Кто такие русалки - описание, истории и интересные факты. Кто такие русалки? Встречи с русалками

По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka , а для западноевропейских - mermaid .

Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок - распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки - типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).

Преобладающий цвет волос - русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» - «с русыми волосами» .

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно» .

Мифологический образ

Русалки выходят из воды перед Троицей (рисунок Маковского)

Образ жизни

Русалка с дочерью (иллюстрация к стихотворению Пушкина)

В некоторых местах Украины различали русалок полевых (то же самое, что «полудницы ») и лесных («фаляроны», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Зеленин, «Русалок нельзя признать определенно духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми и другими и третьими». Видят их часто в прудах, озёрах и проточных водах, как они барахтаются, стоя по пояс в воде или настолько, что «только греха не видать» расчёсываются и моют лицо руками

Из большей части народных рассказов, русалки не имели одежды, ходили нагими и без головного убора, но при случае были бы рады одеться. Одетых русалок чаще всего видят в рваных сарафанах

Способ, которым русалки добывают себе одежду, поэтически описывается в восточнославянских песнях:

У ворот береза Зелена стояла, Веткою махала; На той на березе Русалка сидела, Рубахи просила: «Девки, молодухи, Дайте мне рубаху: Хоть худым-худеньку, Да белым-беленьку!»

Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии.

В связи с русалочьей нуждой, также существовало поверье, что на Духовской неделе, когда в лесу ходят русалки - нагие женщины и дети, при нечаянной встрече с ними, нужно непременно бросить платок или что-нибудь другое, даже рукав от платья оторвать, если в то время при себе ничего другого не будет. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья, похищают одежду и пищу, где-либо беспечной хозяйкой положенную без молитвы, и выбирают для себя любовников из мужчин . Желание одеться заставляет русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит» .

Повсеместно у восточных славян, а также у саамов, распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчесывают свои волосы . Поверьем этим часто пользовались художники и поэты, например Шевченко (в стихотворении «Утоплена»).

В качестве гребней русалки используют рыбьи кости . К сходному разряду водных духов относится «шишига» - голая взрослая женщина, которая, сидя на берегу у воды, также нередко чешет гребнем свои длинные волосы . Присловье «чёрт чесал, да и чесалку-то потерял» имеется в «Пословицах русского народа», собранных Далем . В Читинской области уже во второй половине XX столетия была записана быличка о том как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок. «И каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала .

Другой отличительной особенностью русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей . Отмечена русалка, которая прихорашивалась, смотрясь в воду, как в зеркало.

В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры .

Среди «белкового ассортимента» в питании русалок народом отмечены рыба и раки, а по ночам они забираются в сараи, где могут доить коров . Часто русалок видят среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломают жито». А по наблюдениям, в дикой степи - питаются различными травами и ягодами . По свидетельству из Галиции, «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить» .

Русалок также отличает стремительный быстрый бег, такой что «на лошади не догонишь».

Русалка в народном календаре

По распространённому народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Семик или Троицу выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. В эту так называемую «русальную неделю » русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. С Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг - «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего приурочивались к воскресенью или к первому дню Петрова поста , следующего за Русальной неделей .

Нрав русалок

В лесу обитают на высоких деревьях (дуб, липа и др.) , на которых любят раскачиваться: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам. Не только ночью, но даже и в полдни» ; нападают на людей и щекочут их до смерти. В Белоруссии верили, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, то сам будет всегда кривляться .

В целом русалки - существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих. Иногда кидают в людей камнями .

Отпечатки своих ступней на берегу искусно прячут: «Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав из врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои» .

Русалки имеют склонность к специфических шуткам, о чём записано в народных быличках: «В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили её дубинами, и русалка ушла»

Иногда от скуки русалки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев .

Белорусские русалки кричат «уу-гу! уу-гу!» Смоленские - качаются на деревьях с криком «рели-рели!» или «гутыньки-гутеньки» .

В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» от того, что они лихо плещутся или лихо пляшут . В Курской губернии в прошлом отмечено суеверие, что мелодии и ритмы песен, распеваемых женщинами, подслушаны ими у поющих русалок.

«Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса» . Напротив, с молодыми парнями русалки бесстыдно заигрывают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков, или разными способами заманить пловца на глубину.

Если русалки (одна или несколько) будут приставать к человеку, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан заговор от приставаний русалки: «Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать» . Если заклинание не помогало, то следовало уколоть хотя бы одну русалку иголкой или булавкой, которую опасливые поселяне всегда носили при себе: «тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются голоса их» .

Оберегают от них полынь. Обычно при встрече с человеком русалка спрашивает: «Полынь или петрушка?» Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно отвечает: «Плюнь да покинь!» и исчезает. Если же ответом будет слово «петрушка», то русалка радостно восклицает: «Ах, ты душка!» и пытается защекотать несчастного до смерти.

