«Почему свой рассказ Чехов назвал "Хамелеон". Сочинение на тему: Почему свой рассказ Чехов назвал «Хамелеон

Антон Павлович Чехов – великолепный писатель-реалист, который любил повествовать нам в своих рассказах истинные стороны жизни, происходившие в конце 19 века в России. В своих небольших по объему работах этот творческий человек изображал образы людей самых разных профессий из различных слоев общества, чьи стороны жизни были интересны писателю. Мы видим, как он высмеивает народ, его глупость и различные привычки. Можно сказать, что ирония является одной из главной особенностью большинства его произведений.

Но вернемся к нашему рассказу, который назван в честь великолепного животного хамелеона. способного менять свой цвет, сливаясь с окружающей действительностью, что бы не стать жертвой врага или незаметно подобраться к насекомому. Однако для пресмыкающегося такая необычная реакция организма была придумана самой природой, поэтому мы оцениваем ее как некий дар. А вот если речь идет о людях, которые моментально меняют свое мнение в зависимости от жизненной ситуации, то нам будет тяжело назвать их порядочными. С одним из таких примеров мы можем ознакомиться в рассказе Антона Павловича.

Перед нами оказывается полицейский надзиратель Очумелов, который обязан служить и охранять. Правда, как он это делает, мы узнаем чуть позже. А пока же он важно идет по базарной площади и наблюдает небольшое скопление людей. Куда они все смотрят? Оказалось, что мастера Хрюкина цапнул за палец небольшой щенок. Поскольку это сам Хрюкин, который является далеко не самым последним человеком на базаре, Очумелов советует не оставлять это дело просто так, ведь если собачонка принадлежит бедному хозяину, то последнего стоит наказать, а если она и вовсе бездомная, то истребить. К сожалению, в этой ситуации автор не показывает нам, кто же на самом деле спровоцировал конфликт – щенок или мастер, однако в данном случае это не имеет значение.

Тут кто-то из толпы выкрикивает, что собачонка вроде как принадлежит генералу. Это настолько меняет мировоззрение полицейского, что он тут же начинает обвинять Хрюкина в том, что это он начал злить животное, за что то цапнуло его за палец. Хотя кто знает, быть может он и вовсе пальчик гвоздиком расковырял. В данном случае Чехов показывает читателю, насколько быстро, подобно хамелеону, меняется мнение господина надзирателя, за которым так трудно угнаться. Здесь же мы видим высмеивание чиновников, которые могут выглядеть столь смешно и преследуют только свои корыстные цели.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Хамелеон очень удивительное животное. Это ящерица, которая быстро меняет цвет и сливается с природой. Ну если для насекомого это хорошо,...
  2. В ранний период творчества Антон Павлович Чехов пишет серию юмористических рассказов, в которых смеется над различными недостатками людей. В небольшом...
  3. По базарной площади прогуливается полицейский надзиратель по фамилии Очумелов. Он становится свидетелем того, как бежит собака, а ее догоняет и...
  4. В этой статье вы прочитаете не все произведение Чехова, а лишь его краткое содержание. «Хамелеон» – это остроумный рассказ, небольшой...

Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» относится к периоду раннего творчества писателя. Всем его произведениям того времени свойственно наличие яркой иронии, иногда граничащей с сарказмом. Через юмористический образ героев своих рассказов Чехов пытался донести до людей всю глупость, ненужную чопорность и высокомерие реальных людей, в данном случае – блюстителей порядка. Почему рассказ называется «Хамелеон»? Вот об этом и пойдет речь ниже.

Суть рассказа

Почему рассказ Чехова называется «Хамелеон»? Да потому что этот зверек очень точно отображает образ надзирателя Очумелова. Если рассматривать хамелеона, как представителя рода ящеров, то кратко можно охарактеризовать его как:

  • небольшое животное;
  • ловко изменяет свой цвет в зависимости от окружающей среды, в которой находится
  • маленький хищник, который свободно преследует свою добычу, но при этом не хочет быть съеденным кем-то на обед.

Если расценить изменение предположений о принадлежности собаки то генералу, то его брату, то неизвестному бедняку, а то и, вообще, признание ее бездомной, как изменение «среды обитания» Очумелова, то можно заметить очень интересное варьирование его тактик беседы. Как хамелеон, он то нападал на собаку и его неизвестного хозяина, то на потерпевшего Хрюкина. Все зависело от степени опасности самому надзирателю с той или иной стороны. Вот почему рассказ назван Хамелеон.

Мастер маскировки

Рассмотрим сюжет, где ярко проявляется постоянное двуличие Очумелома. Он ловко подстраивает свое отношение к произошедшим обстоятелствам, реагируя на каждое новое предположение о случившемся. Сразу, когда Хрюкин жалуется ему о происшествии, и предлагает ему оштрафовать хозяина собаки, а ее саму истребить, страж закона полностью его поддерживает. Как только всплывают новые домыслы о том, что эта собака может быть самого генерала, Очумелов, переживая о нежелательных для себя последствиях, резко меняет свое отношение к моменту укуса. Он уже обвиняет Хрюкина в том, что тот солгал, и генеральская собака не могла его обидеть.

Спустя некоторое время пострадавший пытается припугнуть городового и говорит, что его брат – жандарм. Очумелов реагирует на опасность разбирательств с жандармами и подстраивается под новую ситуацию. Он уже начинает сомневаться в подлинности того, что это генеральская собака, мол она непородистая… А сам все думает: «А может быть, и генеральская».

Пока Очумелов пытается выяснить: чья же это собака, мимо проходящий генеральский повар подтверждает, что она не принадлежит генералу. Не дослушав фразы до конца, городовой резко нападает с обвинениями в адрес собаки и ее безалаберного хозяина. Но повар добавляет, что псина принадлежит брату генерала – и вновь все переворачивается с ног на голову.

Проблема, которая актуальна и поныне

Несмотря на все мастерство маскировки главного героя, для читателя совершенно очевидны истинные черты его характера. Хамелеон по своей сути никогда не меняется, демонстрируя свою способность подстраиваться под любые условия окружающей среды раз за разом. Со стороны эта способность вызывает двойственные чувства.

Однажды приходит время, когда умение слиться с мнением окружения играет злую шутку в жизни человека. Снимать маски – любимый стиль многих классиков. В том числе, стоит упомянуть и Льва Николаевича Толстого. Многие задаются вопросом: почему рассказ назван «После бала» ? Да потому что именно после бала все герои снимают «маски» и открывают свое истинное лицо. И если в одной книге читатель сам разоблачает главного «героя», то в другой писатель сам показывает все нежеланные последствия подобного поведения в жизни.

Чехов был дальновидным писателем, как и многие мировые классики. Несмотря на то, что рассказы его переполнены юмором, они несут в себе глубокий смысл. «Хамелеоны» и по сей день нередкое явление среди блюстителей правопорядка и не только. Одна власть прижимает другую, та, в свою очередь, третью и так далее. Желание усидеть на «теплом» местечке побуждает многих поступать предвзято. Тут уж дело выбора каждого из нас. Одни поступают по совести, рискуя остаться без работы, а то и пострадать от физической расправы. Другие, подобно Очумелову, очень умело приспосабливаются под новые обстоятельства, новые привилегии.

Такова горькая правда жизни. Можно или изменить свое отношение к происходящему, или стать великим разоблачителем для каждого «Хамелеона».


Предложенное для анализа произведение А.П.Чехова называется «Хамелеон», так как именно это заглавие передает его основную мысль: протест против приспособленчества как типа поведения, не достойного человека.

Эпизод разбирательства на базарной площади кульминационный в рассказе. Решить, чья собака укусила за палец Хрюкина, оказывается непросто. Чтобы показать натуру героя, Чехов обращается к речевой характеристике. Речь Очумелова меняет интонации от грубости к сюсюканью в зависимости от того, какие предположения высказываются в толпе о принадлежности собаки: «Я этого так не оставлю! Я ему покажу Кузькину мать!..

А собаку истребить надо. Немедля!» Причем автор сопровождает первый монолог своего героя словами: «говорит строго, кашляя и шевеля бровями». А в следующем абзаце Очумелов преображается: «Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Она маленькая, а ты вон какой здоровила! Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... цуцык этакий...».

Чехов дает своему герою говорящую фамилию – Очумелов. Он действительно очумел (сошел с ума): его бросает то в жар, то в холод, он то снимает шинель, то надевает её.

Как и хамелеон в природе, герой рассказа Чехова полицейский надзиратель Очумелов меняет свое поведение, свой взгляд на вещи и даже речь в соответствии с изменившейся ситуацией.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Сопоставительный анализ рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» и рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» относится к периоду раннего творчества писателя. Всем его произведениям того времени свойственно наличие яркой иронии, иногда граничащей с сарказмом. Через юмористический образ героев своих рассказов Чехов пытался донести до людей всю глупость, ненужную чопорность и высокомерие реальных людей, в данном случае – блюстителей порядка. Почему рассказ называется «Хамелеон»? Вот об этом и пойдет речь ниже.

Суть рассказа

Почему рассказ Чехова называется «Хамелеон»? Да потому что этот зверек очень точно отображает образ надзирателя Очумелова. Если рассматривать хамелеона, как представителя рода ящеров, то кратко можно охарактеризовать его как:

  • небольшое животное;
  • ловко изменяет свой цвет в зависимости от окружающей среды, в которой находится
  • маленький хищник, который свободно преследует свою добычу, но при этом не хочет быть съеденным кем-то на обед.

Если расценить изменение предположений о принадлежности собаки то генералу, то его брату, то неизвестному бедняку, а то и, вообще, признание ее бездомной, как изменение «среды обитания» Очумелова, то можно заметить очень интересное варьирование его тактик беседы. Как хамелеон, он то нападал на собаку и его неизвестного хозяина, то на потерпевшего Хрюкина. Все зависело от степени опасности самому надзирателю с той или иной стороны. Вот почему рассказ назван Хамелеон.

Мастер маскировки

Рассмотрим сюжет, где ярко проявляется постоянное двуличие Очумелома. Он ловко подстраивает свое отношение к произошедшим обстоятелствам, реагируя на каждое новое предположение о случившемся. Сразу, когда Хрюкин жалуется ему о происшествии, и предлагает ему оштрафовать хозяина собаки, а ее саму истребить, страж закона полностью его поддерживает. Как только всплывают новые домыслы о том, что эта собака может быть самого генерала, Очумелов, переживая о нежелательных для себя последствиях, резко меняет свое отношение к моменту укуса. Он уже обвиняет Хрюкина в том, что тот солгал, и генеральская собака не могла его обидеть.

Спустя некоторое время пострадавший пытается припугнуть городового и говорит, что его брат – жандарм. Очумелов реагирует на опасность разбирательств с жандармами и подстраивается под новую ситуацию. Он уже начинает сомневаться в подлинности того, что это генеральская собака, мол она непородистая… А сам все думает: «А может быть, и генеральская».

Пока Очумелов пытается выяснить: чья же это собака, мимо проходящий генеральский повар подтверждает, что она не принадлежит генералу. Не дослушав фразы до конца, городовой резко нападает с обвинениями в адрес собаки и ее безалаберного хозяина. Но повар добавляет, что псина принадлежит брату генерала – и вновь все переворачивается с ног на голову.

Проблема, которая актуальна и поныне

Несмотря на все мастерство маскировки главного героя, для читателя совершенно очевидны истинные черты его характера. Хамелеон по своей сути никогда не меняется, демонстрируя свою способность подстраиваться под любые условия окружающей среды раз за разом. Со стороны эта способность вызывает двойственные чувства.

Однажды приходит время, когда умение слиться с мнением окружения играет злую шутку в жизни человека. Снимать маски – любимый стиль многих классиков. В том числе, стоит упомянуть и Льва Николаевича Толстого. Многие задаются вопросом: почему рассказ назван «После бала» ? Да потому что именно после бала все герои снимают «маски» и открывают свое истинное лицо. И если в одной книге читатель сам разоблачает главного «героя», то в другой писатель сам показывает все нежеланные последствия подобного поведения в жизни.

Чехов был дальновидным писателем, как и многие мировые классики. Несмотря на то, что рассказы его переполнены юмором, они несут в себе глубокий смысл. «Хамелеоны» и по сей день нередкое явление среди блюстителей правопорядка и не только. Одна власть прижимает другую, та, в свою очередь, третью и так далее. Желание усидеть на «теплом» местечке побуждает многих поступать предвзято. Тут уж дело выбора каждого из нас. Одни поступают по совести, рискуя остаться без работы, а то и пострадать от физической расправы. Другие, подобно Очумелову, очень умело приспосабливаются под новые обстоятельства, новые привилегии.

Такова горькая правда жизни. Можно или изменить свое отношение к происходящему, или стать великим разоблачителем для каждого «Хамелеона».

Хамелеон — это порода ящериц, меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды. Точно так ведет себя и главный герой рассказа полицейский над­зиратель Очумелов. Он несколько раз меняет свое от­ношение к виновнику происшествия, а именно, к со­бачке, укусившей за палец Хрюкина.

И самое главное — мнение надзиратель меняет не в зависимости от новых найденных им улик, а от того, кому, по словам свидетелей происшествия, принадле­жит собачка. После предположения одного из зевак, ут­верждающего, что собака принадлежит бедняку, Очу­мелов грозится оштрафовать хозяина, а собаку убить. Однако после заявления другого зеваки, что собака не чья иная, как генерала Жигалова, мнение надзирателя резко меняется. Теперь виновным в происшедшем ста­новится только что оправданный им Хрюкин.

На этом выяснение деталей происшествия не за­канчивается. После того как присутствующий тут же городовой «глубокомысленно» замечает, что у генерала нет таких собак, «у него все больше легавые», Очуме­лов снова набрасывается на бедное животное и призы­вает Хрюкина не оставлять так этого дела. Но тут все тот же городовой начинает сомневаться в своем пред­положении, вспоминая, что «намедни во дворе у него такую видел». Очумелов в который уже раз снова ме­няет свое мнение. Теперь опять виновным становится Хрюкин, а собачку полицейский приказывает отвести во двор к генералу, а то «ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Соба­ка — нежная тварь…». И так еще несколько раз.

Для определения виновных и вынесения приговора Очумелов совершенно не пытается разобраться, кто прав, а кто виноват. Решение зависит от личного отно­шения этого чиновника к пострадавшим сторонам. По­добно хамелеону, меняющему цвет кожи в зависимос­ти от окружающей среды, меняет свое мнение по не­сколько раз Очумелов.

Очень жаль, что и в наше время есть много чиновников-хамелеонов.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло