Психика и сознание. Структура сознания, его основные характеристики

Психика человека — это системное качество, которое реализуется через многоуровневые системы головного мозга. Психика не дается человеку от рождения и не развивается сама по себе, она формируется в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми. Специфические человеческие качества формируются у человека только в процессе усвоения культуры предшествующих поколений.

Функции психики

Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Они непросто взаимосвязаны между собой, а обуславливают друг друга. Так отражение регулируется, а процесс регулирования основан на информации, которая получается в процессе отражения.

Функции отражения и регулирования обеспечивают выживание организма в существующем мире. Поведение регулируется на основе отражения событий окружающего мира.

Психическое отражение нельзя сравнивать с зеркальным (механическим) отражением. Психическое отражение действительности всегда подвергает обработке поступающую информацию. Другими словами, психическое отражение является активным, так как связано с какой-то необходимостью и потребностями. Психическое отражение всегда субъективно, то есть принадлежит какому-либо субъекту. Психическое отражение действительности является преобразующим.

Формула психического отражения:

Таким образом, очевидно, что реальный мир не равен психическому отражению. В свою очередь, психическое отражение имеет ряд особенностей:

  1. Дает возможность правильно воспринимать окружающую действительность (без искажений).
  2. Психический образ совершенствуется и углубляется в результате активной психической деятельности человека.
  3. Отражение обеспечивает выбор поведения и деятельности.
  4. Отражение носит индивидуальный характер, так как преломляется через индивидуальные особенности человека.
  5. Отражение носит опережающий характер.

Объективная реальность существует вокруг нас независимо от человека или другого живого существа. Но как только она отражается нашей психикой, так сразу превращается в субъективную реальность, так как отражается конкретным субъектом. Мы уже говорили, что отражение является правильным, но немеханическим.

Дело в nом что одну и ту же информацию люди воспринимают совершенно по-своему. Причем на ракурс (особенности) восприятия влияют психические процессы и способность к эмоциям. Классический вариант различий в восприятии в примере со стаканом воды, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон. В отражение вмешивается эмоциональная оценка, то есть отражение происходит через эмоции и чувства.

Другим примером субъективного восприятия может быть восприятие осенней природы: разные люди видят пейзаж в разных оттенках. Одни называют основным цветом зеленый, другие – желтый третьи – коричневый. Даже один и тот же человек может отражать одну и ту же картину мира по-разному, в зависимости от условий: состояние здоровья, общее настроение и т.д. Также погоду по-разному воспринимает человек при условии наличия или отсутствия теплой одежды.

Внешний мир можно воспринимать по-разному:

  • репродуктивно (как факт), основываясь только на ощущениях;
  • созидательно, включая процессы мышления и воображения (додумывая ситуации, наделяя окружающее воображаемыми деталями).

Иногда один из видов восприятия вытесняет другой, и в жизни можно столкнуться с людьми весьма «приземленными» (реалистами) или теми, кто живет практически в придуманном мире. В норме человек владеет обоими способами восприятия действительности, сочетая или чередуя их. Высшим уровнем психического отражение является сознание.

Сознание можно представить как совокупность чувственных и умственных образов, предстоящих во внутреннем опыте субъекта. Суть понятия «сознание» в сочетании слогов: «со-знание», что означает знание о самом себе, понимание себя.

Казалось бы, что может быть проще, чем понимание себя, но, по сути, это отражение внутренних образов. Человек отличается от животных тем, что он не просто живет инстинктами, он осознает себя как личность со всеми потребностями и желаниями. Мы не только испытываем боль, но и оцениваем высшие чувства, такие как любовь, дружба, патриотизм и мн. др.

Сознание любого индивида уникально. Оно обуславливается внешними факторами и внутренними составляющими. Другими словами, сознание не только отражает окружающее и собственные внутренние составляющие, но и отражает отражение окружающего другими субъектами.

Это сложное понятие можно проиллюстрировать примером: человек, находясь среди других людей, отражает:

  • окружающую действительность: природу, здания, погодные условия, время суток и т. д.;
  • других людей: их внешний вид, поведение, речь и т. д.;
  • самого себя, свои ощущения и состояние;
  • восприятие окружающими людьми пространства: что им нравится, как они реагируют на погоду и др.;
  • восприятие окружающими людьми самого человека: ощущение приветливости, негатива или пренебрежения по отношению к себе.

Все это проходит через сознание человека, обогащая его внутренний опыт, обрастая отношениями и оценочными суждениями. Это происходит благодаря взаимодействию высших психических функций (память, мышление, восприятие и т.д.), которые в общем-то и образуют сознание.

Лекция 6. Психика и сознание человека

Сознание является высшим уровнем отражения человеком дей­ствительности, благодаря чему достигается познание и преоб­разование окружающего мира, в случае если психику рассматривают с ма­териалистических позиций, и собственно человеческой формой пси­хического начала бытия, в случае если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является трудней­шей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций при­держивались исследователи сознания, с ним неизбежно связы­вали так называемую рефлексивную способность, ᴛ.ᴇ. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основа­нием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без реф­лексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

Ощущение себя познающим субъектом;

Способность мысленно представлять существующую и вооб­ражаемую действительность;

Способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;

Способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны чело­века его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, ᴛ.ᴇ. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспо­минании, определœенном течении мыслей, отвлекается от несуще­ственного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует; Осознание чего-либо возможно только при его словес­но-понятийной означенности, наделœенности определœенным смыс­лом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не всœе и не слу­чайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, ᴛ.ᴇ. то, что присуще именно ими отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания - его способность к ком­муникации, ᴛ.ᴇ. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко вы­делялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень - бытийное сознание (сыознание для бытия), или экзистенциальное, - включает в себя:

Биодинамические свойства движений, опыт действий;

Чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные зада­чи, поскольку для эффективного поведения необходима актуали­зация нужного в данный момент образа и нужной программы дви­жений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания.

Второй уровень сознания - рефлексивное (сознание для созна­ния) - включает в себя:

Значение;

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл - субъективное понимание человеком ситуации, инфор­мации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значе­ние того или иного предмета͵ явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформаций значений и смыслов (осмыс­ление значений и означение смыслов).

Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня со­знания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и зна­ков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносит­ся со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотно­сится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всœех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда: возникают неожиданные, интеллектуально сложные пробле­мы, не имеющие очевидного решения; требуется преодолеть физическое или психологическое со­противление на пути движения мысли или телœесного органа; нужно осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход; человек оказывается в ситуации, содержащей потенциаль­ную угрозу для него в случае непринятия немедленных дей­ствий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практиче­ски непрерывно, в связи с этим сознание как высший уровень психи­ческой регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В.П. Зинченко, наряду с другими психо­логами, признает ограниченность любой модели сознания, в ко­торой не представлен его духовный слой: ʼʼВ своих ранних рабо­тах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в чело­веческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и реф­лексивный слоиʼʼ. Наличие духовного слоя для психологов в на­стоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушев­лять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. При этом в рамках материалистически ориентированной психологии отсут­ствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще чересчур мало опыта обсуждения проблем сознания на базе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий ʼʼвписатьʼʼ духовный слой в струк­туру сознания.

Лекция 6. Психика и сознание человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 6. Психика и сознание человека" 2017, 2018.

Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется – биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это – знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Сознание и психика

Сознание в отечественной психологии трактуется обычно как высший уровень психического отражения объективной реальности и саморегуляции. Сознание в таком виде, в котором оно имеется у человека, имеется только у него. Это не тавтология, а скорее констатация того, что в психическом развитии человек очень сильно обогнал других животных. Психика - способность, основывающаяся на работе центральной нервной системы, человека и животных сложным образом отражать и реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. В чем же собственно различаются понятия "сознание" и "психика" кроме того, что сознанию присущ некий высший уровень?

Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. В эту совокупность входят образы и весьма наглядные, и смутные, и совсем нерефлексируемые. Сознание является интегрирующим процессом. Это место, в котором воедино сходятся визуальные образы, и звуковые, настоящие впечатления и воспоминания, схемы и идеи.

Однако похожая психическая деятельность по формированию и сопоставлению психических образов происходит и у животных, особенно таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Сознание, каким мы его только что описали, безусловно есть и у животных.

Важным отличием является не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Сознание человека активно опирается на речь, и в этом его основное преимущество. Благодаря речи - внешней и внутренней - сознание становится способным на организацию очень сложной деятельности. Животные оперируют почти исключительно наглядным мышлением, благодаря речи человек способен к абстрактно-логическим размышлениям.

Сознание человека значительно более активно, чем сознание животного. Животное просто не способно составить жизненный план хотя бы на несколько лет вперед. Человек не только способен составить такой жизненный план для себя, но также может принять участие в составлении коллективного плана с другими людьми. До сих пор, разумеется, человеком двигают инстинкты и эмоции, которые являются проявлениями инстинктов, однако человек способен "жертвовать" текущими эмоциями ради успеха в будущем, ради абстрактных идей и ценностей.

Сознание человека в большей степени обладает свойством интенции (направленности). При восприятии окружающие объекты проходят сильную дифференциацию: некоторым уделяется максимум внимания, некоторые игнорируются. Человек может управлять своим вниманием на уровне понимания, осознавая важность того или иного объекта. Также он имеет способность непосредственно управлять собственным вниманием, направляя свой взор туда, куда надо.

Очень характерной особенностью сознания человека является наличие самосознания - способности к самонаблюдению, самопониманию (рефлексии). Наше самосознание весьма развито, благодаря нему мы не только саморефлексируем, но и отражаем сам факт наличия у нас самосознания. Самосознание важно, например, для понимания собственных возможностей, способностей, для управления собственным психическим состоянием. Самосознание позволяет человеку оперировать нравственными категориями, применять эти категории к себе самому, ругать себя или хвалить.

Самосознание делает возможным другую нашу способность - к критике. Критика - чуть ли не самый главный инструмент нашего разума. Она позволяет отделить истину от лжи, очевидное от неочевидного, доказанное от сомнительного, хорошее от плохого, красивое от некрасивого и т.д. Самосознание вырабатывает у нас привычку сомневаться. И эта привычка срабатывает не только тогда, когда нам сообщают нечто фантастическое, но и, например, когда нам говорят совершенно убедительно. Благодаря самосознанию мы знаем, что нас часто обманывали в совершенно уверенных интонациях. Самосознание предоставляет и другие механизмы для "тонкой адаптации" к окружающему миру.

У любого человека имеется картина (модель) мира. У одних она более научная и менее противоречивая, у других наоборот. Тем не менее эта картина мира должна обладать целостностью. Наше сознание во многом занято именно тем, что формирует эту целостную картину мира, сопоставляя разные факты и явления, моделируя возможные события, причинно-следственные связи.

Если сознание так много может и умеет, можно ли было бы вообще отказаться от термина "психика"? Нет. Дело в том, что психику можно рассматривать как содержательное наполнение высшей нервной деятельности человека. Можно провести аналогию (довольно грубую): нервная система это компьютер, психика это операционная система и программы. Но деятельность центральной нервной системы так сложна, и информации обрабатывается так много, что сознание можно рассматривать лишь как верхушку айсберга психики. Подавляющее большинство информации не доходит до сознания, а если и доходит, то уже в обобщенном виде. Слуховой анализатор обрабатывает многие тысячи "килобайт" поступившей информации - сознанию достается лишь "сообщение" вроде такой: "поющий низкий женский голос".

Бессознательное имеет огромное значение в работе психики. Благодаря бессознательным механизмам мы, например, строим свои движения. Маленький ребенок даже и не слышал такого слова "инерция", однако умело использует ее в своих движениях. Большинство людей очень слабо представляет то, как устроено цветовое зрение, однако прекрасно различают цвета. То же можно сказать и про инстинкты: даже в науке найдены далеко не все инстинкты, двигающие нами, но они продолжают управлять нашим поведением, невзирая на наши знания.

Психическая деятельность включает в себя огромное количество процессов. Часть этих процессов элементарные, часть - очень сложные, включающие в себя подпроцессы. К числу таких самых сложных процессов относится и сознание. Сознание можно считать высшим психическим процессом, так как оно интегрирует в себя все другие сложные процессы, такие как память, внимание, речь и др.

Интересно, что благодаря клиническим исследованиям мы теперь знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями коры головного мозга. При поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять спои действия более отдаленным мотивам и целям. То есть теряется способность к целеполаганию. Человек продолжает действовать, но или по привычке, или под воздействием наглядных стимулов. Поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях. Утрачиваются также логические связи.

В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности развивалась в зависимости от условий жизни и приобретала все более сложные формы. Высочайший уровень ее развития - человеческое сознание.

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.

Вместе с биологическими мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникали высшие, "духовные" мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственных влияний среды.

Вместе с двумя источниками поведения - наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида - возникал третий источник, который формирует человеческую деятельность, - передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов был язык, ставший формой существования сознания.

Характерными структурными компонентами сознания являются:
1) знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня освоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития у человека развилась потребность в знаниях, которая является главной движущей силой, мотивом познавательной деятельности;
2) отделение человеком себя от предметного мира и разделение "Я" и "не Я", противопоставление себя миру предметов. Характерно самопознание, ставшее основанием для самосознания, то есть осознания собственных физических и морально-психологических качеств;
3) целенаправленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и коррекции собственных действий, их перестройке, в изменении стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства;
4) отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к своему окружению, проявляется в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера.

Выделение и противопоставление себя предметам - миру, природе и общественным явлениям, а также переживание своего отношения к объективной действительности и самому себе - основные функции самовоспитания человека.

Благодаря сознанию и самосознанию человек становится субъектом воспитания, то есть сам ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отражения действительности информация, поступающая к человеку, отражается не механически, а сознательно перерабатывается в соответствии с целью, задачами и опытом личности.

Уровень развития сознания у человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе.

Самосознание человека - осознание с помощью языка себя самого, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Развитие самосознания человека проявляется в:
1) самонаблюдении,
2) критическом отношении к самому себе,
3) оценке своих положительных и негативных качеств,
4) самообладании,
5) ответственности за свои поступки.

Человеку свойственны также и неосознаваемые формы психической деятельности (инстинктивные и автоматические действия, влечения и т.п.). Но бессознательное включается в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.

Изучая формы психической деятельности, нужно иметь в виду, что психическая жизнь, сознание и деятельность личности всегда возникают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека, в его отношении к другим и к самому себе, в его разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях.

Человек взаимодействует с окружающей средой как целостный организм. Целостность взаимодействия обеспечивается, прежде всего, высшим отделом центральной нервной системы - корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) всю деятельность организма и руководит ею.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло