
Только елочки стоят, Сгибают и разгибают пальчики обеих рук.
Ронять иголки не хотят.
Логопед : Возьмите по одному листочку, какой вам нравится.
5. Игра «Придумай слово с заданным звуком»
Логопед : На волшебной полянке и листочки волшебные. Переверните листочек, обратите внимание, что на каждом листочке написана буква, придумайте слово на тот звук, который обозначает эта буква.
Логопед: У меня буква «А» я придумала слово аист. А вы какие слова придумали?
Дети придумывают слова и складывают листочки в корзину.
Логопед : Замечательно, я вами очень довольна.
-Куда мы положили листья? (в корзинку)
Логопед: Налетел ветерок, зашумели листочки
6. Дыхательное упражнение «Подуй на листочки»
Логопед: -Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.
-Давайте подышим ароматом осеннего леса!
- Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть, услышав стук дятла по дереву. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
Логопед: - Продолжаем наше путешествие. Дети берутся за руки идут за педагогом хороводным шагом и поют песню «Осень золотая».
Мы попали на станцию «Грибная».
9. Игра «Что перепутал художник?»
Логопед: Художник нарисовал картину и все перепутал. Скажите, что на картине нарисовано неправильно. Будем строить красивые предложения,.
Дети рассматривают картину и отвечают:
Осенью не растут подснежники.
Осенью не купаются в речке.
Осенью не загорают.
Осенью не надевают шубу.
Осенью не бегут ручьи.
Логопед: Молодцы! Я горжусь вами. Возьмите по одному массажному мячику.
12. Массаж пальцев «Овощи»
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали, Сжимают и разжимают кисть правой руки.
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили, Сжимают и разжимают кисть левой руки.
С дачи домой увозили.
Прощай на год, Дети делают круговые движения ладонями по шарику.
Наш – огород!
Логопед: Вот и подошло время возвращаться в детский сад.
Звучит фонограмма песни «Голубой вагон» Дети двигаются и имитируют поездку на поезде.
13. Развитие воображения.
Логопед: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень. (Ответы детей)
Никогда бы не было коротких дней.
Не смогли надеть осеннюю одежду.
Не увидели золотую листву.
Не наблюдали за цветными листьями.
Не было бы листопада.
Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
Не успели бы улететь птицы на юг.
Не было бы туманов.
Не наблюдали бы за инеем.
Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
Не летали бы серебряные нити паутины.
Не смогли бы поесть сладкой рябины.
Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
Не убирали бы богатый урожай в огородах.
Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
Не лил бы осенний моросящий дождь.
13. Итог (Оценка работы детей)
Логопед: Куда мы сегодня ездили на поезде? О чем мы говорили? Что понравилось больше всего? Логопед оценивает работу каждого ребенка.

Светлана Коваленко
Индивидуальные логопедические занятия по теме «Осень»

Коррекционно-образовательные задачи :

Упражнять детей в подборе признаков к слову «Осень » и согласовывать существительные с именем прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие задачи :

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.

Формирование длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи : формирование положительной установки на участие в занятии . Воспитание внимательного, бережного отношения к природе

Оборудование : картина «Ранняя осень » ,аудиокассета с записью «Осенней песни » П. И. Чайковского,зеркала, предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев,облаков, ветра, овощей, фруктов, пшеницы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Развитие общей моторики»Осень »

Туча небо кроет, Взмахи руками над головой.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет, Изображают рупор.

Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели топают ногами на месте,

Быстрого ручья,

Птички улетели Изображают улетающих птичек.

В теплые края.

3. Развитие мелкой моторики. «Дождь»

Кто там топает по крыше Беспорядочные удары по столу пальцами

обеих рук.

Топ –топ –топ. Удары по столу ладонями.

Топ –топ –топ.

Я теперь усну едва ли –

Топ –топ –топ.

Может, кошек подковали?

Топ –топ –топ.

4. Массаж лица

Дождик, дождик, веселей от середины лба к вискам.

Капай, капай не жалей! Вокруг круговых мышц глаз

(от переносицы к вискам) .

Только нас не замочи! По мышцам щек (от крыльев носа к вискам)

Зря в окошко не стучи! От середины подбородка к ушам.

5. Развитие артикуляционной моторики.

- «Окошко»

- «Улыбка» -«Трубочка»

«Лопатка»

«Иголка»

- «Накажем непослушный язычок» . Шлепать губами по языку с произнесением : па –па –па –па.

Дует осенний легкий ветерок : «У-у-у-у-у-у-у» . (Тихо)

Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер : «У-у-у-у-у-!»

(Громко)

7. Игра «Чего не бывает осенью

8. Физкульминутка»Дождик»

Капля раз,

Капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

10. Рассматривание картины «Ранняя осень » и беседа по ней

(Листопад, листочки, солнышко, осень , солнечный)

11. Окончание занятия . Кто к нам приходил в гости? Какая игра вам больше понравилась?

Тема : «Осень » (повторение)

Коррекционно -образовательные задачи :

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественного числе)

Коррекционно-развивающие задачи : Развивать длительного выхода, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Формирование положительной установки на участие в занятии . Воспитание бережного отношения к природе

Оборудование : зеркала, предметные картинки, кукла -Королева Осень , игрушки, тетрадь, карандаши, мяч

Ход занятия

1. Организационный момент

Кукла -Королева Осень –игра с мячом «Когда это бывает?»

2. Развитие мелкой моторики

Ветер северный подул :

«С-с-с-«,все листья

С липы сдул…

Полетели,закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать :

«Кап-кап-кап,кап-кап-кап!»

3. Массаж лица

Если дождь стучит по крышам

Листья падают не слышно

Это к нам пришла осень

4. Развитие артикуляционной моторики.

- «Окошко»

Окошко закрывается и открывается»

- «Улыбка» -«Трубочка»

«Лопатка»

«Иголка»

- «Накажем непослушный язычок» . Шлепать губами по языку с произнесением : па –па –па –па.

Заблудились мы в лесу,закричали мы :»Ау!» (Сначала громко, потом тихо) .

6. Игра «Что перепутал художник?» рассмотреть картинку,которую принесла Королева Осень .

7. Физкультминутка «Осень »

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарке

Бусы красные рябине, фартук розовый осине, зонтик желтый тополям,

Фрукты осень дарит нам

8. Игра «Скажи наоборот»

9. Работа в тетради (раскрасить зонтик и сапоги)

10. Итог занятия . Кто к нам приходил в гости? Какие игры мы играли?

Литература :

1. О. С. Гомзяк Говорим правильно в 5-6 лет

2. Е. А. Пожиленко Артикуляционная гимнастика

Публикации по теме:

Бесспорно,что осень самая щедрая и благодатная пора для творчества. Благодаря вашим материалам на сайте я,конечно, почерпнула для себя нового,хотя.

Индивидуальные консультации по запросам родителей Здравствуйте уважаемые коллеги! Во всех детских садах воспитатели проводят индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей. Я.

Индивидуальные маршруты развития воспитанников ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА (ЦЫ) ___ ГРУППЫ «Семицветик» 2016 - 2017 учебный год ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4 лет. Тема: Осень. Цели занятия: - учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 242 «Садко» Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе обобщение и закрепления знаний по теме «Осень» Цель. Знакомство с характерными.

Занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень»

Учитель-логопед

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

1.Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».

3.Продолжать учить согласовывать движения с речью.

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

5.Развивать речевое дыхание.

6.Развивать гимнастику.

7.Развивать пространственные представления.

8.Развивать внимание, память.

9.Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

10.Активизировать глагольный словарь по данной теме.

11.Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

12.Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением..

Оборудование:

Картинки с листьями, листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Ход занятия:

    Орг. момент

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

Л.:-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!

Л.:-Давайте, мы с вами вдохнем носиком хорошее настроение, а ротиком выдохнем плохое настроение (элементы дыхателной гимнастики)

А теперь давайте я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне, а потом мы улыбнемся друг-другу (элементы артикуляционной гимнастики)

Загадка:- Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Л.:- Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Л.: - Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса. Дети идит по кругу вокруг листьев на полу.

Л.:-Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

(ответы детей).

Л.:-Какого цвета листья?

(ответы детей).

Л.:-Как сказать про листья разного цвета?

(ответы детей).

Л.:-Да, листья разных цветов, они разноцветные.

Л.:-Какие у нас листья?

(ответы детей-называют листья).

Л.:- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). – Давайте мы с вами их закрепим (элементы пальчиковой гимнастики) :сентябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем ребром ладони правой руки; октябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем кулаком правой руки; ноябрь-хлопаем двумя ладонями.

    Введение в тему

Л.:-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду - листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

Л.:-О каком времени года это стихотворение?

Ответы детей:-(об осени).

Л.-: - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

Ответы детей:-Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует злой северный ветер. Часто идет холодный дождь. Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.

    Игра «Подбери действие».

Л.: - Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Л.: - Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Л.:-Листья осенью (что делают?)

Ответы детей:-Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Л.:-Дождь осенью?

Ответы детей:-Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Л.:-Урожай осенью?

Ответы детей:-Урожай осенью убирают.

Л.:-Птицы осенью?

Ответы детей:-Птицы осенью улетают.

Л.:-Деревья осенью?

Ответы детей:-Деревья осенью роняют листья.

Л.:-Звери осенью?

Ответы детей:-Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

    Физминутка

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

    Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Л.:-Лист с березы? Ответы детей: – березовый,

Лист с рябины? Ответы детей: – рябиновый,

Лист с дуба? – дубовый.

Лист с осины? – осиновый.

(дети подбирают картинки с листьями к нужному дереву на картинке).

    Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

    Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

(Логопед предлагает детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

— Какой лист в середине?

— Какой лист слева?

— Какой лист справа?

(ответы детей).

    Пересказ рассказа по картинкам.

Л.: - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам. «Осень» Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

(Пересказ рассказа детьми)

    Релаксационная минутка.

Л.:-А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Звучит спокойная музыка.

    Итог занятия

Л.: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Л.:-Спасибо всем большое, за то, что они так хорошо справились с заданиями, все были умницами. Давайте себе за это похлопаем(дети хлопают в ладони).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД №74ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Конспект открытого занятия тему : " Овощи "

Подготовила:

учитель – логопед Линник Ю.В.

Донецк - 2016

Конспект открытого занятия по развитию речи в логопедической группе на тему : " Овощи "

Цель : Развитие речи с элементами формирования лексико-грамматического строя речи.

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Закрепить умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и т.д;

Уточнить представления об обобщающем понятии овощи;

Закрепить в речи детей уменьшительно- ласкательные формы существительных;

Познакомить детей с тем, как растут овощи ;

Коррекционно-развивающие :

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать мышление;

Развивать внимание и память;

Развивать кинестетическую чувствительность пальцев рук;

Воспитательные :

Воспитание умения работать в коллективе и индивидуально;

Воспитание умения слушать педагога;

Воспитание умения действовать по инструкции педагога;

Способствовать организации положительного настроя в течение всего вида деятельности.

Оборудование :

Игрушки Маши и Медведя;

Картинки овощей (лук, картофель, чеснок, морковь, капуста, помидор, огурец, баклажан, свекла, репа, горох, редис, перец, тыква, кабачок);

Свежие овощи;

Доска;

- картинка с овощем, разрезанная на 4-5частей;

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель.

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать

Ротик четко говорить

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Основная часть

А вы любите мультфильмы? А какие ваши самые любимые. (Это Маша и Миша из мультфильма Маша и Медведь)

Хотите, чтобы они пришла к нам в гости? Пойду их встречу. Появляется Маша и Миша.

Логопед

Вы знаете, какая она озорница. Маша очень любопытная.

Давайте ей расскажем сказку «О веселом язычке».

Утром язычок проснулся и посмотрел на небо, есть ли тучи и на землю, посмотрел на землю шел ли дождик (3-4р). Расчесался расческой (3-4р) и решил завтракать. замесил тесто (пя-пя, тя-тя) и пожарил блинчик (10сек), а блинчики он кушал с вкусным вареньем(4-5 р) и решил погулять. шел, шел и встретил слоника и лягушку (5р), бегемота (5р) и покатался на качели. Устал наш язычок и поэтому вернулся, назад, в домик.

Воспитатель: - А сегодня она нашла вот этот сундучок и конечно, в него заглянула. Что же там лежит? А лежат там загадки. Обрадовалась Маша. Она обожает загадки.

А вы, ребята, любите загадки? Сейчас мы с вами постараемся разгадать все Машины загадки.

Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке.
(капуста)

Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
(лук)

Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.
(чеснок)

Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(перец)

В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
(помидоры)

Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.
(огурцы)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
(морковь)

Логопед

Развитие речевого дыхания

Посмотрите, это морковь.

Давайте представим, что мы с вами превратились в сильный осенний ветерок. Ветер гуляет по огороду и раскачивает стебли на наших овощах, которые растут в земле. Сделайте вдох через нос. Задержите дыхание. Подуйте на стебельки, вытянув губы трубочкой. Не поднимайте плечи на вдохе и не раздувайте щеки на выдохе.

Упражнение проводится 4- 5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

Воспитатель

Маша предлагает поиграть в игру «Спрячь слоги в ладошки»

Выхлопывание слоговой структуры слова

по-ми-дор, ре-дис-ка, ка-ба-чок, го-рох, лук, мор-ков-ка, ка-пус-та, пе-рец

Логопед

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Давайте покажем Мише и Маше, какие у нас ловкие пальчики

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику .

Хозяйка однажды

Приседают, «шагают» пальцами по

с базара пришла

ковру.

Хозяйка с базара домой принесла Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе -

Попеременно ударяют кулачками и

Кто лучше, вкусней

хлопают е ладоши.

Загибают по одному пальцу на назва

и нужней на земле

ние на руках.

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хлопок.

Хозяйка тем временем

Стучат ребром ладони.

ножик взяла

И ножиком этим

Загибают па одному пальцу на назва-

крошить начала

ние на руках.

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

Хлопок.

Накрытые крышкою,

Складывают руки накрест.

в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста,

Загибают по одному пальцу на название на руках.

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!

Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!

Показывают, как едят суп

Логопед

Нам Маша и Миша принесли вот такие конвертики. Давайте посмотрим, что внутри.

Игра «Собери картинку».

У каждого ребенка на столе - разрезная картинка из четырех частей с изображением овощей.

«Ты внимательно смотри и картинку собери!»

После работы: «Мы с ребятами играли и картиночки собрали»

Воспитатель

Физ. Минутка

Все мы в огород пойдем, урожай там соберем.

1, 2, 3, 4, 5 начинаем собирать.

Мы морковки натаскаем,

Мы картошки накапаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко,

И вернемся по дорожке.

Воспитатель.

Игра «Закрой глаза и угадай, что я дала тебе понюхать» .

Воспитатель дает нюхать свежие огурцы, чеснок, лук, помидор. Отличить выражение лица на запах, понравился или нет.

Игра «Закрой глаза и угадай, что я дала тебе попробовать».

Воспитатель дает попробовать овощи на вкус.

- А для того чтобы урожай из года в год у нас становился все лучше и лучше, вкуснее и сочнее, мы будем обращаться к нашим овощам ласково.

Игра «Назови ласково»

(капуста – капусточка, помидор – помидорчик, картошка – картошечка, чеснок – чесночек и т.д.)

Логопед

Игра «Что приготовим»

Много картофеля, помидор, огурцов, гороха, лука, моркови, капусты.

Что из всего этого можно приготовить?

    Суп из гороха - гороховый

    Из картофеля - картофельный

    Салат из огурцов - огуречный

    Из моркови - морковный

    Из помидоров - помидорный

    Их капусты - капустный

Ребята, мы с вами узнали, как выглядят овощи, где и как они растут и что можно из них приготовить

Итог занятия.

(О чём говорили на занятии, что нового узнали, оценка деятельности детей)

Маше и Мише так понравились ваши ответы, что они решили подарить вам на память свои портреты (дарятся раскраски с изображением веселых овощей).

Давайте и мы друг другу улыбнемся и пусть у нас тоже будет хорошее настроение.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло