Поражение ЦНС у новорожденных: причины, симптомы, методы лечения, последствия. Методы диагностики и лечения повреждений

Центральная нервная система (ЦНС) - это основная часть нервной системы человека, которая состоит из скопления нервных клеток. У человека она представлена спинным и головным мозгом. Отделы ЦНС регулируют деятельность отдельных органов и систем организма, и в целом обеспечивают единство его деятельности. При поражениях ЦНС эта функция нарушается.

Повреждения центральной нервной системы могут возникнуть у ребенка как в период внутриутробного развития (перенатально), так и во время родов (интранатально). Если вредные факторы воздействовали на ребенка на эмбриональной стадии внутриутробного развития, то могут возникнуть тяжелые, несовместимые с жизнью пороки. После восьми недель беременности повреждающие влияния уже не вызовут грубых нарушений, но иногда в формировании ребенка проявляются небольшие отклонения. После 28 недель внутриутробного развития ребенка повреждающие воздействия не приведут к порокам в развитии, но у нормально сформированного ребенка может возникнуть какое-либо заболевание.

Перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС)

Эта патология наиболее регистрируется у детей первого года жизни. Этот диагноз подразумевает нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения. ПП ЦНС возникает в перинатальный период. К нему относятся антенатальный (с 28 недели внутриутробного развития до начала родового акта), интранатальный (сам акт родов) и ранний неонатальный (первая неделя жизни ребенка) периоды.

К симптомам ПП ЦНС можно отнести повышение нервно-рефлекторной возбудимости; снижение мышечного тонуса и рефлексов, кратковременные судороги и беспокойство; мышечная гипотония, гипорефлексия; дыхательные, сердечные, почечные нарушения; парезы и параличи и т.д.

На возникновение перинатального поражения ЦНС влияют следующие причины: соматические заболевания матери, нарушение питания и незрелость беременной женщины, острые инфекционные заболевания в период беременности, наследственные заболевания, нарушение обмена веществ, патологическое течение беременности, а также неблагоприятная экологическая обстановка.

По своему происхождению все перинатальные поражения центральной нервной системы можно разделить на:

  1. Гипоксическо-ишемическое поражение ЦНС. Гипоксическо-ишемическое поражение ЦНС возникает вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности или родов;
  2. Травматическое поражение ЦНС. Травматическое поражение ЦНС обусловлено травматическим повреждением головки плода в момент родов;
  3. Гипоксически-травматическое поражение ЦНС. Гипоксически-травматическое поражение ЦНС характеризуется сочетанием гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга;
  4. Гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС. Гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС возникает при родовой травме и сопровождается нарушениями мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний.

В последние годы диагностические возможности детских медицинских учреждений значительно улучшились. После одного месяца жизни ребенка невролог может определить точный характер и степень поражения ЦНС, а также спрогнозировать дальнейшее течение заболевания, либо вовсе снять подозрение на заболевание мозга. Диагноз может характеризоваться как полным выздоровлением или развитием минимальных нарушений ЦНС, так и тяжелыми заболеваниями, которые требуют обязательного лечения и регулярного наблюдения у невропатолога.

Лечение острого периода перинатальных поражений ЦНС ведется в стационаре. Медикаментозная терапия, массаж, лечебная физкультура и физиотерапевтические процедуры, иглорефлексотерапия, а также элементы педагогической коррекции применяются в качестве основного лечения заболевания.

Органическое поражение центральной нервной системы

Этот диагноз означает, что головной мозг человека в определенной степени является неполноценным. В веществе мозга происходят патоморфологические изменения. Легкая степень органического поражения ЦНС присуща почти всем людям и не требует медицинских вмешательств. Но вот средняя и тяжелая степень этого заболевания уже является нарушением деятельности нервной системы. К симптомам можно отнести приступы замирания, нарушение сна, повышенную возбудимость, быструю отвлекаемость, повторение фраз, дневной энурез. Могут ухудшаться зрение и слух, нарушаться координация движений. Иммунитет человека снижается, возникают различные простудные заболевания.

Причины возникновения органического поражения ЦНС делятся на врожденные и приобретенные. К первым относятся случаи, когда во время беременности мать ребенка перенесла инфекцию (ОРЗ, грипп, ангина), принимала некоторые лекарства, курила и употребляла алкоголь. В периоды психологического напряжения матери единая система кровоснабжения может перенести в организм зародыша гормоны стресса. Влияние оказывают резкие перепады температуры и давления, воздействие радиоактивных и токсических веществ, содержащихся в воздухе, растворенных в воде, пище и т.д.

Диагностировать органическое поражение ЦНС достаточно просто. Опытный психиатр по лицу ребенка может определить наличие или отсутствие органики. Тем не менее, виды нарушения в работе головного мозга определяет лабораторная диагностика, которая основана на проведении серии безобидных для организма и информативных для врача процедур: ультразвуковая диагностика головного мозга, электроэнцефаллограммы, реоэнцефалораммы.

Лечение органики - очень длительный процесс. В основном оно медикаментозное. Для лечения органического поражения ЦНС используют лекарственные препараты. Например, ноотропные препараты способны улучшать деятельность головного мозга. Применяются сосудистые препараты.

Часто детям ставят диагноз «резидуальное поражение ННС». Резидуально-органическое поражение ЦНС имеются у детей главным образом как остаточные явления родовых травм и мозговых нарушений. Проявляется расстройством ассоциативного мышления, а в более тяжелых случаях неврологическими расстройствами. Лечение назначает врач. Применяются различные элементы педагогической коррекции, упражнения на концентрацию внимания, полезны занятия с психологом и логопедом.

Последствия поражения центральной нервной системы зависят, прежде всего, от степени заболевания. Возможно как полное выздоровление, так и задержка психического, моторного или речевого развития у ребенка, различные неврологические реакции и др. Важно, чтобы в течение первого года жизни ребенок получил полноценную реабилитацию.

Помочь детям с заболеванием поражение центральной нервной системы

На данный момент на попечении нашего фонда нет детей с данным диагнозом. Однако вы можете помочь больным детям с другими диагнозами!

Травматические поражения нервной системы встречаются у детей разного возраста. Они таят в себе огромную опасность, ведь последствия травм могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка. Их диапазон настолько велик, что в равной степени охватывает как периодическую головную боль, так и задержку физического развития, психические расстройства.

Как отмечают медики, травматическое поражение ЦНС относится к наименее частым причинам заболеваний центральной нервной системы. Наряду с инфекционными и гипоксически-ишемическими поражениями, оно встречается реже. Но физическое воздействие сложно предугадать. Травмы носят спонтанный и неожиданный характер. Они требуют срочных и безотлагательных медицинских мер.

Травмы нервной системы у детей

  • Внутриутробные–физическое воздействие на плод во время падения, катастрофы, аварии, когда возникает сдавление или удар в области живота и поясницы матери. Травмы, которые не привели к прерыванию беременности и оказались совместимыми с дальнейшим развитием плода, могут сказаться на его здоровье после рождения. Среди последствий – нарушения психомоторного развития, двигательной активности, речевой функции.
  • Родовые – слабая родовая деятельность, преждевременные роды, осложнения и применение щипцов могут привести к физическим повреждениям плода. Случаются травматические поражения ЦНС плода и во время кесарева сечения.
  • Постродовые–травмы черепа, которые возникают после рождения ребенка. Это может быть ушиб, сотрясение или размозжение. Закрытая черепно-мозговая травма сопровождается сотрясением. Ушиб – это местное повреждение мозгового вещества. Размозжение или сдавливание сопровождается отеком мозга, внутричерепным кровоизлиянием, переломом кости. Это тяжелая травма с непредсказуемыми последствиями.

Травматические поражения ЦНС у новорожденных

Родовая травма занимает второе место среди причин повреждений центральной нервной системы новорожденного. Это грубое механическое воздействие на малыша во время его рождения. Чаще всего повреждаются межпозвоночные суставы шейного отдела позвоночника. Именно на них оказывается наибольшая нагрузка во время родов. Также случаются черепно-мозговые травмы, вывихи суставов, дислокации в суставах. Любые травмы нарушают кровоток в важных артериях, которые снабжают кровью головной и спинной мозг.

Среди причин родовых травм самыми распространёнными являются:

  • Несоответствие величины ребенка размеру таза матери, недоношенные дети, дети с маленьким весом или наоборот очень крупные дети, стремительные роды, тазовое предлежание. В этих случаях очень часто применяются вспомогательные средства для родоразрешения, которые приводят к травмированию новорожденного.
  • Слабая родовая деятельность – применяется медикаментозная и физиотерапевтическая стимуляции родов. Меняется механизм прохождение плода по родовым путям. Часто случаются растяжения связок, смешение позвонков, вывихи. Ухудшается мозговой кровоток.
  • Применение щипцов – крайне нежелательный и опасный вспомогательный метод, который влечет за собой черепно-мозговые повреждения и травмы шейного отдела спинного мозга.
  • Кесарево сечение – как правило, разрез матки равен 25-26 см. Окружность головы малыша – в среднем 35 см. Чтобы ребенок появился на свет, его необходимо вытянуть за голову и плечики. В этом случае часто возникают травмы шейного отдела позвоночника в сочетании с гипоксией плода.

Посттравматические синдромы поражений ЦНС

Травматические поражения ЦНС у детей проявляются одним из следующих синдромов или же их сочетанием:

Цереброастения или энцефалоастения

После легкой травмы черепа. Ребенок ощущает частые головные боли, становится малоактивным, быстро устает и не может сконцентрироваться, внимание неустойчивое, ухудшается память. Такие последствия носят функциональный характер и поддаются лечебной коррекции.

Церебропатия или энцефалопатия

После ушиба мозга. Проявляется синдром в вестибулярных, двигательных, речевых и сенсорных нарушениях. Могут быть сильные головокружения, расстройства координации, заикание, дизартрия, паралич. Ребенок требует систематической медикаментозной и физиотерапевтической терапии.

Гипо- или гипердинамический синдром

Одни дети малоактивны, вялые и медлительные. Другие слишком энергичны, аффективные, шумные и легко возбудимые. Интеллектуальная деятельность снижена, внимание неустойчивое.

Судорожный синдром

Этот синдром возникает сразу после серьезной травмы, которая сопровождается ушибом и кровоизлиянием головного мозга. Но периодические судороги могут проявляться и спустя некоторое время после травмы и соответствующего лечения. Часто они сопровождаются ухудшением памяти, апатией и безразличием у ребенка.

Задержка интеллектуального развития

Чаще всего встречается после травм в перинатальном периоде. Родовая травма в сочетании с гипоксией плода способна привести к необратимым структурным изменениям мозга. Как результат, ребенок отстает в своем физическом и психоэмоциональном и умственном развитии.

Диагностика и лечение травм нервной системы у детей

Для диагностики травматических поражений ЦНС и их последствий проводят клинический осмотр, анализ рефлексов и поведения ребенка, его психоэмоциональное состояние, функционирование всех жизненно важных органов. Для оценки структуры головного и спинного мозга, его кровотока проводят нейросонографию, допплерографию, КТ и МРТ.

В острый период травматического поражения ЦНС, непосредственно после травмы, терапия направлена на восстановления кровотока и функционирования всех жизненно важных органов. Необходимо снизить отек головного мозга, нормализировать внутричерепное давление, нивелировать судорожный синдром. В дальнейшем ребенку требуется эффективное восстановительное лечение для улучшения деятельности клеток коры головного мозга, коррекции физического и умственного развития.

Несмотря на многообразие причин, приводящих к перинатальному поражению нервной системы в течении заболевания выделяют три периода:

  • острый - 1-й месяц жизни);
  • восстановительный, который подразделяется на ранний (со 2-го по 3-й месяц жизни) и поздний (с 4 месяцев до 1 года у доношенных, до 2 лет - у недоношенных);
  • исход заболевания.

В каждом периоде перинатальные повреждения имеют различные клинические проявления, которые врачи привыкли выделять в виде различных синдромов (совокупность клинических проявлений болезни, объединенных по общему признаку). Кроме того, у одного ребенка нередко наблюдается сочетание нескольких синдромов. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть повреждения нервной системы, правильно назначить лечение и строить прогнозы на будущее.

Синдромы острого периода

К синдромам острого периода относятся: синдром угнетения ЦНС, коматозный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, судорожный синдром,гипертензионно-гидроцефальный синдром.

При легких повреждениях ЦНС у новорожденных наиболее часто отмечается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости который проявляется вздрагиванием, повышением (гипертонусом) или понижением (гипотонией^ мышечного тонуса, усилением рефлексов, тремором (дрожанием) подбородка и конечностей, бес-покойным поверхностным сном, частым «беспричинным» плачем.

При поражении ЦНС средней степени тяжести в первые дни жизни дети чаще имеют угнетение ЦНС в виде снижения двигательной активности и снижения мышечного тонуса, ослабления рефлексов новорожденных, в том числе рефлексов сосания и глотания. К концу 1-го месяца жизни угнетение ЦНС постепенно исчезает, а у некоторых детей сменяется повышенным возбуждением При средней степени поражения ЦНС наблюдаются нарушения в работе внутренних органов и систем (вегетативно-висцеральный синдром ) в виде неравномерной окраски кожи (мраморность кожи) вследствие несовершенства регуляции тонуса сосудов, нарушений ритма дыхания и сердечных сокращений, дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, запоров, частых срыгиваний, метеоризма. Реже может отмечаться судорожный синдром , при котором наблюдаются приступообразные подергивания конечностей и головы, эпизоды вздрагиваний и другие проявления судорог.

Нередко у детей в остром периоде заболевания появляются признаки гипертензионно-гидроцефапьного синдрома , который характеризуется избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга, содержащих спинно-мозговую жидкость, что приводит к повышению внутричерепного давления. Основными симптомами, которые отмечает врач и которые могут заподозрить родители, являются быстрые темпы прироста окружности головы ребенка (более 1 см за неделю), большие размеры и выбухание большого родничка, расхождение черепных швов, беспокойство, частые срыгивания, необычные движения глаз (своеобразное дрожание глазных яблок при отведении взгляда в сторону, вверх, вниз -это называется нистагм) и др.

Резкое угнетение деятельности ЦНС и других органов и систем присуще крайне тяжелому состоянию новорожденного с развитием коматозного синдрома (отсутствия сознания и координирующей функции головного мозга). Такое состояние требует неотложной помощи в условиях реанимации.

Синдромы восстановительного периода

В восстановительном периоде перинатальных поражений ЦНС выделяют следующие синдромы: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, эпилептический синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром вегето-висцеральных дисфункций, синдром двигательных нарушений, синдром задержки психомоторного развития. Длительно сохраняющиеся нарушения тонуса мышц нередко приводят к появлению у детей задержки психомоторного раз-вития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности -гиперкинезы (непроизвольные движения, вы-званные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз) препятствуют совершению целенаправленных движений, формированию у малыша нормальных двигательных функций. При задержке моторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Бедность мимики, позднее появление улыбки, сниженный интерес к игрушкам и предметам окружающей среды, а также слабый монотонный крик, задержка появления гуления и лепета должны насторожить родителей в плане задержки психического развития у малыша.

Исходы заболевания

К годовалому возрасту у большинства детей проявления перинатальных поражений ЦНС постепенно исчезают либо сохраняются их незначительные проявления. К частым последствиям перинатальных поражений относят:

  • задержку психического, моторного или речевого развития;
  • цереброастенический синдром (он проявляется перепадами настроения, двигательным беспокойством, тревожным беспокойным сном, метеозависимостью);
  • синдром гиперактивности с дефицитом внимания - нарушение работы ЦНС, проявляющееся агрессивностью,импульсивностью,трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти.

Наиболее неблагоприятными исходами являются эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.

В диагнозе врач должен обязательно отразить предполагаемые причины повреждения центральной нервной системы, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

С целью диагностики и подтверждения перинатальных повреждений ЦНС у детей, помимо клинического осмотра, проводят дополнительные инструментальные исследования нервной системы, такие, как нейросонография, допплерография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, электроэнцефалография и др.

В последнее время наиболее доступным и широко используемым методом обследования детей на первом году жизни является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга), которая проводится через большой родничок. Это исследование безвредно, может проводиться повторно как у доношенных, так и у недоношенных малышей, позволяя наблюдать за процессами, происходящими в мозге, в динамике. Кроме того, исследование можно проводить новорожденным в тяжелом состоянии, вынужденным находиться в отделении реанимации в кувезах (специальных кроватях с прозрачными стенками, которые позволяют обеспечивать определенный температурный режим, контролировать состояние новорожденного) и на ИВЛ (искусственное дыхание через аппарат). Нейросонография позволяет оценить состояние вещества мозга и ликворных путей (структуры мозга, заполненные жидкостью - ликвором), выявить пороки развития, а также предположить возможные причины повреждения нервной системы (гипоксия, кровоизлияние, инфекции).

Если у ребенка выявлены грубые неврологические нарушения при отсутствии признаков повреждения мозга на нейросонографии, таким детям назначают более точные методы исследования ЦНС - компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную (МРТ) томографии . В отличие от нейросонографии, эти методы позволяют оценить мельчайшие структурные изменения головного и спинного мозга. Однако проведение их возможно только в стационаре, так как во время исследования малыш не должен совершать активных движений, что достигается введением ребенку специальных лекарств.

Помимо изучения структур головного мозга в последнее время появилась возможность оценки кровотока в мозговых сосудах с помощью допплерографии. Однако данные, полученные при ее проведении, могут учитываться лишь в совокупности с результатами других методов исследования.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) - это метод изучения биоэлектрической активности головного мозга. Он позволяет оценить степень зрелости мозга, предположить наличие судорожного синдрома у малыша. Из-за незрелости головного мозга у детей на первом году жизни окончательная оценка показателей ЭЭГ возможна лишь при неоднократном проведении этого исследования в динамике.

Таким образом, диагноз перинатальных поражений ЦНС у малыша устанавливает врач после тщательного анализа данных о течении беременности и родов, о состоянии новорожденного при рождении, о наличие выявленных у него синдромов болезни, а также данных дополнительных методов исследования. В диагнозе врач обязательно отразит предполагаемые причины повреждения ЦНС, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

Почему возникают нарушения в работе ЦНС?

Анализируя причины, приводящие к нарушениям в работе ЦНС новорожденного, врачи выделяют четыре группы перинатальных поражений ЦНС:

  • гипоксические поражения ЦНС, при которых основным повреждающим фактором является гипоксия (недостаток кислорода);
  • травматические поражения, возникающие в результате механического повреждения тканей головного и спинного мозга в родах, в первые минуты и часы жизни ребенка;
  • дисметаболические и токсико-метаболические поражения, основным повреждающим фактором которых являются нарушения обмена веществ в организме ребенка, а также повреждения в результате употребления беременной токсических веществ (лекарств, алкоголя, наркотиков» курения);
  • поражения ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода» когда основное повреждающее воздействие оказывает инфекционный агент (вирусы, бактерии и другие микроорганизмы).

Помощь детям с повреждениями ЦНС

В связи с возможностями ранней диагностики перинатальных поражений ЦНС лечение и реабилитация этих состояний должны осуществляться как можно в более ранние сроки, с тем чтобы лечебные воздействия пришлись на первые месяцы жизни малыша, когда нарушения еще обратимы. Следует сказать, что способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции, как и возможности всего организма в целом, очень велики именно в этот период жизни. Именно в первые месяцы жизни еще возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших после гипоксии, образование между ними новых связей, за счет которых в будущем и будет обусловлено нормальное развитие организма в целом, Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальных поражений ЦНС требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов болезни.

Оказание помощи детям с повреждениями ЦНС осуществляется в три этапа.

Первый этап предполагает помощь, оказываемую в родильном доме (родильном зале, палате интенсивной терапии, отделении реанимации новорожденных) и включает в себя восстановление и поддержание работы жизненно важных органов (сердца, легких, почек), нормализацию обменных процессов, лечение синдромов повреждения ЦНС (угнетения или возбуждения, судорог, отека мозга, повышенного внутричерепного давления и др.). Именно на первом этапе помощи основными в лечении детей с тяжелыми повреждениями ЦНС являются медикаментозная и интенсивная (например, искусственная вентиляция легких) терапия.

На фоне лечения состояние малышей постепенно улучшается, однако многие симптомы поражения ЦНС (нарушения тонуса мышц, рефлексов, быстрая утомляемость, беспокойство, дисфункции в работе легких, сердца, желудочно-кишечного тракта) могут сохраняться, что требует перевода детей на второй этап лечения и реабилитации , а именно - в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей либо в неврологическое отделение детской больницы.

На данном этапе назначают препараты, направленные на ликвидацию причины заболевания (инфекций, токсических веществ) и воздействующие на механизм развития болезни, а также лекарства, используемые для лечения тех или иных синдромов повреждения ЦНС. Это препараты, улучшающие питание нервных клеток, стимулирующие созревание мозговой ткани, улучшающие микроциркуляцию 2 и мозговое кровообращение, снижающие мышечный тонус и др. Помимо медикаментозной терапии, у доношенных детей на фоне улучшения состояния с конца 3-й недели жизни (у недоношенных детей - несколько позже) могут быть назначены курс массажа с постепенным добавлением упражнений лечебной гимнастики, сеансы электрофореза и другие методы реабилитации.

После окончания курса лечения большинство детей выписываются домой с рекомендациями дальнейшего наблюдения в условиях детской поликлиники (третий этап реабилитации ). Врач-педиатр совместно с невропатологом, а по необходимости - и с другими узкими специалистами (окулистом, отоларингологом, ортопедом, психологом, физиотерапевтом и др.) составляет индивидуальный план наблюдения ребенка на первом году жизни. В этот период все большее значение начинают приобретать немедикаментозные методы реабилитации, такие, как массаж, лечебная гимнастика, электрофорез, импульсные токи, иглорефлексотерапия, тепловые процедуры, бальнеолечение (лечебные ванны), плавание, а также психолого-педагогические методы коррекции, направленные на развитие моторики, речи и психики ребенка.

Если повреждения центральной нервной системы нетяжелые и малыш выписан из родильного отделения домой, важно создать лечебно-охранительный режим во время острого периода заболевания. А это значит - оберегать ребенка от лишних раздражителей (громкий звук радио, телевизора, громкие разговоры), создать условия температурного комфорта (избегать как перегревания, так и переохлаждения), не забывая регулярно проветривать комнату, в которой находится малыш. Кроме того, следует максимально оградить ребенка от возможности любого инфицирования, ограничив посещение новорожденного знакомыми и родственниками.

Особое внимание следует уделять правильному питанию, так как оно является мощным лечебным фактором. В грудном молоке содержатся все необходимые питательные вещества для полноценного развития ребенка. Ранний перевод на искусственное вскармливание приводит к раннему началу и более частому развитию инфекционных заболеваний. Между тем защитные факторы молока матери способны частично компенсировать недостаток собственных иммунных факторов в этот период развития, позволяя малышу направить все свои компенсаторные возможности на восстановление нарушенных функций после перенесенной гипоксии. А содержащиеся в грудном молоке биологически активные вещества, гормоны, факторы роста способны активировать процессы восстановления и созревание ЦНС. Кроме того, материнские прикосновения во время кормления ребенка грудью являются важным эмоциональным стимулятором, способствующим снижению стрессового состояния, а значит, более полноценному восприятию детьми окружающего мира.

Недоношенные и дети, родившиеся с тяжелыми повреждениями ЦНС, в первые дни жизни нередко вынуждены вскармливаться через зонд или из бутылочки. Не отчаивайтесь, а постарайтесь сохранить грудное молоко, регулярно сцеживая его и давая малышу. Как только состояние вашего крохи улучшится, он обязательно будет приложен к груди матери.

Важное место в восстановительном периоде занимают лечебный массаж и гимнастика, которые нормализуют тонус мышц, улучшают обменные процессы, кровообращение, повышая тем самым общую реактивность организма, способствуют психомоторному развитию ребенка. Курс массажа включает от 10 до 20 сеансов. В зависимости от степени тяжести поражения ЦНС на первом году жизни проводятся не менее 3-4 курсов массажа с интервалом 1-1,5 месяца. При этом родители между курсами продолжают дома заниматься с ребенком лечебной гимнастикой, предварительно обучившись в ходе занятий.

Методики массажа и лечебной гимнастики зависят, в первую очередь, от характера двигательных нарушений, особенностей изменения мышечного тонуса, а также от преобладания тех или иных синдромов поражения ЦНС.

Так, при синдроме гипервозбудимости используют приемы, направленные на снижение общей возбудимости (покачивание в позе эмбриона или на мяче) и мышечного тонуса (расслабляющий массаж с элементами точечного массажа). В то же время у детей с признаками угнетения нервной системы применяют укрепляющий массаж мышц спины, живота, ягодичных мышц, а также расслабленных ручек и ножек.

Массаж и лечебная гимнастика создают благоприятные условия для общего развития ребенка ускоряют развитие двигательных функций (освоение таких навыков, как приподнимание и удержание головы, повороты на бочок, живот, спину, сидение, ползание, самостоятельная ходьба). Особое значение уделяется занятиям на надувных предметах - мячах, роллах (валиках). Они используются для развития вестибулярных функций, способствуют расслаблению напряженных и укреплению расслабленных мышц, воде. При этом упражнения проводятся в обычных ваннах, их продолжительность вначале составляет 5- 7 минут и постепенно увеличивается до 15 минут. В начале курса желательно пройти обучение с медицинским инструктором, а далее возможно проведение занятий в домашней ванне. Вода не только тонизирует слабые мышцы и расслабляет напряженные, стимулирует обмен веществ и кровообращение, обладает закаливающим эффектом, но и оказывает успокаивающее действие на нервную систему малыша. Следует отметить, что повышение внутричерепного давления у детей не является противопоказанием к плаванию - в этом случае лишь следует исключить ныряние.

Возможно также проведение стимулирующего подводного душа-массажа в теплой ванне. Массирующее воздействие на мышцы при этом оказывает вода, поступающая через широкий наконечник под небольшим давлением (0,5 атмосфер). Для этого струю воды медленно передвигают от периферии к центру на расстоянии 10-20 см от поверхности тела. Этот массаж проводится в условиях стационара или поликлиники.

Среди водных процедур, обладающих лечебными воздействиями, для детей с перинатальными поражениями ЦНС используют бальнеотерапию - принятие лечебных ванн. Благодаря особенностям кожи у детей (высокая проницаемость, богатая сосудистая сеть, обилие нервных окончаний - рецепторов), лечебные ванны особенно эффективны. Под действием растворенных в воде солей усиливается кровообращение и обмен веществ в коже, мышцах и всем организме. Эти процедуры родители могут проводить самостоятельно в домашних условиях, получив рекомендации врача. Соленые ванны готовятся из расчета 2 столовые ложки морской или поваренной соли на 10 л воды, температура воды 36°С. Принимают процедуры от 3-5 до 10-15 минут через день, курс лечения 10-15 ванн. У возбудимых детей к соленым ваннам нередко рекомендуют добавлять хвойные, а также ванны с отварами валерьяны, пустырника, обладающие успокаивающим действием на ЦНС.

Среди методов физиотерапии наиболее часто используют лекарственный электрофорез, импульсные токи, индуктотермию, ультразвук и др. Введение в организм лекарственных веществ с помощью постоянного тока (электрофорез) улучшает кровообращение в тканях и тонус мышц, способствует рассасыванию очагов воспаления, а при воздействии на воротниковую зону улучшает мозговое кровообращение и деятельность головного мозга. Воздействие импульсных токов различных характеристик может оказывать как возбуждающее, так и тормозящее действие на мышцы, что часто используют в лечении парезов и параличей.

В лечении перинатальных поражений ЦНС у детей применяют и местные тепловые процедуры (теплолечение) при помощи накладывания на пораженные участки аппликаций озокерита (горный воск), парафина или мешочков с песком. Тепловые воздействия вызывают согревание тканей, расширение сосудов, усиливая кровообращение и обмен веществ, кроме того, активизируются восстановительные процессы, снижается тонус мышц. Для этого предварительно нагретый до 39-42°С озокерит накладывают на место воздействия, накрывают одеялом и оставляют действовать в течение 15-30 минут в зависимости от возраста. Процедуры проводят через день в количестве 15-20 на курс лечения.

Воздействие на особо чувствительные точки с целью стимуляции рефлексов проводят, используя метод иглорефлексотерапии. При этом воздействия могут проводить акупунктурной (используемой в иглорефлексотерапии) иглой, импульсным электрическим током, лазерным излучением или магнитным полем.

С началом восстановительного периода заболевания необходимо постепенно расширять слуховые, зрительные, эмоциональные контакты с малышом, так как они являются своего рода немедикаментозными «ноотрофами» - стимуляторами для развивающегося мозга. Это игрушки, развивающие коврики и комплексы, книги и картинки, подбираемые индивидуально музыкальные программы, записанные на магнитофон, и конечно песни матери.

Однако следует помнить о том, что чрезмерное увлечение программами раннего развития может привести к утомлению и срыву еще не вполне окрепшей нервной системы малыша. Поэтому во всем проявляйте умеренность и терпение, а еще лучше - не забывайте обсудить все начинания с лечащим врачом. Помните - здоровье вашего ребенка в ваших руках. Так не жалейте времени и сил на восстановление пострадавшего малыша.

Новинки медицины для реабилитации малыша

К новым методам реабилитации детей с поражениями ЦНС можно отнести методику мягкого вибромассажа в условиях невесомости (реабилитационная кроватка «Сатурн»). Для этого ребенка помещают на индивидуальной пеленке в нагретую до требуемой температуры «псевдожидкость» из стеклянных микрошариков, двигающихся в кровати под воздействием воздушного потока. Создается эффект плавучести (близкий к внутриутробному), при котором до 65% поверхности тела ребенка оказывается погруженным в «псевдожидкость». При этом мягкое массажное воздействие на кожу микрошариков приводит к раздражению периферических нервных окончаний и передаче импульсов в центральную нервную систему, что обеспечивает лечение параличей.

Еще одним из новых методов реабилитации является метод «сухой иммерсии», при котором также создается эффект частичной имитации внутриутробного состояния ребенка, При этом малыши располагаются на полиэтиленовой пленке, свободно лежащей на покачивающейся поверхности воды с температурой 35~37°С Во время сеанса возбужденные дети успокаиваются, часто засыпают, что способствует снижению мышечного тонуса» тогда как дети с угнетением ЦНС несколько активизируются.

1 Перинатальный - относящийся к периоду, начинающемуся за несколько недель до рождения ребенка, включающему момент его рождения и заканчивающемуся через несколько дней после рождения ребенка. Этот период длится с 28-й недели беременности по 7-Й день после рождения ребенка.

2 Движение крови по мельчайшим сосудам организма с целью лучшей доставки к клеткам кислорода и питательных веществ, а также выведения продуктов обмена клеток

Центральной нервной системы способна вывести из строя весь организм. Высший отдел ЦНС - это подкорковые образования и кора больших полушарий головного мозга. Этот отдел регулирует взаимоотношения всего организма как единого целого. При возникновении травм центральной нервной системы это регулирование может легко нарушиться.

Средний и низший отделы ЦНС - это продолговатый/промежуточный/спинной мозг и мозжечок. Эти отделы регулируют системы высокоразвитого организма и деятельность отдельных органов, осуществляя взаимодействие и обеспечивая целостность человеческого организма.

Наибольшее значение среди травматических повреждений центральной нервной системы, безусловно, имеют , которые иногда отличаются весьма тяжелыми и неблагоприятными последствиями. Травмы головного мозга разделяются на закрытые и открытые.

Травмы головного мозга, способные повредить ЦНС

Могут легко спровоцировать сложнейшие травмы центральной нервной системы человека. Закрытые травмы мозга делятся на:

  • ушибы;
  • сотрясения головного мозга;
  • сдавления мозга.

В большинстве случаев причинами сдавления головного мозга являются внутричерепные гематомы. Однако такую травму можно получить и при вдавленных переломах черепа. Данные травмы способны очень сильно сказаться на работе центральной нервной системы.

Наиболее тяжелыми считаются открытые травмы головного мозга (черепно-мозговые). Зачастую открытые травмы мозга сопровождаются потерей сознания, так как в мозге находятся центры кровообращения и дыхания, поэтому при травме обычно происходит остановка дыхания и соответственно остановка сердечной деятельности. Но остановка дыхания и сбои в функционировании сердца могут произойти и рефлекторно, без травм жизненно важных элементов головного мозга.

Повреждения мозга могут спровоцировать очень серьезные травмы центральной нервной системы. Также при таких травмах может развиться энцефалит и менингит.

Травмы спинного мозга

Как правило, травмы спинного мозга возникают при повреждениях позвоночника. Симптомы травм этого важнейшего органа ЦНС достаточно многообразны и зависят от сложности и степени повреждения. Повреждение спинного мозга может легко травмировать всю центральную нервную систему и привести к самым неблагоприятным последствиям в виде паралича конечностей. Лечение таких травм может быть как консервативным, так и оперативным.

Травмы центральной нервной системы - это всегда очень серьезно, и лечить их необходимо тщательно и долго, при этом соблюдая абсолютно все назначения врача.

Центральная нервная система – часть нервной системы человека, состоящей из скопления нервных клеток. У людей она представлена головным и спинным мозгом. Отделы центральной нервной системы регулируют деятельность отдельных систем и органов. Эта функция при поражении ЦНС нарушается. у детей может возникать во время перенательного периода и при родах. Если на ребенка вредные факторы действовали на эмбриональной стадии, то могут возникать пороки, которые несовместимы с жизнью. После восьмой недели беременности повреждающее воздействие уже не приведет к развитию грубых нарушений, но в формировании ребенка иногда могут возникать небольшие отклонения. После двадцать восьмой недели развития ребенка повреждающее действие не вызывает никаких пороков развития, но если ребенок сформирован нормально, то у него может появиться какая-либо болезнь.

Перинатальное поражение ЦНС регистрируется у детей на первом году их жизни. Такой диагноз подразумевает под собой нарушение структуры или функции мозга разного происхождения. Возникает оно в перинатальном периоде. К ному относят антенатальный (двадцать восьмая неделя внутриутробного развития), интранатальный и неонатальный.

К симптомам относят снижения рефлексов и мышечного тонуса, повышение рефлекторной возбудимости, беспокойство и кратковременные судороги, почечные, сердечные и дыхательные нарушения, параличи и парезы.

На появление перинатального поражения центральной нервной системы оказывают влияние следует причины: незрелость беременной, нарушение питания, соматические болезни матери, патологическое течение самой беременности, нарушение обмена веществ и неблагоприятная экологическая обстановка. Все перинатальные поражения ЦНС по своему происхождению делят на:

Гипоксическо-ишемическое поражение центральной нервной системы. Такое поражение происходит при недостатке кислорода в организм плода или же при его утилизации при родах или беременности.

Травматические поражения ЦНС обусловлено повреждениями ребенка во время родов.

Гипоксически-травматическое повреждение центральной нервной системы характеризуется сочетанием повреждений шейного отдела позвоночника и гипоксии.

Геморрагическо-гипоксическоп поражение происходит при родовых травмах и сопровождается нарушением кровообращения мозга.

Органические поражения ЦНС. Данный диагноз указывает на то, что головной мозг является неполноценным. В веществе головного мозга человека начинают происходить патоморфологические изменения. Тяжелая и средняя степень данной болезни является нарушением нервной системы. К симптомам относят нарушение сна, приступы замирания, быструю отвлекаемость, повышенную возбудимость, дневной энурез и повторение фраз. Может ухудшаться слух и зрение, а также происходит нарушение координации движений. Человеческий иммунитет снижается, вследствие чего он начинает болеть простудой. Причинами появления органического повреждения ЦНС могут быть приобретенные и врожденные факторы. К врожденным относят те случаи, когда при беременности мать перенесла инфекцию (ангину, грипп, ОРЗ), употребляла алкоголь, курила или принимала некоторые из лекарств. Во время психологического напряжения женщины система кровоснабжения может переносить в организм плода гормоны стресса. Влияют и резкие перепады давления, и температуры, действие токсических и радиоактивных веществ, которые содержатся в пище, воде и воздухе. Диагностировать такое поражение просто. По детскому лицу опытный психиатр определит отсутствие или наличие органики. Лечение занимает достаточно долгое время и оно медикаментозное. При лечении органических поражений центральной нервной системы используют лекарственные средства. К, примеру, ноотропные препараты улучшают деятельность мозга, также используют и сосудистые препараты.

Детям часто ставят диагноз резудуальное поражение центральной нервной системы. Это является сочетанием мозговых нарушений и родовых травм. Такое заболевание проявляется расстройствами ассоциативного мышления, а при тяжелых случаях и неврологическими расстройствами. При лечении используют разные упражнения для концентрации внимания, педагогическая коррекция, также необходимо заниматься с логопедом и психологом. Последствия будут зависеть от степени болезни. Ребенок может вылечиться полностью, или же у него может наблюдаться задержка речевого, моторного и психического развития.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло