Национальная премия “Гражданская инициатива”. Репрезентация инвалидов в массовой культуре

Многие уже слышали об Олеге Еремине - это его в апреле этого года попросили покинуть московский ресторан RoseBar , едва он туда вошёл, после чего история о предвзятом отношении к клиенту с двусторонней лучевой косорукостью облетела все СМИ. Но мы решили узнать карьерную историю конкурентоспособного специалиста, который сейчас работает аналитиком в отделе маркетинга крупной российской компании. На это место работы он пришёл недавно, потому что хотел чего-то нового после годового обучения за границей в бизнес-школе Insead (первое место среди бизнес-школ мира в 2016 году в рейтинге Financial Times). Свою поездку он профинансировал сам, взяв кредит на обучение.

- У школы Insead два кампуса - во Франции и в Сингапуре. И можно чередовать пребывание в них во время учёбы, но я весь год провёл в Сингапуре. Программа подразумевает обучение и летнюю стажировку, однако я вместо стажировки работал в одном стартапе c индийцами. Теперь у меня есть диплом MBA. Вообще степень МВА стоит своих денег, и в теории она должна стать основой для нового рывка в развитии карьеры.

Помимо этого диплома у Олега Еремина есть ещё дипломы бакалавра и магистра Московского физико-технического института (факультет прикладной математики) и два диплома Российской экономической школы - российского и международного образца.

За шесть лет карьеры Еремин поработал в трёх компаниях, в том числе в Unilever Russia. При этом он никогда заранее не мониторил организации, которые берут людей с инвалидностью. Поскольку в особых условиях работы он не нуждается, то выбирал компании с подходящими ему вакансиями, отправлял резюме, приходил на собеседования и уже там "продавал" себя.

- Мне никогда прямо не отказывали из-за инвалидности - разумеется, это запрещено законом и всегда можно спекулировать, говорить, что человек не подходит по профессиональным качествам. И ты не знаешь, что же на самом деле послужило причиной отказа. Я предпочитаю думать, что были кандидаты лучше, а не потому что кто-то не хотел со мной связываться. Хотя я знаком с одним человеком из "Перспективы", и он объяснил мне, что иногда нашему трудоустройству мешает законодательство. От работодателей требуется создание особых условий, и их это пугает. Например, как я понимаю, мой рабочий день должен быть на час короче, чем у всех. Один раз меня спросили на собеседовании, буду ли я на час меньше работать. Я сказал, что я про это правило даже не знал, меня это не беспокоит.

Выходит, что если компания соблюдает все законы, то для неё найм человека с инвалидностью - дело очень хлопотное. Законодательство часто требует того, что сложно или невозможно. Например, если сотрудник-инвалид работает в офисе, то на случай пожара для него должен быть оборудован специальный выход. Если его нет, то сотрудник не имеет права работать. И часто получается, что либо компания нарушает закон, когда нанимает человека с инвалидностью (даже если самому сотруднику с особенностями здоровья ничего не нужно и он может со всем справиться самостоятельно, как в случае Еремина), либо просто не нанимает из-за отсутствия подходящих условий.

Чтобы испытать себя, Олег Еремин часто принимает участие в различных спортивных мероприятиях, например в благотворительных марафонах, а однажды даже забрался на гору Кинобалу в Индонезии (больше 4000 метров).

- Мы собирались со знакомыми взойти на эту гору, но произошло землетрясение. И когда к подъёму можно было приступить, все уже разъехались в отпуска кто куда, а я отправился совершать подъём один. А однажды я прошёл пешком 40 километров, чтобы испытать себя. Мне нравится достигать новых высот. Кроме спорта я занимаюсь ещё некоторой общественной деятельностью, например помогаю РЭШ, проводя там различные тренинги, а ещё я состою в избирательной комиссии и работаю наблюдателем на выборах.

Кулапин Сергей, главный специалист отдела развития и сопровождения страховых систем департамента информационных технологий в компании "Согласие"

Сергей Кулапин лишился кисти правой руки в 19 лет в результате несчастного случая. Окончил МИФИ в 1998 году, работал в разных компаниях. Кроме того, параллельно преподавал компьютерную графику в школе IBM. С поиском работы, по его словам, проблем никогда не испытывал - только почему-то отказали в пяти компаниях подряд, когда на собеседованиях он говорил, что они с женой ожидают рождения второго ребёнка. Почему это смущало работодателей, до сих пор не понимает, причины назывались такие: "Вам нужна обстановка поспокойнее", "Вы как-то сомневаетесь в том, нужна ли эта работа вам" и прочее. Потому теперь он советует о личной жизни на собеседованиях не говорить. Чаще всего устраивался на работу по знакомству, но другим советует, если возможно, искать работодателя самостоятельно: "Когда ты чей-то брат-сват, ты всегда будешь испытывать дискомфорт, отношение к тебе будет другое".

- Когда я устраивался на работу в разные периоды своей жизни - я никогда заранее не предупреждал рекрутеров о своей инвалидности, не делал никаких намёков. Зачем это? Человека нужно оценивать по профессиональным качествам. И другим я тоже не советовал бы указывать в резюме или в письме о каких-то своих особенностях. Потому что я бы на месте работодателя задумался: если вы отводите "отдельную строку" описанию своей болезни, акцентируете на этом своё внимание, значит, в первую очередь это для вас самого проблема и помеха. А я всегда такой, какой я есть, мне нечего стесняться. И мне никто никогда ничего обидного не говорил, по крайней мере, в лицо. Общались спокойно, как это было бы с любым другим кандидатом.

Сейчас Сергей работает программистом в страховой компании "Согласие", там он уже 4,5 года. Сначала пришёл на должность ведущего специалиста отдела, через полтора года повысили до главного специалиста. Его обязанности почти не изменились - это скорее "статусное" повышение, которое отражает его опыт и заслуги. На этом месте работы Кулапин чувствует себя очень комфортно и в плане зарплаты, и в плане атмосферы на работе.

- С годами я понял, что особая забота - это как раз то, что делает тебя инвалидом. Не нужно опекать людей с особенностями, если они в состоянии выполнить действие самостоятельно. Не надо отодвигать стул, подвигать стол, резать хлеб, стричь ногти за человека. Отношение должно быть ровное, в положительной мере - безразличным. Я помню, первое время мне люди в метро место уступали. Сначала я очень злился, объяснял, что я весь день сидел на работе, что ноги у меня работают и т.д. Но потом понял, что люди просто растеряны, им хочется сделать что-то хорошее, но они не знают как, - и я просто даю им повод совершить доброе дело, чтобы они же сами себя почувствовали лучше.

Рабочее место у Сергея Кулапина совершенно обычное - только мышь находится слева. Причём никакими специальными возможностями Windows он не пользуется, хотя можно настроить мышь зеркально для левой руки, сделать залипание клавиш и т.д. По его словам, гораздо труднее тем, у кого нет обеих ног, слуха, зрения, например. А он только "чуть медленнее шлёпает по клавиатуре - не десятью, а пятью пальцами". Не велика беда, на работе это не сказывается.

- Да, я знаю, что на Западе "модно", когда всё обустроено для инвалидов, но я бы на это не равнялся. У них своя модель общества, а у нас своя. Чисто по-человечески отношение в России к инвалидам хорошее, мне нравятся люди, которые меня окружают. Да, весь мир для правшей и мне неудобно иногда открывать дверь и другие вещи делать, но я-то ладно. А вот как колясочники выживают - я не знаю. Вот я работаю на девятом этаже, а лифт ходит только до восьмого. Конечно, если бы у нас появился такой сотрудник, то я уверен, что придумали бы что-то, сделали пандус. Я вообще когда пришёл сюда устраиваться, отдел кадров чуть ли не от радости плясал (в хорошем смысле этого слова): у них была какая-то квота для приёма сотрудника с инвалидностью, какой-то балл себе заработали дополнительный. Меня такие вещи не смущают, я рад, что кому-то полезен, порадовал их. Но в большинстве компаний, наверное, скажут: "Да ну, зачем нам эти проблемы?"

При этом Сергей Кулапин считает, что не надо "терять голову". Когда человек без ног отправляется в экспедицию на Эльбрус - он должен в первую очередь здраво оценить свои возможности. Потому что если из-за него сорвётся в пропасть вся экспедиция - кому от этого легче? Так и в карьере: не надо доводить ситуацию до абсурда. Работа с удалённым доступом - это отличный вариант, и не надо чувствовать себя при этом ущемлённым. Полностью здоровые люди тоже часто работают из дома, если им это удобно, компьютер с интернетом у всех есть. Да, доказать самому себе, что ты способен на какие-то подвиги, - можно, но так, чтобы другие от этого никак не пострадали.

Максим Ефремов, эксперт отдела сопровождения работы с просроченной задолженностью "Юникредит банка"

Максим Ефремов по образованию экономист-финансист. Сейчас в его обязанность в основном входит взаимодействие с людьми - с клиентами, которые попали в трудные жизненные обстоятельства, в т.ч. и финансовые, и вместе с ними он пытается найти способы разрешения ситуации. Несколько лет назад он получил инвалидность, попав в аварию на мотоцикле. Сейчас он прихрамывает, поэтому ходит, опираясь на трость. Но проблем в работе это не создаёт, т.к. офис находится недалеко от метро.

- Когда я устраивался в банк, то рекрутер знал о моей особенности благодаря РООИ "Перспектива" и конкурсу для молодых специалистов с инвалидностью "Путь к карьере", в котором я участвовал. Но вообще говорить потенциальному работодателю заранее об инвалидности или нет - дело каждого, всё зависит от обстоятельств. Разные рекрутеры и соискатели бывают, человеческий фактор никто не отменял. На собеседовании единственным вопросом, имеющим отношение к этой особенности, было уточнение по поводу того, как я буду добираться до работы. В остальном весь диалог вёлся на профессиональные темы.

По словам Ефремова, в коллектив он влился быстро: люди очень доброжелательны, что называется, с большой буквы. В разных отделениях банка работает ещё несколько людей с особенностями здоровья.

- Касаемо ситуации с трудоустройством инвалидов в России я скажу вам так: некоторые вещи просто не сразу приходят. Зарубежные компании часто более лояльны к человеческим особенностям, многие российские компании в этом отношении менее пластичны, но, как говорится, вода камень точит. Так и мы общими усилиями будем двигаться в нужном направлении.

Белек Намчыл-Оол, специалист департамента по работе с персоналом "Юникредит банка"

Белек Намчыл-Оол имеет диагноз ДЦП, шаткая походка. Так же как и его коллега Максим Ефремов, он попал в банк через центр "Перспектива". В отделе по работе с персоналом есть ещё несколько человек с особенностями здоровья, поэтому процесс вливания в коллектив происходил легко.

- Я окончил факультет прикладной математики и информатики. По специальности начал работать ещё на втором курсе, и опыт четырёх лет лишь подтвердил мои мысли о том, что хочу сменить ИТ-сферу на что-то другое. Диплом - это основание, но не пожизненное бремя. В будущем я планирую получить ещё одно образование. Я хорошо владею английским, мой второй иностранный язык - это французский, а на итальянском и испанском я могу читать.

Сейчас в обязанности Белека входит полный менеджмент процессов обучения всех сотрудников банка и поддержка отдела обучения и развития персонала. Его р абочее место абсолютно ничем не отличается от других. Правда, однажды возникала мысль попросить кресло с ортопедической спинкой, но она осталась неозвученной.

- Излишней опеки со стороны начальства я не ощущаю. В самом начале работы директор департамента по работе с персоналом Джанлука Тотаро спросил, есть ли у меня особые требования, в каком ключе со мной лучше работать. Я попросил не уделять внимания моим особенностям, так как мой функционал не подразумевает того, чего я не могу физически сделать, поэтому проблем быть не должно. Весь коллектив и руководитель пошли навстречу, и с первого дня я понял, что мне будет комфортно. Но вообще банк - это место работы, а не реабилитационный центр.

По мнению Намчын-Оола, картина трудоустройства инвалидов в стране очень далека от идеальной или даже приемлемой. К сожалению, зачастую работодатель даже не доходит до этапа оценки компетенций. Возможно, что в столице обстоятельства немного радужнее, чем в регионах. Но тем не менее, как отмечает Белек, осознанно трудоустройством людей с инвалидностью в той или иной степени занимаются только крупные компании.

Елена Лиенко, ассистент по кадровому администрированию Unilever

По профессии Елена Лиенко - журналист, долгое время работала редактором на радиостанции. После получения инвалидности (у неё хроническая обструктивная болезнь лёгких с астматическим компонентом), работу искала по-разному, в основном просматривала объявления и записывалась на собеседования. Поначалу не предупреждала работодателей о своём состоянии здоровья. И часто уже на собеседовании получала или отказ, или формулировку "Мы вам перезвоним".

- В Unilever я устраивалась через центр "Перспектива", который занимается трудоустройством инвалидов. Я посчитала, что агентство лучше справится с поиском подходящей для меня работы. Теперь я работаю в должности ассистента по кадровому администрированию. В мои обязанности входит работа с кадровой документацией в части, которую может взять на себя ассистент. Мне нравится это занятие, и мне не трудно заниматься этой работой.

Работодатель пошёл на компромисс, и Елена Лиенко смогла работать по удобному ей графику. В коллектив она влилась не сразу, но это особенность характера девушки - ей проще выполнять работу самостоятельно, чем работать в команде. Со временем ситуация поменялась, и благодаря коллегам она смогла привыкнуть к командному взаимодействию.

- Я теперь меньше трачу времени на ненужные эмоциональные переживания по поводу моих физических недостатков и полностью могу окунуться в рабочий процесс. К тому же в нашей компании есть люди с таким статусом, и они все достойно работают на своих местах. Начальство относится к нам без предвзятости, нет лишнего внимания к нашим особенностям здоровья.

По мнению Лиенко, в России есть проблема с трудоустройством инвалидов. Даже в Москве, куда многие приезжают из других регионов, чтобы получить подходящую работу, устроиться со статусом инвалидности очень сложно. Тем более на тех условиях, которые удобны для такого сотрудника. Девушке повезло: её работодатель осознанно привлекает сотрудников с инвалидностью.

- Наша компания делает благое дело, так как поднимает самооценку людей с особенностями здоровья и даёт им возможность развиваться профессионально, а это очень важно для морального состояния человека с таким статусом.

Политика инвалидности

В нашем обществе практически любая практика связана с репрезентациями, отражаясь в культурных формах и конструируя их. Язык как система репрезентации это концептуальная смысловая карта, генерирующая ментальные связи между реально существующими объектами, абстрактными и вымышленными образами, работающая в процессах обмена смыслами и понятиями.

Важным элементом политики инвалидности выступает политика репрезентаций инвалидов, осуществляемая как от имени большинства, так и самими инвалидами. Данный аспект можно раскрыть посредством содержательного анализа текстов средств массовой информации и символической продукции массовой культуры, а также критического дискурсивного анализа учебной и научной литературы об инвалидах.

Визуальные образы инвалидности

Особенно ярко проявляется меняющееся отношение общества к инвалидам в литературе и искусстве, в частности в кино. Известны экранизации советских литературных произведений Н. Островского «Как закалялась сталь» (М. Донской, 1942), и «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого (А. Столпер, 1948), которые представляют истории известных героев, защитников Отечества, преодолевающих собственную неподвижность и пренебрежительное отношение общества. Фильм «Председатель» (А. Салтыков, 1964) рассказывает о сопротивлении инвалида-фронтовика консервативным стереотипам (в главной роли Михаил Ульянов). В фильме «Не могу сказать: прощай!» (Б. Дуров, 1982) главный герой, прикованный к постели из-за травмы спины, переживающий переоценку собственных жизненных ценностей, кардинально изменив свой образ жизни и образ мыслей, все же с помощью друзей и любящей его женщины становится социально активным, придает своей жизни новый достойный смысл. Героя фильма «Время отдыха с субботы до понедельника» (И. Таланкин, 1984) безногого ветерана вскоре после войны насильно отправляют на Валаам в дом-интернат. Однако его воля не сломлена, и духовно он намного выше многих других персонажей фильма здоровых, образованных и хорошо устроенных в обществе.

Известные американские фильмы, где в качестве главного героя выведен инвалид, это, например, «Человек дождя» (Б. Левинсон, 1988), «Рожденный четвертого июля» (О. Стоун, 1989), «Форрест Гамп» (Р. Земекис, 1994), «Великан» (П. Челсон, 1998). Франко-бельгийский фильм «День восьмой» (Ж. ван Дормал, 1996) психологическая драма, прозванная европейским «Человеком дождя». История путешествия переживающего семейный кризис бельгийского бизнесмена Гарри в компании забытого собственной матерью Жоржа, диагноз которого синдром Дауна. В процессе общения с открытым, искренним Жоржем в душе циничного Гарри происходят благотворные перемены, у него появляется шанс научиться понимать и прощать ближних.

Как видим, в основном в героях кинематографа оказываются инвалиды-мужчины. Это происходит потому, что инвалидность здесь используется либо как инструмент для переделки «здорового, но неблагородного» главного героя, либо как метафора преодоления бессилия, как образец мужества, как яркий пример конфликта мужественности и жалости. Именно этот ролевой конфликт попадает в центр внимания массовой культуры, которая обращается к образу инвалидности, олицетворяющей слабость, зависимость, уязвимость, потерю мужественности. Персонаж Тома Круза в фильме «Рожденный четвертого июля» это «классический» американский инвалид: молодой белый (европеоидный) парализованный ветеран войны, с трудом привыкающий к своей инвалидности, которая здесь характеризуется в контексте импотенции или сексуальной неспособности, но впоследствии достигающий высокого социального статуса и признания, возвращает себе мужские качества активности, инициативы и контроля, участвуя в пацифистском движении. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности усиливают друг друга, ассоциируясь с жалостью, бессмысленной трагедией, болью, святостью и бесплотностью. И, несмотря на то, что демографическая реальность характеризуется преобладанием среди инвалидов пожилых женщин, подобные кинорепрезентации очень редки и в основном негативны: женщины-инвалиды считаются неадекватными как для экономического производства (традиционно более подходящего для мужчин, чем для женщин), так и для традиционно женских репродуктивных ролей.

Хотя негативный образ истерической женщины, как правило, нужный для того, чтобы оттенять выгодные стороны положительного персонажа-мужчины, есть практически в каждом произведении кинематографа, фильмы, где главная героиня это женщина, имеющая проблемы физического или психического развития, довольно редки. Один из примеров это картина «Другая сестра» (Г. Маршалл, 1999) о любви и счастье, которого достойны все люди, невзирая на их умственные способности. «Оазис» (Ли Чан Дон, 2002) корейский фильм о любви никому ненужного, простого, но благородного паренька к девушке с церебральным параличом, которую ее родственники не любят, но терпят ради хорошей квартиры. Фильм потряс многих зрителей, а кинообозреватели продемонстрировали неспособность размышлять о тяжелых формах инвалидности и об инвалидах не как объектах жалости и насмешки, а как о субъектах собственной судьбы, о людях, исполненных достоинства и гордости. Поэтому многие критики посчитали, что метафора оазиса использована режиссером в связи с понятием миража, чтобы показать невозможность и недостижимость счастья для тех, чье тело не соответствует никаким канонам, кого общество воспринимает как изгоев. На самом деле, именно любовь становится оазисом для тех, кто используется окружением, кого не ценят и избегают родные и близкие.

В июне 2002 года в Московском Доме фотографии состоялась выставка работ известных европейских фотографов «Снимки, которых не хватало». На этих снимках представлены образы инвалидов художественные, глубоко философские, драматичные или с юмором, но самое главное непривычные, ломающие стереотипные представления об инвалидах как больных маргиналах и открывающие новые современные горизонты понимания инвалидности и общества.

Авторы, работы которых были представлены на этой выставке, вглядываются в индивидуальность инвалидов, избегая клише и штампов, подтверждая тот факт, что в наше время отношение к человеку с умственными и физическими недостатками кардинально изменилось. Современное цивилизованное общество приходит к пониманию того, что инвалиды вправе принимать полноценное участие в социальной и культурной жизни.

Формирование позитивного общественного мнения об инвалидах

Организация современного общества часто противоречит интересам женщин и мужчин с инвалидностью. Семьям инвалидов доступны тс же радости и горести супружеских и родительско-детских отношений, у них есть мечты, планы и реалии, так же как и в других, «нормальных» семьях. Многие из тех проблем, что испытывают инвалиды и их семьи, оказываются достаточно стандартными возникают они по причине предубеждений по отношению к инвалидам со стороны окружающих, гендерных предрассудков и довольно типичных в семейной жизни межличностных конфликтов.

Инвалиды Западной Европы и Северной Америки с 19801990х годов начали сопротивляться неадекватной репрезентации инвалидности в массовой культуре. С тех пор растет сопротивление негативному культурному образу инвалидности в массмедиа и искусстве, репрезентациям инвалидности как объекта милосердия и благотворительности. Социальные движения инвалидов на Западе стремятся заполнить позитивными репрезентациями культурные пространства, ранее насыщенные негативными стереотипами. Много интересных наработок существует уже и в России, и они могут существенно пополнить арсенал ресурсов профессиональной деятельности социального работника.

Сегодня и в России проводятся конкурсы красоты и талантов среди инвалидов, конкурсы танцев на инвалидной коляске. Танцы на колясках (wheelchair dancing) появились в Великобритании в конце 1960-х годов, и к середине 1970-х годов они распространились по всей Европе. В 1998 году танцы на колясках, как вид спорта, был зачислен в список Международных Паралимпийских игр. Гертруда Кромбхольтц (Германия) председатель секции спортивных танцев на колясках в Международном Паралимпийском комитете. Первые официальные международные соревнования состоялись в Швеции в 1997 году. Это был чемпионат Европы. Первый чемпионат мира был организован в Японии в 1998 году.

В 1997 году танцевальный спорт пришел в Россию и Беларусь. Впервые в России инвалиды на колясках танцевали на Фестивале бального танца в Петербурге в 1999 году. Сегодня более чем 5 500 танцоров из 40 стран мира (4 000 в колясках и 1 500 партнеров не в колясках) участвуют в этом танцевальном виде спорта как на любительском уровне, так и на соревновательном.

В республике Бурятия состоялся конкурс «Мисс Очарование» среди девушек-инвалидов. Прошел не только конкурс «Мисс Украина на коляске», но и «Рыцарь Украины» среди парней, пользующихся инвалидной креслом. На сцену республиканской филармонии вышли 7 девушек, четверо на коляске. Победителей и побежденных не было, потому что каждой девушке был присвоен свой титул «Мисс Юность», «Мисс Талант», мисс «Зрительских симпатий» и так далее.

Мисс «Очарование» стала 21-летняя колясочница Наталья Сычева из Кабанского района. Эта красавица вышла замуж и имеет 8-месячную грудную дочку Олесю. Были вручены призы, учрежденные известными бурятскими фирмами, а генеральным спонсором мероприятия выступило министерство труда и социального развития республики. Участницы выступили в роли исторических и сказочных персонажей в конкурсе «Реинкарнация». Девушки перевоплощались в Чио-Чио-Сан, Кармен, морскую царевну, Клеопатру и даже в хозяйку кабаре «Мулен Руж», были убедительны в конкурсах «Представление», «Реклама спонсоров», а в заключение поразили присутствующих своими талантами. Зал встречал девушек настолько тепло, что невольно рассеялись страхи и сомнения участниц и организаторов. Не только сами девушки, но и многие зрители признались, что этот праздник они не забудут до конца жизни. Такие мероприятия позволяют благотворно влиять на общественное мнение как среди инвалидов, так и окружающих их людей, всего социума, показать, что возможности людей зависят не только от их здоровья или технологий, но и от тех определений, которые приняты в обществе относительно красоты, нормы, полезности и человеческого достоинства.

Целый ряд отечественных Интернет-ресурсов для инвалидов, созданных и развиваемых общественными организациями, вносит вклад в распространение позитивного образа инвалидности и идеологии независимой жизни инвалидов 5, даст информацию о разнообразных аспектах современной жизни, важных событиях и мероприятиях. На веб-сайтах размещаются электронные версии книг и статей, рассказывающих о проблемах инвалидности и способах их решений, о ярких судьбах людей с инвалидностью и их близких знаменитых и простых, показывающих своей жизнью примеры сопротивления, преодоления, сопричастности.

Открыты форумы и чаты, где люди с инвалидностью и неинвалиды могут спорить, обмениваться мнениями, знакомиться, задавать вопросы, выражать свою позицию 8. Специально разрабатываются проекты информационной поддержки по вопросам прав инвалидов, разбираются случаи их нарушений, даются советы, как отстаивать свои права.

Литература, кино и популярные СМИ традиционно предоставляли «инвалидизирующие» образы, выставляли людей причудливыми уродами, беспомощными или героическими калеками, что лишь усиливало стереотип патологии. Сегодня среди инвалидов растет сопротивление негативному культурному образу инвалидности в СМИ и искусстве, где инвалидность показана как объект милосердия и благотворительности. Инвалиды становятся активно действующими социальными субъектами, выдвигают требование не только равных возможностей в сфере образования и занятости, но и права на самоопределение. Использование СМИ необходимо для формирования позитивного общественного мнения относительно инвалидов. Здесь представлена информация, как лучше обеспечить освещение тем, связанных с проблемами инвалидности и инвалидов.

  • Люди с различными видами инвалидности должны выступать от своего лица. Разговор в первом лице («я», «мы») практически всегда более интересен и часто приносит больше удовольствия или эмоций, чем его передача в третьем лице.
  • Определите ролевые модели. В качестве ролевых моделей в СМИ должны выступать сами инвалиды. В различных сферах деятельности показывать инвалидам, их семьям и обществу, что инвалиды могут многого добиваться, а не только наблюдать за происходящим. Таким образом любой человек имеет больше шансов увидеть, что инвалиды различаются по умственным способностям, личностным качествам и интересам в той же степени, что и неинвалиды.
  • Рассказывайте детям об инвалидах. Детям нужно видеть положительные, естественные примеры жизни инвалидов. Дети не должны бояться задавать вопросы об инвалидах, они должны понимать, что это естественно быть любопытным. Большинство инвалидов сами хотят ответить на вопросы и ценят честность.
  • Когда возможно, используйте юмор для передачи какого-то сообщения, особенно о представлениях, которые существуют в обществе о жизни инвалидов. Юмор позволяет передать сообщение, которое, если о нем рассказывать долго и серьезно, будет поучительным и неинтересным. Такое сообщение часто помнится намного дольше.
  • Предоставляйте практическую информацию. Давайте информацию, которая будет полезна в повседневной жизни. Усилия СМИ обычно более действенны, если содержат в себе информацию, которая практически поможет неинвалиду (или инвалиду) при следующей встрече с женщиной, мужчиной или ребенком с инвалидностью.
  • Представляйте инвалидов с точки зрения их возможностей и пользы, которую они могут принести обществу. Откажитесь от стереотипною мышления, что инвалиды являются иждивенцами и не способны приносить пользу обществу. Чем больше видно, что инвалид чего-то достигает, тем меньше значения придается его инвалидности или отличиям от других.
  • Инвалидов необходимо представлять как активных членов общества, а не как пассивных и несамостоятельных наблюдателей. Задача заключается в том, чтобы показать, что при равных возможностях в получении образования, профессиональной подготовки и при наличии технических средств и специальных услуг инвалиды могут многое дать своим семьям и обществу.

Именно благодаря активной роли общественных организаций инвалидов продвигаются идеи создания сильных, позитивных, романтических образов инвалидов в кино. Так, региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» при поддержке правительства Москвы, Международной организации реабилитации, Всемирного Института по проблемам инвалидности (США), «Интерньюс» и Гильдии неигрового кино и телевидения организовала первый международный кинофестиваль, посвященный проблемам инвалидов «Кино без барьеров». В программе фестиваля были показаны документальные, художественные и анимационные фильмы, рассказывающие о самых разных проблемах инвалидов. Фестиваль был организован для того, чтобы:

1) привлечь внимание общественности к проблемам людей с инвалидностью;

2) активизировать российских инвалидов, особенно детей и молодежь, показав им ролевые модели и наглядные примеры и возможности активной жизни;

3) стимулировать желание кинематографистов и журналистов снимать фильмы о людях с инвалидностью и с их участием;

4) пропагандировать в российском обществе позитивный образ инвалида. Вот некоторые впечатления зрителей от фестиваля: «Оказывается, есть и другое кино об инвалидах. В нем инвалидность не используется ни как аттракцион, наподобие Паралимпийских игр, ни как сомнительная метафора всеобщей ущербности»; «Было просто здорово. Я очень хотела поехать, понимая, что там будет много полезного. Но действительность превзошла все ожидания. Я посмотрела много интересных, но таких разных фильмов. Разумеется, всего охватить было невозможно. Я смогла встретиться и пообщаться с очень интересными людьми из разных стран и регионов России. Почерпнула для себя много полезного, что, конечно, будем теперь реализовывать в "Деснице". Впечатлений так много, что у меня ощущения такие, будто я за четыре дня совершила кругосветное путешествие».

Фестиваль полностью выполнил поставленные задачи, среди которых были следующие: апробировать новый подход проведение кинофестиваля для устранения барьеров, с которыми сталкиваются инвалиды в обществе; увеличить количество и улучшить качество публикаций на тему инвалидности, привлекая журналистов к широкому освещению фестиваля; организовать и провести во время фестиваля серию семинаров и круглых столов по различным проблемам инвалидности, привлекая на эти мероприятия более 300 людей с инвалидностью, а также около 100 детей-инвалидов; организовать встречу зрителей с актерами и режиссерами; стимулировать желание кинематографистов и тележурналистов создавать фильмы об инвалидах и с их участием; создать ресурсную видеотеку с фильмами на темы инвалидности и сделать ее доступной для других организаций инвалидов; распространять информацию о проекте и фильмах среди организаций инвалидов России и стран СНГ.

Общественные организации инвалидов представляют важный ресурс позитивного самоопределения, независимой жизни и формирования жизненной позиции инвалидов. На Западе инвалиды организуют самопомощь, понимая, что они имеют такие же права, как любые другие граждане. В различных городах России тоже развиваются ассоциации и группы самопомощи инвалидов. Многие из них накопили такой большой опыт проведения социально-реабилитационной работы, имеют столько инновационных проектов, что подчас являются не просто надежными партнерами, а более опытными экспертами.

Заключение

Проблема инвалидности рассматривается нами в политическом контексте, с одной стороны, это определенный тип социальных действий, приводящих к производству и воспроизводству социального исключения, а с другой стороны, пространство политической борьбы за права, в условиях трансформирующего влияния рынка на природу социального государства. В условиях перехода от патерналистской модели социального государства к рыночной, либерально ориентированной, инвалиды многое теряют, однако получают дополнительные возможности для наращивания и реализации своего потенциала.

Если в развитых странах доступ людей с особыми нуждами к физической инфраструктуре гарантирован в силу мощного технологического прогресса, то государства с переходной экономикой сильно отстают в этом вопросе, изолируя людей с инвалидностью от полноценного участия в жизни общества. Жизненные траты инвалидов выше, чем у остальных членов общества, в силу чего им трудно нести дополнительные расходы, связанные, в частности, с образованием. В результате люди с особыми потребностями депривированы от социального признания и образовательных прав изза их низкого социальноэкономического статуса, проблем с поиском работы и зависимости от статуса клиента. При этом степень депривации, глубина переживания трудностей и способности к их преодолению определяются не только общими регуляциями государственной системы социальной защиты инвалидов, но и тем, как эта система действует на конкретных людей ввиду их возраста, пола, расы, семейного статуса, образования и материального положения. Причем здесь нужно иметь в виду нс только жизненные траектории самих людей, признанных инвалидами, но и тех значимых других, которые испытывают на себе весь комплекс воздействий социальной политики государства, с одной стороны, и социокультурных установлений, в частности, гендерного порядка, с другой. Речь, например, идет о матерях детей-инвалидов, чей неоплачиваемый обслуживающий труд низко оценивается на структурном уровне.

Современное российское социальное законодательство по проблемам людей с ограниченными возможностями отражает особенности переходного периода: нормативно-правовая документация насыщена декларативными положениями, зачастую не подкрепленными соответствующими актами и не готовыми к внедрению, а официальные доклады о реализации прав и положении уязвимых групп населения ретушируют остроту проблемы и не выносятся на широкое обсуждение. Хотя само социальное законодательство и содержит элементы социалистического наследия, все же законы уже стали во многом более прогрессивными, они подготовили почву для изменения социальной практики, на которую можно повлиять лишь системными усилиями. Тем временем общественные организации пока слабо задействованы в процессе подготовки законодательных и иных официальных документов, статистическая информация собирается фрагментарно и зачастую обрабатывается недостаточно аккуратно.

Необходимо отметить, что проблематика интеграции и инклюзии означает не просто развитие реабилитационных программ и безбарьерной среды для отдельной группы граждан. Эффекты от программ интеграции имеют широкий эффект во всем обществе дети в инклюзивных группах становятся более внимательными к своим близким и терпимым к особенностям других людей, в студенческих группах, где учатся инвалиды, как правило устанавливаются отношения, основанные на взаимной поддержке и уважении, безбарьерная среда на улицах и в помещениях повышает комфортность и безопасность окружающего пространства не только для инвалидов, но и для детей, беременных женщин, пожилых людей. Таким образом, интеграция гуманизирует все общество в целом, а затраченные усилия возвращаются в общество, отражаясь в повышении качества отношений в различных сферах жизни.

О роли народного творчества

Народное творчество в реабилитации людей с ограниченными возможностями.
В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить.
Сократ

Довольно длительное время наше общество старалось не замечать инвалидов и связанных с их жизнью сложностей. Однако в последние годы отношение общественности к этой проблеме изменяется в лучшую сторону. Обычные люди начинают понимать, что каждый инвалид – это не просто стереотипное понятие «человек с ограниченными возможностями», а, в первую очередь, это личность с такими же желаниями и потребностями, как и у всех остальных людей, но удовлетворение этих потребностей и достижение желаний у них дополнительно затруднено физическими или умственными проблемами.
Чтобы каждый человек с ограниченными возможностями мог стать максимально развитой личностью, не остался никому ненужной обузой, ему необходима помощь, Особую роль в этом государственные специализированные учреждения, в которых инвалиды могут получить квалифицированную помощь психологов, специально обученных педагогов, творческих работников и других специалистов. И одним из них является наш интернат.
И это правильно, ведь реабилитация людей с ограниченными возможностями – это целый комплекс медицинских, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, развитие необходимых социально-бытовых и трудовых навыков, обучение творчеству.
В этом процессе нет незначительных деталей, каждое достижение, каждая маленькая победа значима и для самого инвалида, и для его близких.
Октябрьский психоневрологический интернат

Был основан в 1971 году и по сегодняшний день в Октябрьском доме-интернате находятся молодые люди с ограниченными физическими и психическими возможностями – 180 человек
Это люди, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке. Многие имеют сложный диагноз заболевания, некоторые определены в группы реабилитации, где они закрепляют социально-бытовые, трудовые навыки, учатся элементарным профессиям.
К глубокому сожалению тяжесть заболевания некоторых обеспечиваемых настолько велика, что работать или учиться в обычных коллективах они не могут и обречены на бездействие и вынужденную изоляцию от общества.
В нашем интернате мы постарались создать для них такие условия, которые помогают им быть в определенной степени социально адаптированными и приносить пользу обществу.
Интернат находится в одном из самых замечательных мест в Архангельской области в Устьянах – здесь природа постаралась превзойти саму себя и на ограниченном пространстве раскинула свои красоты.
Светлая спокойная река Устья катит свои воды в величавую Вагу среди высоких холмов, покрытых вековыми лесами да цветущими лугами.
Нетронутая тайга, чистый воздух, целебные родники, ширь лугов, близость небес взрастили замечательный, стойкий народ с чистой широкой душой.
Уникальная история, сохранившиеся культурные традиции, щедрая на красоту природа наложила большой отпечаток на жизнь и быт людей, которые живут и работают в Устьянском районе.
Сотрудники, работающие в нашем доме-интернате люди творческие и вся их работа с обеспечиваемыми тесно переплетается с жизнью всего района. Они сами чтят традиции своего края и учат этому своих подопечных.
Большое внимание в нашем доме уделяется развитию творческих способностей людей с ограниченными возможностями.
Творчество, как показывает опыт, – одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Именно творчество, является огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для людей с особыми потребностями – это еще и возможность (подчас единственная) заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей.
А приобщение их к народным промыслам и ремеслам через собственную практику является способом привития тяги к творчеству, формирования творческого отношения к жизни. Поэтому уже несколько лет наш педагогический коллектив работает над оформлением исторической выставки « Наше прошлое », в данное время у нас собрано такое количество предметов старого быта, что нам сможет позавидовать не один краеведческий музей.


С помощью наших воспитанников обыкновенный холл мы превратили в прекрасную сказку со старинными столом и стульями, самоварами,


деревянной утварью,


детской люлькой с шикарным старинным буфетом, с множеством прялок и других предметов быта.

Здесь можно посмотреть иконы, книги, которые были выпущены в 19 веке, а также посмотреть на самотканую одежду.


Выставка пользуется большим интересом у самих девушек, к нам приходят музейные работники, много рассказывают о народных промыслах, воспитатели проводят экскурсии и соответствующие занятия.
В ходе занятий у наших девушек формируется заинтересованность и почтительное отношение к культурным традициям, уважение к мудрости мастерства, понимание того, что вещи, которые создаёт человек, не могут появляться в его жизни просто так.
Русская народная кукла


Народное искусство в силу своей доступности обладает особыми возможностями. Являясь национальным достоянием, заложенным в генетический код человека, оно способствует формированию исторической памяти, творческого мышления, нравственных воззрений, эстетического идеала, тем самым, являясь духовной ценностью, источником истины, добра и красоты. Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему оказывают позитивное влияние на эмоциональную и нравственную сферы личности.
Игрушка - самобытное явление материальной и духовной культуры народа, она служит важнейшим средством связи поколений. Народная игрушка многофункциональна. Это синтез магического, бытового и эстетического.
В содержании, форме и отделке игрушки отражаются народные представления о добре, красоте и мире в целом.
Изучение символики, традиций и обрядов, связанных с русской народной куклой, освоение многообразных приемов ее изготовления помогает осмыслить и понять ее уникальность, образность и многофункциональность.
Изготовление кукол - это и возможность самовыражения, изготавливая свою куклу, каждая воспитанница вкладывает в нее свою душу, куклы получаются разные, особенные.
Нашим девушкам очень нравиться заниматься таким видом творчества.
Ткачество.

В старые добрые времена почти в каждом деревенском доме стоял ткацкий станок. Женщины ткали необходимые вещи для семьи от простого полотна до узорного. Из этого полотна создавалась одежда простая и праздничная, обустраивался быт каждой семьи.


В интернате более 4 лет работает кабинет «ткачества», он создан в целях изучения и восстановления приемов ткачества и плетения в традициях ремесла. Отсюда следуют и его основные задачи:
- организация процесса обучения на образцах произведений народного искусства, представленных в музее.
- изготовление изделия в понравившейся технике, на основе полученных практических знаний и навыков.


- использование разнообразия техник, фактур и форм, работа со всевозможными материалами.


Ручное ткачество способствует развитию эстетического и художественного вкуса, цветовосприятия, глазомера, моторики пальцев обеих рук.
Само ткачество - творческий акт рождения художественного полотна, возможность стать художником, даже если ты не умеешь рисовать,
Хочется отметить, что в кабинете стоят настоящие станки 19 века, которые собирали по окрестным деревням сами педагоги с обеспечиваемыми.
В кабинете занимаются девушки разных возрастов, их работа самая разнообразная, они режут ткань. Скручивают нарезанные полоски ткани в клубочки, вместе с педагогом заправляют станки, ткут на них, оформляют готовые изделия.
Творческие задания носят вариативный характер, учитывая индивидуальные особенности каждого инвалида: стиль мышления, творческое развитие, усердие и исполнительность, уровень ручного труда. Главное, чтобы каждый обязательно справился с задуманным. Нельзя допустить разочарования, огорчения, уныния.

Береста.
Береста – один из самых поэтических материалов народно-прикладного искусства. Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве. На бересте писали, из нее делали обувь, посуду, различные предметы быта.
Предметы из бересты легко вошли в современный интерьер, и ныне благодаря своей
красоте, целесообразности и высоким художественным качеством они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного творчества.
Освоение этого вида творчества занимает много времени и требует определенных умений и навыков, по ряду причин в данное время наши девушки не могут в полном объеме освоить полную технологию обработки и заготовки бересты, но уже постигают навыки изготовления самих изделий, заменяя бересту другим доступным материалом. В данном случае для плетения корзин мы применяем обычные пластмассовые бутылки.



Педагоги, работающие в специализированных интернатах знают, что у наших воспитанников сравнительно легко удается вызвать желание трудиться, но это желание не всегда бывает устойчивым. Желание трудиться развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям.
Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенство координации движений, неустойчивость интереса и внимания приводят к тому, что эти люди быстро утомляются и в результате начинают плохо трудиться.


Здесь работают подростки с различной патологией.


Эта работа требует незначительного физического напряжения и доступна даже слабым людям
Изготовление изделий требует тщательности, точности и поэтому способствует развитию аккуратности и глазомера.
Параллельно наши девушки знакомятся с историей осваивают историю возникновения и развития, художественной обработки бересты; о видах декорирования бересты, чтобы в дальнейшем осваивать новые виды декоративно-прикладного искусства.

Вот такие изделия получаются у наших девушек.


Декоративно – прикладное творчество.
Хочется немного подробнее рассказать об кабинете «декоративно-прикладное творчество» Он был организован в 2008 году. В кабинете занимаются девушки разного возраста, с диагнозом олигофрения в различной степени тяжести, синдром Дауна

Целью работы кабинета является помощь молодым людям с ограниченными способностями лучше развиваться и чувствовать себя полноценной частью общества.Через творчество, постигая практические основы мастерства наряду с его духовной сущностью, наши воспитанницы приобщаются к человеческой культуре.
Одно из направлений кабинета – лоскутное шитье
Лоскутное шитье корнями уходит в глубь веков и тесно переплетается со всеми видами народного искусства. Разнообразные приемы сборки и сшивания тканей, аппликация, стежка, вышивка присущи практически всем культурам. В наши дни интерес к лоскутной технике не только ослабевает, но и постоянно растет. Лоскутное шитье кажется простым только на первый взгляд. На самом деле эта работа требует большой точности, аккуратности, безукоризненного чувства цвета, знания законов композиции, чувствования материала и владения многочисленными техниками шитья.
Лоскутная техника дает возможность создавать безграничные цветовые и конструкторские комбинации, развивает творческую фантазию, художественный вкус и «умные руки».


Девушки знакомятся с особенностями художественного языка в декоративно-прикладном творчестве, учится законам красоты, логике и гармонии цвета, правилам тек¬стильной композиции, способам передачи изображения в пространстве, приемам преобразо¬вания и стилизации природных форм.
Древняя мудрость гласит, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветы. Природа – бесконечный источник творческих идей. Она открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное и ощутить себя искусным мастером. Красота окружающего мира действует на воображение, вызывает творческое чувство. Без красоты жизнь беднее.
Природа дает человеку возможность ощутить полноту жизни. Кудесница-природа создает праздник для глаз в образе очаровательных цветов. Изящество и очарование окружающего мира смягчает сердца, раскрывает лучшие стороны человеческого характера и способствует душевному подъему. Идя от простых идей и технологий к более сложным, девушки учатся с помощью вязального крючка и спиц, а так же с помощью вспомогательных материалов создавать свои неповторимые композиции, которые могут украсить любой стильный интерьер или послужить прекрасным подарком.


Природный мир служит основой для декоративно-прикладного искусства. Занятие творчеством – чудодейственное лекарство. Овладев секретами декоративно-прикладного искусства (вышивки, вязания, бисероплетения, флористики и т.д.),


Можно творить шедевры буквально из ничего (что мы и делаем) – природа щедра на подарки, нужно только искусно распорядиться ее дарами. Как основа для творчества подойдет буквально любая вещь: бумага, стекло, бутылка, посуда, керамическая плитка, сухие цветы и ветки, кора деревьев, перья, лоскуты ткани, бисер, тесто, глина и т.д. Природный материал многообразен, живописен и подходит для сочетания с любой изобразительной техникой. Успех зависит от наблюдательности и творческого видения мира.
Девушкам очень нравится создавать маленькие и большие панно, вязать разнообразные цветы с помощью крючка или спиц, создавать различные цветочные композиции,
Аппликации – это очень увлекательно. Здесь пригодится все – старые ситцы, гладкошерстные ткани, нитки, шерсть, бусины, ракушки, кора деревьев,
Эти работы интересны тем, что в них сочетаются разные текстильные материалы и цветовые композиции. Цвет влияет на психологическое и эмоциональное состояние даже здорового человека, а для ребят с разными патологиями в развитии это еще и улучшение настроения и самочувствия. Чувство цвета – явление многоплановое и неоднозначное, и каждый исполнитель творческой работы по мере становления своих творческих способностей дополняет и углубляет собственные представления о колорите и связанных с ними ассоциациях.
Знакомясь с разнообразными материалами, наши воспитанницы узнают их декоративно – художественные и конструктивные возможности, учатся использовать их в творческой работе, самостоятельно изготавливают изделия, которые часто становятся не только неожиданным и приятным подарком для близких и знакомых людей, но и применяются для украшения интерьера, одежды. Доступность их изготовления для воспитанниц разных способностей, возможность применения современных материалов позволяют выполнять изделия в соответствии со своими личными предпочтениями и требованиями моды.


Большой интерес наши девушки проявляют и к такому виду творчества, как вышивка крестиком, гладью, бисером

.
Лентами


Потихоньку начали осваивать валяние, но работ еще не много.
Все работы наших воспитанниц привлекательны тем, что они неповторимы и индивидуальны. Применяя на практике полученные знания, они самостоятельно создают оригинальные работы, разрабатывая свои композиции, придумывая необычные фактуры, используя цветовые решения. Это придает их изделиям особый колорит, и самостоятельный творческий опыт венчается успехом. Прилагая в процессе работы фантазию, терпение, упорство, творческое вдохновение, каждое изделие становится уникальным. А главное, изучая все новые и новые технологии, ребята приобретают новое увлечение и, возможно, свою дорогу в жизнь.
Наши девушки принимают активное участие в разнообразных творческих фестивалях и конкурсах. выставляют свои работы в краеведческом музее, участвуют в районных, областных, межрегиональных выставках творческих работ,
каждый год участвуют в проведении праздников «Устьянская ссыпчина», «Медовый спас» и других.
Девушки, которые достигли высокого уровня мастерства в тех или иных видах прикладного искусства. сами проводят мастер-классы для гостей праздников.
За участия в районных, областных выставках наши воспитанницы награждены грамотами и дипломами.
Многие девушки являются неоднократными лауреатами районных, областных межрегиональных фестивалей, таких как «Надежда», «Крылья души», «Радуга жизни».
Каждый год наши девушки посещают места, богатые народными традициями северно-русской культуры, сохранившими уклад жизни, постройки и планировку деревень, производство изделий народных промыслов и фольклор, знакомятся с бытом наших предков, познают и на мастер-классах осваивают народные ремесла.
У нас стало традицией ежегодно посещать родину Деда Мороза – Великий Устюг, прекрасные старинные города Каргополь, Вельск, заповедное место нашего района «Белое озеро»,

«Старые» и «новые» герои с инвалидностью в детской и взрослой литературе.

Меня передергивает от «Форреста Гампа», «Рождественской песни в прозе», «О мышах и людях». Звучит как признание еретички или ненавистницы инвалидов.

В целом, я изо всех сил избегаю книг и фильмов, в которых фигурируют герои с инвалидностью. Меня передергивает от «Форреста Гампа», «Рождественской песни в прозе», «О мышах и людях». Звучит как признание еретички или ненавистницы инвалидов. И совершенно точно нахалки. Но мое отношение хорошо обдумано и обосновано. Потому что я люблю пьесы, книги и фильмы, и еще потому что я инвалид.

Инвалиды изображаются в искусстве по одной причине - из-за своей инвалидности. Неужели люди действительно верят в то, что реальные инвалиды целыми днями мечтают об исцелении? Или обдумывают способы самоубийства? На самом деле, мы вообще редко задумываемся о собственной инвалидности. Мы вспоминаем о ней, только когда сталкиваемся с системным угнетением (например, с дискриминацией при приеме на работу). Так почему бы не ввести персонажа-инвалида в книгу или фильм просто так? Чтобы вопрос его инвалидности вообще не поднимался? Про героя-инвалида можно сочинить множество интересных историй, в которых его проблемы со здоровьем даже не будут упоминаться. Ну прямо как про настоящих людей.

Большинство авторов, которые писали и пишут о героях с инвалидностью, - не инвалиды. Из-за того, что на протяжении веков инвалиды были вытеснены на периферию, у нас не было возможности сказать свое слово в искусстве. В результате герои с инвалидностью, которые представляют нас, настоящих инвалидов, в искусстве, чаще всего исполняют одну из стереотипных ролей: жертвы, злодея, вдохновляющего примера или монстра (урода). Сюжетные линии героев-инвалидов стандартно оканчиваются исцелением, смертью или госпитализацией (изоляцией). Эта избитая формула может видоизменяться, но обычно выглядит следующим образом:

Инвалид-жертва + самовлюбленный протагонист без инвалидности = Жертва излечивается + Протагонист без инвалидности избавляется от нарциссизма.

Смотрим «Рождественскую песнь в прозе»:

Малютка Тим (жертва) + Мистер Скрудж (протагонист без инвалидности) = Тим излечивается + Мистер Скрудж перевоспитывается.

Иногда, конечно, формула бывает сложнее. Например, в фильме «Аватар» инвалид (паралитик) «излечивается» только в инопланетном теле аватара. Поэтому его история (как героя-инвалида) оканчивается, когда он навсегда переселяется в здоровое тело. Этот фильм также повторяет миф о том, что инвалиды не могут быть сексуальными. Только в теле аватара Джейк, герой с инвалидностью, может по-настоящему пробудить свою чувственность. Миф о несексуальности инвалидов переходит за героями-инвалидами от произведения к произведению. Исключением являются только персонажи со слепотой. В кинематографе зачастую слепых героинь играют очень привлекательные женщины (которых по сюжету мучают хищные мужчины). А героев - привлекательные мужчины, и как минимум в одной сцене фильма они показаны за рулем автомобиля.

Ниже я привела еще несколько примеров изображения писателями и сценаристами героев-инвалидов. Этот список - пик огромного айсберга. Напротив каждого заголовка я написала стереотипную роль, которую играет персонаж, и окончание его сюжетной линии. Я знаю, что многие из приведенных мной примеров считаются шедеврами, и, совершенно точно, некоторые из них таковыми являются. Но когда дело касается инвалидности, даже лучшие авторы не всегда знают, о чем говорят.

Романы:

«Горбун из Нотр-Дама», «Собор Парижской Богоматери». Жертва, но также и урод. Покончил с собой (или был убит, зависит от того, о книге или о фильме мы говорим).

The Heart is a Lonely Hunter . Герой с интеллектуальной инвалидностью: жертва. Умер (из-за институционального игнорирования). Глухой: жертва. Покончил с собой.

«Моби Дик». Ахав: злодей. Убит.

«Цветы для Элджернона». Жертва. Волшебным образом исцеляется, но потом болезнь возвращается и прогрессирует. Героя госпитализируют.

«Полуночный ковбой». Жертва. Умирает.

«Питер Пен». Капитан Хук: злодей. Проглочен крокодилом.

«Я - Сэм». Вдохновляющий пример.

«Убить пересмешника». Том Робинсон: жертва. Убит. Страшила Рэдли: жертва. Ему позволили жить.

«Пролетая над гнездом кукушки». Жертва/мученик. Убит.

«Форест Гамп». Вдохновляющий пример. Излечивается (в одной из сцен он волшебным образом освобождается от ножных скоб).

Сценарии:

«Дождись темноты». Жертва (Этот фильм вдохновил немало режиссеров повторить сцену, в которой под взглядом наблюдателя голая и невероятно красивая слепая героиня принимает ванну).

«Запах женщины». Жертва, вдохновляющий пример, герой совершает попытку самоубийства, но благодаря молодой ассистентке возвращает желание жить.

Да, в роли ослепшего подполковника Аль Пачино.

«Whose life is it anyway». Жертва. Покончил с собой.

«Малышка на миллион». Ж ертва. Покончила с собой (умоляла об эвтаназии).

«Фрэнсис». Жертва. Госпитализирована.

«Доктор Ноу». Злодей. Убит (погребен под лавиной дерьма летучих мышей)

«Эта прекрасная жизнь». Мистер Поттер: злодей. Хорошие ребята расстроили его планы.

«Отточенное лезвие». Жертва, но также и злодей. Госпитализирован.

«Зеленая миля». Жертва. Убит (также персонаж наделен волшебной силой исцеления).

«Гаттака». Жертва. Покончил с собой (принес себя в жертву).

Когда об афроамериканцах писали только белые писатели, о представителях ЛГБТ - в большинстве гетеросексуальные, и о женщинах - в основном мужчины, культура в Америке была во многом отражением представлений привилегированной группы людей. Я не утверждаю, что авторы должны ограничить себя рамками собственного гендерного и расового опыта. Я сама часто писала о героях, жизнь которых была далека от моей собственной. Но авторы, которые испытали угнетение на себе, создают правдивых персонажей, и достоверность может разрушить старые мифы.

Только в последние 60 лет у инвалидов появилась возможность выйти из тени. Но они уже начали создавать произведения искусства, и переносить в культуру свой жизненный опыт. Может быть, пришло время для новых историй.

Susan Nussbaum

Мы решили проверить, повторяются ли стереотипные формулы в детской литературе. Напомним, что по классификации Сьюзан герои-инвалиды могут играть 4 роли: злодея, жертвы, вдохновляющего примера или монстра (урода). И их история может окончиться либо смертью, либо исцелением, либо госпитализацией (изоляцией). Мы решили, что начать следует с классики детской литературы. В своей статье Сьюзан уже упомянула несколько известных детских произведения («Питер Пен», «Рождественская песнь в прозе»), а мы продолжили список.

Элинор Портер « ». Жертва, вдохновляющий пример. Исцеляется.

Френсис Элиза Бёрнетт «Таинственный сад». Жертва и немного злодей (из-за своего дурного характера). Исцеляется.

Кулидж Сьюзан «Что Кэти делала». Вдохновляющий пример, жертва. Исцеление.

Йоханна Спири «Волшебная долина» (В многочисленных экранизациях «Хейди»). Жертва и немного злодей. Исцеляется.

Софи де Сегюр. «Маленький Горбун». Жертва. Исцеление (противоречащее медицине и анатомии).

В.П. Катаев «Цветик-семицветик» . Мальчика жалко до слез, но жертвой он не является. Но его в конце все равно ждет волшебное исцеление. (Да что было в голове у этого писателя?)

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Вдохновляющий пример. «Исцеление» путем упорства и большой работы. Эта книга очень показательна с точки зрения отношения к инвалидам в советскую эпоху. Именно в советское время инвалиды исчезли с глаз - перестали появляться на улицах. Они не соответствовали идеалу здорового, молодого и сильного советского «нового» человека. Именно в это время были созданы закрытые учреждения для детей и взрослых-инвалидов. В это время инвалидов стали высылать из Москвы. После войны осталось огромное количество покалеченных людей, но символом их всех был Мересьев - красивый, белозубый, терпящий постоянную боль, как андерсеновская Русалочка, только чтобы не показывать свою инвалидность. Само название повести нечестно по отношению к тем, кто после потери ног, так и не начал снова ходить (и тем более водить самолет).

ВИДЕО
Показательный эпизод, в котором Мересьев виртуозно пляшет русскую на протезах.

Л.А. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Горбунья – злодей и жертва. В конце перевоспитывается, но не исцеляется (ну, хоть кто-то!).

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Карла – злодей. Убит Русланом.

В.А. Каверин «Два капитана». Мальчик - жертва. Исцеляется.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Вдохновляющий пример.

Как мы видим, эти классические книги прекрасно подходят под формулу изображения инвалидов. К сожалению, стереотип изображения героев-инвалидов перешел из классической литературы в современную. Мы встречаем его в романтических и приключенческих книгах:

В.П. Крапивин «Та сторона, где ветер».

В.П. Крапивин «Самолет по имени Сережа». Вдохновляющий пример. Исцеление.

С. Сухинов «Фея Изумрудного города» (Да, есть такое, довольно бесталанное, продолжение). Жертва, злодей. Исцеление (Не только получил здоровые ноги, но и стал красавцем).

Альберт Лиханов «Солнечное затмение». Жертва. Госпитализация.

Тамара Крюкова «Костя+Ника» (В кино «Костяника. Время лета»). Жертва, вдохновляющий пример. Исцеление.

Книги, адресованные детям, чаще имеют счастливый конец. Это вселяет в детей веру в торжество справедливости. Но в случаях с героями-инвалидами это правило сослужило плохую службу. Смерть и госпитализация в детских книгах встречаются очень редко. И бедным героям-инвалидам остается только одно - исцеление, притом иногда противоречащее медицине и здравому смыслу. Что касается героев, которые не могут ходить, то в детской литературе их недугу есть только одно, совершенно несправедливое объяснение - они недостаточно стараются. Да и сама идея о том, что герои с инвалидностью могут обрести счастья только выздоровев, неприемлема. Тем более что в реальности чудеса встречаются не так уж часто. К сожалению, наша выборка показала, что классический взгляд на инвалидность был невероятно далек от реальности, и в литературе дети зачастую видели стереотипное и лицемерное изображение инвалидов.

К счастью, прямо сейчас на наших глазах эта ситуация меняется. Во-первых, авторы, которые пишут о героях-инвалидах для детей, - это часто родители детей-инвалидов или педагоги и психологи, которые работают с особыми детьми. Также не приходится говорить об окончательном завершении жизненной истории детей-инвалидов, потому что все чаще не-сказочные книги повествуют не обо всей жизни героев, а только об одном эпизоде, и о том, что их ждет впереди, нам остается только догадываться.

Нам бы хотелось подробно остановиться на книгах из списка « ». Но прежде мы не можем не упомянуть самый замечательный пример новой литературы об инвалидах - книгу Мариам Петросян «Дом, в котором» . Герои книги не вызывают у нас стереотипных сентиментальных чувств - жалости и сострадания. Нет, эта книга о другом. Она о личностях, разносторонних, глубоких. И инвалидность персонажей вообще не играет значимой роли. С этой точки зрения это практически идеальная книга об инвалидах.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло