Молитва облегчить страдания. Как облегчить душевные страдания

Борьба с болью в какой бы то ни было стадии болезни должна стать одной из главных забот медиков. Представление об искупительной ценности страдания не воспринимается уже как само собой разумеющееся; «достоинство человека заключается в том, чтобы не смиряться перед страданием», - заявил совсем недавно кардинал Люстиже. Конечно, реакция больного на боль зависит от его культуры, от его встревоженности, от его эмоционального окружения, - но она всегда заслуживает облегчения, даже при том, что в западных странах порог боли, несомненно, постепенно понизился.

Нельзя уже ссылаться на относительную неэффективность противоболевого лечения и на риск его немедленного или отдаленного побочного действия. Пора предоставить больному выгоды нынешнего прогресса в способах лечения. Переоценка побочных действий сильных противоболевых средств сопровождается также заметной переменой образа мышления. Опыт специализированных коллективов и сведущих врачей ныне возрос и стал общедоступен: это лишь подчеркивает необходимость и далее уделять достойное внимание на разных этапах медицинского образования борьбе с болью.

Такое отношение к больному не ограничивается только последними мгновениями жизни. Назначить морфин уже не означает то же, что соборовать больного. Это средство, как и другие, применяется по тем показаниям и в тех фазах, которые врач определяете соответствии с состоянием больного. Это опасение применять сильные противоболевые средства резко контрастирует, если верить ряду недавних статистических данных, с размахом употребления слабых аналгетиков - вероятно, по совсем другим показаниям!

В этих обстоятельствах врач должен исполнять двойную роль: следовать и борьбе с болью, и взятию на себя психологической заботы. Не пренебрегая при этом, как пишет по очень близкому поводу Эмманюэль Ирш19, «сохранением человеческой личности в ее достоинстве, а равным образом в возвышенном смысле ее существования, для чего обязательно необходимо поддерживать живую и непрерывную потребность в общении, во встрече с другим существом, - некое отношение близости, взаимовключенности, интимности, которое выражается в разделении ответственности».

Конечно, придти к клиническому заключению об инкурабельности и бесполезности любого нацеленного на спасение лечения - это нелегкое и травмирующее испытание. Нелегко решиться объявить, что уже исчерпаны все спасительные средства, которые могли бы вызвать улучшение. Обращение за советом к сотрудникам, согласование с больным, если оно возможно, или хотя бы с представителем его семьи, - все это помогает избежать самозамыкания в одиноком раздумье. Быть рядом с больным означает выслушивать, быть понимающим и готовым помочь, принимать на себя заботы о телесных и душевных нуждах, подавлять боль, умерять тоску, прерывать одиночество.

Это значит и помочь больному и семье воспринять и перенести мысль о приближении смерти. Умышленно замкнуться в одиночестве традиционного монологического многословия не является, несомненно, ни лучшим решением, ни самым легкопереносимым. Ибо двух опасных крайностей следует избегать. Одной, от недостатка старания: если болезнь не выходила за пределы возможности излечения известными средствами, а врач слишком быстро отказался от своей главной роли лечить и, если возможно, излечивать. И другой, от избытка: врач навязал бесполезные мучительные методы обследования или лечения, а даже, возможно, и опасные; и все это ради «выигрыша» нескольких дней непоправимо заканчивающейся жизни!

Сейчас исполнилось уже пятьдесят лет словам папы Пия XII , который вовсе не был приверженцем наплевательской морали, о том, что он бы не считал «недозволенным» лечение, направленное на облегчение боли, даже если при этом был бы риск укоротить уже подошедшую к своему неизбежному концу жизнь.

Медицина и сострадание. Советы тибетского ламы всем, кто заботится о больных и умирающих людях Ринпоче Чокьи Ньима

Глава 20 Как облегчить умирание

Как облегчить умирание

Одни из самых непростых моментов работы профессионального медика связаны с помощью умирающему человеку. Тема смерти и умирания – часть более широкой темы непостоянства. Перед тем как начать разговор об умирании, важно вспомнить то, что было сказано выше о непостоянстве. Нам нужно на глубоком уровне, а не только на уровне интеллекта, понять, что всё составное, всё, что было собрано или сконструировано, распадётся или будет разрушено. Когда мы признаем факт непостоянства, нам будет легче принимать всё, что происходит, будь то удовольствие, боль, радость или печаль. Почему? Потому, что мы понимаем: всё это преходяще.

Предположим, мы не смогли принять факт непостоянства всех явлений. Но когда случится что-то ужасное, покажется, что мы неспособны это вынести. Ситуация может стать невыносимой. Факт непостоянства всего составного – это не просто какая-то идея, которая пришла в голову Будде. Это факт, который станет для нас очевидным, если мы уделим достаточно времени размышлению о нём. Описать непостоянство всех явлений можно множеством способов, но есть четыре основных момента, которые стоит упомянуть.

1. Всё построенное разрушится . Всё, что было возведено, сконструировано, изготовлено или создано, рано или поздно распадётся на части, развалится. Это лишь вопрос времени.

2.?Всё накопленное будет растрачено. Неважно, сколько мы смогли накопить, в конце концов это закончится. Иначе не может быть. Имя, власть, положение, деньги, материальные ценности – всё, что мы приобретаем и чем обладаем, исчерпывается. Всё это рано или поздно исчезнет.

3.?Все встречи заканчиваются расставанием. Существует временная разлука с любимыми и окончательное расставание. Все встречи оканчиваются расставанием, исключений здесь нет, и от реальности этого факта не скрыться.

4.?Рождение неминуемо заканчивается смертью . Ни один рождённый человек ещё не избежал смерти. Этого не было в прошлом, это невозможно сейчас, и этого никогда не произойдёт в будущем. Почему? Потому, что всё составное по природе своей непостоянно.

Я говорю сейчас не только о живых существах. Непостоянно всё без исключения – всё, что мы видим, слышим, осязаем и запах и вкус чего мы ощущаем. Всё, что возникает, будет существовать некоторое время, после чего будет разрушено. Все вещи изменяются не только в течение длительного промежутка времени, но и каждое мгновение. Эти крохотные изменения не заметны невооружённым глазом. Однажды я посмотрел видеозапись, сделанную через микроскоп. И хотя то, что рассматривали в микроскоп, было полностью неподвижно, частицы под стеклом постоянно двигались.

Непостоянство – это факт. И нам стоит воспринимать вещи такими, какие они есть. Очевидна польза, возникающая в результате принятия факта, что все явления преходящи. Это помогает нам быть более уравновешенными и, как следствие, лучше себя чувствовать. Склонность воспринимать явления как реальные, постоянные и неизменные и жёсткое цепляние за них вызывают колоссальное напряжение в тот момент, когда оказывается, что вещи на самом деле непостоянны. С нами случается что-то хорошее или приятное, но нас охватывает грусть, когда этому приходит конец. Естественно, когда происходит что-то плохое, мы чувствуем себя несчастными. Тем не менее, когда мы понимаем, что всё, что происходит с нами в жизни, хорошее и плохое, непостоянно, мы легче переносим изменения и становимся радостнее.

Несмотря на то, что интеллектуально мы понимаем непостоянную природу всех вещей, обычно мы не тратим много времени на размышления об этом. Каждый раз, когда мы слышим о непостоянстве, полезно задуматься о смысле этих слов, чтобы почувствовать их реальность. Размышляя таким образом, мы начинаем переживать свой опыт с точки зрения непостоянства и приобретаем глубокое убеждение в том, что все явления подвержены постоянным переменам.

Уделяя достаточно времени размышлению над непостоянством и изучению этого вопроса, мы подготавливаем себя к принятию того факта, что наше тело смертно. Смерть тела – естественный результат его жизни. Пока мы живы, важно научиться жить так, чтобы мы могли открыто встречать всё, что с нами происходит. Когда придёт время умирать, мы должны знать, как умереть, не согнувшись под ношей тревоги, страха и боли, – мы должны уйти без ужаса в глазах.

Буддийские учителя недаром уделяют столько внимания идее непостоянства. Если вы потратите достаточно времени на размышление о факте непостоянства, то, когда придёт время встретиться лицом к лицу с собственной смертью, тому, кто окажется рядом с вами, будет достаточно напомнить вам о том, что всё непостоянно. Вам скажут: «Всё проходит, ничто не остаётся неизменным». И вы подумаете: «Да, так оно и есть». Поскольку вы уже знакомы с непостоянством, вам проще его признать, принять и немного расслабиться. Не размышляя о непостоянстве и не принимая его близко к сердцу, люди слишком сильно привязываются к вещам и отношениям, считая их чем-то постоянным. Поэтому, когда что-то идёт не так, им очень тяжело это принять. Они впадают в панику, снова и снова задавая себе вопрос: «Почему? Почему это происходит со мной?» А почему бы и нет? Всё непостоянно. Непостоянство – великий учитель.

Как это знание поможет нам утешить умирающего и его семью? Разумеется, до тех пор, пока существует хоть один шанс на излечение, мы должны убеждать их делать всё возможное и не терять надежды. Но как только становится очевидным, что выздоровление невозможно и смерть неизбежна, стоит убедить пациента и его семью не прикладывать так много усилий, поскольку в этом случае борьба со смертельной болезнью становится для всех невыносимым бременем. В этот момент мы можем помочь пациенту и его семье принять умирание как естественный процесс, который нас всех ждёт в конце. В этом и заключается помощь умирающему и его родным.

Но не нужно использовать понимание того, что пациент умирает, в качестве оправдания неоказания ему необходимой помощи. Следует обращаться с умирающим мягко и деликатно. Необходимо держать его за руку, говорить с ним приятным голосом и помогать расслабиться. Можно сказать: «Не беспокойтесь. То, что с вами происходит, очень естественно, сейчас стоит успокоиться. Мы сделаем всё необходимое, чтобы вы чувствовали себя хорошо».

Пациентам, не уделявшим достаточно времени размышлениям о непостоянстве, поначалу может быть сложно принять смерть как нечто естественное и неизбежное. Большинство умирающих очень привязаны к своим семьям, имуществу, всему, что они не могут взять с собой. Нужно помочь им отпустить то, что с ними сейчас происходит, поскольку именно привязанность и цепляние вызывают такой сильный стресс и страх. Все, кто близок сейчас больному, все, кому он доверяет, должны окружить его нежной заботой и помочь ему расслабиться и всё отпустить.

В случае, если мы имеем дело с человеком, далёким от духовной практики, мы должны понимать, что одна только мысль о необходимости расстаться с семьёй и имуществом может вызвать невыносимую боль и страх. Чтобы помочь больному человеку избавиться от цепляния, можно просто мягко спросить его: «К чему держаться за это теперь? От этого вам только больнее. Всё хорошо, вы можете просто всё отпустить». Это действенный способ успокоить умирающего человека.

Если умирающий – духовный практикующий, это несколько меняет дело. Он верит, что после того, как умирает тело, дух или ум продолжают существовать. Если вы верите в то, что ум не исчезает после смерти, вы будете воспринимать привязанность иначе. Для духовного практикующего привязанность является проблемой не только на пороге смерти, она также служит помехой в момент умирания и после смерти. Именно поэтому очень важно избавиться от всех привязанностей перед смертью.

Люди могут привязываться ко множеству разных вещей. Наиболее сильную привязанность они обычно испытывают по отношению к другим людям. Также можно чувствовать привязанность к определённому объекту, имуществу или даже красивому пейзажу. Существует великое множество вещей, которые вы обожаете и с которыми не хотите расставаться. Умирающий человек редко счастлив потерять всё, что он знает и ценит. Человек на пороге смерти хотел бы взять с собой любимых людей и ценные для него вещи, но это сейчас не в его власти. С собой не получится взять ничего. Даже если этого не хочется, придётся потерять все.

Перед смертью важнее всего отпустить всё, чем мы дорожим. Если вы привязаны к собственности, имуществу, стоит перед смертью это раздать – отдать родственникам или пожертвовать на благотворительность. Таким образом вы сможете мысленно расстаться с имуществом и почувствовать себя более свободным. Конечно же, вы не хотите оставлять родителей, братьев, сестёр, детей и супругов. Но если вы знаете, что всё равно придётся уйти, попрощайтесь с ними, пожелайте им счастья. Родственникам и друзьям тоже можно посоветовать делать хорошие пожелания умирающим в момент прощания. Им нельзя пытаться удержать умирающего, снова и снова повторяя «Не уходи, не уходи, останься». Такое проявление чувств мешает умирающему человеку в момент, когда уже очевидно, что расставания не избежать. Лучше его отпустить и позволить спокойно умереть, оставив позади все привязанности. Разрыв сковывающих уз привязанности принесёт пользу любому человеку на пороге смерти, неважно, был он духовным практикующим или нет.

Если умирает духовный практикующий и он получил в течение жизни определённые наставления о практике в процессе умирания, пришло время их использовать. На этом этапе применяют практику, которая называется «переносом сознания», на тибетском – «пхова». По сути, эта техника закладывает наилучшую траекторию движения ума из умирающего тела в тело следующего рождения.

Если умирающий – духовный практикующий, это несколько меняет дело. Он верит, что после того, как умирает тело, дух или ум продолжают существовать.

Если умирающий знаком с тем, как покоиться в состоянии равностности, сейчас важно применить это знание и умереть в этом состоянии ума. Самое главное для умирающего – быть в этот момент спокойным и не испытывать никаких тревог. Семье умирающего и тем, кто ухаживает за ним, нужно постараться не причинять ему беспокойства. Их усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы помочь человеку расслабиться, успокоиться. Умереть в спокойном состоянии ума – значит умереть достойно.

Когда меня приглашают к умирающему, я всегда действую примерно одинаково. Для начала я выясняю, во что умирающий человек верит, в чём его убеждения. Затем пытаюсь понять, что было хорошего в его жизни, что придавало ей смысл. Если человек – духовный практикующий, я напоминаю ему о его практике, стараюсь освежить в его памяти то, чему его учили и что он практиковал.

Существуют различные взгляды на то, что следует говорить серьёзно или неизлечимо больному человеку о его состоянии. С одной стороны, может показаться, что стоит сообщить умирающему правду о его болезни. С другой – правда может быть крайне болезненной для пациента и ему будет очень тяжело её принять. В последние годы на Западе врачи стремятся рассказать пациенту о его болезни то, что они считают правдой. Если болезнь не поддаётся лечению, они прямо выскажут своё мнение, иначе им будет казаться, что они лгут. На Востоке врачи чаще лгут пациенту, нарочно скрывая правду. Почему в этот момент врачи лгут? Что ими руководит? В данном случае мотивация врача может быть вполне благой. В каком случае врач скрывает от пациента правду из лучших побуждений? Многие врачи на Востоке полагают, что ум обладает определённой силой. Поэтому вместо того, чтобы говорить о неизлечимости болезни, врач скажет: «С вами всё будет в порядке. Если вы продолжите прикладывать усилия и будете стремиться выздороветь, вы можете выжить. Бывали случаи, что люди выздоравливали. Не оставляйте надежды». Такие слова врача могут прибавить пациенту сил для борьбы с болезнью. Когда в первый раз диагностируют серьёзную болезнь, например рак, врачу может быть доступна статистика, которая делает надежду на выздоровление весьма сомнительной. Но при этом у него всегда есть выбор, каким образом донести эту информацию до пациента.

Последние исследования западных учёных показали, что пациенты могут определённым образом контролировать ход болезни с помощью силы ума. Это также соответствует буддийскому учению. Услышав от врача позитивное мнение о ситуации, пациент может подумать: «Доктор сказал, что я могу выздороветь. Я буду правильно питаться, принимать лекарства и выполнять упражнения, чтобы окрепнуть». Человеку становится легче, у него теперь есть надежда. Он чувствует, что появился шанс на выздоровление. Но если вместо этого сказать пациенту: «Извините, надежды нет», пациент подумает: «Зачем мне тогда принимать лекарства?» В этот момент пациент остаётся наедине со страхом, и это может повлиять на его способность противостоять болезни.

Я считаю, что лучше всего постараться найти срединный путь, находящийся где-то между этими крайностями. Разумеется, желательно быть честным с пациентом. Но иногда, проявляя излишнюю честность, мы не вполне честны. Например, если вы скажете: «Я думаю, ваша болезнь неизлечима», это будет отражать вашу точку зрения на тот момент времени. Но что будет, если пациент впоследствии выздоровеет? Будет ли это значить, что вы солгали? В случае, если болезнь очень серьёзная, можно сказать: «Вылечить вашу болезнь непросто, но мы должны постараться. И вам, и нам нужна надежда. Мы сделаем всё, что в наших силах, и вы, в свою очередь, боритесь до конца». Тут важно не лишить пациента последней надежды.

Последние исследования западных учёных показали, что пациенты могут определённым образом контролировать ход болезни с помощью силы ума. Это также соответствует буддийскому учению.

Когда ситуация полностью безнадёжна и пациента ждёт смерть, мы изменяем подход. В этом случае нам нужно решить, как облегчить страдания пациента. Сегодня в арсенале врачей имеются очень сильные лекарства, способные облегчить боль, связанную с умиранием. Эти лекарства могут быть эффективными, но при этом могут сильно затуманить сознание пациента. Поскольку мы говорили, что во время умирания человеку необходимо оказаться в определённом состоянии ума, вопрос о том, как в конкретной ситуации применять эти препараты, может оказаться непростым.

Вам как медикам стоит полагаться на собственную мудрость. Не существует готового ответа на этот вопрос, поэтому придётся принимать решение, соответствующее конкретной ситуации. Нужно подумать, что за человек ваш пациент? Можно ли его назвать духовным практикующим? C какой болью он может справиться и как сделать так, чтобы боль не повлияла негативно на состояние его ума? Нужно понять, что лучше всего подходит конкретному пациенту и где вам нужно остановиться. Будет очень хорошо, если вы поможете человеку поддерживать определённую степень осознанности, а не погрузите его в состояние полного отсутствия. В то же время не нужно заставлять человека бесполезно страдать. Нужно найти определённое равновесие между этими двумя крайностями – и это всегда остаётся на усмотрение врача.

От людей, работавших с умирающими, я слышал, что иногда начинает казаться, будто религиозные убеждения пациента не приносят ему успокоения, а только усиливают страх на пороге смерти. Подобная ситуация может оказаться очень непростой для врача или медсестры. В буддийской традиции считается, что перед лицом смерти крайне важно простить самого себя, в буквальном смысле. Неважно, перед кем вы просите прощения или кого вы представляете в этот момент. Важнее почувствовать, что вы действительно освободились от ошибок, которые совершили в своих словах, в мыслях или в поступках. Вам нужно признать, что вы поступили неправильно, искренне попросить прощения и представить, что все ошибки очистились, растворились и были прощены. Нужно полностью отпустить эти мысли, чтобы они больше не тянули вас вниз неподъёмным грузом. Это позволит почувствовать лёгкость, ясность и спокойствие.

Врач или медсестра могут поддержать пациента в этот момент и предложить ему попробовать отпустить тяготящие его чувства и тревоги. Вы можете убедить пациента, что это возможно: «Да, у вас получится. Вы сможете всё отпустить». Но вы не сможете сами отпустить за них эти тяжёлые переживания, пациентам нужно самим оставить цепляние за эти чувства и мысли. Ваша задача – только помогать в этом. Мягко убеждая пациента отпустить все переживания и заботы, взгляните на него с теплотой и обратите на него всё своё внимание и доброту. Даже если у него не получится оставить свои страхи и беспокойство на все сто процентов, возможно, он избавится хотя бы от двадцати или тридцати процентов тревог. Если пациент обладает мудростью и открытым умом, он, скорее всего, сможет отпустить девяносто процентов мешающих чувств. Но даже если благодаря его усилиям ушло десять или двадцать процентов страхов и беспокойства, это принесёт пациенту огромную пользу. Мы можем помочь пациентам ощутить покой и позволить страху наказания исчезнуть. Мы можем помочь им отпустить цепляние за людей и вещи, которое причиняет им боль. Мы можем помочь им уйти с миром – умереть достойно.

Из книги Медитация - искусство внутреннего экстаза автора Раджниш Бхагван Шри

Беседа девятая. САНЬЯСА: УМИРАНИЕ ДЛЯ ПРОШЛОГО Для меня саньяса - вещь не очень серьезная. Сама жизнь не очень серьезна, а тот, кто серьезен, всегда мертв. Жизнь есть просто разлив энергии без всякой цели, так что для меня саньяса означает жизнь без цели. Пусть ваша жизнь

Из книги Что, не хочешь больше ходить в церковь? автора Джакобсен Вэйн

Глава 13. Последняя Глава Я увидел его знакомую фигуру, восседавшую на скамейке именно там, где мы с ним беседовали в первый раз уже более трех лет назад. Джон позвонил мне сегодня и спросил, не могли бы мы встретиться около шести часов вечера в парке, там, где началось все

Из книги Сад. Притча автора Роуч Майкл

Глава 1 СОЛНЦЕ Я увидел ее в праздничный день, День благодарения. Матери наши дружили; у ее матушки было четыре дочери, а у моей - четверо сыновей. Должно быть, они как-то встретились на базаре и задумали совместный ужин, вроде смотрин.В тот день мы с братьями работали

Из книги Свет - это Жизнь или Апокалипсис сего дня (книга 4) автора Малярчук Наталья Витальевна

Глава 2 Время шло, а она все водила меня в Сад, продолжая давать мне все новые и новые уроки, которые когда-то начались там. Это всегда случалось по ночам, и всякий раз, как только мы проходили через калитку, она больше не произносила ни слова - все обучение шло через ее глаза,

Из книги Семь горизонтов Силы автора Шерстенников Николай Иванович

Глава 3 СОЗЕРЦАНИЕ. КАМАЛАШИЛА Слова Учителя Цонкапы и, как мне сейчас представляется, смерть моей матушки сильно подействовали на меня. Не то чтобы я был подавлен или впал в отчаяние; внешне я жил обычной жизнью, продолжал свои научные исследования, занимался

Из книги Обыкновенное чудо, или Основы магии стихий автора Хольнов Сергей Юрьевич

Глава 9 COCTPAДАНИE.АСАНГА После встречи с Учителем Гунапрабхой мне было о чем подумать в течение нескольких месяцев. Обычно я гулял среди торговых рядов местного рынка или сидел у окна библиотеки, глядя на хлопковые поля и апельсиновые рощи и пытаясь представить, как же

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Глава 10 ВОИН. ШАНТИДЕВА Встреча с Учителем Асангой, наверное, более всех остальных встреч повлияла на мою повседневную жизнь. К моему удивлению, обнаружилось, что до сей поры я проявлял совсем мало интереса к текущим страданиям, которые вынужден был испытывать и

Из книги Антикризисная библия успеха автора Правдина Тамара Алексеевна

Глава 9. НЕОКОНЧЕННАЯ ГЛАВА ИЛИ УРОКИ АПОКАЛИПСИСА.

Из книги Молитвы царицы Кунти автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

Глава 8. СЛОЙ СИЛЫ В ОКЕАНЕ ВОЗМОЖНОГО (глава, претендующая на целую часть) В предыдущих главах мы говорили о пси-явлениях, об интуиции, о спящих возможностях и отказе от стереотипов. Все это теория. А важна практика, которая поможет человеку реально прикоснуться к

Из книги ДМТ - Молекула духа автора Страссман Рик

Из книги Тайм-менеджмент для молодых мам, или Как все успевать с ребенком автора Хайнц Мария Сергеевна

Глава 2. Смерть и умирание. Кюблер-Росс Шестидесятники держались еще до восьмидесятых. Но в действительности новая эпоха американской мистики началась еще при них в 1975 году, когда Раймонд Моуди опубликовал книгу «Жизнь после жизни». Это была революция, революция

Из книги Девчоночьи секреты автора Луковкина Аурика

Глава 3 Депрессия, или Самая печальная глава этой

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Как грамотное долгосрочное планирование может облегчить жизнь потенциальной молодой мамы? Долгосрочное планирование – это план реализации главных жизненных целей.Вернемся к примеру, приведенному в предыдущей главе.Я ХОЧУ В ЭТОЙ ЖИЗНИ:1. Иметь возможность не экономить

Из книги автора

Глава 8 Я – Золушка (глава для лентяек) Интригующее название, не правда ли? Ты, наверное, думаешь, что эта глава будет полностью посвящена тому, как становятся Золушками. Но ты ошибаешься, все гораздо прозаичнее. Разговор пойдет о взаимоотношениях «отцов» и «детей» на

Жизненный путь человека завершается его смертью. К этому нужно быть готовым, особенно если в семье есть лежачий больной. Признаки перед смертью у каждого человека будут разными. Однако практика наблюдений свидетельствует, что все же можно выделить ряд общих симптомов, которые предвещают близость кончины. Что это за признаки и к чему следует подготовиться?

Что чувствует умирающий человек?

Лежачий больной перед смертью, как правило, испытывает душевные терзания. В здравом сознании есть понимание того, что предстоит пережить. Организм претерпевает определенные физические изменения, этого нельзя не заметить. С другой стороны меняется и эмоциональный фон: настроение, душевное и психологическое равновесие.

У одних пропадает интерес к жизни, другие полностью закрываются в себе, третьи могут впадать в состояние психоза. Раньше или позже состояние ухудшается, человек ощущает, что теряет собственное достоинство, чаще думает о скорой и легкой смерти, просит об эвтаназии. Эти изменения тяжело наблюдать, оставаясь равнодушным. Но с этим придется смириться либо попытаться облегчить ситуацию лекарственными препаратами.

С приближением кончины больной все больше спит, проявляя апатию к окружающему миру. В последние моменты может наступить резкое улучшение состояния, доходящее до того, что лежачий долгое время пациент рвется встать с постели. Эта фаза сменяется последующим расслаблением тела с необратимым снижением активности всех систем организма и затуханием его жизненно важных функций.

Лежачий больной: десять признаков того, что смерть близка

В завершение жизненного цикла пожилой человек или лежачий больной все больше чувствует слабость и усталость из-за недостатка энергии. Как следствие, он все больше находится в состоянии сна. Он может быть глубоким или дремотой, сквозь которую слышно голоса и воспринимается окружающая действительность.

Умирающий человек может видеть, слышать, ощущать и воспринимать несуществующие на самом деле вещи, звуки. Чтобы не расстраивать больного, не следует это отрицать. Также возможна потеря ориентации и Пациент все больше погружается в себя и теряет интерес к окружающей его действительности.

Моча из-за сбоя работы почек темнеет до почти коричневого цвета с красноватым оттенком. Как следствие, появляются отеки. У больного учащается дыхание, оно становится прерывистым и нестабильным.

Под бледной кожей в результате нарушения циркуляции крови появляются темные «гуляющие» венозные пятна, которые меняют место расположения. Сначала они обычно проявляются на ступнях. В последние мгновения конечности умирающего человека холодеют из-за того, что кровь, отливая от них, перенаправляется к более важным частям организма.

Отказ систем жизнеобеспечения

Различают первичные признаки, появляющиеся на начальном этапе в организме умирающего человека, и вторичные, свидетельствующие о развитии необратимых процессов. Симптомы могут иметь внешнее проявление или быть скрытыми.

Нарушения работы желудочно-кишечного тракта

Как на это реагирует лежачий больной? Признаки перед смертью, связанные с потерей аппетита и изменением характера и объема употребляемой пищи, проявляются проблемами со стулом. Чаще всего на фоне этого развивается запор. Больному без слабительного или клизмы все труднее становится опорожнять кишечник.

Последние дни жизни пациенты проводят, вообще отказываясь от пищи и воды. Не стоит сильно беспокоиться из-за этого. Есть мнение, что при обезвоживании в организме увеличивается синтез эндорфинов и анестетиков, которые до некоторой степени улучшают общее самочувствие.

Функциональные нарушения

Как изменяется состояние пациентов и как реагирует на это лежачий больной? Признаки перед смертью, связанные с ослаблением сфинктеров, в последние несколько часов жизни человека проявляются недержанием кала и мочи. В таких случаях необходимо быть готовыми обеспечить ему гигиенические условия, применяя адсорбирующее белье, пеленки или подгузники.

Даже при наличии аппетита бывают ситуации, когда пациент теряет способность глотать пищу, а вскоре воду и слюну. Это может привести к аспирации.

При сильном истощении, когда глазные яблоки сильно западают, больной не в состоянии полностью сомкнуть веки. Это угнетающе действует на окружающих. Если глаза постоянно открыты, конъюнктиву необходимо увлажнять специальными мазями или физиологическим раствором.

и терморегуляции

Каковы симптомы этих изменений, если пациент - лежачий больной? Признаки перед смертью у ослабленного человека в бессознательном состоянии проявляются терминальным тахипноэ - на фоне частых дыхательных движений слышатся предсмертные хрипы. Это связано с перемещением слизистого секрета в крупных бронхах, трахее и глотке. Такое состояние вполне нормально для умирающего человека и не доставляет ему страданий. Если есть возможность уложить пациента на бок, хрипы будут менее выражены.

Начало отмирания участка головного мозга, отвечающего за терморегуляцию, проявляется скачками температуры тела больного в критическом диапазоне. Он может чувствовать резкие приливы жара и внезапный холод. Конечности мерзнут, покрывающаяся испариной кожа меняет оттенок.

Дорога к смерти

Большинство больных умирают тихо: постепенно теряя сознание, во сне, впадая в кому. Иногда о таких ситуациях говорят, что пациент ушел из жизни по «обычной дороге». Принято считать, что в этом случае необратимые неврологические процессы происходят без существенных отклонений.

Другая картина наблюдается при агональном делирии. Движение больного к смерти в этом случае пройдет по «трудной дороге». Признаки перед смертью у лежачего больного, вставшего на этот путь: психозы с чрезмерным возбуждением, беспокойством, дезориентацией в пространстве и времени на фоне спутанности сознания. Если при этом отмечается явная инверсия циклов бодрствования и сна, то для семьи и родственников пациента такое его состояние может быть крайне тяжелым.

Делирий с ажитацией усложняется чувством тревоги, страха, часто переходящего в потребность куда-то идти, бежать. Иногда это речевое беспокойство, проявляющееся неосознанным потоком слов. Пациент в таком состоянии может выполнять только простые действия, до конца не понимая, что он делает, как и для чего. Возможность логически рассуждать для него невозможна. Эти явления обратимы, если вовремя выявить причину таких изменений и купировать ее медикаментозным вмешательством.

Болевые ощущения

Перед смертью какие симптомы и признаки у лежачего больного свидетельствуют о физических страданиях?

Как правило, неконтролируемая боль в последние часы жизни умирающего человека редко усиливается. Однако это все же возможно. Пациент, находящийся без сознания, дать знать об этом не сможет. Тем не менее считается, что боль и в таких случаях доставляет мучительные страдания. Признаком этого обычно является напряженный лоб и появляющиеся глубокие морщины на нем.

Если при обследовании пациента без сознания есть предположения о наличии развивающегося болевого синдрома, врач обычно назначает опиаты. Следует быть осторожным, так как они могут аккумулироваться и через время усугубить и без того тяжелое состояние в связи с развитием чрезмерного перевозбуждения и судорог.

Оказание помощи

Лежачий больной перед смертью может испытывать значительные страдания. Купирования симптомов физиологической боли можно достичь медикаментозной терапией. Душевные страдания и психологический дискомфорт пациента, как правило, становятся проблемой родственников и близких членов семьи умирающего.

Опытный врач на этапе оценки общего состояния больного может распознать у него начальные симптомы необратимых патологических изменений когнитивных процессов. Это в первую очередь: рассеянность внимания, восприятие и понимание реальности, адекватность мышления при принятии решений. Можно заметить и нарушения аффективной функции сознания: эмоциональное и чувственное восприятие, отношение к жизни, взаимосвязь личности с обществом.

Выбор методов облегчения страданий, процесс оценки шансов и возможных исходов в присутствии больного в отдельных случаях сам по себе может служить терапевтическим средством. Такой подход дает шанс пациенту реально осознать, что ему сочувствуют, но воспринимают как дееспособную личность с правом голоса и выбора возможных путей решения ситуации.

В некоторых случаях за день-два до предполагаемой кончины есть смысл отменить прием некоторых лекарств: диуретиков, антибиотиков, витаминов, слабительных, гормональных и гипертонических препаратов. Они будут лишь усугублять страдания, доставлять пациенту неудобство. Следует оставить обезболивающие, противосудорожные и противорвотные препараты, транквилизаторы.

Общение с умирающим человеком

Как вести себя родным, в семье которых лежачий больной?

Признаки приближающейся смерти могут быть явными или условными. Если есть малейшие предпосылки к негативному прогнозу, стоит заранее подготовиться к худшему. Слушая, спрашивая, стараясь понять невербальный язык больного, можно определить момент, когда изменения в его эмоциональном и физиологическом состоянии укажут на скорое приближение смерти.

Будет ли об этом знать умирающий - это не столь важно. Если осознает и воспринимает - это облегчает ситуацию. Не следует давать ложные обещания и напрасные надежды о его выздоровлении. Нужно дать понять, что его последняя воля будет исполнена.

Больной не должен оставаться изолированным от активных дел. Плохо, если появится ощущение, что от него что-то утаивают. Если человек желает поговорить о последних моментах своей жизни, то лучше это сделать спокойно, чем замалчивать тему или нарекать на глупые мысли. Умирающий человек хочет понимать, что он будет не один, что о нем позаботятся, что страдания его не коснутся.

В то же время родственникам и близким нужно быть готовым проявить терпение и оказать посильную помощь. Важно также выслушать, дать выговориться и сказать слова утешения.

Врачебная оценка

Нужно ли говорить всю правду родственникам, в семье которых лежачий больной перед смертью? Какие признаки такого его состояния?

Бывают ситуации, когда семья неизлечимо больного пациента, будучи в неведении о его состоянии, в надежде изменить ситуацию тратит в буквальном смысле последние сбережения. Но даже безупречный и самый оптимистический план лечения может не дать результатов. Случится так, что больной никогда не встанет на ноги, не вернется к активной жизни. Все усилия пройдут зря, траты будут бесполезны.

Родные и близкие больного, чтобы обеспечить уход в надежде на скорое выздоровление, бросают работу и теряют источник дохода. Пытаясь облегчить страдания, они вводят семью в тяжелое финансовое положение. Возникают проблемы взаимоотношений, неулаженные конфликты на почве недостатка средств, юридические вопросы - все это только усугубляет ситуацию.

Зная симптомы неизбежно приближающейся смерти, видя необратимые признаки физиологических изменений, опытный врач обязан сообщить об этом семье больного. Осведомленные, понимая неизбежность исхода, они смогут сосредоточиться на оказании ему психологической и духовной поддержки.

Паллиативная помощь

Нужна ли помощь родственникам, в семье которых лежачий больной, перед смертью? Какие симптомы и признаки пациента говорят о том, что следует за ней обращаться?

Паллиативная помощь больному направлена не на продление или сокращение срока его жизни. В ее принципах утверждение понятия смерти как естественного и закономерного процесса жизненного цикла любого человека. Однако для больных неизлечимым заболеванием, особенно в его прогрессирующей стадии, когда все возможности лечения исчерпаны, ставится вопрос о медико-социальной помощи.

В первую очередь обращаться за ней нужно, когда пациент уже не имеет возможностей вести активный образ жизни или в семье нет условий для обеспечения этого. В таком случае внимание уделяется облегчению страданий больного. На этом этапе важна не только медицинская составляющая, но и социальная адаптация, психологическое равновесие, душевное спокойствие пациента и его семьи.

Умирающему больному нужны не только внимание, уход и нормальные бытовые условия. Для него также важна психологическая разгрузка, облегчение переживаний, связанных, с одной стороны, с неспособностью самостоятельного обслуживания, а с другой - с осознанием факта неизбежно приближающейся скорой кончины. Подготовленные медицинские сестры и владеют тонкостями искусства облегчения таких страданий и могут оказать существенную помощь неизлечимо больным людям.

Предикторы смерти по оценке ученых

Чего ждать родственникам, у которых в семье лежачий больной?

Симптомы приближения смерти человека, «съедаемого» раковой опухолью, документировались персоналом клиник паллиативной помощи. Согласно наблюдениям, не у всех пациентов отмечались явные изменения в физиологическом состоянии. У трети из них симптомы не проявлялись или их распознавание было условное.

Но у большинства смертельно больных пациентов за три дня до кончины можно было отметить заметное снижение ответной реакции на вербальное раздражение. Они не реагировали на простые жесты и не распознавали мимику лица общающегося с ними персонала. «Линия улыбки» у таких больных была опущена, наблюдалось непривычное звучание голоса (кряхтение связок).

У некоторых больных, кроме этого, была гиперэкстензия шейных мышц (повышенная расслабленность и подвижность позвонков), наблюдались нереактивные зрачки, пациенты не могли плотно закрыть веки. Из явных функциональных нарушений были диагностированы кровотечения в желудочно-кишечном тракте (в верхних отделах).

По мнению ученых, наличие половины или больше из указанных признаков может с большой вероятностью свидетельствовать о неблагоприятном прогнозе для больного и его скоропостижной кончине.

Приметы и народные поверья

В старину наши предки обращали внимание на поведение умирающего человека перед смертью. Симптомы (признаки) у лежачего больного могли предсказать не только кончину, но и будущий достаток его семьи. Так, если умирающий просил в последние мгновения еду (молоко, мед, масло) и родственники ее давали, то это могло сказаться на будущем семьи. Существовало поверье, будто умерший может забрать с собой достаток и удачу.

Нужно было готовиться к близкой смерти, если больной без явных причин сильно вздрагивал. Считалось, что заглянула в его глаза. Также признаком близкого ухода из жизни был холодный и заостренный нос. Было поверье, что это за него смерть держит кандидата в последние дни перед его кончиной.

Предки были убеждены, что если человек со отворачивается от света и большую часть времени лежит лицом к стене, он находится на пороге в мир иной. Если он внезапно почувствовал облегчение и попросил переложить его на левый бок, то это верный признак скорой кончины. Такой человек умрет без мук, если открыть в помещении окна и дверь.

Лежачий больной: как распознать признаки надвигающейся смерти?

Родственники умирающего дома больного должны быть осведомлены о том, с чем могут столкнуться в последние дни, часы, мгновения его жизни. Невозможно с точностью предугадать момент кончины и как все произойдет. Не все описанные выше симптомы и призаки перед смертью лежачего больного могут присутствовать.

Этапы умирания, как и процессы зарождения жизни, индивидуальны. Как бы тяжело ни было родственникам, нужно помнить, что умирающему человеку еще сложнее. Близким людям нужно набраться терпения и обеспечить умирающему человеку максимально возможные условия, моральную поддержку и внимание и заботу. Смерть - неизбежный итог жизненного цикла, и это невозможно изменить.

Инструкция

Первое что хочется сделать - все забыть и убежать. Но способ «купить путевку на море или билет в деревню к бабушке» далеко не самый лучший. Он даст лишь сиюминутный результат. А потом все равно нужно будет вернуться домой в реальный мир. И тогда боль станет только острее. Все в привычной жизни будет напоминать о боли – память была приглушена на короткое время. А по возвращении она вновь завладеет сердцем.

Чтобы избавиться от боли, нужно назвать ее причину. Четко проговорить ее вслух. Или написать. Главное – осознать. Может для этого потребуется собеседник – это может быть лучшая подруга или психолог. Если боль вызвана потерей близкого человека, нужно разобраться, что же ранит в уходе боль ше всего? Это может быть страх или чувство вины перед . Если бросил любимый человек, нужно понять, что действительно произошло в результате его ухода: потеряна уверенность в завтрашнем дне или уязвлено самолюбие.

Теперь можно начать избавляться от того, что напоминает вам о причине душевной боли. Убрать на время или вовсе выкинуть фотографии и вещи человека, который является источником боли. Или поменьше общаться с ним, если он все еще присутствует . Если источник душевной боли – , то не читать статьи на профессиональные темы, избегать общения с коллегами.

Когда причина названа и осознана, нет ничего, что может напомнить о ней, а пустота в жизни заполнена любимым занятием, можно сказать: «Я начинаю новую жизнь, в которой нет места душевной боли». И начать радоваться каждому дню. Искать для этого подвод. Это может быть любимая , услышанная по радио, разговор с близким человеком, съеденная на ночь шоколадка, прогулка под дождем босиком и без зонта, покупка нового платья или галстука. Поводов для радости очень много. Их гораздо боль ше, чем поводов для грусти!А каждый новый день – это мощная пилюля против душевной боли.

Полезный совет

Не ждите мгновенных результатов, а первое облегчение не принимайте за выздоровление.

С физической болью все просто: есть и обезболивающие, есть и врачи. А как быть, если болит душа?

Инструкция

Причин душевной боли может быть множество. Мы обижаемся, занимаемся самоедством, переживаем о родных и близких, сталкиваемся с грубостью и предательством - и на все это тело реагирует острой, пронизывающей насквозь, горячо растекающейся по всем тканям болью, ноющей, пронзительной, от которой хочется кричать. Кажется, что унять ее нельзя, только через время боль немного притупится и можно будет периодами о ней забывать.

На самом деле, справиться с душевной болью можно. Как ни странно, но помочь может привычное обезболивающее средство, которое мы принимаем от головной боли, например. Если терпеть нет сил, то можно выпить таблетку обезболивающего и легкое успокоительное, например, пустырник или валериану. По возможности укутаться пледом, выпить травяной чай (ромашка, мята, шалфей, листья малины, клубничные хвостики - на выбор, что больше по вкусу) и поспать. Сон - хорошее лекарство.
Это не панацея, и боль, конечно, не пройдет так сразу, по щелчку, но даст возможность трезво оценить ситуацию. К сожалению или к счастью, но мы не можем объяснить мотивов чужих поступков. Поэтому и не надо пытаться. Не зацикливайтесь. Да, произошло событие, которое мы приняли близко к сердцу, ранил, обидел близкий человек или собственный недостойный поступок не дает покоя. Но ситуация уже сложилась именно так. И надо ее принять такой, какая она есть. Не ищите ни причин, ни виноватых.

Примите боль и позвольте ей быть, поплачьте, если хочется, не сдерживайте слез. "После отчаяния наступает покой", - говорила великая Анна Ахматова. Попробуйте, станет легче.
Когда образуется пустота, она требует немедленного заполнения - таков закон физики. Вечер в кругу друзей, праздник в честь хорошего дня, устроенный вместе с детьми, как ни банально звучит - шоппинг, даже не выходя из дома, поможет отвлечься и получить удовольствие.

Рисуйте, лепите, пеките пироги, варите борщ, стреляйте, сходите на неделю в лес, в компании, с палатками, посетите театр или выставку - спросите себя, чего хочется именно сейчас. Расскажите о боли, пусть даже листу бумаги - возьмите ручку и пишите, что чувствуете.

И не ждите, что все скоро пройдет - душевные раны затягиваются долго. Только помните, что жизнь чудесна, что бы в ней ни происходило. Всегда есть выход. Если, несмотря на все усилия, боль все равно нестерпима, можно обратиться за помощью к специалисту - хороший психолог даст совет, который подходит конкретному человеку в определенной ситуации.

Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания либо следствием усталости и стресса. Улучшить свое самочувствие можно с помощью таблеток, растительных препаратов и нетрадиционной медицины.

Инструкция

Определите характер и причину головной боли. Если дело в перенапряжении, или усталости, можно попробовать вылечиться собственными силами. Если же болезненное состояние сопровождается тошнотой и рвотой, сохраняется в течение трех дней и более, либо стало следствием травмы головы (в том числе сотрясения), необходимо обратиться к врачу.

Постарайтесь расслабиться, лягте на спину, создайте в комнате полумрак и откройте окно, обеспечив приток свежего воздуха. По возможности постарайтесь побыть в тишине хотя бы несколько часов. Легкими круговыми движениями помассируйте височно-теменную часть головы, аккуратно пройдитесь по волосам массажной щеткой.

Если боль не сильная, постарайтесь обойтись без препаратов. Они обладают массой , вызывают и действуют краткосрочно, хоть и оперативно. Также не принимайте (можно прополоскать рот коньяком, не проглатывая его, если вы знаете, что головная боль развилась на фоне давления) и не курите. Если вы гипотоник, выпейте чашку кофе, если нет - травяной чай с валерианой, шалфеем или мятой перечной.

Воспользуйтесь проверенными методами. Приложите к правому виску корочку лимона и держите до легкого жжения кожи. Либо приложите к больному месту марлевый мешочек с ржаным хлебом, замоченным в столовом уксусе. Выпейте стакан теплого молока с размешанной в нем четвертью чайной ложки соды. Испытанным средством для снятия головной боли также является обыкновенный черный чай: его нужно заварить, размешать в стакане чайную ложку сахара и медленно выпить, после чего лечь спать. Если от перенапряжения, в чай можно добавить мяту.

Примите ванну с аромомаслами лаванды, мяты, сосны, шалфея, эвкалипта, полыни, ромашки. От четырех до восьми капель одного из этих масел смешайте со столовой ложкой оливкового масла или молока и вылейте в прохладную воду в ванне. Если ванна вам недоступна или противопоказана, капните эфирного масла на ткань и приложите на минуту к вискам, либо просто сделайте холодный компресс на голову.

Используйте технику точечного массажа: при определенном навыке им можно снять головную боль за считанные минуты. На левой руке найдите точку между широко разведенными большим и указательным пальцем, прямо , и в течение тридцати секунд сжимайте на это место с помощью двух пальцев правой руки.

Источники:

  • Головные боли в 2019

Когда вы испытываете физическую боль , выход очевиден – вы обращаетесь к , который прописывает вам необходимое лечение, и неприятные ощущения отступают. Гораздо сложнее обстоит дело с болью душевной. Люди редко в минуты отчаяния обращаются к психотерапевту, а все чаще пытаются заглушить переживания самостоятельно.

Инструкция

Большинство людей пытаются заглушить душевные терзания при помощи алкоголя. Это может помочь, если вы проведете один вечер с лучшим другом, распивая вино и обсуждая свою проблему. Наутро после задушевных разговоров вам должно стать легче. Однако если вы будете проводить подобное «лечение» регулярно, к вашей проблеме прибавится еще одна – проблема алкоголизма.

Займитесь спортом. Во время занятий вырабатывается эндорфин – гормон радости, а ритмичные повторяющиеся действия помогают отвлечься от переживаний. Кроме того, после регулярных тренировок у вас улучшится фигура, что также поднимет вам настроение.

Смените обстановку. Возьмите отпуск и отправляйтесь на курорт, где давно мечтали побывать. Если у вас нет такой возможности – отправляйтесь на выходные в другой город. Сделайте все, чтобы получить новые впечатления, которые заглушат душевную боль и отвлекут вас.

Уйдите с головой в работу. Смело берите на себя новые проекты, задерживайтесь после окончания рабочего дня. Если вам этого мало, найдите себе хобби. Клейте модели кораблей, вышивайте. Если вы будете постоянно заняты, вам некогда будет и подумать о ваших проблемах.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло