Под халхин голом. Бои на халхин-голе

Водружение знамени над рекой Халхин-Гол

Война может иметь хорошие последствия
у дикарей, способствуя отбору наиболее сильных и ловких,

но на цивилизованные народы влияние обыкновенно самое пагубное:
она ведет к взаимоистреблению самых лучших и самых храбрых.
А. Фулье

К большому сожалению, отечественная история нередко обходит вниманием важные события, которые должны помнить потомки. Одним из таких исторических фактов, незаслуженно исключенных из школьных программ, является война с Японией 1939 года. Между тем, изучать это событие просто необходимо для того, чтобы понять причины отказа Японии от нападения на Советский Союз во время фашистского наступления. Территориальные претензии этой островной страны давно предъявлялись и будут еще долго предъявляться в адрес России, Китая и ряда других стран, однако, чтобы грамотно анализировать ситуацию, следует знать о таких фактах как война на Халхин Гол.

Вооруженное противостояние началось задолго до начала наступления фашистской Германии на Советский Союз. По мнению зарубежных историков, конфликт был спровоцирован монгольскими отрядами, неоднократно вторгавшимися на территорию Маньчжурии. Таким образом, война называется конфликтом или инцидентом, а агрессорами выступают монголы. Однако такая точка зрения далека от истины. Существуют также попытки обвинить монгольских кочевников, якобы желающих занять новые пастбища, в нарушении границы, что на фоне скопления профессиональной многотысячной армии на границе становится не просто неправдоподобным, но и нелепым. Неужели Япония настолько опасалась мирных пастухов, что ввела более чем пятьдесят тысяч солдат и колоссальные объемы военной техники для охраны границы суверенного государства Маньчжоу-го?

Командарм 2-го ранга Г.М.Штерн, маршал МНР Х.Чойбалсан и комкор Г.К.Жуков на командном пункте Хамар-Даба

Предыстория этой кратковременной войны явно свидетельствует о том, что никакой агрессии со стороны Монголии быть не могло, инициаторами же выступали японцы. Еще в 1932 году Япония оккупировала китайские территории и создала государство Маньчжоу-го. Несмотря на то, что государство было номинально суверенным, на его территории постоянно присутствовал военный контингент Японии, а политическое руководство осуществлялось японским императором. Претензии на земли МНР стали очевидными, как только марионеточное Маньчжоу-го заявило требование о переносе границы на двадцать пять километров вглубь монгольских территорий. В преддверии боевого столкновения МНР обратилось к СССР за помощью в борьбе с агрессорами, в результате чего был подписан союзнический договор, а к спорной границе подведены войска Красной Армии. В течение длительного времени приграничная зона обстреливалась со стороны японцев, имели место многочисленные попытки захвата пленных. Кроме того, японцы уже вступали в конфликт в 1938 году у небольшого озера под названием Хасан, который продолжался две недели и закончился в пользу советских сил. Этот факт вновь подтверждает враждебный внешне политический курс Японии.

Ни о каких попытках монгольских военных, ставших поводом к столкновению, речи быть не может также потому, что первый бой завязался на острове Халхин Гол. Этот небольшой клочок земли принадлежал Монголии, но 8 мая под покровом ночи японские солдаты попытались захватить остров. В результате ожесточенной перестрелки отряд отступил, понеся потери, в том числе и пленными. Об этом инциденте имеются документы в архивах. Известно даже имя пленного: Такадзаки Итиро, который был одним из нападавших.

Через три дня японский отряд дерзко вторгся на монгольскую территорию, захватив пограничный пост Номон-Хан-Бур-Обо. Монголы сопротивлялись, но в силу численного превосходства, а также более современного не могли обойтись без поддержки союзнических войск. Советские силы стягивались довольно долго, но уже после 22 мая начали успешно отбрасывать отдельные японские отряды к границе. Однако армия активно пополнялась новыми силами и техникой, и в конце весеннего месяца японское командование начало наступление. Основной целью первого наступления Квантунской армии было окружение сил противника, а также использование своего численного превосходства. Маневр противника заставил союзнические войска отступить, но стратегический план японского командования выполнен не был. Огромный вклад в срыв окружения внесла яростная борьба батареи Вахтина, а советская контратака вновь отбросила агрессоров к границе. Бессилье Кватунской армии вызывало негодование императора, и командование решительно задействовало авиацию, которая по техническим показателям в несколько раз превосходила советское вооружение.

Изначально удача в борьбе за небо оставалась на стороне японцев, однако вскоре в зону военных действий прибыл Смушкевич вместе с небольшим отрядом опытных летчиков. Была развернута программа по обучению советских и монгольских пилотов тактике ведения воздушного боя и вскоре японские операции перестали приносить такой успех как раньше. Следует особо отметить значение этих достойных людей, наладивших эффективное обучение молодых солдат в таких экстремальных условиях. Постепенно советские самолеты стали перехватывать инициативу и потери несли уже японско-маньчжурские силы.

Впервые советской армией командовал Г.К. Жуков. Неизвестный, но подающий надежды командир немедленно приступил к разработкам планов противостояния. Правильность его действий в период этой войны не раз ставилась под сомнение сталинским окружением. Особенное неудовольствие его кандидатурой высказывал Берия и даже направлял для контроля специальных наблюдателей. Одним из таких сотрудников был Мехлис, который стал настойчиво вмешиваться в дела военного руководства и был отозван обратно штаб. Решения Жукова действительно были очень смелыми, однако удача оставалась на его стороне, и интуиция не подводила.

В начале июля японские силы захватили Баин-Цаган, что создало реальную угрозу для монгольско-советской оборонительной линии. Бои за высоту длились не меньше трех дней, в течение которых обе стороны понесли значительные потери, но агрессоры вновь оказались оттесненными к прежним позициям. Сражение на этой горе вошло в историю под названием Баин-Цаганское побоище, такими страшными были жертвы с обеих сторон. После сокрушительного разгрома группировки, японцы предпринимали новые попытки наступления в середине и в конце месяца, но потерпели поражение.

Японское командование не намерено было сдаваться, и решило атаковать объединенными силами, собрать которые планировалось к концу августа. К месту конфликта стала стягиваться военная техника, а дата наступления была намечена на 24 августа.

Монгольские солдаты на передовой

В этой кровопролитной войне особенно ярко проявились полководческие таланты Жукова. Его план о дезинформировании командования Кватунской армии стал залогом победы в этом противостоянии. Стратегия основывалась на преднамеренном распространении информации о том, что советская армия намерена начать наступление лишь зимой. Для этого эфир засорялся ложными сообщениями с несложным шифровальным кодом, в стан неприятеля попадали наряды на зимнюю экипировку и прочее. Жуков строго запретил совершать необходимые маневры в светлое время суток, а на протяжении длительного времени специально создавались шумы, на которые японцы постепенно перестали обращать внимание. Командование Квантунской армии было настолько уверено в том, что союзники перейдут в наступление лишь поздней осенью, что практически перестало отслеживать передвижение частей.

Командующим были подготовлены три наступательные части: южная, центральная и северная, также был сформирован резерв. Наступление началось внезапно для неприятеля 20 августа и развивалось стремительно. Необходимо отметить, что сопротивление японских солдат было на удивление упорным. Храбрость и отчаянность, с которой боролись рядовые достойна уважения и памяти. Укрепления сдавались только после физического уничтожения солдат.

Наступление продолжалось до последнего дня августа и закончилось расчленением японской захватнической армии надвое и последовательным уничтожением сначала южной, затем северной. 31 августа территория Монголии была очищена от оккупантов, но до конца войны еще оставалось время.

Красноармейцы на привале

В начале сентября командование японских военных сил вновь попыталось атаковать монгольские территории, но страшные потери и решительный отпор монгольских и советских солдат отбросили наступавших на прежние позиции. Провалились и попытки воздушного реванша, предпринятые четыре раза за две недели, в ходе которых превосходство советских летчиков было очевидным и неизменным. В воздушных боях впервые советской стороной был использован ракетный тип оружия. В ходе сражения всего пять советских машин уничтожили 13 японских самолетов.

15 сентября война была окончена подписанием договора о перемирии, а на следующий день боевые действия окончательно прекратились.

Почему советское командование лишь оттесняло японских захватчиков, но не переходило в атаку на территории Маньчжурии? Лучше всего позицию командования поясняют слова Сталина об опасности развязывания длительной и затратной войны. Иосиф Виссарионович понимал насколько опасно вторжение на эти территории, в ситуации значительного усиления Германии и проявления ее агрессии. Именно на таком основании СССР охотно пошло на заключение перемирия, хотя инициатива исходила от японского руководства.

Более всего в этой непродолжительной войне удивляет самоотверженность японских воинов, которые были готовы умереть, но не сдавали своих позиций. Ситуация была бы понятной, если бы советская армия наступала на исконные земли этих людей с целью захвата и покорения, но на границе Монголии агрессорами выступили именно японцы. Объяснение такой безумной ярости можно найти лишь в активной идеологической пропаганде, которая велась еще с конца двадцатых годов в стране. Фанатично настроенные солдаты и офицеры представляли собой настоящее оружие, которое было направлено против наших воинов, защищавших свободу своих союзников. Однако был в действиях советского руководства и практический смысл. Советский Союз не мог допустить опасную и сильную к тому времени Японию к своим границам. Фактическое покорение Китая стало свидетельством мощи японских сил, поэтому действия в Монголии имели особое значение для безопасности нашей страны.

Краткая, но очень жестокая и насыщенная боями война стала своеобразной репетицией для Японии и Советского Союза. Поражение агрессора в столкновении заставило Японию отказаться от вторжения на советское пространство в период фашистской агрессии, несмотря на настойчивые требования со стороны Гитлера. Впоследствии силы Японии были брошены на атаку Перл-Харбора, что вынудило Соединенные Штаты вступить во Вторую Мировую Войну и оказать действенную союзническую помощь советским войскам. Англия и США окончательно убедились в невозможности удовлетворить территориальные претензии Японии лишь одной агрессией против Советов.

Пленные солдаты 6-й (Квантунской) армии



В результате военного столкновения советская армия получила талантливого и изобретательного командира в лице Жукова, которого не удалось подвергнуть гонениям и репрессировать в отличие от других способных военных руководителей. Многие из офицеров и рядовых получили государственные награды.

Иностранная пресса замалчивает факт агрессии со стороны Японии и старается упоминать лишь о фактических событиях, начиная с 1939 года. Позиция историков, которые утверждают, что Кватунская армия была подвергнута советской агрессии, вызывает недоумение, поскольку само по себе нахождение ее на территории Маньчжурии и претензии на монгольские земли является свидетельством открытой оккупационной деятельности. Советские власти не претендовали на территории иностранных государств, а выполняли функцию защитников. Еще большее недоумение вызывает попытка воспевания японских «героев», в то время как о советских воинах в таких публикациях нет ни единого упоминания. Все попытки забвения истинного характера мало известной войны на Халхин Гол являются не чем иным как «переписыванием» истории в более удобную форму, что так необходимо современным политикам Европы и США.

Баин-Цаган

Пожалуй, ни одно из событий на Халхин-Голе в мае-сентябре 1939 года не вызывает столько споров, как сражение за гору Баин-Цаган 3-5 июля.Тогда 10-тысячной японской группировке удалось скрытно форсировать Халхин-Гол и начать движение к советской переправе, угрожая отрезать советские войска на восточном берегу реки от основных сил.

Противник был случайно обнаружен и, не дойдя до советской переправы, вынужден был занять оборонительную позицию на горе Баин-Цаган. Узнав о случившемся, командующий 1-ой армейской группой Г. К. Жуков приказал 11-ой бригаде комбрига Яковлева и ряду других бронетанковых подразделений сходу и без поддержки пехоты (мотострелки Федюнинского заблудились в степи и вышли к месту сражения позднее) атаковать японские позиции.

Советские танки и бронеавтомобили предприняли несколько атак, но, понеся значительные потери, вынуждены были отступить. Второй день сражения свелся к постоянному обстрелу советской бронетехникой японских позиций, а провал японского наступления на восточном берегу вынудил японское командование начать отход.

До сих пор историки спорят, насколько оправданным был ввод в бой бригады Яковлева с марша. Сам Жуков писал, что сознательно пошел на это… с другой стороны, был ли у советского военачальника другой путь? Тогда японцы могли продолжить движение к переправе и произошла бы катастрофа.

Спорным моментом Баин-Цагана до сих пор является и японское отступление - было ли это повальное бегство или планомерный организованный отход. Советская версия рисовала разгром и гибель японских войск, не успевших осуществить переправу. Японская же сторона создает картину организованного отступления, указывая, что мост был взорван уже тогда, когда на него ворвались советские танки. Каким-то чудом под артиллерийским обстрелом и ударами с воздуха японцам удалось переправиться на противоположный берег. А вот оставшийся в прикрытии полк был практически полностью уничтожен.

Баин-Цаган сложно назвать решительной тактической победой одной из сторон. А вот в стратегическом отношении - это, безусловно, победа советско-монгольских войск.

Во-первых, японцы были вынуждены начать отход, понеся потери и не выполнив основной задачи - уничтожения советской переправы. Более того, ни разу на протяжении конфликта противник больше не пытался форсировать Халхин-Гол, да и физически это было уже невозможно. Единственный комплект мостового оборудования во всей Квантунской армии был уничтожен самими японцами при отводе войск с Баин-Цагана.

Далее японским войскам оставалось лишь проводить операции против советских войск на восточном берегу Халхин-Гола, или ждать политического решения конфликта. Правда, как известно, дождался противник совсем иного...

Военные действия Японии в районе озера Xасан и реки Халхин-Гол в 1938-39 гг.

Летом 1938 г. Япония вторглась на советскую территорию в районе озера Хасан на стыке границ СССР, Китая (Манчжоу-го) и Кореи с целью захвата стратегически важного района (гряда холмов к западу от озера, включая сопки Безымянная и Заозерная) и создания непосредственной угрозы Владивостоку и Приморью в целом. Этому предшествовала развернутая Японией пропагандистская кампания по вопросу о так называемых "спорных территориях" на советско-маньчжурской границе в Приморье (линия прохождения которой была четко определена в Хунчунском протоколе 1886 г. и ни разу не ставилась под сомнение китайской стороной - ред.), которая завершилась предъявлением Советскому Союзу в июле 1938 г. категорического требования о выводе советских войск и передаче Японии всех территорий к западу от Хасана под предлогом необходимости выполнения "японских обязательств" перед Манчжоу-го.

Бои, в которых с японской стороны были задействованы 19-я и 20-я дивизии, пехотная бригада, три пулеметных батальона, кавалерийская бригада, отдельные танковые части и до 70 самолетов, продолжались с 29 июня по 11 августа 1938 г., и закончились разгромом японской группировки.

В мае 1939 г., также под предлогом "нерешенного территориального спора" между Монголией и Маньчжурией, японские войска вторглись на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол (Номонган). Целью нападения Японии на этот раз была попытка установить военный контроль над регионом, граничащим с Забайкальем, что представляло бы непосредственную угрозу Транссибирской железнодорожной магистрали - главной транспортной артерии, соединяющей европейскую и дальневосточную часть страны, которая в этом районе идет почти параллельно северной границе Монголии и в непосредственной близости от нее. В соответствии с заключенным в 1936 г. между СССР и МНР Соглашении о взаимопомощи, в отражении японской агрессии вместе с монгольскими принимали участие советские войска.

Военные действия в районе Халхин-Гола продолжались с мая по сентябрь 1939 г. и по своему масштабу значительно превосходили события у Хасана. Они также закончились поражением Японии, потери которой составили: около 61 тыс. человек убитыми, ранеными и взятыми в плен, 660 уничтоженных самолетов, 200 за хваченных орудий, около 400 пулеметов и более 100 автомашин (потери советско-монгольской стороны составили более 9 тыс.человек).

В Приговоре Токийского международного военного трибунала для Дальнего Востока от 4-12 ноября 1948 г. действия Японии в 1938-39 гг. у Хасана и Халхин-Гола были квалифицированы как "проводившаяся японцами агрессивная война".

Мариан Васильевич Новиков

Победа на Халхин-Голе

Новиков М.В., Политиздат,1971.

Брошюра военного историка М.Новикова знакомит читателя с боевыми действиями советско-монгольских войск на реке Халхин-Гол против японских агрессоров, нарушивших весной 1939 года границы Монгольской Народной Республики.

Мужество и боевое мастерство воинов Красной Армии и монгольских цириков, превосходство советской боевой техники привели к победе. Битва на Халхин-Голе навсегда останется примером братского содружества двух социалистических стран, суровым предупреждением агрессорам.

«С любовью гляжу я на свой „И-16“. Спасибо тебе, дорогой мой “ишачок„! Ты оказался куда лучше японского истребителя „И-97”. И по скорости и по крепости. Ты не раз спасал меня, принимал на себя вражеские пули. Спасибо и твоему творцу Николаю Николаевичу Поликарпову!»

Ворожейкин А. В., лётчик 22-го ИАП

Краткая история событий

1 марта 1932 года на территории Маньчжурии появилось «независимое» государство Маньчжоу-Го, созданное японцами как один из плацдармов для будущего вторжения в Советское Приморье и Восточную Сибирь. После неудачного для Квантунской армии конфликта на озере Хасан именно отсюда было решено нанести очередной удар.

Формальной причиной начала конфликта стали претензии Маньчжоу-Го к Монгольской Народной республике. Руководители первой страны (на самом деле - стоящие за ними японцы) весной 1939 года стали требовать пересмотра государственной границы между государствами вдоль реки Халхин-Гол. Японские военные начали прокладывать железнодорожную магистраль, направленную к границе СССР. В силу характера местности дорога могла проходить только в районе, близком к монгольской границе. Таким образом, в случае войны с Советским Союзом она могла быть легко блокирована артиллерийским огнем с монгольской стороны, что, естественно, было неприемлемо для Квантунской армии. Перенос границы вплотную к реке Халхин-Гол, то есть на несколько десятков километров в глубь монгольской территории, решил бы проблемы японцев.Монголия отказалась удовлетворять требования Маньчжоу-Го. Советский Союз, еще 12 марта 1936 года заключивший с МНР Протокол о взаимопомощи, заявил, что будет «защищать границы Монголии, как свои собственные». Ни одна из сторон не собиралась идти на компромиссы.Первые выстрелы прозвучали 11 мая 1939 года. К 14 мая японо-маньчжурские войска оккупировали всю «спорную» территорию до Халхин-Гола, японское правительство никак не отреагировало на действия Квантунской армии и не ответило на посланную Советским Союзом ноту. Война началась.

Состав сил


На момент начала конфликта в Монголии, согласно Протоколу, дислоцировался советский 57-й особый корпус, состоявший из 30 тыс. военнослужащих, 265 танков, 280 бронемашин и 107 боевых самолетов. Истребительные силы были представлены 70-м ИАП, имевшим на май 1939-го 14 И-15бис и 24 И-16. Все «ишаки», далеко не первой свежести, относились к уже устаревшему типу 5 и не имели бронеспинок. Степень боеготовности истребителей была низкой: к 20 мая подняться в воздух могли только 13 И-16 и 9 И-15бис. Личный состав полка состоял из неопытных летчиков, владевших в основном только техникой пилотирования; ни групповому бою, ни стрельбе они обучены не были. Дисциплина серьезно хромала, из-за плохих условий жизни многие летчики-истребители писали письма с просьбой отправить их в Союз. Японские же истребительные силы, насчитывавшие 20 машин Nakajima Ki.27 (две эскадрильи), были оснащены опытными летчиками, многие японцы имели опыт боев в Китае. Такое соотношение сил не замедлило сказаться на результатах первых боев.

Воздушные бои

Первой потерей ВВС РККА стал связной Р-5Ш, сбитый японскими истребителями 21 мая. А на следующий день произошел первый воздушный бой между истребителями: 3 И-16 и 2 И-15бис встретились с пятеркой Ки-27. Один «ишак», оторвавшийся от группы и бросившийся в атаку, был моментально сбит (летчик И. Т. Лысенко погиб), остальные в бой не вступали.В это время Советский Союз стал подтягивать силы в район конфликта. 23 мая 1939 г. в Монголию прибыл 22-й ИАП, в котором помимо тридцати пяти И-15бис (один из них во время перелёта пропал без вести) числилось 28 И-16 тип 10, причем самолеты были в неплохом техническом состоянии. Однако уровень подготовки пилотов этого полка также оставлял желать лучшего, что не позволило, как это выяснилось позднее, переломить ситуацию в воздухе в свою пользу. К тому же японцы, в свою очередь, перебросили в Маньчжурию еще 20 Ки-27 (две эскадрильи 11-го сентая).27 мая состоялся весьма неудачный «дебют» И-16 22-го ИАП. У озера Буин-Нур состоялся бой шестёрки «ишаков» с девяткой Ki.27. Один советский лётчик погиб, два были ранены; два И-16 сбиты, три серьезно повреждены. Японцы потерь не имели.

Если даже И-16, близкие по своим характеристикам к японскому истребителю, несли огромные потери, то можно резонно предположить, что лётчикам на И-15бис подниматься в воздух вообще не было смысла. Собственно, так почти и было. Наши лётчики, привыкшие к исключительной манёвренности своих бипланов, во время боев с японцами с удивлением обнаружили, что больше не имеют преимущества и в этой характеристике (манёвренность Ki.27 была ничуть не хуже). Так, 28 мая было целиком уничтожено в бою звено И-15бис 70-го ИАП, все лётчики погибли. В этот же день в бою девятки бипланов из 22-го ИАП с 18-ю Ки-27 в воздухе было потеряно шесть наших самолетов, еще один расстрелян на земле после вынужденной посадки, пять летчиков погибли, один был ранен. Японцы в который раз ушли без потерь.Когда советскому руководству стало ясно, что имеющимися силами господство в воздухе захватить не удастся, в район боёв начали прибывать новые самолеты и опытные летчики. 29 мая 1939 г. в Монголию на трёх транспортных «Дугласах» прибыла группа из сорока восьми человек - наиболее опытные летчики и техники, многие из которых успели побывать в Испании и Китае. Японцы тоже усилили свою группировку, но так и не смогли добиться численного преимущества.

Со временем советские лётчики стали воевать более уверенно, а соотношения потерь начали выправляться в нашу сторону. «Переходным моментом» можно считать 22 июня 1939 г., когда состоялось самое большое воздушное сражение между японскими и советскими истребителями. 18 боеспособных Ки-27 24-го сентая взлетели на перехват группы советских истребителей. Со стороны ВВС РККА в воздух поднялось 105 самолетов (56 И-16 и 49 И-15бис). Однако атаковали они двумя волнами, причем часть советских самолётов в сражении вообще не участвовала. Свои безвозвратные потери японцы оценивают в семь самолётов, ВВС РККА лишились семнадцати самолетов (14 И-15бис и 3 И-16), из них тринадцать самолётов и одиннадцать лётчиков было потеряно в воздухе. Четыре И-15бис были подожжены на земле во время посадки, их пилоты спаслись. Несмотря на то, что потери ВВС РККА существенно превысили потери японцев, поле сражения осталось за советскими лётчиками: японцы вынуждены были отступить.

Заметно, что подразделения, сражавшиеся на бипланах Поликарпова, пострадали существенно больше, чем имеющие на вооружении И-16: устарелость И-15бис дала о себе знать. Уже в конце июля эти самолёты были выведены из частей первой линии (некоторое их число осталось в ПВО аэродромов), на их место поступили новые бипланы И-153 с убирающимся шасси и более мощным двигателем М-62. Из других новинок советского авиастроения, которые «отметились» на Халхин-Голе, следует упомянуть И-16П (И-16 тип 17) - пушечные варианты широко распостранённого И-16 тип 10, а также варианты «ишака» с двигателями М-62. Первые такие машины были получены путем модернизации И-16 тип 10 в полевых условиях (двигатели были взяты из запасов для И-153); впоследствии начали поступать заводские варианты, имеющие название И-16 тип 18.…А тем временем японские войска под напором советско-монгольских сил начали отступление. 20 августа началась решающая наступательная операция по окружению и уничтожению группировки Квантунской армии восточнее реки Халхин-Гол. К этому дню численность советской авиационной группировки достигла максимума. В августовских боях японская авиация тщетно пыталась перехватить инициативу, но это ей не удалось. Удары по советским аэродромам также не принесли желаемых результатов. Воздушные части императорской авиации теряли технику и пилотов.

В этой сложной ситуации особенно сказалась невозможность быстрого восстановления парка истребителей Ки-27: завод «Накадзима» мог выпускать только одну машину в день. В результате японцам пришлось задействовать в боях 9-й сентай, вооруженный устаревшими бипланами Kawasaki Ki.10. 2 сентября 1939 г. эти истребители впервые появились в небе Халхин-Гола и сразу же стали нести ощутимые потери.Вскоре побеждённые японцы запросили перемирия. 15 сентября между СССР, МНР и Японией было подписано соглашение о прекращении боевых действий с 13.00 16 сентября. Перед этим авиация Квантунской армии попыталась нанести удары крупными силами по советским аэродромам. Их затея провалилась: в результате атакующие понесли большие потери, чем атакуемые. Отражение японского налёта 15 сентября, во время которого было сбито десять японских самолётов против шести советских (одного И-16 и пяти И-153), можно считать последним воздушным боем в небе над Халхин-Голом.

В скобках дано количество исправных истребителей, если оно известно.

Потери советских истребителей во время конфликта
Период И-15бис И-153 И-16 И-16П
20.05-31.05 13 (1) - 5 (1) -
1.06-30.06 31 (2) - 17 (2) -
1.07-31.07 16 (1) 2 (1) 41 (2) -
1.08-31.08 5 (1) 11 (4) 37 (16) 2 (0)
1.09-16.09 - 9 (1) 5 (1) 2 (0)
Всего 65 (5) 22 (6) 105 (22) 4 (0)

В скобках даны небоевые потери.

Вражеские истребители

Как упоминалось выше, основным японским истребителем в районе конфликта стал армейский Ки-27 (он же «тип 97», советское наименование — И-97) фирмы «Накадзима». Первое время советские летчики принимали его за Mitsubishi А5М, дебютировавший в Китае . Ошибка была со временем раскрыта: это случилось после прибытия на ТВД ветеранов войны в Китае. Как вспоминал А. В. Ворожейкин, в конце июня комкор Смушкевич, полковник Лакеев, майор Кравченко и некоторые другие летчики изучали обломки японского истребителя и обнаружили отсутствие подкосов на шасси, характерных для изделия фирмы «Мицубиси».

По своему строению Ки-27 очень напоминает А5М, при этом мощность двигателя у него ниже. Однако за счет лучшей аэродинамики и меньшего веса он превосходит по основным характеристикам (кроме дальности) своего «собрата» из ВВС Императорского флота. Вооружение оставалось таким же: два пулемёта винтовочного калибра. На Халхин-Голе применялись обе существовавшие модификации «типа 97»: Ки-27-Ко (другие варианты названия: Ки-27а, Ки-27-I) и Ки-27-Оцу (Ки-27b, Ки-27-II). Последняя версия отличалась «фонарём» с круговым обзором, переделанным маслорадиатором, а также возможностью установки подкрыльевых топливных баков и подвески мелкокалиберных бомб.«Тип-97» превосходил по своим характеристикам как И-15бис, так и И-153. С И-16 ситуация была несколько сложнее. Горизонтальная

маневренность Ки-27 была лучше чем у любой версии «ишака». Кроме того, И-16 с двигателями М-25 уступали японскому истребителю по скорости скороподъёмности и высотности, зато обладали лучшим вооружением и бронезащитой. «Ишаки» также обладали более прочной конструкцией и могли развивать большую скорость на пикировании. Важным преимуществом Ки-27 была высокая устойчивость, отчасти компенсирующая при стрельбе малый секундный вес залпа. Даже после прибытия истребителей И-16 тип 18, превосходящих Ки-27 по скорости и скороподъемности, японские истребители оставались опасными противниками. Недостатки самолетов компенсировались достоинствами их пилотов: по воспоминаниям советских ветеранов, успевших повоевать в Испании, японцы по опыту превосходили итальянцев, а по агрессивности - немцев.Из допроса пленного японского лётчика Миадзимо:

«С И-15 лучше всего драться на горизонтальных и вертикальных виражах, с И-16 — то же самое. Считает, что более опасен истребитель И-16, объясняя это скоростью и манёвренностью И-16.

При атаке И-16 в лоб И-97 уходит вверх с последующим ранверсманом. При атаке И-16 на И-97 сверху И-97 переходит в вираж.

Лётчик заявляет, что японские лётчики передних атак не любят, боятся повреждения мотора, считают лучшими для себя атаки на И-16 сверху сзади. Как правило, выход из боя штопором не применяется».

Другим японским истребителем, повоевавшим на Халхин-Голе, был биплан Кавасаки Ки-10. В общих чертах он являлся аналогом советского И-15бис и к 1939 году безвозвратно устарел. Вот описание одного из первых боев И-16 с Ки-10:

Трофейный Ki-10-II, проходивший испытания в НИИ ВВС

«В один из первых дней осени старший лейтенант Федор Черемухин, замкомэск 22-го ИАП, вылетел на боевое патрулирование. Вскоре он заметил, что из-за реки показалась группа японских самолетов. Черемухин, дав знак ведомым, развернул свой И-16 навстречу противнику. Для него это был уже далеко не первый бой, и он хорошо изучил облик основного японского истребителя Ки-27. Но в этот раз советским летчикам встретились совсем другие машины. Изящные остроносые бипланы живо напомнили замкомэску старый поликарповский И-3, на котором он когда-то начинал свою карьеру боевого летчика. Завязавшаяся „воздушная карусель” сразу показала, что японские истребители превосходят „ишаков” на виражах, заметно уступая им в скорости и скороподъемности. Наши летчики быстро разобрались, что бипланы лучше начинать бить с дальних дистанций, и, не ввязываясь в ближний бой, уходить для повторения атаки на вертикаль. Вскоре Черемухину удалось зайти в хвост одному из японцев и дать прицельную очередь. Из фюзеляжа вражеского самолета вырвалась струя белого пара. „Пробит радиатор”, - отметил про себя старший лейтенант и резко сбросил газ, чтобы не проскочить мимо противника. Наудачу японский пилот либо растерялся, либо был ранен, но он даже не пытался сманеврировать, чтобы уйти из-под огня, а продолжал со снижением „тянуть” по прямой, оставляя за собой длинный паровой шлейф. Еще раз тщательно прицелившись, Черемухин выпустил длинную очередь по мотору подбитой машины. Вместо пара из „японца” повалил густой чёрный дым, и он, всё увеличивая угол пикирования, почти отвесно врезался в землю».

Интересно, что по японским данным во время конфликта был потерян всего один Ки-10.

Камуфляжные схемы
Nakajima Ki-27-Ko ст. сержанта Касиды, 2-й чутай 59-го истребительного сентая

Nakajima Ki-27-Otsu командира 2-го чутая 11-го истребительного сентая

Против бомбардировщиков

Японские бомбардировщики, применявшиеся в районе конфликта, дали лишний повод для размышлений советскому авиационному руководству: скорость любого из них (не считая лёгкого разведчика и бомбардировщика Ки-36) превышала аналогичный показатель истребителей-бипланов ВВС РККА. Таким образом, повторилась ситуация, характерная для войны в Испании : основным средством перехвата бомбардировщиков становился И-16.Основным средним бомбардировщиком на ТВД был самолет Mitsubishi Ki.21 (по японской классификации он считался тяжёлым). Изделие фирмы «Мицубиси» обладало весьма неплохой скоростью в 432 км/ч, что, однако, не превышало показателя И-16 тип 10. Учитывая невысокий уровень защищенности, характерный для японских самолетов того времени, Ки-21, по идее, должен был стать легкой мишенью для «ишаков», однако за время конфликта было потеряно всего шесть самолетов. Другим распостраненным японским ударным самолетом на Халхин-Голе был одномоторный Mitsubishi Ki.30 с неубираемым шасси максимальной скоростью 430 км/ч. Именно он и понёс наибольшие потери среди японских бомбардировщиков во время конфликта.Следует отметить ещё один японский самолет, одномоторный разведчик Mitsubishi Ki.15-Ko Karigane . Благодаря хорошей аэродинамике (несмотря на неубираемое шасси) и лёгкости конструкции, этот самолет мог развить максимальную скорость 481 км/ч, что делало его труднодосягаемым даже для И-16 с двигателями М-62. Тем не менее, семь самолетов этого типа все же было сбито. Следующая модификация разведчика, Ки-15-Оцу, достигала 510 км/ч, но к боям на Халхин-Голе она не подоспела.

Применение неуправлямых ракет

С 20 по 31 августа в боевых действиях принимало участие звено истребителей-ракетоносцев, в которое входило пять И-16 (командир звена капитан Н. Звонарёв, летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко), вооруженных установками РС-82 . 20 августа 1939 года в 16 часов лётчики над линией фронта встретились с японскими истребителями и произвели пуск РС с расстояния около километра. В результате было сбито 2 вражеских самолета. Успех вызван тем, что японцы летели в сомкнутом строю и с постоянной скоростью. Кроме того, сработал фактор внезапности. Японцы так и не поняли, кто их атакует (они приписали свои потери действиям советских зенитчиков).Всего звено ракетоносцев участвовало в 14 боях, сбив 13 японских самолетов без потерь. Японские военные, изучив обломки своей техники, пришли ко мнению, что на наши истребители были установлены крупнокалиберные пушки.
Камуфляжные схемы
И-16 тип 5 командира 2-й эскадрильи 70-го ИАП ст. л-та М. П. Нога, осень 1938 года. Голубая звезда вместо номера на вертикальном оперении, очевидно, являлась эмблемой командирской машины. Художник — Сергей Вахрушев.

Автор второго рисунка — Андрей Юргенсон.

И-16 тип 10 70-го ИАП. Зелёный защитный цвет нанесён в полевых условиях поверх заводской серебристо-серой окраски. Художник — Сергей Вахрушев.

И-16 тип 10 одного из советских авиационных формирований. Цвет кока винта и законцовки руля поворота указаны предположительно. Художник — Сергей Вахрушев.
И-16 тип 10 Витта Скобарихина. 22-й ИАП, аэродром Тамцаг-Булак, лето 1939 года.
Тактико-технические характеристики И-16 и его основных противников на Халхин-Голе СССР СССР Год начала выпуска 9.00 11.31 Длина, м 6.07 7.53 3.25 14.54 23.00 18.56 М-25В М-62 Kawasaki Ha-9-IIb 1426 1110 1716 1810 1830 413 н. д. - на высоте 448 461 470 882 920 10000 417 1100 627
И-16 тип 10 И-16 тип 17 И-16 тип 18 Kawasaki Ki.10-II Nakajima Ki.27
Страна-изготовитель СССР Япония Япония
1938 1938 1939 1935 (1937**) 1937
Размах крыльев, м 9.00 9.00 10.02/н. д.*
6.07 6.07 7.55
Высота, м 3.25 3.25 3.00 3.25
Площадь крыльев, м2 14.54 14.54
Двигатель М-25В «Армейский тип 97»
Мощность, л.с. 750 750 800 850 710
Вес самолёта, кг.
- пустого 1327 1434 1360
- взлётный 1740 1790
Скорость, км/ч
- у земли 398 385 н. д.
425 400
Скороподъёмность, м/мин 688 1034 н. д.
Практический потолок, м 8470 8240 9300 11150
Дальность,км 525 485
Время виража, с 16-18 17-18 17 н. д. 8
Вооружение 4 7.62-мм пулемёта ШКАС 2 20-мм пушки ШВАК, 2 7.62-мм пулемёта ШКАС 4 7.62-мм пулемета ШКАС 2 7.7-мм синхронных пулемёта «тип 89»
* верхнего/нижнего** год начала выпуска данной модификации

Список побед лётчиков, воевавших на И-16 во время конфликта на Халхин-Голе Примечания
Имя летчика Подразделение Число побед на И-16 (личных+групповых)
Рахов В. Г. 22-й ИАП 8+6 -
Ворожейкин А. В. 22-й ИАП 6+13 Летал на И-16П
Кравченко Г. П. 22-й ИАП 5 Командир 22-го ИАП с июля 1939 г.
Трубаченко В. П. 22-й ИАП 5 Командир эскадрильи И-16П
Красноюрченко И. И. н. д. 5 Летал на И-16П
Смирнов Б. А. н. д. 4 -
Скобарихин В. Ф. 22-й ИАП 2+6 -
Звонарев Н. И. 22-й ИАП 2+5 Летал на И-16 с РО-82
Антоненко А. К.* н. д. 0+6 -
Глазыкин Н. Г. 22-й ИАП 1 Командир 22-го ИАП, погиб 22.06.1939
* тип самолёта установлен недостоверно

Источники информации Кондратьев В. Халхин-Гол: Война в воздухе. - М.: «Техники - Молодежи», 2002. Степанов А. Воздушная война на Халхин-Голе. // «Уголок неба» Астахова Е. Истребитель «Кавасаки» Ки-10. // «Самолёты мира» №03 (23), 2000. Кондратьев В. Битва над степью. Авиация в советско-японском вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол. — М., 2008. Mikhail Maslov. Polikarpov I-15, I-16 and I-153 aces. Osprey Publishing, 2010.

Халхин-Гол (монг. Халхын Гол - «река Халха», кит.) - река в Монголии и Китае.
Река известна боями Красной Армии против Японии в апреле-сентябре 1939 года
В 1932 году завершилась оккупация Маньчжурии японскими войсками. На оккупированной территории было создано марионеточное государство Маньчжоу-го . Начало конфликту положили требования японской стороны о признании реки Халхин-Гол границей между Маньчжоу-го и Монголией (старая граница проходила на 20-25 км восточнее). Одной из причин такого требования являлось желание обеспечить безопасность строщейся японцами в этом районе железной дороги Халун-Аршан - Ганьчжур. В 1935 году начались столкновения на монголо-маньчжурской границе. Летом того же года начались переговоры между представителями Монголии и Маньчжоу-го о демаркации границы. К осени переговоры зашли в тупик. 12 марта 1936 году между СССР и МНР был подписан «Протокол о взаимопомощи». С 1937 года в соответствии с этим протоколом на территории Монголии были развёрнуты части Красной Армии. В 1938 году между советскими и японскими войсками у озера Хасан уже произошёл двухнедельный конфликт, закончившийс победой СССР. В 1939 г. напржённость на границе усилилась. 11 мая 1939 г. отрядом японской кавалерии численностью до 300 человек была атакована монгольская пограничная застава на высоте Номон-Хан-Бурд-Обо. 14 мая в результате аналогичной атаки при поддержке авиации была занята высота Дунгур-Обо. 17 мая командир 57-го особого стрелкового корпуса комдив Н.В. Фекленко послал к Халхин-Голу группу советских войск в составе трех мотострелковых рот, роты бронемашин, сапёрной роты и артиллерийской батареи. 22 мая советские войска перешли Халхин-Гол и отбросили японцев к границе. В период с 22 по 28 мая в районе конфликта сосредотачиваются значительные силы. В составе советско-монгольских войск было 668 штыков, 260 сабель, 58 пулемётов, 20 орудий и 39 бронемашин. Японские силы составлли 1680 штыков, 900 сабель, 75 пулемётов, 18 орудий, 6 бронемашин и 1 танк. 28 мая японские войска, обладая численным превосходством, перешли в наступление, имея целью окружить противника и отрезать его от переправы на западный берег Халхин-Гола.
Советско-монгольские войска отступили, но план окружения сорвался, во многом благодаря действиям батареи под командованием старшего лейтенанта Бахтина. На следующий день советско-монгольские войска провели контрнаступление, оттеснив японцев на исходные позиции. Хотя на земле в июне не произошло ни одного столкновени, в небе развернулась воздушна война. Уже первые столкновения в конце мая показали преимущество японских авиаторов. Так, за два дня боёв советский истребительный полк потерял 15 истребителей, в то врем как японская сторона потерла всего одну машину. Советскому командованию пришлось пойти на радикальные меры: 29 мая из Москвы в район боевых действий вылетела группа лётчиков-асов во главе с заместителем начальника ВВС РККА Яковом Смушкевичем . Многие из них были Героми Советского Союза, имевшими боевой опыт в небе Испании и Китая. После этого силы сторон в воздухе стали примерно равными. В начале июня Н.В. Фекленко был отозван в Москву, а на его место по предложению начальника оперативного отделения Генерального штаба М.В. Захарова был назначен Г.К. Жуков . Вскоре после прибытия в июне 1939 года в район военного конфликта Г.К. Жукова, он предложил свой план боевых действий: ведение активной обороны на плацдарме за Халхин-Голом и подготовка сильного контрудара по противостоящей группировке японской Квантунской армии . Наркомат обороны и Генеральный штаб РККА согласился с предложеними, выдвинутыми Г.К. Жуковым. К району конфликта стали стягиваться необходимые силы - войска подвозились по Транссибирской железнодорожной магистрали к Улан-Удэ, а далее по территории Монголии они следовали походным пордком. Начальником штаба корпуса стал прибывший вместе с Жуковым комбриг М.А. Богданов . Помощником Жукова по командованию монгольской кавалерией стал корпусной комиссар Ж. Лхагвасурэн. Для координации действий советских войск на Дальнем Востоке и частей Монгольской народно-революционной армии из Читы в район реки Халхин-Гол прибыл командующий Дальневосточной армией командарм Г.М. Штерн . Воздушные бои возобновились с новой силой в двадцатых числах июня. В результате сражений 22, 24 и 26 июня японцы потеряли более 50 самолётов. Ранним утром 27 июня японской авиации удалось нанести внезапный удар по советским аэродромам, что привело к уничтожению 19 машин. Всего за время конфликта СССР потерял 207, Япония - 162 самолёта. Весь июнь советская сторона занималась обустройством обороны на восточном берегу Халхин-Гола и планированием решающего контрнаступлени. Для обеспечения господства в воздухе сюда были переброшены новые советские модернизированные истребители И-16 и «Чайка». Так в результате боя 22 июня
, который получил широкую известность в Японии (Во врем этого боя был сбит и взят в плен известный японский лётчик-ас Такэо Фукуда, прославившийся во врем войны в Китае), было обеспечено превосходство советской авиации над японской и удалось захватить господство в воздухе. Всего в воздушных бох с 22 по 28 июня японские авиационные силы потеряли 90 самолётов. Потери советской авиации оказались гораздо меньшими - 38 машин. В это же время - 26 июн 1939 года было сделано первое официальное заявление советского правительства по поводу событий на Халхин-Голе - 26 июня 1939 года по советскому радио прозвучали слова «ТАСС уполномочен заявить…» Новости с берегов Халхин-Гола появились на страницах советских газет. Июль. Наступление японской группировки К концу июн 1939 года штабом Квантунской армии был разработан план новой пограничной операции под наименованием «Второй период номонханского инцидента». В общих чертах он был идентичен майской операции японских войск, но на этот раз помимо задачи окружения и уничтожения советских войск на восточном берегу реки Халхин-Гол перед японскими войсками ставилась задача форсировать реку Халхин-Гол и прорвать оборону Красной Армии на оперативном участке фронта. 2 июля японска группировка перешла в наступление. В ночь со 2-го на 3-е июля войска генерал-майора Кобаси форсировали реку Халхин-Гол и после ожесточенного боя захватили на её западном берегу гору Бан-Цаган, находщуюся в 40 километрах от маньчжурской границы. Сразу же после этого японцы сосредоточили здесь свои главные силы и стали чрезвычайно интенсивно строить фортификационные сооружени и возводить эшелонированную оборону. В дальнейшем планировалось, опирась на господствовавшую над местностью гору Бан-Цаган, ударить в тыл оборонявшихся на восточном берегу реки Халхин-Гол советских войск, отрезать и в дальнейшем уничтожить их. На восточном берегу Халхин-Гола также начались ожесточённые бои. Японцы, наступая силами двух пехотных и двух танковых полков (130 танков) против полутора тысч красноармейцев и двух монгольских кавалерийских дивизий, численностью в 3,5 тысчи конников первоначально добились успеха. Из сложного положения оборонющиеся советские войска выручил заранее созданный Жуковым подвижный резерв, который был оперативно введён в действие. Жуков, не дожидась подхода стрелкового полка сопровождения, бросил в бой прмо с марша находившуюся в резерве 11-ю танковую бригаду комбрига М. П. Яковлева, которого поддержал монгольский бронедивизион, вооружённый 45-мм пушками. Следует отметить, что Жуков в этой ситуации, нарушая требовани боевого устава РККА, действовал на свой страх и риск, и вопреки мнению командарма Г. М. Штерна. Справедливости ради стоить отметить что впоследствии Штерн признал, что в той ситуации принятое решение оказалось единственно возможным. Однако, этот поступок Жукова имел и другие последстви. По линии особого отдела корпуса в Москву было передано донесение, которое легло на стол И. В. Сталину, о том, что комдив Жуков «преднамеренно» бросил в бой танковую бригаду без разведки и пехотного сопровождени. Из Москвы была выслана следственная комиссия во главе с заместителем наркома обороны, командармом 1-го ранга Г. И. Куликом . Однако, после конфликтов командующего 1-й армейской группы Г. К. Жукова с Куликом, который стал вмешиваться в оперативное управление войсками, нарком обороны СССР в телеграмме от 15 июля объвил ему выговор и отозвал его в Москву. После этого на Халхин-Гол был из Москвы прислан начальник Главного политического управлени РККА комиссар 1-го ранга Мехлис с поручением от Л. П. Берии «проверить» Жукова. Вокруг горы Бан-Цаган развернулись ожесточённые бои. С обеих сторон в них участвовало до 400 танков и бронемашин, более 800 артиллерийских орудий и сотни самолётов. Советские артиллеристы вели огонь по противнику прмой наводкой, а в небе над горой в отдельные моменты находилось до 300 самолётов с обеих сторон. Особенно отличились в этих бох 149-й стрелковый полк майора И. М. Ремизова и 24-й мотострелковый полк И. И. Федюнинского. На восточном берегу Халхин-Гола к ночи 3 июля советские войска ввиду численного превосходства противника отошли к реке, сократив размер своего восточного плацдарма на её берегу, однако ударная группировка понцев под командованием генерал-лейтенанта Масаоми Ясуоки не выполнила поставленной перед нею задачи. Группировка же японских войск на горе Бан-Цаган оказалась в полуокружении. К вечеру 4 июля японские войска удерживали только вершину Бан-Цагана - узкую полоску местности в пять километров длиной и два километра шириной. 5 июля японские войска начали отступление в сторону реки. Для того, чтобы заставить своих солдат драться до последнего, по приказу японского командовани был взорван единственный понтонный мост через Халхин-Гол, имеющийс в их распоряжении. В конце концов, японские войска у горы Бан-Цаган начали повальное отступление с занимаемых позиций к утру 5 июл. По оценке некоторых российских историков на склонах горы Бан-Цаган погибло более 10 тысч японских солдат и офицеров. Были потеряны почти все танки и большая часть артиллерии. Эти событи стали известны как «Бан-Цаганское побоище». Результатом этих боёв явилось то, что в дальнейшем, как позже Г. К. Жуков отмечал в своих мемуарах, японские войска «больше не рискнули переправляться на западный берег реки Халхин-Гол». Все дальнейшие события происходили на восточном берегу реки. Однако японские войска продолжали оставаться на территории Монголии, и военное руководство Японии планировало новые наступательные операции. Таким образом, очаг конфликта в районе Халхин-Гола сохранлся. Обстановка диктовала необходимость восстановить государственную границу Монголии и кардинально разрешить этот пограничный конфликт. Поэтому Г. К. Жуков стал планировать наступательную операцию с целью полного разгрома всей японской группировки, находившейся на территории Монголии.

Июль - август. Подготовка контрнаступления советских войск 57-й особый корпус был развёрнут в 1-ю армейскую (фронтовую) группу под командованием Г. К. Жукова. В соответствии с постановлением Главного военного совета РККА для руководства войсками был учреждён Военный совет армейской группы в составе командующего - комкора Г. К. Жукова, дивизионного комиссара М. С. Никишева и начальника штаба комбрига М. А. Богданова. К месту конфликта срочно стали перебрасываться новые войска, в том числе 82-я стрелковая дивизия. Из Московского военного округа была переброшена 37-я танковая бригада, имевшая на вооружении танки БТ-7 и БТ-5 , на территории Забайкальского военного округа была проведена частична мобилизаци и сформирована 114-я и 93-я стрелковые дивизии. 8 июля японская сторона вновь начала активные боевые действи. Ночью они повели наступление крупными силами на восточном берегу Халхин-Гола против позиции 149-го стрелкового полка и батальона стрелково-пулеметной бригады, которые были совершенно не готовы к этой атаке японцев. В результате этой атаки японцев 149-му полку пришлось отойти к реке, сохраняя плацдарм всего в 3-4 километра. При этом были брошены одна артиллерийска батарея, взвод противотанковых орудий и несколько пулемётов. Несмотря на то, что такого рода внезапные ночные атаки японцы в дальнейшем проводили ещё несколько раз, а 11 июля им удалось захватить высоту, они в результате контратаки советских танков и пехоты, которую возглавил командир 11-й танковой бригады комбриг М. П. Яковлев, были выбиты с высоты и отброшены на исходные позиции. Линия обороны на восточном берегу Халхин-Гола была полностью восстановлена. С 13 по 22 июля в боевых действих наступило затишье, которое обе стороны использовали дл наращивания своих сил. Советская сторона принимала энергичные меры по укреплению плацдарма на восточном берегу реки, который требовался дл проведения планируемой Г. К. Жуковым наступательной операции против японской группировки. На этот плацдарм были переброшены 24-й мотострелковый полк И. И. Федюнинского и 5-я стрелково-пулеметна бригада. 23 июля японцы после артиллерийской подготовки начали наступление на правобережный плацдарм советско-монгольских войск. Однако после двухдневных боёв, понеся значительные потери, японцам пришлось отойти на исходные позиции. В это же время происходили интенсивные воздушные бои, так с 21 по 26 июля японская сторона потерла 67 самолётов, советская только 20. Значительные усилия легли на плечи пограничников. Для прикрытия границы Монголии и охраны переправ через Халхин-Гол из Забайкальского военного округа был переброшен сводный батальон советских пограничников под командованием начальника штаба Кяхтинского пограничного отряда майора А. Булыги. Только за вторую половину июля пограничники задержали 160 подозрительных лиц, среди которых были вывлены дестки японских разведчиков. Во врем разработки наступательной операции против японских войск выдвигались предложения как в штабе армейской группы, так и в Генеральном штабе РККА о переносе боевых действий с территории Монголии на маньчжурскую территорию, однако эти предложения были категорически отвергнуты политическим руководством страны. Маршал Советского Союза М. В. Захаров позднее вспоминал одно из высказываний Сталина по этому поводу: «Вы хотите развязать большую войну в Монголии. Противник в ответ на ваши обходы бросит дополнительные силы. Очаг борьбы неминуемо расширится и примет затяжной характер, а мы будем втянуты в продолжительную войну». В результате проведённой обеими сторонами конфликта работы к началу советского контрнаступления 1-я армейская группировка Жукова имела в своём составе около 57 тысч человек, 542 орудия и миномёта, 498 танков, 385 бронемашин и 515 боевых самолётов,противостощая ей японска группировка - специально сформированная императорским декретом японская 6-я отдельная армия под командованием генерала Рюхэ Огису (п.), имела в своем составе 7-ю и 23-ю пехотные дивизии, отдельную пехотную бригаду, семь артиллерийских полков, два танковых полка маньчжурской бригады, три полка баргутской кавалерии, два инженерных полка и другие части, что в общей сложности составлло более 75 тысч человек, 500 артиллерийских орудий, 182 танка, 700 самолетов. Следует также отметить, что в составе японской группировки было немало солдат, получивших боевой опыт во врем войны в Китае. Генерал Огису и его штаб также планировали наступление, которое было назначено на 24 августа. При этом с учётом печального для японцев опыта боёв на горе Бан-Цаган в этот раз охватывающий удар планировался на правом фланге советской группировки. Форсирование реки не планировалось. Во время подготовки Жуковым наступательной операции советских и монгольских войск был тщательно разработан и неукоснительно соблюдался план оперативно-
тактического обмана противника. Все передвижения войск в прифронтовой полосе производились только в темное врем суток, категорически запрещалось вводить войска в исходные для наступлени районы, рекогносцировки на местности командным составом проводились только на грузовых автомашинах и в форме рядовых красноармейцев. Для введения противника в заблуждение в ранний период подготовки к наступлению советская сторона по ночам с помощью звуковых установок имитировала шум движени танков и бронемашин, самолётов и инженерных работ. Вскоре японцам надоело реагировать на источники шумов, поэтому во время реальной перегруппировки советских войск их противодействие было минимальным. Также всё время подготовки к наступлению советской стороной велась активная радиоэлектронная борьба с противником. Зная, что японцы ведут активную радиоразведку и прослушивают телефонные переговоры, в целх дезинформации противника была разработана программа ложных радио- и телефонных сообщений. Переговоры велись только о строительстве оборонительных сооружений и подготовке к осенне-зимней кампании. Радиообмен в этих случах строился на легко дешифруемом коде. Несмотр на общее превосходство в силах японской стороны, к началу наступлени Жукову удалось достичь почти трехкратного превосходства в танках и в 1,7 раза - в самолетах. Для проведени наступательной операции были созданы двухнедельные запасы боеприпасов, продовольстви и горюче-смазочных материалов. Для перевозки грузов на расстоние в 1300-1400 километров было задействовано более 4 тысч грузовиков и 375 автоцистерн. Следует отметить, что один автомобильный рейс с грузом и обратно длился пять дней. В ходе наступательной операции Г. К. Жуков планировал, используя маневренные механизированные и танковые части, неожиданными сильными фланговыми ударами окружить и уничтожить противника в районе между государственной границей МНР и рекой Халхин-Гол. На Халхин-Голе впервые в мировой военной практике танковые и механизированные части использовались для решени оперативных задач в качестве основной ударной силы фланговых группировок, совершавших маневр на окружение. Наступающие войска были разделены на три группы - Южную, Северную и Центральную. Главный удар наносился Южной группой под командованием полковника М. И. Потапова, вспомогательный удар - Северной группой, которой командовал полковник И. П. Алексеенко. Центральная группа под командованием комбрига Д. Е. Петрова должна была сковать силы противника в центре, на линии фронта, тем самым лишить их возможности маневра. В резерве, сосредоточенном в центре, находились 212-я авиадесантная и 9-я мотоброневая бригады и танковый батальон. Также в операции участвовали монгольские войска - 6-я и 8-я кавалерийские дивизии под общим командованием маршала X. Чойбалсана. Наступление советско-монгольских войск началось 20 августа, тем самым упреждая наступление японских войск, назначенное на 24 августа.
Август. Нанесение удара советскими войсками. Разгром противника
Наступление советско-монгольских войск, начавшееся 20 августа, оказалось полной неожиданностью для японского командования. В 6 часов 15 минут началась мощная артиллерийская подготовка и авиационный налет на позиции противника. В 9 часов началось наступление сухопутных войск. В первый день наступления атакующие войска действовали в полном соответствии с планами, за исключением заминки, случившейся при переправе танков 6-й танковой бригады, так как при переправе через Халхин-Гол не выдержал тяжести танков наведенный саперами понтонный мост. Наиболее упорное сопротивление противник оказывал на центральном участке фронта, где у японцев имелись хорошо оборудованные инженерные укрепления - здесь наступавшим удалось за день продвинутьс всего на 500-1000 метров. Уже 21-го и 22-го августа японские войска, придя в себ, повели упорные оборонительные бои, поэтому Г. К. Жукову пришлось ввести в сражение резервную 9-ю мотоброневую бригаду.
Хорошо действовала в это время и советска авиация. Только за 24 и 25 августа бомбардировщики СБ совершили 218 боевых групповых вылетов и сбросили на противника около 96 тонн бомб. Истребителми за эти два дня в воздушных бох было сбито около 70 японских самолетов. В целом же следует отметить, что командование 6-й понской армии в первый день наступления не смогло определить направление главного удара наступающих войск и не предпринло попытки оказать поддержки своим войскам, оборонвшимс на флангах. Бронетанковые и механизированные войска Южной и Северной групп советско-монгольских войск к исходу 26 августа соединились и завершили полное окружение 6-й понской армии. После этого началось её дробление отсекающими ударами и уничтожение по частм.
В целом японские солдаты, в основном пехотинцы, как отмечал позднее Г. К. Жуков в своих мемуарах, дрались крайне ожесточенно и исключительно упорно, до последнего человека. Часто японские блиндажи и дзоты захватывались только тогда, когда там уже не было ни одного живого японского солдата. В результате упорного сопротивления японцев 23 августа на Центральном участке фронта Г. К. Жукову пришлось даже ввести в бой свой последний резерв: 212-ю авиадесантную бригаду и две роты пограничников, хот при этом он и шёл на немалый риск (ближайший резерв командующего - монгольская бронетанкова бригада - находилась в Тамцак-
Булаке в 120 километрах от фронта). Неоднократные попытки японского командования провести контратаки и деблокировать окруженную в районе Халхин-Гола группировку закончились неудачей. 24 августа полки 14-й пехотной бригады Квантунской армии, подошедшие из Хайлара к монгольской границе, вступили в бой с 80-м стрелковым полком, прикрывавшим границу, однако ни в этот день, ни на следующий день пробиться не смогли и отошли на территорию Маньчжоу-Го. После боев 24-26 августа командование Квантунской армии до самого конца операции на Халхин-Голе не пыталось больше деблокировать свои окруженные войска, смирившись с неизбежностью их гибели. Красная Армия в качестве трофеев захватила около 200 орудий, 100 автомашин, 400 пулеметов и 12 тысч винтовок. Последние бои ещё продолжались 29 и 30 августа на участке севернее реки Хайластын-Гол. К утру 31 августа территори Монгольской Народной Республики была полностью очищена от японских войск. Однако это ещё не было полным окончанием пограничного конфликта (фактически необъвленной войны Японии против СССР и союзной ему Монголии). Так 4 и 8 сентбря японские войска предпринли новые попытки проникновения на территорию Монголии, однако они сильными контрударами были отброшены за линию государственной границы. Продолжались и воздушные бои, которые прекратились только с заключением официального перемирия. Через своего посла в Москве Сигэнори Того японское правительство обратилось к правительству СССР с просьбой о прекращении военных действий на монгольско-маньчжурской границе. 15 сентбр 1939 года было подписано соглашение между Советским Союзом, МНР и Японией о прекращении военных действий в районе реки Халхин-Гол, которое вступило в силу на следующий день. Закончилс конфликт в 1942 году, в мае, подписанием окончательного соглашени об урегулировании. Причем это было компромиссное, во многом в пользу японцев урегулирование - на основе старой карты. Для Красной армии, которая терпела поражения на советско-
германском фронте, тогда сложилась достаточно сложная ситуация. Поэтому урегулирование было пропонским. Но оно просуществовало всего до 1945 года.

Общепризнано, что победа СССР на Халхин-Голе сыграла решающую роль в ненападении Японии на СССР. Примечательным фактом влется то, что когда в декабре 1941 года войска Германии столи под Москвой, Гитлер яростно требовал от Японии напасть на СССР на Дальнем Востоке. Именно поражение на Халхин-Голе, как считают многие историки, сыграло главную роль в отказе от планов нападения на СССР в пользу нападения на США. В Японии поражение, и одновременное подписание Советско-Германского договора о ненападении,привело к правительственному кризису и отставке кабинета Хиранумы Киитиро, а в дальнейшем к торжеству так называемой «морской партии», отстаивавшей идею экспансии в сторону Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана, что неминуемо вело к столкновению с Америкой. С СССР новое японское правительство подписало соглашение о перемирии 15 сентбр 1939 года, а 13 апреля 1941 года заключило советско-
японский пакт о нейтралитете. 7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Пёрл-Харбор , что послужило поводом вступлени США во Вторую мировую войну. «Золотая звезда»
В разгар конфликта, 1 августа 1939 года, была учреждена высша награда СССР - Золота Звезда Героя Советского Союза (звание существовало с 1934 года, но знаков отличия герои не получали). Судьба победителей
Халхин-Гол стал началом полководческой карьеры Г. К. Жукова. Прежде безвестный командир корпуса после победы над японцами возглавил крупнейший в стране Киевский военный округ.. Командующий авиацией 1-й армейской группы Я. В. Смушкевич и командующий Дальневосточной армией Г. М. Штерн за бои на Халхин-Голе были награждены медалми «Золота Звезда». После окончания конфликта Я. В. Смушкевич был назначен начальником ВВС РККА, Г. М. Штерн командовал 8-й армией во время Советско-Финской войны. В июне 1941 года оба военачальника были арестованы и через несколько месцев расстрелны . Реабилитированы в 1954 году. Начальник штаба 1-й армейской группы комбриг М. А. Богданов никаких наград за Халхин-Гол не получил, а Великую Отечественную войну закончил в должности командира дивизии и звании генерал-майора. По мнению исследователей, считающих военные способности Г. К. Жукова переоцененными (Б. В. Соколов, Виктор Суворов и др.), именно он сыграл ключевую роль в разработке плана операции, однако каких-либо подтверждений этой версии нет.Фекленко Н.В.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло