Глаза – зеркало души. Часто акцент в макияже приходится именно на них, но не всегда именно он уместен. Современные тенденции в макияже отодвинули глаза за задний план, освобождая место губам и особенно бровям, но согласитесь, что ни один мэйкап не обходится без проработки век и ресниц. Макияж по форме глаз позволяет подчеркнуть «зеркало» любой души и зрительно скорректировать его недостатки.


Как определить форму и положение?

Возьмите зеркало и присядьте. Потребуется несколько минут для того, чтобы оценить форму, особенности глаз и подобрать идеальный макияж для коррекции внешнего вида.

  • Оцените расстояние между глазами (их внутренними уголками). Если оно меньше ширины одного глаза, имеет место быть близко посаженный тип, если больше – широко посаженный. Если расстояние между уголками примерно совпадает с шириной глаза, переходите к следующему шагу.


  • Оцените глаза с точки зрения глубины их посадки. Глубоко посаженные словно утопают в глазницах и слегка оттенены веком, которое, к слову, небольшое и темное. Большие выпуклые глаза имеют широкое веко, находятся словно навыкат и заметны буквально с первого взгляда. Если и этот пункт не про вас, то рекомендуем перейти к следующему шагу и определить разрез глаз.


  • Сравните их с губами. Средние по размеру напоминают форму и размер рта (могут быть немного меньше), имеют овальную форму. Определить раскосые (узкие) глаза удастся каждой девушке или мужчине с первого взгляда – они имеют небольшую ширину и нависшее веко. Макияж монголоидных глаз существенно отличается от впалых или расставленных. Теперь поговорим о форме глаз, ведь учитывать её при выполнении мэйк-апа не менее важно.


  • Монолидная форма – самая распространенная среди европейцев. Она отличается отсутствием заметной складки на верхнем веке и довольно широко распахнутым взглядом (оцените форму в хорошо освещенном помещении и под прямым углом, то есть не сверху или снизу, а смотрите в зеркало прямо перед собой). Ещё раз широко откройте глаза и посмотрите, видна ли складка на верхнем веке. Если видна, то у вас имеется «капюшон» - его обычно высветляют тенями и приподнимают с помощью теней.
  • Оцените уголки ваших глаз и то, опущены они или приподняты. Для этого достаточно провести невидимую параллель или взять карандаш (любой другой тонкий длинный предмет) и поднести его к середине зрачка. Если уголки оказались выше параллели, то уголки ваших глаз приподняты и «улыбаются», если ниже – то они опущены (и «грустят»). Бывает, что один уголок приподнят (внешний, например), второй – опущен, тогда мы говорим о несимметричных глазах и о необходимости их коррекции с помощью несложной технике в макияже.


  • Основные две формы глаз - круглая и миндалевидная. Посмотрите на свой зрачок – если вы видите белок над и под ним, то ваши глаза круглые, если белок отчетливо виден только с левой и правой стороны, то вы имеете дело с самой распространенной миндалевидной формой. Форма опухших, глубоко, далеко посаженных глаз, ассиметричных, раскосых и прочих поддается корректировке с помощью макияжа. Изменить её на 100% не удастся, а выгодно подчеркнуть – вполне реально.


Как изменить форму?

Сделать это можно визуально с помощью косметики – самый короткий и доступный способ преображения глаз. Существует две основные формы глаз – круглая и миндалевидная, но даже каждая из них смотрится по-разному в зависимости от формы и размера лица и остальных его частей. Идеальной считается форма миндаля – изящно-вытянутая с приподнятыми уголками, и каждая техника в макияже глаз стремится именно к её созданию.


Зрительно изменить форму глаз помогут стрелки – черные, коричневые, серые – подбирайте оттенок декоративного средства к естественному цвету глаз и их величине.

  1. Для коррекции маленьких глаз начинайте рисовать стрелку от середины века – сначала ведется тонкая линия, которая постепенно расширяется и уходит наверх. Угольно-черную подводку замените коричневой, зеленой, синей, тушь выбирайте напротив, потемнее и с глянцевым финишем.
  2. Чтобы сделать шире и больше глаза азиатского типа, используйте контрастные цвета. Предварительно проведите линию темным (серым, коричневым) карандашом над складкой верхнего века – смотрите перед собой и просто повторите контур легким нажатием на карандаш. От внешнего уголка проведите небольшую линию вверх с помощью подводки или карандаша и соедините её с первой. Так вы создадите новую «открытую» форму. Подвижное веко покройте светлыми тенями, нижнее – темными. Не забывайте о лайнере, начинать выводить стрелку можно как от внутреннего уголка (при широкой или средней постановке глаз) или от середины века (если она узкая).
  3. Чтобы скорректировать выпуклые глаза, тени стоит отложить и использовать вместо них подводку или лайнер. Выводите аккуратную тонкую стрелку и не затрагивайте нижнее веко.

Макияж позволяет приблизить естественную форму глаза к идеальной миндалевидной, поэтому правильно положенные тени преобразят любой взгляд.


Коррекция с помощью визажа

Маленькие глаза

Для небольших по размеру глаз рекомендуется использовать светлые оттенки с перламутровым финишем или жидкие тени с глянцевым – они придадут зрительный объем. На внутренние уголки нанесите по капле белых или светлых перламутровых теней и растушуйте их к центру век. На внешний уголок нанесите тени потемнее и растушуйте их к вискам и к центру, создайте легкую дымку и плавный переход от светлого оттенка теней к более темному. Можно использовать подводку – начинайте вести линию примерно от середины века и выводите четкую стрелку наверх, увеличивая её ширину постепенно.

Стоит исключить темные матовые текстуры на всем подвижном веке – они сделают глаза ещё меньше.


Чего точно не стоит делать, так это обводить их черным контуром и особенно рисовать каял – эта техника сделает их крошечными. Чтобы сделать маленькие глаза выразительнее, прокрашивайте только верхние ресницы темной тушью и не красьте нижние.

«Тяжелое» веко

С проблемой «тяжелого» века сталкиваются даже молодые девушки азиатской внешности или более зрелые особы, и в любом возрасте она решаема с помощью правильного макияжа. Скорректировать нависшее веко позволит техника затемнения внешнего уголка – наложите на него темные тени, растушевывая их наверх и затемните складку верхнего – смотрите перед собой в зеркало и проведите тонкую линию над складкой, хорошо растушуйте все линии. Все штрихи карандашом или тенями должны направляться вверх – это зрительно приподнимет припухшее веко. Визажисты советуют дополнительно удлинить брови и не опускать их кончики вниз.


«Опущенные» уголки

Они придают усталость общему выражению лица и поникший взгляд , несмотря даже на приподнятое настроение. При создании макияжа важно вывести линию подводки или теней вверх к вискам – это зрительно приподнимет «опущенные» внешние уголки. Накладывайте тени с такой последовательностью: светлые – во внешние уголки, темные – на внешние, что-то между – посередине. Идеальным выбором девушек с «грустными» глазами станут стрелки, при этом они могут быть четко выведенными или растушеванными, как у Мерилин Монро.


Круглые глаза

Необходимо визуально вытянуть уголки линией лайнером или с помощью темных теней, которая будет выходить за пределы внешнего уголка. Одним словом – выбирайте стрелки или растушевывайте карандаш, тени к вискам и не забывайте о затемнении внешнего уголка. Хорошо прокрасьте верхние ресницы и подкрутите их наверх – они зрительно создадут миндалевидную форму.


Глубоко посаженные

Спасти «утопленные» глаза позволит несложная техника : нанесите на подвижное веко светлые тени или корректор с перламутровым финишем и растушуйте косметику немного за его естественные пределы. Выделите внутренний уголок светлым, практически белым карандашом и выведите стрелку к виску. Избавиться от запавших глаз поможет акцент на губах – пусть они станут «лицом лица».

Не забывайте о бровях и выводите естественную широкую линию.


Выпуклые

Большие глаза навыкат тоже нуждаются в коррекции . Исключительно перламутровые тени на подвижном веке сделают очи ещё объемнее, поэтому отдайте предпочтение матовым текстурам с темным пигментом. Проведите линию брови чуть дальше за пределы внешнего уголка глаза. Подчеркнуть ее уместно белым карандашом или небольшим количеством светлых теней.


Широко поставленные

Нужно визуально приблизить глазки друг к другу и соблюдать главное правило - высветлить внешний уголок и затемнить внутренний. Это тот случай, когда линия подводки может начинаться у самого основания глаза – внутреннего уголка и даже выходить за его пределы на 1-2 мм. Нанесение пигмента теней начинается с внутреннего уголка и растушевывается до середины века, на внешний уголок накладываются светлые оттенки, границы их растушевываются кистью. Чтобы зрительно сблизить глазки, стоит правильно оформить брови – нарисуйте пару лишних штрихов у их основания.


Близко посаженные

Яркая обладательница этой формы – известная голливудская дива Сара Джессика Паркер . Если обратить внимание на её макияж, можно заметить, что её внутренние уголки глаз всегда высветлены светлыми тенями с перламутровым финишем. В случае близко посаженных глаз можно полностью затемнить верхнее веко тенями с глянцевым финишем или выбрать матовую текстуру в зависимости от размера глаз. Все линии нужно вести к вискам, тени, лайнер вытягивайте вверх естественной линией без фанатизма – это зрительно приподнимет взгляд. Ещё один важный совет – начинать линию подводки и стрелки нужно примерно с середины века.


Раскосые

Коррекция косых глаз сводится к минимальному использованию косметики в этой области – сделайте акцент на губах и хорошенько проработайте бровки. Сами глаза подчеркните легкими светлыми тенями и выбирайте тушь с естественным эффектом подкручивания, проработайте внешние уголки и подкрутите немного реснички в них.


Как подобрать make up?

В макияже прочно обосновались техники, которые позволяют пошагово и зрительно скорректировать глазки и привнести акцент в целостный облик.

  • Немаловажную роль играет цвет глаз – для ореховых выбирайте золотистые, бронзовые и любые коричневые оттенки теней и подводки, для оливковых – сиреневые и фиолетовые (последние два – для холодного подтона кожи) или универсальные цвета – зеленый, коричневый. Для голубых глаз выбирайте классические контрастные оттенки – серый, темно-синий и необычные цвета – оранжевый, розовый, для серых – лиловый, холодный бирюзовый и синий, светло-серый и коричневый.




  • Цветотип Лето приемлет оттенки цвета моря и неба – синие, голубые, сиреневые и серые, в том числе с коричневым, белым, серебристым пигменто. Главное правило заключается в том, что они встречаются в природе. Весна – это все теплые тона от бежевого и коричневого до зеленого, зима – холодные розовые (даже на веках), серые, синие, осень – рыжие, коричневые пигменты и черные.

Глаза – это оружие каждой женщины. Они выражают множество эмоций, покоряют и восхваляют мужчин. Однако не у каждой женщины форма глаз идеальная, и не у каждой они расположены соответственно правильным пропорция лица. Но все это поправимо и достигает это за счет коррекции глаз при помощи макияжа.

Многие приходят ко своему «идеальному» макияжу посредством проб и ошибок, хотя если изначально следовать рекомендациям по make-up, то этап экспериментов можно миновать, и сразу подобрать наиболее подходящий вариант. Итак, начнем.

Для того, чтобы Ваш макияж был стойким и в последствии не требовал корректировки, необходимо подготовить кожу. Для этого они очищается лосьоном (для Вашего типа кожи) без содержания спирта, а затем вбивается увлажняющий крем. Теперь необходимо подождать 15-20 минут, чтобы крем как следует впитался.

Далее маскируются припухлости, отечности, капилляры и синяки специальным корректором с желтоватым оттенком. Он позволяет выровнять рельеф лица, скрыть дефекты, недостатки. Тщательно растушевав фон, нанесите вокруг глаз светоотражающий корректор либо можно использовать пудру, содержащую светоотражающие частички.

Далее выбираем какие тени будут наноситься на веки. Если используете кремовые – то их можно наносить без предварительной подготовки, сразу на кожу век, если же сухие – то следует использовать базу телесного тона. Верхняя линия бровей подчеркивается карандашом в тон, просветы между волосками можно заштриховать тенями. Под нижней линией наноситься тональный крем светлого тона для большей выразительности бровей.

Теперь перейдем к контуру. Благодаря ему можно визуально сузить, расширить, приблизить, отдалить глаза.

Чтобы отдалить близко посаженные глаза – контур наноситься на внешний угол вдоль линии ресниц верхнего века.

Чтобы визуально слегка увеличить глаза, отдалить либо подчеркнуть их форму – необходимо нанести контур на одну треть вдоль ресниц верхнего и нижнего века.

Увеличить «щелевидные» глаза поможет полное их обведение контуром. Когда наносятся тени, то самый светлый тон ложиться в области под бровью, темный – вдоль линии ресниц, средний же по всему веку.

В том случае, если глаза посажены через-чур глубоко, то делается акцент на линии складки века темными тенями, если напротив выпуклы, то следует выделить всю поверхность века, а так же нижнюю линии ресниц.

Для выделения цвета глаз, выбираются тени и карандаш на несколько тонов темнее.



Макияж глаз. Фото-подборка

Как с помощью правильного макияжа глаз исправить и скорректировать черты лица.

Как исправить разрез глаз

Скорректировать форму глаз можно при помощи теней, подводки и даже туши. Тени следует накладывать специальной кисточкой или аппликатором, причем в первом случае они лягут малозаметным тонким слоем, а во втором — плотным густым.

Различают несколько техник нанесения теней, но в основном они включают следующие составляющие (рис.):

Тень-основу;

Тень-контур;

Тень-акцент.

Тень-основа — это наиболее светлый оттенок, который должен быть либо светлее кожи, либо гармонировать по цвету с ее оттенком. Так, к холодному оттенку кожи подходят холодные пастельные цвета, к теплому — теплые оттенки. Если у вас бледная или розовая кожа, то лучше использовать тени белого цвета в сочетании с голубыми, розовыми, лиловыми и холодными зелеными тонами. Если же у вас кожа теплого желтоватого оттенка, то подойдут тени теплых пастельных тонов: слоновой кости, салатного, кораллового, персикового, желтого.

Тень-основу наносят от внутреннего уголка глаза по подвижному верхнему веку. Если же верхнее веко нависшее, тени распределяют по нему до линии бровей.

Рисунок. Нанесение теней

Тень-контур наносят на складку века от внешнего уголка глаза и растушевывают до наивысшей точки, немного выходя за границу складки, чтобы тень было видно, когда глаз открыт. Тень-контур оптически открывает подвижное веко.

Тень-акцент — это самые темные или яркие оттенки, выделяющие верхнее веко. Эти тени должны соответствовать цвету радужной оболочки глаза или, напротив, быть контрастны ей и сочетаться с общей цветовой гаммой одежды или украшений. Тень-акцент следует наносить на внешний утолок глаза, а затем растушевывать таким образом, чтобы оптически приподнять контуры глаза и века.

Очень важно также правильно растушевывать тени. Если они близких цветов, к примеру бордового и розового, или оттенков одного цвета (салатного и зеленого), то растушевывать границы теней надо так, чтобы переход от одного оттенка к другому был едва заметен. При использовании контрастных цветов, например белого и черного, нужно включить в цветовую гамму промежуточный оттенок — в данном случае серый. Дополнительные оттенки (оранжевый, сиреневый и т. д.) следует наносить точечно и аккуратно растушевывать, стараясь не смешивать границы цветов.

Способы нанесения теней

Тени для век наносят несколькими способами, а их выбор зависит от формы глаз и назначения макияжа. На рисунке ниже показаны различные способы растушевки теней:

Сначала накладывают тени темного тона, а затем постепенно переходят к тонам светлее, которые находятся подлинней бровей (рис. а);

Если оттенки теней сменяют друг друга по диагонали, лучше растушевывать тени от светлого оттенка к темному. Форма при этом может быть разной: «банан», «крыло» или «кошачий глаз» (рис. б);

Оттенки близких по тону теней накладывают друг на друга слой за слоем, постепенно усиливая тень-акцент у внешнего уголка глаза (рис. в);

При горизонтальной растушевке тень-акцент проходит у верхнего края роста ресниц — «открытый банан» (рис. г).

Рисунок. Способы растушевки теней

Подводка или карандаш

Подводку глаз выполняют с помощью сухой или жирной подводки, контурным карандашом, тенями или айлайнером. Она придает глазам выразительность, делает их заметнее и ярче.

Проще сделать подводку глаз с помощью сухих теней. Для чего берут тонкую кисточку, увлажняют тени и наносят узкую аккуратную линию вдоль ресниц, которая эффектно подчеркивает глаз и держится довольно долго. Что касается контурного карандаша и жирной подводки, то их следует наносить ровной сплошной линией или аккуратными штрихами, которые затем необходимо растушевать.

Специальный карандаш — кайал — в качестве подводки для глаз применять не стоит. Дело в том, что его структура слишком жирная и мягкая, поэтому он будет оставлять следы на верхнем веке. Такой карандаш светлого цвета лучше использовать для подводки нижнего века. Светлая линия, проведенная под линией роста нижних ресниц, зрительно расширит глаз и сделает взгляд более выразительным и притягательным.

При использовании кайала в вечернем макияже делают подводку нижнего века, а сверху наносят тени, чтобы кайал не растекался. Для чего между ресницами ставят несколько точек таким карандашом, а поверху растушевывают их тенями. В итоге получается красивая дымчатая подводка.

Айлайнер сделает подводку глаз яркой. Пользоваться им следует очень аккуратно, поскольку одним неверным движением можно легко испортить практически готовый макияж, поэтому его выбирают в основном профессиональные визажисты. Запомните, что при помощи айлайнера проводят контур лишь на верхнем веке.

Айлайнер бывает двух видов — карандаш и фломастер. Чтобы сделатьподводкукарандашом-айлайнером, его нужно как следует встряхнуть перед использованием, а потом быстро провести необходимую линию. Фломастер-айлайнер дает очень тонкую и красивую линию.

Кроме того, если стрелка проведена не совсем ровно, ее нетрудно исправить, сделав линию в середине контура шире или быстро растушевав ее.

С помощью подводки можно не только подчеркнуть контур глаза, но и скорректировать его форму. Если вы отдаете предпочтение классической подводке, обратите внимание на то, как выполнить ее грамотно. Глаз подводят по верхнему веку, заканчивая линию подводки у внешнего уголка так называемой стрелкой, направленной в сторону роста последних волосков бровей и не выходящей за контур века у внешнего уголка глаза.

С помощью подводки глазам можно придать практически любую форму (рис.).

Рисунок. Виды подводки глаз

Подводка бывает практически любого цвета, при выборе которого всегда надо помнить основные правила выбора цвета декоративной косметики: назначение макияжа, возраст, тип внешности.

Чаще цвет макияжа глаз подбирают под их цвет. Если говорить о таком способе выбора цвета, то можно выделить несколько основных наиболее выигрышных сочетаний:

Смуглая кожа бронзового оттенка и карие глаза — салатный, желтый, бирюзовый и оранжевый цвета подводки;

Светлая кожа и карие глаза — серый, синий, голубой и изумрудный цвета подводки;

Светлая кожа и коричнево-зеленые глаза — оливковый, темно-зеленый, медный и золотистый цвета подводки;

Голубые глаза — коричневый, бежево-золотистый, темно-серый, серебристый и чернильный цвета подводки;

Смуглая кожа и серые глаза — серебристый, синий и медный;

Смуглая кожа и зеленые глаза — коричневый, темно-серый, бордовый и фиолетовый цвета подводки;

Серо-голубые глаза — бежевый, коричневый, синий и серый цвета.

Коррекция глаз разной формы

Профессиональные визажисты при корректировке формы глаз руководствуются основами живописи, благодаря которым они могут открыть, приподнять или увеличить глаза, усилить их выразительность, а также скрыть практически любые недостатки. Давайте попробуем разобраться в используемых ими приемах.

Миндалевидные глаза (рис.) не принято корректировать, поскольку их форма считается идеальной. В этом случае обычно подчеркивают контуры и естественные светотени.

Рисунок. Коррекция миндалевидных глаз

Круглые глаза (рис.) потребуют небольшой коррекции. Для чего необходимо немного удлинить разрез глаз, а по самому контуру верхнего и нижнего век провести стрелки, немного выходя за внутренние и внешние уголки.

Затем прорисовывать границу контура века с помощью теней и растушевывать ее вверх и в сторону по направлению к виску.

Рисунок. Корректировка круглых глаз

Щелевидные глаза (рис.) нужно открыть, придав им объем. Делают это следующим образом: с помощью теней высветляют центральную часть верхнего века, а затем на внутреннюю и внешнюю части глаза наносят темные тени. После чего подводят внешний контур глаза, утолщая стрелку посередине, а нижний контур у внешнего уголка глаза не соединяют с верхним, а слегка растушевывают. По самому краю нижнего века проводят линию светлым кайалом. Тушь накладывают на ресницы с учетом акцента на середине глаза.

Рисунок. Коррекция щелевидных глаз

Восходящие (восточные) глаза (рис.) корректируют с помощью контура, выполненного тенями дымчатых оттенков.

Контур проводят по верхнему и нижнему векам, причем у внутреннего уголка глаза его делают немного длиннее. Ресницы должны быть тщательно прокрашены.

Рисунок. Коррекция восходящих (восточных) глаз

Падающие (европейские) глаза (рис.) необходимо визуального приподнять у внешнего уголка. Для чего проводят внутренний контур по самому краю верхнего века от внутреннего уголка глаза до самой высокой точки, а затем приподнимают стрелку на эту высоту и расширяют ее к внешнему уголку глаза. Тени растушевывают вверх и в сторону по направлению к вискам.

Рисунок. Коррекция падающих (европейских) глаз

Близко поставленные глаза (рис.) требуют расстановки акцентов и растушевки теней на внешней стороне глаза. При макияже бровей также делают акцент на их внешнем крае. У внешнего уголка глаза делают «галочку» с помощью светлых теней или светлого кайала, что зрительно увеличивает расстояние между глазами.

Рисунок. Коррекция близко поставленных глаз

Широко поставленные глаза (рис.) корректируют следующим образом. Контур наносят на весь глаз и растушевывают тени от внешнего уголка глаза к внутреннему. У внутреннего уголка тени следует растушевать и над головкой брови.

Рисунок. Коррекция широко поставленных глаз

Выпуклые глаза (рис.) следует визуально углубить. Для чего используют матовые тени темных оттенков, которые наносят на верхнее подвижное веко. Затем по самому краю нижнего века проводят внутренний контур темным кайалом, а окончательные стрелки выводят широкой линией с растушевкой.

Рисунок. Коррекция выпуклых глаз

❧ Кроме кайана и айлайнера, существует также фломастер для подводки глаз, так называемый айдефайнер. С его помощью линии получаются очень четкими и тонкими.

Глубоко посаженные глаза (рис.) сверху немного прикрыты глазницей, и цель макияжа — извлечь их из глубины. Для чего на верхнее подвижное веко наносят перламутровые тени светлых оттенков, а контур верхнего века оформляют при помощи темных теней, причем лучше, если они будут матовыми. Контуры глаз выделяют светлыми тонами.

Рисунок. Коррекция глубоко посаженных глаз

Глаза с наплывающей складкой века (рис.) корректируют обязательно. Для чего нависшую часть затемняют по отношению к подвижному веку и надбровному пространству, чтобы визуально открыть глаз. По самому краю нижнего века проводят линию светлым кайалом, а под ресницами растушевывают контур, сделанный темным цветом.

Рисунок. Коррекция глаз с наплывающей складкой века

Почти всю мою сознательную жизнь меня тесным кольцом окружали (и продолжают окружать) люди, неравнодушные к фотографии. И пусть в нынешнем цифровом мире фотография давно перестала быть уделом профессионалов или редких любителей. Нынче всяк и каждый имеет возможность прослыть на стезе фотоискусства, заинстаграммив собственные ноги, тщательно пережеванную еду или удивительно красивую трещину на стене. Сегодня мы поговорим о прикладной фотографии. Прикладывать мы ее будем, понятное дело, к моей любимой офтальмологии. Сегодняшняя глава посвящена офтальмофотографии.

Знаете ли вы, что глаз - это единственный орган нашего тела, сосудистая система которого может быть рассмотрена и изучена без хирургического вмешательства? Видели ли вы свою радужку вблизи? А роговицу? Чем же, как и зачем фотографируют наши глаза? Какие методы и технологии съемки применяют? Что можно увидеть на полученных снимках? Заинтриговал? Ну тогда раскрывайте кат и читайте.

История применения фотографии в медицине неразрывно связана с развитием фотографии как таковой. Уже в середине 19-го века врачи фотографировали пациентов и их отдельные органы для каталогизации, регистрировались травмы, ранения, стадии операций, анатомические и патологические особенности. Открытие рентгеновского излучения перевернуло медицинскую фотографию с ног на голову. Зарегистрированные при помощи рентгенографии изображения скелета стали первым шагом в области медицинской визуализации недоступных невооруженному взгляду частей тела.
01.

В офтальмологии же фотография нашли очень важное применение - регистрация состояния различных сред глаз, диагностика и выявление патологий по снимкам. Давайте рассмотрим способы и виды визуализации различных тканей и частей глазного органа, а также средства, применяемые для этого.
02.


ЩЕЛЕВАЯ ЛАМПА

Итак, давайте познакомимся с щелевой лампой - одним из основных инструментов любого окулиста/офтальмолога. Щелевая лампа - это потрясающий диагностический инструмент, позволяющий доктору рассмотреть ваш глаз в многократном увеличении (от 6х до 40х). По сути мы имеем подвижный бинокулярный (для двух глаз) стереомикроскоп, совмещенный со специальной поворотной осветительной системой.

Вспоминаем . Интересующие нас сегодня части глаза: прозрачная роговица, белая непрозрачная склера с ее сосудами, цветная радужка со светочувствительным зрачком, хрусталик, задний отрезок глаза (сетчатка). Каждый из этих элементов может быть рассмотрен через щелевую лампу, но чтобы увидеть отдельные структуры и ткани приходится слегка хитрить.

Я уже сказал, что в щелевой лампе есть направленный источник освещения - эта самая лампа, но почему тогда "щелевая"? Все просто. Прозрачную роговицу увидеть нелегко. Светить ей "в лоб" пучком света бессмысленно. А вот если посветить тонкой световой щелью и посмотреть на этот световой "срез" сбоку, то можно увидеть, как свет отразился от прозрачных структур роговицы. В осветительный блок щелевой лампы встроены диафрагмы и специальные жалюзи, позволяющие регулировать форму потока света от ровного круга до узкой щели, а саму щель еще можно при желании поворачивать на любой угол. Отсюда и имеем слово "щель" в названии инструмента.

Так что же можно увидеть в щелевую лампу? Очень много чего. Врач может рассмотреть повреждения и форму роговицы. Обратить внимание на состояние склеры и ее сосудов, рассмотреть воспаления век, ресниц, полюбоваться красивой радужкой. Можно оценить состояние хрусталика, а при помощи специальных линз также рассмотреть всю переднюю камеру глаза и глазное дно (сетчатку, зрительный нерв).
03.

Для регистрации всего увиденного нам нужна фотокамера. Многие щелевые лампы могут оснащаться специальными переходниками для крепления фотокамер. Существуют бюджетные варианты, когда изображение из окуляра лампы может быть перенаправлено в объектив обычной потребительской камеры. Есть даже специальные переходники для айфонов. Но это все несерьезно. Фотография должна быть профессиональной, поэтому самым правильным решением считается установка специальной системы призм и зеркал, которые по желанию оператора на долю секунду перенаправят весь световой поток из объектива щелевой лампы на сенсор фотокамеры, синхронизировав при этом открытие шторок для регистрации изображения. Такие системы обычно оснащаются DSLR-камерами и специальными блоками вспышек.

Так как глаз оператора гораздо более мощный инструмент, чем самая крутая фотокамера, он может различать гораздо больший диапазон яркостей при меньшей освещенности. Тут и приходится играться со вспышкой, уровнями чувствительности сенсора, дополнительными системами фонового освещения и т.п. Правильные щелевые системы все это умеют. Вопрос только в правильных операторах. Специализация офтальмофотографа достаточно востребована в крупных клиниках и специализированных центрах. Все как и в обычной фотографии - умение правильно выставить свет, выбрать угол съемки, ракурс, увеличение - залог качественной фотографии.
04.

РОГОВИЦА
Существует много техник съемки, которые предназначены для фотофиксации тех или иных участков глаза. Как я уже выше упоминал, можно осветить роговицу узкой щелью и посмотреть на эту щель чуть-чуть сбоку. Называется это оптическим срезом. Смотрите какая красивая и выпуклая у меня роговица.
05.

При должном увеличении можно даже рассмотреть отдельные клетки роговицы. Также можно прикинуть ее толщину (грубо, конечно), оценить топографию (характерные особенности поверхности) роговицы и т.п. На фото ниже приведен пример такой фотографии. Уж извините непрофессионала за лишние блики от зеркал щелевки, но от них никуда не деться. Главное, чтобы блики не перекрывали изображение. Что мы видим здесь? Тонкая щель (шириной 1-2 мм) направлена на глаз сбоку, в то время как камера сфокусирована на оптическом срезе роговицы с другой стороы. На заднем плане в расфокусе - карие глаза (радужка).
06.

Роговица представляет собой вогнуто-выпуклую линзу, которая делает две трети работы . Анатомически роговица состоит из 5 слоев, которые, к сожалению, особо не рассмотришь через щелевку, но все же вот они:
1. передний эпителиальный слой - состоит из 5-6 слоев эпителиальных клеток. Это очень быстро регенерирующий слой, и потому позволяющий врачам безбоязненно резать его:). Регенерация поврежденных клеток происходит в течение 1-3 дней.
2. Боуменова мембрана - плотная оболочка, поддерживающая форму глаза и противодействующая внешним механическим воздействиям.
3. Строма - наиболее толстый слой, занимающий 90% всей толщины роговицы. Его мы и имеем возможность легко рассматривать. Состоит из коллагеновых волокон. Далее даю слово умных людям, ибо я такое изречь не смогу: "Коллагеновые фибриллы сконцентрированны в ламеллы или пластинки, расположенные параллельно наружной поверхности роговицы. Коллагеновые волокна погружены в прозрачную матрицу, содержащую сульфатированные глюкозаминогликаны. Остающиеся между ламеллами щели содержат бедные органеллами плоские фиброциты и богатое гиалуроновой кислотой связывающее вещество. Гиалуроновая кислота обуславливает содержание воды в роговице, чем в свою очередь объясняется ее прозрачность. "
4. Десцеметова мембрана - скучная задняя пограничная мембрана. Ничего не знаю об этом.
5. Эндотелиальный слой - очень интересный слой клеток, о котором надо будет поговорить отдельно, обсуждая эндотелиальный микрсокоп. Вкратце - это один единственный слой шестиугольных клеток, которые вообще нифига не умеют регенерировать. Умершие или поврежденные клетки просто исчезают, а их место занимают соседи, расползаясь в форме и увеличиваясь в размере, что не есть хорошо. Этот очень важный слой качает всякие полезные вещества из внутриглазной жидкости в роговицу и обратно.
07.

При определенных условиях и максимальном увеличении иногда удается рассмотреть тот самый эндотелий роговицы и в щелевку, но лучше всего это делать при помощи других специальных инструментов.
08.

Мы же просто полюбуемся еще раз оптическим срезом роговицы моей коллеги, искрящимися и бликующими частицами на поверхности роговицы, а также глубокими градиентными переливами и текстурой ее коллагеновых фибрилл.
09.

Ну и закончим рассматривать роговицу слегка странным, но достаточно забавным латеральным видом (сбоку). Мне удалось поймать свет таким образом, что на этом снимке четко видна выпуклая форма роговицы. За тонкой "стенкой" роговицы находится передняя камера, наполненная внутриглазной жидкостью или водянистой влагой.
10.

ХРУСТАЛИК
Давайте теперь продвинемся чуть-чуть вглубь глаза и сфокусируемся на другом объекте - на хрусталике. Хрусталик - это уже двояковыпуклая линза, участвующая в преломлении и перенаправлении света на сетчатку. Он расположен позади радужной оболочки (к ней мы еще вернемся) и доступен нашему взору только благодаря светочувствительному отверстию - зрачку. Чем больше нам хочется увидеть хрусталик, чем больше света мы направляем в глаз, тем меньше становится зрачок, тем меньше видим мы хрусталик. Поэтому иногда приходится закапывать специальные анестетики в глаз, чтобы временно парализовать работу дилататоров - мышц ответственных за изменение размера зрачка. А на фото внизу мы просто светим узкой щелью в глаз и фокусируемся на поверхности хрусталика. Первая отраженная щель справа - это роговица, вторая щель проходит по радужной оболочке, а потом "ныряет" в зрачок и падает на хрусталик. Поверхность хрусталика неровная, шероховатая.
11.
12.

Можно открыть щель нараспашку (эдакий фонарик) и фигачить светом "в лоб" ну или слегка под углом. Это даст нам общую картинку глаза (при небольшом увеличении). Правильные щелевые лампы и камеры позволяют также играться диафрагмой, регулируя глубину резкости снимка. Здесь, к примеру, хорошо видно и поверхность хрусталика и радужку можно рассмотреть и даже роговица заметна. Хрусталик тоже выступит главным объектом одного из последующих выпусков, в котором мы поговорим о катаракте - возрастном заболевании, заключающемся в старении и помутнении хрусталика. Лечится это достаточно просто - удалением нафик мутного хрусталика и установкой нового искусственного. Да-да, многие и не догадываются, но миллионы людей по всему миру смотрят на этот самый мир через искусственную линзу, вставленную внутрь глаза.
13.

Интересный метод съемки - ретро-освещение. В этом случае свет направляется в глаз через зрачок на сетчатку, оттуда он отражается назад и освещает хрусталик изнутри. Чтобы больше света вернулось обратно, иногда необходимо принудительно расширить зрачок пациента, закапав специальный анестетик, не позволяющий зрачку суживаться. Таким образом обычно рассматривают патологии радужной оболочки, катарактальное состояние хрусталика, положение внутриглазных линз и т.п. Отраженный от богатой на сосуды сетчатки свет возвращается не белым, а красным, поэтому и изображение хрусталика принимает красный оттенок. Это называется красный рефлекс .
14.

Не вдаваясь в детали анатомического строения нашей главной глазной линзы, скажу, что ядро хрусталика состоит из всяких там волокон. Формирование хрусталиковых волокон происходит в течение всей жизни человека. Но в самом начале - при развитии эмбриона, когда формируется глаз и хрусталик в частности, эти волокна формируют так называемые швы в виде 9-12 лучевых звезд. В разных слоях хрусталика эти звездные швы упрощаются и грубеют, образуя два наиболее заметных Y-образных шва: передний прямой Y-шов, и задний обратный. Именно его можно наблюдать на картинке внизу. Видите значок Мерседеса? У вас такой тоже есть:)
Один из видов катаракты характеризуется помутнением ядра хрусталика как раз возле лучей этих Y-образных швов....
15.

РАДУЖКА
Переходим к наиболее фотогеничной части нашей статьи. Одним из наиболее визуально привлекательных (но малоинтересных с медицинской точки зрения) отделов нашего глаза (а может быть, и всего тела), безусловно, считается радужная оболочка. Ее очень интересно рассматривать, особенно при большом увеличении. В Сети можно найти множество необычайно красивых фотографий радужек. У меня нету пока возможности фотографировать всех подряд, когда вбреде в голову. Да и щелевка под рукой не всегда, поэтому демонстрирую то, что есть. Знакомьтесь, это моя родная и любимая радужка.
16.

Еще более зрелищно наша радужка выглядит в 3D. Для этого нам придется направить свет сбоку. Но, увы, из-за особенностей строения черепа, это не так уж легко сделать, поэтому можно воспользоваться небольшим трюком. Свет направляется сбоку не на радужку, а в самый угол глаза, где отражается от склеры и возвращается назад, освещая радужку почти изнутри и создавая эффект объемности и глубины.
Каждая радужка уникальна. Узоры, создаваемые ее волокнами безумно чарующи и неповторимы.
17.

Узор радужки очень сложен и вполне может использоваться для аутентификации в виду своей уникальности. Нынешние системы идентификации по радужной оболочке могут выявлять порядка 200 точек, с помощью которых обеспечивается высокая степень надежности аутентификации. Для сравнения, лучшие системы идентификации по отпечаткам пальцев используют 60-70 точек.
18.

Радужная оболочка по своей сути - это светонепроницаемая штора с круговым отверстием - зрачком. Круговая сфинктерная мышца регулирует закрытие зрачка, радиальные - открывают его. Цвет радужки определяется наличием пигмента, структурой волокон и кровеносных сосудов.
19.

Интересно, что синий цвет глаз не означает, что в радужке присутствует какой-то синий или голубой пигмент. При малой плотности волокон сетчатки и низком уровне содержания меланина (темного пигмента) свет рассеивается в коллагеновых волокнах стромы и мы видим голубой или синий оттенок. Все светлые глаза на фотографиях в данной статье принадлежат моему голубоглазому коллеге. Да, в обычной жизни его глаза светятся чистым голубым светом. При ближайшем же рассмотрении они практически белые. Кстати, практически все дети рождаются светлоглазыми, и только месяцам к 6-9 (когда меланин начинает накапливаться в радужке) приобретают свой цвет глаз. Подробнее про разные цвета глаз можно почитать в Википедии .
20.

На радужной оболочке, так же как и на других участках нашего тела, могут появляться веснушки и родинки. Все благодаря тому самому меланину, который может скапливаться на ограниченном участке, образуя заметное темное пятнышко.
21.

Точка на радужной оболочке глаза - считается,что у человека есть проницательность и сила. Будьте осторожны в своих мыслях и словах. Вы способны "сглазить". Особенно чувствительны дети.

Это не родинка. Точки на радужке показатель хронической болезни.(см. иридодиагностика). Определенный сектор глаза отвечает за определенный орган.

Я конечно не знаю, что такое радужка, но по книге, если родинка расположена на внешнем углу глаза, это означает честность, прямоту, надёжность. этот человек нуждается в любви и восхищении.

Солнце метит людей ущербных своими знаками, на радужке указывается нам степень поражения ауры в целом.

Точки в глазах означают, что вы пережили какое-то запоминающееся событие, и которое вас потрясло....
22.

Раз уж пришлось упомянуть иридодиагностику, скажу пару слов об этом виде нетрадиционной медицины, в котором диагностика проводится по обследованию радужной оболочки глаза. Сторонники метода утверждают, что болезни различных органов приводят к изменению рисунка радужной оболочки. По специальным схемам, где радужка разбита на сектора, иридодиагносты определяют причины заболеваний и с честными, полными искренности и желания помочь глазами, прописывают какие-то лечения. К счастью, офтальмология шагнула чуть дальше, чем это было в в средние века, поэтому все эти гипотезы о возможностях определения состояния организма по радужке были научно опровергнуты. Несмотря на то, что действительно есть некоторые патологии, влияющие на нашу радужку, таких заболеваний очень мало, и они достаточно очевидны. Так что, если в ваших планах стоит посещение специалиста-ириодиагноста, пожалуй, вам лучше отписаться от моего блога, чтобы не расстраиваться из-за моих кощунственных заявлений.
23.

По роду работы у меня есть возможность баловаться с разного рода офтальмологическими инструментами. В очередной раз играясь в фотощелевкой, я пригласил одну из моих коллег быть моей морской свинкой (подопытным кроликом). К своему (и ее) искреннему удивлению мы обнаружили у нее некритический случай офтальмологической аномалии - персистентной зрачковой мембраны , о котором она даже не догадывалась (как и я, пока не стал копаться в гугле, чтобы понять, что же это такое я сфотографировал).
24.

Во время эмбриональной фазы развития глаза его передняя часть или камера заполнена примитивной эмбриональной тканью - зрачковой мембраной, питающей кровью и кислородом развивающийся хрусталик. За некоторое время до рождения эта ткань атрофируется и пропадает. Но иногда остатки ее сохраняются внутри глаза, образуя характерные нити, которые могут находиться в просвете зрачка или связывать радужную оболочку с роговицей или с хрусталиком. Именно это мы видим на фото вверху. В данном случае ничего критичного для здоровья и никаких помех для зрения не наблюдается. Интересно было наблюдать, как эта нить натягивается в струну при расширении зрачка при прямом ярком свете (см. фото выше). И как при сокращении зрачка натяжение исчезает, и нить свободно плавает. На фото внизу хорошо видно "якорь", которым волокно крепится к радужке, а дальше сама нить практически незаметна на просвете зрачка на фоне хрусталика
25.

Еще интереснее было обнаружить точно такое же явление у одного из студентов университета Ватерлоо (University of Waterloo), где мы демонстрировали возможности различных офтальмологических приборов. Оказывается, не такое уж и редкое явление, эта персистентная зрачковая мембрана .
26.

СКЛЕРА
Склера - это белковая наружная плотная соединительная оболочка глаза, выполняющая защитную и опорную функции. Передняя поверхность склеры покрыта сосудистыми слоями. Это те самые кровеносные сосуды, которые выдают нас при потреблении не очень разрешенных средств и препаратов. С врачебной точки зрения тут много, что можно увидеть - и различные воспалительные процессы, и патологическую пигментацию, и отечность тканей, и т.п.
27.

ПРОЧЕЕ
А мы продолжаем изучать возможности фотографических щелевых ламп. При помощи дополнительных линз можно осмотреть переднюю камеру глаза и все ее закоулки. Это называется гониоскопией. Через специальную призматическую линзу доктор может увидеть участки, скрытые от прямого взора. Собственных фотографий на эту тему у меня нет, ибо там ничего интересного для неврачей не наблюдается. А вот врачи находят там уйму важной информации - например, определяют величину открытости/закрытости угла передней камеры при диагностике глаукомы. Или вот другой пример синдрома пигментной дисперсии. На фото ниже можно наблюдать ярко выраженную пигментацию трабекулы по всей окружности угла передней камеры (фотопример ©Terra-ophthalmica)
28.

Также при желании можно заглянуть через зрачок внутрь глаза и при помощи дополнительной линзы сделать фотографию глазного дна. Я начинал эту главу "Занимательной офтальмологии" с заявления, что глаз - это единственный орган нашего тела, сосудистая система которого может быть рассмотрена и изучена без хирургического вмешательства. Вот доказательство тому - фотография, сделанная через фундус-линзу посредством щелевой лампы. На снимке вашему вниманию представлена сетчатка моего глаза. Так выглядит наше загадочное слепое пятно - диск оптического нерва, через который внутрь глаза заведены все сосуды и нервы.
29.

Конечно, щелевая лампа - не самый удобный инструмент для исследования сетчатки. Тут нам на выручку спешит ретинальная (фундус) камера. Но о ней и других средствах фотографирования и визуализации органа глаза и его отдельных участков мы поговорим во второй части поста...

РЕЗЮМЕ
Возможность не только рассмотреть глаз в деталях, но и зафиксировать увиденное, переслать коллегам, обсудить со специалистами по всему миру, научить студентов послужила серьезным толчком для развития офтальмологии. Щелевая лампа уже на протяжении сотни лет была и остается одним из наиболее используемых офтальмологических инструментов. Цифровая фотография позволила расширить возможности этого инструмента.

Щелевые лампы часто используются в фильмах или сериалах. Очень часто ее возможности откровенно преувеличены или намеренно искажены - мол, все равно никто не поймет, что мы там показали. Например, доктор с серьезным видом смотрит в глаз пациента, а потом на экране получает трехмерную картинку глаза в разрезе, а заодно и желудка, мозга и тазобедренного сустава. Теперь вы знаете чуть больше о том, что все-таки можно увидеть в щелевую лампу, поэтому при просмотре очередного голливудского триллера можете смело во весь голос заорать на весь кинотеатр: "Чушь!!! Смотрите, он даже не включил щелевую лампу!"

ЭПИЛОГ
Конечно, имея в руках бинокулярный микроскоп с фотокамерой, коим и является фотографическая щелевая лампа, было бы грех не пощелкать всякую фигню. Вот, к примеру, грязненький бриллиант.
30.

А это кусочек засохшего "вертолетика", которыми по осени размножаются клены.
31.

А вот листочек можжевельника. Или туи. Или все-таки можжевельника.
32.

Тот же самый можжевельник. Увы, мои познания в ботанике в миллиарды раз скуднее познаний в офтальмологии, поэтому предположу, что это воспаление седалищного нерва можжевельника.
33.

Ну а это какая-то цветная брошюрка с каким-то гламурным видом печати. Типограф из меня тоже плохонький, поэтому просто поверьте на слово, что эта просто обычная цветная глянцевая бумажка.
34.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ. СОДЕРЖАНИЕ.





Прикладная фотография.

Наверняка ни одна женщина не отказалась бы иметь красивые, широко распахнутые глаза, в глубине которых с удовольствием тонули бы восхищенные мужчины. Но такое сокровище от природы дано далеко не каждой. Если вам достались узкие, щелевидные глаза, можно попробовать сделать их привлекательнее с помощью декоративной косметики . Макияж для узких глаз позволяет увеличить их оптически и сделать взгляд более открытым. Существует несколько вариантов макияжа для узких глаз. Ведь все зависит не только от их величины и формы разреза, но и от глубины посадки. Иногда глаза кажутся узкими из-за нависших верхних век. В любом случае обладательницам небольших глаз нужно особое внимание уделять состоянию своих бровей , которые должны иметь безупречную форму и ухоженный вид.

С помощью пинцета бровям придают правильную форму, старательно удаляя все лишние волоски и ориентируясь на форму лица. Так, если лицо овальное, то бровям лучше придать дугообразную форму, а женщинам с продолговатыми лицами больше идут прямые брови, слегка отодвинутые от переносицы. Обладательница грушевидного лица и глаз с узким разрезом стоит подумать о коррекции бровей по принципу вразлет, то есть подправить их форму так, чтобы их концы были опущенными у переносицы и приподняты к вискам.

Типичные ошибки

Почему-то многие девушки и женщины с узким разрезом глаз считают, что обрамлять свои зеркала души им нужно четкими и жирными темными линиями, для чего используются всевозможные подводки, черные карандаши, кайалы и тяжелые темные тени. Это самая распространенная и самая непростительная ошибка. Вспомните, почему дизайнеры рекомендуют носить черные платья и костюмы полным людям: потому, что они зрительно скрадывают форму и объем. Примерно то же самое происходит и с глазами, обведенными черной линией. Они выглядят еще меньше, чем на самом деле.

В таком деле, как макияж для узких глаз, большое значение имеет и подбор туши. Предпочтение следует отдавать той, что обладает подкручивающим эффектом. Удлиняющая тушь без подкручивания красавицам с узкими глазами не подходит: ресницы будут неуклюже свисать, а глаза могут даже показаться раскосыми. Тушь в макияже для узких глаз используется по минимуму и накладывается в один слой. В противном случае густо накрашенные ресницы полностью закроют и без того небольшие глаза.

Ключевые правила

Самое главное в макияже для узких глаз - грамотный подбор теней и высветление верхнего и нижнего века. Некоторые визажисты советуют подводить нижнее веко по линии роста ресниц светлым перламутровым карандашом. Это, по их мнению, позволяет сделать узкие глаза более распахнутыми. Можно также подчеркнуть их синим, коричневым или сиреневым перламутровыми карандашами. Еще одни хитрый прием заключается в том, чтобы провести серым карандашом линии чуть выше и чуть ниже верхних и нижних век и затем аккуратно растушевать их.

Рисовать стрелки на глазах с узким разрезом категорически не рекомендуется, вопреки распространенному мнению, что на верхнем веке они там вполне уместны. Вместо этого стоит поиграть с оттенками теней и создаваемыми с их помощью цветовыми переходами. Насыщенные матовые тени наносятся на складку подвижного века аппликатором. Так создается фон для последующей накладки более светлого декора с мягкой, шелковистой текстурой. Светлыми тенями высветляется и область под бровями. Приветствуются тени с блеском или светоотражающими частицами. Но при этом важно учитывать и основной цвет кожи. Так, например, обладательницам узких глаз восточного типа и смуглой кожи подойдут белые или голубые мерцающие тона - им лучше пользоваться золотистыми, кремовыми и персиковыми тенями.

Заслуживает внимания и такой вариант макияжа для узких глаз: на нижнее веко накладывают немного темных теней, а верхнее оформляют светлыми, растушевывая при этом границы и переходы. На верхнем веке по линии роста ресниц проводится едва заметная линия темным, но не черным карандашом. Можно попробовать сделать акцент при помощи темных теней на внутренних уголках глаз. Не бойтесь экспериментировать: однажды вы обязательно найдете идеальный способ макияжа и услышите немало приятных комплиментов на тему того, какие прекрасные у вас глаза.

Светлана Усанкова

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло