План по самообразованию развитие речи у дошкольников. План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию
воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Солнышко» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
Петровой Светланы Владимировны
с 2012 по 2017 учебный год
Тема: «Развитие связной речи дошкольников через игру
в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Задачи :
Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
Формировать грамматический, лексический строй речи;
Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
Развивать мелкую моторику рук.
Проблема.
Методы и приемы.
Наглядные методы : рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций,поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы : дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Срок | Форма работы, содержание | Форма отчета | Перспектива |
2012-2013 учебный год |
|||
Сентябрь | Изучение сформированности связной речи | Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений. | Работа над развитием связной речи |
Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения связной речи. | Активизация и обогащение словаря | Изготовление дидактических игр |
|
Посещение открытых итоговых занятий занятий. Показ итогового занятия | Составление анализа просмотренных занятий. | Деление опытом с коллегами. |
|
Декабрь - Январь | Подготовка проведения театрализованной игры | Изготовление масок для игры | Формирование эмоционально – насыщенной связной речи |
Разучивание стихов, потешек. | Подготовка картотеки по речевой гимнастике. | Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата |
|
Игра-путешествие по стране «Развитие речи» | Подготовка дидактических, речевых игр | Формирование грамматического строя речи. |
|
Проведение родительского собрания « Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей» | Подготовка плана мероприятия | Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми |
|
Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования» | Совершенствование процесса воспитания, обучения и развития детей. |
||
2013-2014 учебный год |
|||
Сентябрь | Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей. | Собор анамнеза речевого развития детей | Установление причин отставания речевого развития. |
Изготовление дидактических игр и пособий | Подготовка дидактических игр по речевому развитию «Из какой сказки?», «Противоположности» Дидактические пособия («Обобщение», «Фонетическая зарядка») | Развитие всех компонентов речи |
|
Декабрь - Январь | Пересказ сказок по сюжетным картинкам | Подготовка сюжетных картинок («Теремок», «Колобок», «Красная шапочка») | Активизация словаря развитие связной речи детей |
Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» | Подготовка презентации | Разъяснить родителям эффективность пальчиковой гимнастики в развитее связной речи ребёнка |
|
Показ сюжетно – ролевой игры «Парикмахерская» | Подготовка картотеки | ||
Работа с загадками | Подготовка картотеки | Использование картотеки в работе с детьми |
|
Отчёт по теме самообразования | Выступление в педсовете | Деление опытом с коллегами |
|
2014-2015 учебный год |
|||
Сентябрь | Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей | Диагностика уровня развития речи детей в ведомой группе. | |
Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы» с учетом ФГОС (развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Составление конспектов занятий для детей подготовительной группы | Проведение занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. |
|
Ноябрь, апрель | Посещение открытых занятий. | Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накоплен-ного опыта на практике, в работе с детьми. |
|
В течение года | Изучение работ в интернете, а так же методик и технологий педагогов в интернете. | Размещение своих работ на сайтах | Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. |
Разучивание чистоговорок | Разработка картотеки | Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми. |
|
Составление конспекта занятия для показа его на семинаре для педагогов ДОУ | Показ открытого занятия на семинаре. | Оценка педагогами моей работы, справка участника семинара |
|
Составление консультаций для родителей | Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» | Работа с родителями |
|
Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания | Создание папки «Детям для рассказыния» | Использование материала для индивидуальных занятий |
|
Создания в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям» | Сундучок с стихами | Работа с родителями |
|
Участие с детьми во всероссийских конкурсах | Выполнение работ для конкурсов | Пополнение портфолио детей |
|
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам | Планирование мероприятия | Посещение родителями деятельности воспита-телей и детей по работе над составлением рассказов по картинам |
|
Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников | Рассмотрение результатов диагностики, составление плана по речевому развитию на следующий год | Получение результатов о проделанной работе |
|
2015-2016 учебный год |
|||
Сентябрь | Составление библиографии. |
||
Посещение открытых занятий. | Составление анализа посещаемых занятий | ||
Работа по составлению(придумывание) загадок. | |||
Январь Февраль | Театральна деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | ||
Апрель Май | Презентация | ||
2016-2017 учебный год |
|||
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин | Памятки для родителей по обучению связной речи. | Составление библиографии. |
Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий | Дидактические игры по развитию речи «Варим суп» | Активизация и обогащение словарного запаса детей. |
|
Посещение открытых занятий. | Составление анализа посещаемых занятий | Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. |
|
Работа по составлению (придумывание) загадок. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка). | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение |
|
Январь Февраль | Театральна деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | Практический показ (театральная неделя) | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. |
Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка» | Показ презентации «Развитие речи детей 5-6 лет» | Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком |
|
Апрель Май | Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. | Презентация | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. |
Литература:
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
Журнал «Дошкольное воспитание».
Журнал «Ребенок в детском саду».
Журнал «Воспитатель ДОУ»
Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007
Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994
Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи:
- недостаточный словарный запас
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.
Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод моделирования. Это позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её.
Особенностью этой методики является не изображение предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание слов.
Цель: выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
- Использовать в работе метод моделирования как эффективного средства развития связной речи: диалогическая и монологическая речь; составление рассказов по предметным, сюжетным картинам, картинам с последовательно развивающими событиями, творческое рассказывание, из личного опыта, пересказ сказок и рассказов, заучивание стихов.
- Подготовить:
- презентацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Использование метода моделирования на занятиях по развитию связной речи»
Картотеки: таблицы, мнемодорожки, пиктограммы, предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки по русским народным сказкам, «Произведения для пересказа» , «Сюжетные, пейзажные картины» .
Изучаемая научно-методическая литература:
- Агеева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно пространственного моделирования» , - Москва, 1984 г.
- Жукова Н.С. «Формирование устной речи» , - Москва, 1994 г.
- Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» , - Москва, «Просвещение» , 1989 г.
- Малетина Н, Пономарёва Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР» , - журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.
- Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу» , - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.
- Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования» , журнал «Логопед» № 8, 2010 г.
Дата публикации: 11.09.17
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Ф.И.О. педагога _Маслова Надежда Геннадьевна
Образование _высшее
Специальность _воспитатель
Стаж педагогической работы _12лет
Курсы повышения квалификации ________________________________________________________________________
Тема: Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность
Дата начала работы над темой 2017г.
Предполагаемая дата окончания работы 2018г .
Цель: создание условий для успешногоразвития речи детей через театрализованную деятельность.
_______________________________________________________________________________________________________
Задачи:
выявить пути и охарактеризовать условия развития связной речи дошкольников в театрализованных играх
- развитие свободного общения со взрослыми;
Совершенствовать диалогическую форму речи;
Развивать монологическую форму речи;
Повысить собственный уровень знаний
Пояснительная записка
Дошкольное образовательное учреждение первое исамое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источникразвития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Формы работы | Пополнение предметно-пространственной среды | Изучение методической литературы по теме СО |
|||
с педагогами | с родителями | ||||
сентябрь | Провести диагностику детей по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений. | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». | Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести: Дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»); Дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»); | Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. |
- Осенний театрализованный праздник. - Настольный театр «Лиса и кувшин». | Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей» | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей. | сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»); Сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»). | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной л Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43. |
|
«Пушок» Г.Скребицкого. | Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность» | Консультация для родителей: - «Каждый ребенок - индивидуальность!» | Внести в речевую зону: - дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика «Я читаю»; - сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».); - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»); | Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с. |
|
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам из художественной литературы. | - «Охрана зрения и слуха». | - дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»; - сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»); | Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с. |
||
Работа с загадками. Составление загадок. | Консультация для педагогов.Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». | - Загадки-складки о профессиях; - картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «чашечка», «язычок», «бегемотик», «хоботок», «иголочка», «вкусное варенье». | Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с. |
|
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Консультация для воспитателей "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС" | Консультации для родителей: - «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье ребенка». | - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»); - оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»; | Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23. |
|
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Квартальный отчет в виде презентации | Консультации для родителей: | - в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»; | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34. |
|
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; | Консультации для родителей: | Призентация для родителей на тему «Книга сказок». Обучение сочинению сказок. | - в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.); | Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с. |
|
- Инсценировка по сказке С.Я. Маршака «Кто колечко найдет». | Отчет о проделанной работе по самообразованию-презентация | - «Детские игры – дело серьезное». | - в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»; - картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр». | Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12. |
Были использованы следующие формы и методы работы с детьми и родителями:
- занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- игры – инсценировки;
- досуговые игры;
- подвижные игры;
- музыкально-хороводные игры;
- наглядно – информационный метод;
- анкетирование родителей;
- проведение родительских собраний;
- оформление уголка «Для Вас, родители»;
- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.
Практические выходы :
1. Просмотр непосредственно образовательной деятельности.
Тема: Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
2. Оформление папки-передвижки. Тема:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Связная речь».
- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».
- «Как избежать школьных неудач» .
Оформить центр речевого развития детей.
3. Выставка работ. Тема: _ Конкурс чтецов.
4. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Мы и родители
5. Проект. Тема: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир театра»
6. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Выход:Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей.
План работы по самообразованию по теме:
« Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста ».
Актуальность проблемы развития речи
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаем актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цели и задачи
Целью работы над данной темой является:
повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
разработать перспективный план реализации проблемной темы;
выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
Форма отчетности
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
итоговое занятие по развитию речи;
Срок: реализации
с 1 сентября 2018 по 30мая 2019года
Участники:
Воспитатели.
Дети старшей группы
Родители.
Прогнозируемые результаты
Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:
совершенствование образовательного процесса;
активизация речевой деятельности дошкольников;
улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;
достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
План реализации научно-методической темы по самообразованию
Реализация научно-методической темы по самообразованию проходит в несколько этапов:
Информационно-аналитический.
Внедрение в практику.
Итоговый.
Планирование работы по самообразованию.
Сентябрь
Изучение программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и научно -методической литературы по теме (1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
2 . Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008
3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007).
Повышение уровня знаний педагога .
Разработка плана по самообразованию педагога
сентябрь
Проведение вводного диагностического исследования детей.
Выявить уровень сформированности речевых навыков и умений.
Заполнение протоколов по результатам вводной диагностики
Сентябрь
Пополнение речевого уголка: дидактическими играми, картотеками,сюжетными картинами; составление перспективного планирования.
Обогащение развивающей среды .
Перспективное планирование.
Октябрь
Консультация для родителей по теме: «Как развивать речь ребёнка 5-6 лет».
Повышение компетентности
родителей
Памятки для родителей по развитию речи детей.
Октябрь
Октябрь -май.
1.Создание картотеки дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников.
2.Работа с детьми по перспективному плану.
Совершенствовать речевой
слух, закреплять навыки
четкой, правильной,
выразительной речи.
Дифференциация звуков,
слов, предложений.
Картотеки игр и упражнений.
Ноябрь
Консультация для родителей по теме «Речевые игры в кругу семьи» .
Повышение компетентности
родителей.
Папка передвижка
« Речевые игры ».
Декабрь-февраль
Изготовление и внедрение дидактических игр по развитию речи
Развитие речи, логического мышления и памяти.
Игра « Истории в картинках», « Короткие истории», « Глаголы в картинках».
Январь
Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Повышение компетентности
педагогов
Буклет
« Сказкотерапия».
Февраль
Родительское собрание
« Волшебный мир книги ».
Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Повышение компетентности
родителей?
Март
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений
Конкурс чтецов