Домашние русалки

Артистка в образе русалки

Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, свидетельствовал, что «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу» и что они «кормятся по чужим семействам» .

Однако в насильном принуждении не приживаются. По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, - тогда запели, заиграли, да в лес» .

В Смоленской губернии на рубеже XIX-XX веков была записана следующая быличка:

Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало - больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. -М: «Правда», 1989. ISBN 5-253-00598-6

Русалки в античной и западной традиции

Алтарь Домиция Агенобарба.

Германская русалка-ундина

В озёрах и реках жили аналоги славянских русалок нимфы (человекоподобные, без хвостов).

Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены , персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia .

Эллинский и римский каноны изображения сирен очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.

В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии , который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» () популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.

Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки - человекоподобные тюлени , имеющие некоторые сходства с русалками.

В одной английской летописи есть упоминание о «морском человеке» уродливой внешности, пойманном в 1187 году на побережье графства Суффолк .

XV век

Известна история о прожившей некоторое время на суше русалке. Сообщается, что в начале XV века в Голландии буря разрушила дамбу и море затопило сушу. Местные жители нашли застрявшую на мелководье русалку и взяли её к себе. Они научили её носить одежду, есть человеческую еду, вязать, кланяться кресту , но не сумели научить говорить. Русалка прожила на суше пятнадцать лет. Когда она умерла, её похоронили по христианскому обычаю. Эта история пересказана в книге Сиго де ла Фона (фр. Sigaud de la Fond ) «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное».

XVII век

Капитан английского флота Ричард Уитбурн писал в своих мемуарах, что в 1610 году впервые встретил странное существо в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде . Существо обладало пропорциональным и красивым женским лицом, на его голове было множество синих полос, похожих на волосы. Верхняя часть у существа была человеческая, нижнюю Уитбурн не видел. Существо вело себя достаточно дружелюбно. Когда оно попыталось влезть в лодку к матросам, его ударили по голове веслом, с тех пор оно наблюдало за людьми издали.

Существует легенда о Франсиско дела Веге Касаре , якобы жившем в Лиерганесе (Кантабрия) и с детства показывавшем способность плавать лучше других. В 1674 он во время купания был унесён сильным морским течением и пропал без вести. В феврале возле бухты Кадиса рыбаки поймали гуманоида , наблюдавшегося на протяжении нескольких дней в воде. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Отмечалось, что он ревел и рычал; двенадцать человек требовалось, чтобы его удержать. Три недели существо пробыло в монастыре францисканцев , где над ним производили обряд экзорцизма . В январе 1680 года его повели в Кантабрию, где мать пропавшего Франсиско и его братья признали в существе своего сына и брата. Когда он жил в посёлке, то питался сырым мясом или рыбой, почти не разговаривал. В 1682 году сбежал обратно в море.

В 1682 году возле города Сестри (Италия) был пойман некий «морской человек». «Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и всё это время ничего не ел и не пил».

XVIII век

В некоем издании 1717 года было изображено существо, похожее на русалку, о котором написано, что оно было поймано на побережье Борнео , в административном округе Амбойна. В длину существо составляло 1,5 метра, «телосложением похоже на угря ». Прожило на суше чуть больше четырёх дней, в бочке с водой, от пищи отказывалось. Периодически издавало пищащие звуки.

XIX век

Гравюра, 1826

XX век

В 1900 г. на севере Шотландии некто Александр Ганн видел с расстояния 6-7 футов облокотившееся на риф существо, напоминающее очень красивую женщину с волнистыми золотисто-рыжими волосами, зелёными глазами и дугообразными бровями, которое он счел русалкой.

В сообщениях, собранных криптозоологом Майей Быковой, есть письмо от некоей М. Сергеевой, которая в 1952 году на лесозаготовительном участке «Балабановск» в Западной Сибири с тремя другими людьми отправилась купаться на озеро. Под водой озера они увидели «водяную девушку», брюнетку с синими глазами, которая пыталась утащить в воду одного из мужчин, но ей пришлось ограничиться кражей платка Сергеевой.

Объяснения явления

Падшие ангелы

Оптическая иллюзия

Галлюцинации

Кожные заболевания

Также есть мнение, что рассказы о водяных людях происходят от различных кожных заболеваний (см. статью «Дерматология »), при которых человек покрывается образованиями, похожими на чешую . Примерами подобного заболевания могут служить псориаз и ихтиоз .

Мистификация

Неизвестные науке антропоморфные существа

Впрочем, такая идея высказывалась ещё в XVII веке, когда часовой на крепостной стене Булоня (Франция), заслышав в море шум , якобы пристрелил мужеподобного гуманоида с хвостом , как у рыбы. Когда автор описывал его, он заключил, что он является предком всех людей белой , чёрной и жёлтой рас .

См. также

  • Нингё - русалка в японской традиции.

Примечания

  1. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 125
  2. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 4. С. 139.
  3. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 162-164, 172, 297, 301.
  4. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133, 208
  5. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133
  6. у Чубинского, I, 207; у Афанасьева, в «Поэтических воззрениях», и др.
  7. Смирнов И. Н. Пермяки // ИОАИЭ, Казань, 1891. Т. 9. С. 274, 275
  8. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М: «Правда», 1989, стр.254, 481-484. ISBN 5-253-00598-6
  9. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 302
  10. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 164
  11. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 33, 165
  12. Гусев А. Поверья, праздники, песни и сказки в ст. Ардонской, Терской области //СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 320
  13. Яворский Ю. Галицко-русские поверья о дикой бабе // Живая старина. 1897, № 3-4 С. 439-441
  14. Русальная неделя // Российский Этнографический Музей
  15. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 146
  16. Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 35
  17. Терещенко А. В. Быт русского народа. Спб., 1848. Ч. 6. С. 132
  18. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 181
  19. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Полн. собр. соч. Спб.-М. Издание тов-ва Вольф. 1898. Т. 10, С. 344
  20. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 183
  21. Даль В. Полн. собр. соч. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1898, Т. 10. С. 344
  22. Пушкин А. Русалка // Собр. соч. М., 1948. С. 469
  23. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 168
  24. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 139-140
  25. Шеппинг Дм. «Мифы славянского язычества». М., 1849. С. 104
  26. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Спб., 1893. Т. 2. С. 526
  27. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 193
  28. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 165

Многие сказки и рассказы пришли к нам из-за рубежа, но из-за перевода были трактованы и поняты неправильно. Русалочка одна из таких. Из-за перевода мы думаем, что русалки – это девушки с телом человека, но рыбьим хвостом, которые живут глубоко в море. Но на самом деле это не так. Русалка – персонаж славянской мифологии и, несмотря на то, что она живет в воде, вместо рыбьего хвоста у неё простые человеческие ноги.

Образ и прототипы русалок

О том, что представляют собой русалки мнения расходятся. У одних это духи утопленниц, у других – некрещеных детей или молодых незамужних девушек. Кто-то и вовсе говорит, что русалками становятся проклятые или умершие во время Русальей недели дети. Ещё есть версия, что русалками становились девушки, утопившиеся из-за несчастной любви (что делает их схожими с западными ундинами). В общем, вариантов масса. Но, несмотря на такое количество версий, в одном люди сходятся: русалки – злые духи, которые утаскивают с собой или убивают детей и иногда взрослых.

Но так как славянский народ населял довольно большую площадь, поверья и образы варьируются в зависимости от земли. Более того, меняются даже названия. Так, например, мавка – это та же русалка, но на украинском языке; на белорусском языке их называли водяницами или купалками. Связанных с русалками персонажей очень много, ведь сам образ мстительного духа в облике девушки (молодой или старой, красивой или безобразной, – в зависимости от региона) был распространен. Так же русалки схожи с наядами, дочерьми Зевса в греческой мифологии. Те тоже жили в водоемах, но были нимфами. Кстати говоря, в той же мифологии есть Нереиды, морские божества. Они удивительно схожи с русалками (даже хороводы по ночам водят и песни поют), но они – добрые существа, почитаемые в приморских городах Греции.

Места обитания русалок

Как много образов русалок – так же много и версий о том, где они обитали. Причем версии меняются на абсолютно противоположенные! Так, например, некоторые говорят, что русалки живут в озерах или реках, а свои следы на берегу засыпают песком, чтоб их не поймали. Некоторые уверены, что они живут в лесах или степях, на высоких деревьях, где и раскачиваются днем и ночью.

Внешность русалок

Внешность у них тоже была разной. Но чаще всего русалки – молодые, стройные девушки с длинными (иногда до пят) густыми русыми волосами (иногда абсолютно черными или зелеными), иногда с зелеными глазами. Волосы они не заплетали, ходили с распущенными. Некоторые носили венки. С одеждой всё сложнее: кто-то верит, что русалки не носили ничего, ходили нагие (как и вся нежить), но есть мнения, что они носили рваные сарафана, рубахи, иногда даже свадебные платья. Однако отличительной их чертой было то, что их одежда чаще всего была белой.

Но есть и совершенно иное мнение. У некоторых народов русалки – безобразные старухи с длинными когтями, заросшие шерстью, вооруженные кочергой или ступой. Матери предупреждали своих детей, что русалки могут истолочь их в ступе и съесть. Иногда эти старухи так же были вымазаны смолой. Чаще всего они обитали на болотах или в степях.

Характер русалок

Как понятно из текста выше, русалки – зловредные существа, которые пугали скот, людей, портили костры на праздники и зло шутили. Тем не менее, есть в них и благородные черты. Русалки никогда не тронут младенцев. Потерявшихся в лесу детей они будут оберегать от диких зверей. По одному из преданий, когда женщина бросила русалке лоскут одежды (говорят, кстати, что они из любой ткани могут сшить себе платье), та наложила на неё заклятье, что у женщины всё будет ладиться. И действительно, после этого всё как по маслу пошло. Так же то, что русалки водят хороводы – хороший знак. Это значит, что в этом месте будет хороший урожай.

Быт русалок

Несмотря ни на что, русалки вполне могли иметь семьи. Мужьями их были такие же духи. У русалок были дети, чаще всего их представляли как грудных младенцев.

Весь день русалки занимались развлечением, по ночам водили хороводы, пели, смеялись. Если не веселились, то занимались собой: умывались, мыли и расчесывали волосы. Иногда стирали белье, которого у них обычно было очень много. Если их ловили, то чаще всего молчали или плакали, вытирая глаза длинными волосами.
Увидеть русалок в городах можно было на Русалью неделю. Существует поверье, что в это время они были особенно активны и потому ходили по улицам, делая свои рутинные дела: выкрикивая мужские имена, чтоб потом убить молодых парней, щекотали людей до смерти или искали своего возлюбленного, из-за которого покончили с собой. Именно поэтому на Русалью неделю и нельзя было купаться: человек становился проклятым и был обречен на вечные скитания по земле в форме злого духа.

Ну а в другие дни они сидели у себя в «домах». Однако если кто-то увидит русалку, то нужно было бежать как можно скорее. Так, например, есть поверье, что если встретить русалку в лесу, то она наверняка попросит хоть лоскуточек ткани для своего новорожденного ребенка. Тогда нужно бросить ей что угодно: хоть от рукава ткань оторвать и скорее бежать домой. Русалки же, которые живут в водоемах, проводили свою жизнь не так насыщенно: они выходили из воды, садились на камень и расчесывали свои волосы.

У тех же русалок, которые жили в степи, любимым занятием было водить хороводы. Так же есть разные мнения о том, что они делали в полях: кто-то говорит, что топтали урожай и портили его, кто-то думает совершенно наоборот – они сторожили урожай от чужаков.

Зловредными они, однако, были потому что утаскивали людей с собой и убивали их. Причем необязательно на Русалью неделю. Их можно было встретить ночью в окрестностях, в полях или в лесу. И тогда от русалок точно не уйти, ведь они заберут с собой и защекочут до смерти. А после этого замученный и сам станет русалкой. Но худший вариант ждет тех, кто живет в украинских селениях, ведь эти русалки отличались особой жестокостью: они просто-напросто отрубали людям головы. Этим они схожи со своими белорусскими соседками, которые голову переворачивали назад и выдавливали глаза.

Русалки – одни из самых значимых и популярных персонажей славянской мифологии. Они фигурируют в разных произведениях и легендах, с ними связано множество историй и поверий. А образ молодой девушки, которая утаскивает людей в лес и щекочет их до смерти – один из наиболее узнаваемых в славянской мифологии.

И всё-таки, они не очень похожи на Ариэль, русалочку из сказки, у которой даже в мыслях не было причинять кому-то вред.

Вместо ног. Кожа у них белоснежно-белая. Русалки обладают мелодичным и гипнотизирующим тембром голоса. Согласно преданию, ими могли стать девушки, которые погибли до замужества или по причине разбитого любовью сердца, а также маленькие некрещеные или по каким-то причинам проклятые дети. На вопрос о том, кто такие русалки, некоторые мифы дают ответ, что они являются дочками Водяного или Нептуна и относятся к

Происхождение названия

Русалки предпочитают не только соленую морскую воду, но комфортно себя чувствуют в пресной озерной. Предположение о том, кто такие русалки и каково происхождение их названия, основывается на этимологии слова «русло» - имеется в виду излюбленное место русалок. Называют этих мифических созданий по-разному: нимфы, сирены, купалки, чертовки, ундины, вилы.

Легенды о русалках

В старину люди считали, что общение с русалкой - довольно опасная штука. Сначала она привлекает к себе прекрасным мелодичным голосом, а потом щекочет до обморочного состояния и уносит в пучину. Бытует предположение, что русалки ненавидят каленое железо, поэтому, уколов эту речную нимфу иголкой, можно спасти свою жизнь.

Объектом интереса русалок всегда были мужчины. Считалось, что маленьких детей они не трогали, а иногда помогали заблудившимся малышам найти дорогу домой. По своей прихоти могли утопить или, наоборот, спасти попавшего в беду человека. Также морские красавицы любят яркие вещи, которые могут украсть или попросить. Живут русалки дольше людей, но они все же уязвимы, хотя раны на их теле заживают достаточно быстро.

Среди русалочьих игр стоит упомянуть запутывание рыбацких сетей, вывод из строя топление лодок. Наиболее активны эти вредные создания во время «русалочьей недели» в июне, в старину так называли Троицкую неделю. Самым опасным считается четверг, когда купаться в одиночку и вечером себе дороже.

Есть ли доказательства существования русалок?

Вопрос о том, кто такие русалки и существуют ли они в действительности, будоражит людское воображение уже довольно долгое время. Хотя многие отрицают возможность существования таких существ, как русалки, единороги, вампиры, кентавры, все же есть в человеческом сознании вера в чудеса. Тем более что всем известная поговорка «Нет дыма без огня» заставляет задуматься о возможности существования таких существ. Ведь в фольклоре различных народов мира имеется огромное количество историй об обнаженных обольстительницах с рыбьим хвостом.

С приходом христианства, появилась идея появления души у русалки, если она навсегда откажется от моря и будет жить на суше. Такой выбор был довольно сложен, редко кто на него решался. Есть одна грустная история о шотландской русалке из VI века, которая полюбила одного священника и молилась о приобретении души, но даже мольбы самого монаха не переубедили морскую красавицу предать море. Серо-зеленые камни на берегу острова Ионы до сих пор называют слезами русалки.

Прекрасные и ужасные

Основным источником рассказов про русалок были мореплаватели. Даже скептик Колумб поверил в их реальность. Когда он путешествовал в районе Гвианы, то, не представляя, кто такие русалки, повествовал, что собственными глазами лицезрел трех необычных, но почему-то мужеподобных, существ с хвостами, как у рыб, развлекавшихся в море. А может это просто сексуальные фантазии, тоска и неудовлетворенность в любви и ласке месяцами путешествовавших мореплавателей? Тогда рассказы о недоступных и манящих морских обольстительницах вполне объяснимы, и, глядя на тюленей, они представляли себе голых полуженщин, заманивающих их волшебным пением.

Вопросом о том, кто такие русалки и существуют ли они вообще, интересовался даже Петр I. Известно его обращение к священнослужителю Франсуа Валентину из Дании, который описывал одну сирену из Амбойны, вблизи Пятьдесят человек тому были свидетелями. Он утверждал, что если и стоит верить каким-либо историям, то только об этих чудесных созданиях.

Верить или не верить?

Подобно современным историям об инопланетянах, слухи о русалках быстро распространялись после очередного Нет точного определения, объясняющего однозначным образом, кто такие русалки. Фото, которые существуют, не дают 100 % гарантии подлинности. Вызывающие интерес морские создания не всегда описывались как обворожительные нимфы, иногда это были довольно неприятные и безобразные создания с большими ртами и торчащими наружу острыми, как шипы, зубами.

В Средневековье многие европейские церковные здания были декорированы выточенными фигурками ундин. Немногие, конечно, могут честно признаться в своей вере в их существование, но все же истории о русалках продолжают будоражить людское воображение.

Русалки в мифах восточных славян

Ответ на вопрос о том, кто такие русалки и как они появились, может дать восточнославянская мифология. Русалками могли стать не только некрещеные младенцы, но и девушки, покончившие свою жизнь самоубийством или находившиеся в положении. Процесс родов проходил уже в загробном мире. В восточной мифологии воображаемый образ русалки описывался в виде нагой или в белой рубашке, вечно юной и невероятно красивой девы с длинными волосами цвета болотной тины и венком на голове. Одновременно можно найти в народных поверьях страшный и безобразный образ этого мифического персонажа. Кто такая русалка? В мифологии восточных славян она представлялась как чрезмерно тощая или, наоборот, с крупным телосложением, большой грудью и растрепанными волосами. Эта демоническая нимфа была всегда бледная, с холодными длинными руками.

Обитали русалки в глубоких водоемах и болотах, а определенные источники указывают, что они могли прятаться также на облаках, под землей и даже в гробах. Там они находились целый год, а во время Троицкой недели, когда наступало время цветения ржи, выходили порезвиться и становились видимыми для народа.

Чем грозит знакомство с русалкой?

Кто такая русалка и что она делает, можно узнать в старинных былинах, согласно которым они не переносят молодых особ женского пола, а также пожилых людей. А вот деток и молодых мужчин привлекают обаянием и могут запугать до смерти, а могут, наигравшись, отпустить восвояси. Следует опасаться их очаровательного голоса, обладающего гипнотическими свойствами. Человек может несколько лет стоять неподвижно, слушая русалочье пение. Предупредительным сигналом такого пения является звук, напоминающий стрекотание сороки.

Соблазнившись на неземную красоту русалки, можно навеки остаться ее рабом. Народ верил, что тот, кто познал любовь ундины или вкусил хоть раз ее поцелуй, в скором времени серьезно заболеет или наложит на себя руки. Спасти могли только специальные амулеты и определенное поведение. Увидев русалку, нужно было перекреститься и нарисовать воображаемый круг защиты. Также спасти могли два крестика на шее, спереди и сзади, так как русалки имеют обыкновение нападать со спины. Можно было также попытаться отмахнуться от злодейки или ударить палкой по ее тени. Согласно старинному поверью, русалки ненавидят запах крапивы, полыни и осины.

Русалочка из сказки

Заводя разговор на тему русалок, невозможно не вспомнить сказку Ганса Христиана Андерсена. Смелая Русалочка спасает жизнь принца во время ужасного шторма, а затем производит обмен со злой колдуньей, потеряв при этом свой волшебный голос и обретя возможность ходить. Каждое движение приносит нестерпимую боль, но все равно без своего голоса она не в состоянии покорить принца. В итоге она проигрывает сражение и превращается в морскую пену.

Мультфильм от Уолта Диснея про русалочку Ариэль имеет более оптимистичную концовку: «они поженились и жили долго и счастливо». Эти так полюбившиеся сказочные истории вплели в себя множество элементов из повествований об этих существах. Это и пленительный голос, и возможность выбора суши или моря, а также запретные романтические отношения между человеком и русалкой. В остальном, конечно, это художественный вымысел, но все же в результате сложился положительный образ хвостатой красавицы.

Волшебные сирены являются популярными героями в фольклоре различных народов и культур, и интерес к тому, кто такие русалки, не угасает в настоящее время.

О возможности реального существования русалок говорит тот факт, что об этих водяных прелестницах упоминают древнейшие устные сказания различных народов, которые в те времена никак, ни культурно, ни этнически, не были связанны между собой. Рассуждать о том, существуют ли русалки на самом деле,можно, узнав о подробностях их образа жизни и физиологических особенностях.

Откуда стало известно о русалках?

Сказания о русалках и упоминания о встречах с ними у разных народов датируются различными периодами. Прототипом европейских русалок многие историки и этнографы считают древнегреческих сирен . В Древнем Риме они были известны как водные нимфы, ундины и нереиды . Но если сирены Древней Греции имели коварный характер, то в сказаниях славян, скандинавов и германцев эти бестелесные существа, считающиеся водной среды, обладают озорным нравом. Также им не чужда злопамятность.

Позднее, с развитием мистических, метафизических наук, русалок стали считать сгустком энергии, который входя в контакт с аурой человека, под воздействием которой человек был способен исполнять определенные желания. Есть ли русалки на самом деле, можно выяснить, ознакомившись с имеющимся фактографическим материалом о контактах с этими существами или наблюдениях за ними.

Первые упоминания о русалках в Европе

Впервые образ женщины, имеющей рыбий хвост, называемой Маргигр , упоминается в исландских сагах XII века. Однако никаких деталей о том, где ее видели не приведено. В старинных сказаниях просто зафиксирован факт существования неизвестных человекообразных существ женского пола, без какой-либо конкретики.

Первые достоверные сведения об обнаружении выброшенного во время шторма женского тела, покрытого чешуей и имеющего вместо ног хвостовой плавник, аналогичный рыбьему, появились в 1403 году в Голландии . Этот факт отражен в произведении Сиго де Ла Фона и Жозефа Эньяна, где в алфавитном порядке систематизированы «необыкновенные и достойные явления в целом мире». При этом голландские натуралисты упоминают, что русалка прожила среди людей около 15 лет, но при этом не научилась говорить и всегда стремилась вернуться в родную водную стихию.

В XVII веке, во время одной из экспедиций мореплавателя Генри Гудзона , два члена его экипажа наблюдали плещущуюся в море русалку. По воспоминаниям очевидцев, внешне она напоминала обворожительную девушку с обнаженной грудью и длинными распущенными волосами черного цвета. Вместо ног у нее был плавник, напоминающий хвост макрели.

Свидетельства XVIII – XIX веков

В 1737 году на страницах лондонского журнала «Gentleman’s magazine» была опубликована история о забитой насмерть русалке . Существо было выловлено сетями и при их подъеме издавало человеческие звуки. При осмотре мертвого существа оказалось, что оно мужского пола. Несмотря на отталкивающую внешность морского монстра, оно явно относилось к человеческому роду. В данном конкретном случае вопрос о том, существование русалки - миф или реальность, не стоял. Заспиртованный труп существа какое-то время могли увидеть посетители одного из английских музеев.

Двумя годами позднее это же издание поразило своих читателей сообщением, что выловленная экипажем судна «Галифакс» морская русалка была съедена. По воспоминаниям «русалкоедов» ее мясо было мягким и нежным, а по вкусу и структуре напоминало телятину.

В 1881 году одно из еженедельных изданий города Бостона проинформировало читателей о факте обнаружения на побережье Атлантики трупа существа женского пола. Выше пояса тело этого создания полностью идентично женскому, а ниже пояса представляло крупный рыбий хвост.

Современные сообщения о русалках

В начале этого года появились сенсационное сообщение, что в Индии нашли русалку. Однако в более поздних газетных публикациях было разъяснено, что речь идет о рожденном в городе Сахаранпур (штат Уттар-Прадеш) младенце женского пола с врожденной сиреномелией (синдромом русалки). Ноги ее не были разъединены и срощены от бедер до пят. При некотором избытке фантазии можно было принять их за рыбий хвост. Ребенок прожил 10 минут после рождения.

Несмотря на то, что Юго-Восточная Азия славится различными слухами и небылицами, истории о том, что в Таиланде, Китае или в Индии нашли русалку достаточно редки. Больше сообщений поступает из других стран, причем обычно из отдаленных районов, куда трудно добраться для проверки фактов наблюдения или поиска русалкоподобных существ. В большинстве случаев эти сообщения оказывались мистификацией.

В 2014 году из Мексики поступило сообщение о том, что на побережье Веракруса было найдено мёртвое тело особы женского пола с рыбьим хвостом. Корреспонденты окрестили существо именем «Ариэль ». В дальнейшем история получила детективное развитие. Отдыхающие на пляже двое мужчин, после свой находки вызвали наряд полиции, который тут же сообщил о факте обнаружения в секретную службу, и им на смену приехала в штатском, говорящих по-испански с американским акцентом. Один из очевидцев утверждал, что из разговоров американцев он понял, что существо увезут для дальнейшего изучения в пресловутую «Зону 51», где хранятся инопланетные и аномальные артефакты.

После поднятия тиражей, одна из газет опубликовала информацию, что «русалка» являлась реквизитом, использовавшимся в съемках фильма «На странных берегах» – четвертой части кинофраншизы «Пираты Карибского моря». Остался неясным вопрос, почему объект не обнаружили ранее, в период с 2011 по 2014 годы, и в каких водах он плавал. В связи с этим открытым осталась тема о том, русалки - миф или реальность?

Русалка - один из самых распространенных женских демонических персонажей, связанных со стихией воды.

Вообще-то образ русалки, особенно в славянской традиции, разнообразен. Она нередко выступает не только в качестве собственно водного духа, но и как дух лесной, полевой, как олицетворение плодородия и даже духа судьбы. У некоторых народов русалка даже выступала в роли чуть ли не полубогини.

В некоторых местах русалок подразделяли на водяных и лесных. В первом случае русалки были женами водяных, а во втором - леших.

Женских духов воды называли не только русалки, но и водяница, шутовка, купалка, мертвушка и так далее. Сам же термин «русалка» имеет очень древнее происхождение, но до сих пор точно не установлена его этимология. Исследователи считают, что это слова восходит к слову русло или роса. Также есть гипотеза, что оно образовано от прилагательного русый, в качестве «светлый».

Как выглядит русалка

Нужно отметить, что облик русалок, как водных духов, везде воспринимался по-разному, в зависимости от климатических условий. Так у народов, живущих на юге, русалки как правило шаловливые, веселые, они не столько творят зло, сколько просто проказничают, забавляются. В некоторых местах считалось, что русалка, поймав человека, иногда загадывает ему загадки, и если он их отгадает, то отпускает его.

Русалки обычно предстают в образе прекрасных, обнаженных девушек, часто одетых в белые одежды.

А вот севернее, русалки становясь более грозными существами. Они мстительны, готовы погубить любого путника, защекотать его до смерти или потопить. Их внешний вид ужасен - они бледны, часто с зеленоватым оттенком, их волосы растрепаны и весь внешний вид весьма ужасен. Так, например, на севере России русалок представляли по большей части в виде страшных, уродливых и косматых баб с отвислой грудью, которую они закидывают за плечи.

Иногда русалки представлялись похожими на призраков: считалось, что они имеют облик обычных людей, но при этом бывают прозрачны, словно сотканные из тумана.

Происхождение русалок. Как становятся русалками

Согласно народным поверьям, русалками становились девушки, либо утопленницы, либо умершие не своей смертью. В первую очередь это касается девушек, умерших до вступления в брак, особенно «зарученные» (просватанные) невесты, не дожившие до свадьбы. С этим и связано мнение, что русалки тоже смертны, поскольку они почти люди, просто в этом облике доживают свой земной век. Поэтому они имеют тот же характер, привычки и вкусы, какие были у покойниц. И выглядят они обычно в той одежде, в которой умерли - отсюда образ русалки в подвенечном платье и с венком на голове.

Также русалками становились женщины, утонувшие на так называемой Русальной неделе.

В некоторых местах полагали также, что русалкой может стать проклятая матерью и похищенная нечистой силой девушка.

Обитают русалки преимущественно в водоемах. Но не всегда. Так согласно поверьям с середины весны и летом они перебираются в поля, особенно там где растет рожь или конопля. А согласно другим поверьям, после Троицына дня они где-нибудь выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, и на ней поселяются.

Русалки и культ плодородия

Известны обряды, явно указывающие на связь русалок с культом плодородия. Так, в некоторых местах существовал обряд, в ходе которого парни наряжались русалками и гонялись с кнутами за женщинами, стараясь ударить их, а те спрашивали у ряженых: «Русалоцки, как лен уродится?»; ряженые в ответ указывали на длину кнута, вызывая этим бабьи выкрики: «Ох, умильные русалоцки, какой хороший!»

Поведение русалок

Русалки любят петь, тем более, что почти во всех традициях считается, что голос у русалок очень красив, он просто завораживает, одурманивает того, кто его слышит и он полностью им подчиняется. В этом русалки перекликаются с сирином, мифической птицей с женской головой, чьи песни способны были заворожить и даже погубить человека или с сиренами из греческой мифологии. Кстати именно поэтому, в народном лубке русалки нередко изображались в виде птиц, с женскими головами и грудями.

Приписывалась русалкам и способности к оборотничеству, что весьма типично для всех представителей нечистой силы. Русалки могли превращаться в животных (собака, птица, мышь, заяц, кошка) и предметы - сноп соломы, коряга и прочее.

Русалки не сидят на месте, они любят прогуливаться, поэтому их можно встретить практически где угодно и не только на берегу водоема. Они могут сидеть на мосту или на дереве, быть возле колодца, на полянах, в лесу, на перекрестках и огородах и даже прятаться за печкой или углом дома. Особенно они любят приходить в те дома, где когда-то жили.

Русалки еще любят приходить в бани, где не просто стоят, но могут там стирать свою одежду или мыться. В такие моменты лучше с ними не встречаться.

Интересно, что в отличие от остальных представителей нечистой силы, русалки могут передвигаться не только ночью, но и днем.

Также русалкам приписывалась «забота» и умение насылать бурю, дождь, град, а если он разгневаются, то могли заставить реки разлиться так широко, что тони затапливали пастбища и огороды.

Способность затапливать что-либо у русалок связана с их волосами. Народные поверья утверждают, что у русалки волосы всегда мокрые и если она начнет их расчесывать своим гребешком, то вода будет литься до тех пор, пока она будет это делать. Отсюда и родилось поверье о том, что если увидеть русалок, расчесывающих волосы у воды - то жди беды. Другое поверье - русалки сильно плещутся перед утопленником.

Но с другой стороны, стоит волосам русалки высохнуть - она умрет.

Еще одно любимо занятие русалок - плескаться и кататься на колесах водяной мельницы.

Купаются русалки преимущественно на утренней и вечерней заре, а также в полдень. Поэтому это время считалось опасным для купания простых людей. Слишком высок риск столкнуться с русалками и попасть к ним в немилость.

Русалки любят заниматься рукодельем, поэтому иногда у женщин, уснувших без молитвы, похищают нитки и пряжу, которую они потом, качаясь на древесных ветвях, разматывают или завивают ими свои березки.

Опасность русалок

Как и всякая нечистая сила, русалки приносят вред человеку. Они сбивают путников с пути, душат, щекочут до смерти, утаскивают на дно и топят, могут превратить в какое-либо животное или предмет, топят рыбацкие лодки или запутывают сети, мельникам портят жернова, разрушают плотины, воруют белье, отбирают у коров молоко, уводят отбившихся от стада животных, заманивают к себе детей различным обманом. Также русалки могут насылать болезни - лихорадки, головную боль, водянку и так далее. Вообще считалось, что встреча с русалкой уже сама по себе вызовет какое-либо заболевание, а кроме того, человек может потерять сон или, наоборот, русалки ему «очи зашьют».

Но нужно отметить, что такие зловредные действия русалки в основном делают тем, кто не соблюдает различных запретов, кто не ведет праведную жизнь, не чтит приметы и поверья. Потопление русалками людей, по народному убеждению, нередко является результатом того, что человек пошел купаться в неурочное время, без креста, в запретном месте.

Следует отметить, что русалки не только могли творить зло, но и наоборот, помогать людям. Так, в некоторых традициях верили, что русалки иногда заботятся о человеческих детях, особенно оставленных женщинами в поле: кормят их грудью, баюкают, развлекают и так далее.

В силу того что русалки, это девушки, то им свойственно влюбляться и влюбляться горячо. Поэтому молодым, красивым парням и холостым мужчинам следовало их опасаться, так как русалка может заставить взять себя в жены и увести с собой на дно. Существует много историй о том, что мужчина был женат на русалке и ушел жить к ней. Там он проводил свои годы в богатстве и роскоши, русалка исполняла все его желания, кроме одного - хоть на мгновение покинуть водяное царство.

В большинстве случаев с русалками старались не связываться. Для этого использовали различные защитные средства. Например, если человек сталкивался с русалками, то во избежание несчастий нужно было бросить им платок или что-то другое из одежды, чтобы они отстали. Кстати именно по этой причине, в некоторых местах специально для них во время «Зеленых святок» развешивали на кустах новые полотна и одежду. Задабривание нечистой силы - одни из самых распространенных способов и защиты от них.

Особенно опасаться русалок следовало в период с Троицы до Петрова поста и в дни русальной недели. На эти дни строго настрого нужно было соблюдать все предписания, касающиеся ткачества, работы и так далее.

Защита от русалок

Для защиты от вредоносных русалок, нападающих на людей, повсеместно использовали различные обереги, например, некоторые растения (полынь, любисток, хрен, чеснок, освященную вербу и т.д.), церковный ладан и железные орудия. Кроме этих оберегов, русалки, по поверьям, боятся очерченного круга, креста и молитвы.

Также верили, что если к русалкам подъехать на кочерге, они испугаются и убегут, так как решат, что это едет ведьма, а ведьм они боятся.

© Алексей Корнеев



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло