Религия во вьетнаме. Молодая вьетнамская религия — каодай (каодаизм)

Для нас стало неожиданностью, что Вьетнам отнюдь не буддийская страна. Мы ожидали, что здесь, как и во всех азиатских странах, будут повсюду храмы, домики для духов, будды на каждом шагу, но всё оказалось иначе. Большая часть вьетнамцев – атеисты. У них отсутствует понятие веры во что-либо. Итак, какая религия во Вьетнаме? Расскажу об основных.

Буддизм

Во Вьетнаме все-таки есть некоторое количество буддистов, всего по официальным данным около 15%. По нашим наблюдениям, вьетнамцы те еще буддисты. Буддийских храмов, статуй Будды и всего такого очень мало. Надо хорошо поискать, чтобы увидеть хоть один храм.

Например, приходя на молитву в , вьетнамская молодежь больше делает селфи, чем молится (Селфи — фотографирование самого себя). Да и как здесь молиться? Местная ребятня прямо возле статуи будды играет в футбол, громко верещат и мешают посетителям. Не представляю себе такую картину в любой нашей церкви, где все должны ходить по струнке и разговаривать шепотом.

Где заказать трансфер из аэропорта?

Мы пользуемся сервисом - KiwiTaxi
Заказывали такси онлайн, оплачивали картой. В аэропорту встретили с табличкой с нашей фамилией. Довезли до отеля на комфортном авто. Про свой опыт уже рассказывали в этой статье


Для всех такое поведения в порядке вещей

Нам несколько лет назад в храме Христа Спасителя служащая сделала выговор только за то, что Слава без задней мысли немного приобнял меня за спину, чтобы в толпе нас не задевали. Так что, это одновременно плюс и минус буддийких храмов, вроде, здорово, когда есть свобода действий и поведения, но до тех пор пока чье-то свободное поведение не начинает тебе мешать.

Христианство

Примерно семь процентов населения – католики. Католические церкви во Вьетнаме встречаются не реже буддийских храмов. Глядя на кресты во Вьетнаме, как-то не по себе становится, не вяжется азиатская страна с христианством.


Ислам

В настоящее время во Вьетнаме проживает более 60 тыс мусульман. Современные мусульмане Вьетнама в основном люди старшего возраста, большинство которых носят арабские имена. В повседневной жизни в кварталах чам можно постоянно видеть платки на головах, длинные рукава. Хотя, мы пока ни одной мечети ни в Нячанге, ни в Хошимине не видели.

Каодаизм во Вьетнаме

Существует во Вьетнаме еще одна интересная религия. Сегодня, по оценкам, имеется около 3 миллионов последователей каодаизма. Вьетнамцы, бежавшие за границу после прихода коммунистов к власти, принесли религию Каодай в страны Запада, хотя число ее последователей там небольшое. Каодаизм – это пример попытки создать идеальную религию путем сочетания светских и религиозных философий Востока и Запада. Включающее в себя части буддизма, конфуцианства, даосизма, естественного вьетнамского спиритизма, христианства и ислама. Главные принципы каодаизма включают веру в единого Бога, существование души и использования медиумов для связи с миром духов.

Вот такой вот разноплановый и разнорелигиозный Вьетнам. Помимо перечисленных религий, во Вьетнаме также встречаются Индуизм, Иудаизм, Бахаизм. Есть мнение что религия во Вьетнаме подавляется коммунистическим государством, поэтому официальные данные могут быть неточными. Однако, судя по скудному количеству храмов, можно сделать вывод, что эти данные близки к истине. Видимо, действительно, основная религия во Вьетнаме — атеизм.

Небольшое государство Вьетнам получило на своей территории развитие стразу трех мировых религий: конфуцианства, индуизма и буддизма. При этом в большинстве своем, население Вьетнама не является последователем какого-либо вероисповедания.

До появления в стране коммунизма, авторитетом у государства пользовался буддизм, но затем постоянные преследования коммунистического режима рост буддизма, как вероисповедание, постепенно прекратили. Но, несмотря на это, буддизм и до настоящего времени – самая распространённая религия Вьетнама среди населения. Способствует этому и лояльность Центральной Буддийской церкви к властям. Говоря о буддизме нельзя не заметить, что одно из самых знаменитых сооружений страны – пагода, посвящённая Будде, - Тхиен Му. Семиэтажная башня, венчающая пагоду, привлекает туристов издалека.

Религия Вьетнама представлена и католичеством, введенным французами в страну. Но снова вмешательство коммунизма не дало возможности её развитию. Относительно молодыми, появившиеся в 19 столетии, являются вероисповедания Хоа Хао и Каодай. Как религия Вьетнама, они больше распространены на юге государства. Население в южной части центрального нагорья Вьетнама исповедует протестантство. В горных же районах страны жители сохраняют традиционные верования, когда моральным и религиозным долгом считается почитание усопших, длительный траур и жертвоприношения. В связи с этим часто в доме у вьетнамцев главное место – алтарь предков.

Не смотря на то, что в стране декларируется свобода вероисповеданий, официально Вьетнам – атеистическое государство.


Сформированная на величайших философиях и религиях, культура Вьетнама уникальна и самобытна. По прошествии тысячелетий конфуцианство, даосизм и буддизм переплетались с верованиями китайского народа и сохранившейся веками, вьетнамской верой в духов. Что в результате, во многом, определило культурное наследие Вьетнама. Поэтому совсем неудивительно, что в стране очень развит такой вид искусства как религиозная скульптура. О чем красноречиво свидетельствуют Пагоды и храмы страны, в независимости от того, какая религия Вьетнама была в фаворе во время их строительства. Бронзовые статуи богов и буддийские неописуемые образы драконов, изображения мифических птиц – это только малая часть удивительного мастерства религиозных скульпторов. Очень часто в декоративном искусстве изображают растения символы, представленные цветами персика, орхидеи, хризантемы и бамбука.

Широкое распространение получила живопись. Во Вьетнаме ее традиционно выполняют на шелке. Развиты музыка и танцы, на основе которых проводиться много религиозных фестивалей. Множество мотивов для мелодий берутся из древних преданий.

Частое присутствие в фольклоре правителя – дракона Лак Лонг Куан, занимающего важное место в истории страны, придает вьетнамской культуре черты присущие азиатскому региону. Современная музыка в своих тенденциях больше ориентируется на Китай. В национальной же, распространены композиции, звучащие с помощью бамбуковой флейты, используются щипковые и смычковые инструменты. Одним из любопытных моментов является популярность во Вьетнаме российской эстрадной музыки.

Широко развита в стране лаковая роспись, также взята из Китая, которую мастера используют для украшения шкатулок, посуды, панно и других бытовых предметов. И только во Вьетнаме можно увидеть кукольный театр на воде, где управляя марионетками, актёры стоят за ширмой по пояс в воде.
Религия Вьетнама и культура страны имеет существенный отпечаток местных традиций, которые у вьетнамцев связаны с богатой мифологией и множеством обрядов.

Основные религиозные направления во Вьетнаме - Буддизм (который делится на Даосизм и на Конфуцианизм), Христианство (Католицизм и Протестантство), Ислам, Каодаизм и секта «Hoa Hao».

Буддизм

Буддизм появился во Вьетнаме приблизительно во 2-ом столетии и достиг своего пика в династии Ly (11-ое столетие). Тогда Буддизм был признан главной - официальной религией Вьетнама. Буддизм проповедовался широко среди населения, и это глубоко влияло на повседневную жизнь людей. Его влияние также оставило отметки в различных областях традиционной литературы и архитектуры, что соответствует большому количеству пагод и храмов, построенных в это время. В конце 14-ого столетия Буддизм начал терять свои позиции среди массы населения. Идеологическое воздействие Буддизма, однако, осталось очень сильным в социальной и культурной жизни. Сегодня, более чем 70 процентов населения Вьетнама, или являются буддистами или находятся под сильным влиянием буддистских нравов.

Католицизм

Католицизм появился во Вьетнаме в 17-ом столетии. В настоящее время есть густонаселенные католические области в стране – «Bui Chu-Phat Diem» в северной провинции «Ninh Binh» и «Ho Nai-Bien Hoa» в провинции «Dong Nai» на Юге. Приблизительно 10 процентов населения проповедуют католицизм.

Протестантство

Протестантство было занесено во Вьетнам приблизительно в то же самое время, что и католицизм. Протестантство, однако, остается неясной религией. В настоящее время большинство протестантов живет в районе улицы «Hang Da». Там же находится и протестантская церковь в Ханое . Число протестантов, живущих во Вьетнаме, оценено в 400 000 человек.

Ислам

Исламские последователи во Вьетнаме вышли из группы этнического меньшинства «Cham», живущей в центральной части центрального побережья. Число исламских последователей во Вьетнаме, оценено приблизительно в 50 000 человек.

Каодаизм

Каодаизм впервые появился в стране в 1926 году. В основном его проповедуют в поселении «Cao Dai», которое находится в Южном Вьетнаме, недалеко от церкви в «Tay Ninh», расположенной в 90 км от Хошимина . Число последователей этой секты оценивается в 2 миллиона человек.

Секта «Hoa Hao»

Секта «Hoa Hao» появилась во Вьетнаме в 1939 году. Более 1 миллиона вьетнамцев являются последователями этой секты. Большинство из них живут в Юго-Западной части Вьетнама.

Вероисповедание Матери или культ Матери («Tho Mau»)

Исследователи описывают вьетнамский культ вероисповедания Матери как примитивную религию. Мать, «Me» на вьетнамском языке, произносится «Mau» в китайском подлиннике. Культ поклонения матери, может быть, происходит от культа богини в древние века. В средние века, Матери поклоняются в храмах и дворцах. В связи с тем, что это поклонение обычай, а не религия, культ поклонения Матери не была организована, как буддизм или католицизм. В результате, различные отголоски культа еще имеют место быть в разных местах по различным обычаям.

Обычай вероисповедания Матери произошел с севера. На юге религия воплотилась в местных богинях, таких как, «Thien Y A Na» в Хюэ и «Linh Son» в провинции «Tay Ninh». Фактически, культ вероисповедания Матери был под влиянием других религий, главным образом Даосизма.

[Социалистическая Республика Вьетнам; ò ], гос-во в Юго-Вост. Азии. Территория: 332,6 тыс. кв. км. Столица: Ханой (ок. 2,5 млн чел.- 2000). Крупнейшие города: Хошимин (свыше 5 млн), Хайфон (1,5 млн). Офиц. язык - вьетнамский.

География

На юге и востоке омывается Южно-Китайским м. Граничит: на севере с Китаем, на западе с Лаосом и Камбоджей. Бо́льшую часть территории занимают горы (Фаншипан, 3143 м). Климат тропический муссонный.

Население

По данным на 2003 г., в стране насчитывается ок. 81,6 млн жителей. Более 54% населения в возрасте от 15 до 64 лет, 40% - моложе 15 лет. Женщины составляют 51% населения. Средняя продолжительность жизни в стране 70,5 года (мужчины - 67,58, женщины - 72,7). Темпы роста населения в 2003 г. оценивались в 1,29%. 20% населения проживают в городах.

В. населяют 54 народности. В языковом отношении они принадлежат к 3 семьям: китайско-тибет., австроазиат. и австронезийской.

Наиболее многочисленная народность - кинь (самоназвание - вьеты) в 2003 г. составляла ок. 87,5% населения, китайцы, тайцы и проч. составляли 5-10%. Вьеты, говорящие на вьетнам. языке вьет-мыонгской группы австроазиат. языковой семьи, проживают на всей территории В., образуя в горных районах субэтнические группы с малыми народами. Китайцы численностью ок. 1 млн чел. сосредоточены в основном в Хошимине. Кхмеры (ок. 850 тыс. чел.) проживают гл. обр. в дельтовой области Меконга и в Хошимине.

Др. народы В. распределяются по следующим языковым семьям и группам: австроазиаты, говорящие на тайских языках,- тхай, нунг, тай, лао, зэй, сантяй (шантяй), лы, буи; на языках группы мео-зао - мео (хмонг), зао; на мон-кхмерских языках - бахнары, седанги, мнонги, ма, кохо, хре, стиенги, кхму, живущие в юго-зап. части страны. На плато Плейку и Даклак проживают народы, говорящие на малайско-полинезийских языках австронезийской семьи,- джарай, эде, раглай, тюру, эде-бих. На языке малайско-полинезийской группы говорят также тямы (тьямы). Китайско-тибет. языковая семья представлена тибето-бирм. ветвью, к к-рой принадлежат народности хани, фула, лаху, лоло.

Государственное устройство

В.- парламентская республика, состоящая из 61 провинции, особого округа и 4 городов центрального подчинения: Ханоя, Хайфона, Дананга и Хошимина (бывш. Сайгона, слившегося с Тёлоном (Шолоном)). В адм. единицах действуют избираемые населением органы гос. власти - народные советы, срок их полномочий 4 года.

Согласно Конституции СРВ 1992 г., высшим органом гос. власти является однопалатное Национальное собрание, состоящее из 498 депутатов, к-рые избираются на 5-летний срок прямым всеобщим голосованием. Глава гос-ва - президент, избираемый из числа депутатов Национальным собранием. Срок полномочий президента - 5 лет. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и руководит Советом национальной обороны и безопасности. Ему принадлежит право назначать с согласия Национального собрания чиновников на ряд ответственных постов, в т. ч. на посты председателя Верховного народного суда и генерального прокурора. Глава правительства - премьер-министр, отвечающий за текущую деятельность правительства. Он с одобрения Национального собрания назначает и смещает членов кабинета, может отменять или приостанавливать исполнение постановлений и решений, принятых на уровне министерств и ведомств, и подотчетен высшему законодательному органу страны.

В. А. Радаев

Религия

Из общего числа граждан В. количество верующих составляет ок. 20 млн чел.; из них 55% - буддисты, 27,5 - католики, 5% - протестанты (относящиеся как к зарегистрированным, так и к незарегистрированным орг-циям). Распространены такие новые религ. движения, как Каодай (10%), Хоахао (5%). В незначительной мере имеются последователи ислама, индуизма, бахаизма (вера Бахаи). В отдаленных горных районах В. до наст. времени встречаются немногочисленные последователи анимизма, не смешанного ни с одной др. религ. традицией. 70% населения практикуют культ почитания предков, при этом совмещают его с принадлежностью к к.-л. др. религии или не относят себя ни к одной из религ. конфессий. Мн. вьетнамцы строят в память о предках усыпальницы или устанавливают дома алтарь. В день памяти, в 3-й день 3-го месяца лунного года, последователи этой религии посещают могилы предков. Богатые люди перезахоранивают предков в надежде на то, что это принесет семье благосостояние.

Буддизм

во В. исповедуют 10 млн верующих: буддисты Махаяны (9 млн чел.) проживают по всей стране, особенно в густонаселенных районах сев. и юж. дельт, меньшая часть - в высокогорных районах, хотя миграция в эти места меняет ситуацию. Буддизм Тхеравады (Хинаяны) практикует кхмерское меньшинство (1 млн чел.) на юге, в дельте Меконга.

Православие

Численность постоянно проживающих в стране православных, в основном иностранцев, незначительна - не более 1,5 тыс. верующих.

Католическая Церковь

во В. имеет 3 митрополии: Ханой (во главе с архиеп. Жозефом Нго Куанг Кьетом), Хюэ (во главе с архиеп. Этьеном Нгуен Ню Тхе) и Хошимин (во главе с архиеп. Хошимина кард. Жаном Батистом Фам Минь Маном). Митрополии включают 25 епархий, 2559 приходов, к-рые насчитывают 44 епископа, 2004 епархиальных священника, 408 иеромонахов, 5 перманентных диаконов, 2315 монахов, 9548 монахинь. Общее количество католиков - ок. 5,5 млн чел.

Протестантские церкви, деноминации

По данным на 2004 г., во В. ок. 350 тыс. чел. являются членами единственной официально зарегистрированной протестант. орг-ции - Евангелической Церкви Вьетнама (Evangelical Church of Vietnam). Однако в 2 раза больше верующих являются членами многочисленных неофиц. малых церквей (т. н. Small Churches или House Churches), наиболее распространенных в сельских районах, где проживают этнические меньшинства. 200 тыс. протестантов принадлежат к мыонг, тай и др. этносам сев.-зап. провинций, где движение домовых церквей было инспирировано в нач. 80-х гг. XX в. радиостанциями с Филиппин на мыонгском языке, а в последующие годы различными миссиями, в основном мыонгскими. Ок. 350 тыс. протестантов из народностей еде, джарай, банхар, кохо проживают в высокогорьях Центр. В. Церковь Меннонитов имеет 26 общин с общим числом верующих 1100 чел. Ассамблеи Бога насчитывают 46 общин, объединяющих 3 тыс. чел. Неохаризматические орг-ции представляют собой наиболее быстро растущие религ. движения во В. по количеству верующих. Согласно приблизительному подсчету, последователями неофиц. домовых церквей являются 175 тыс. чел. К адвентистам Седьмого дня во В. принадлежат 7625 чел., к-рые составляют 31 общину. Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней) имеют неск. сот последователей, рассеянных по всей стране, с наибольшим сосредоточением в крупных городах, таких как Хошимин и Ханой. Нек-рые стали членами данной орг-ции до 1975 г., другие вступили в нее, находясь в эмиграции в Камбодже.

Секты и новые религиозные движения

В 1957 г. в стране начали работу представители Агентства библейских переводов Дж. Уиклифа (АБПУ - Wycliffe Bible Translators), к-рые переводили Свящ. Писание на различные языки В. Распространением переводов Библии занимались такие орг-ции, как ВЕКП, Лига карманного Писания (Pocket Testament League) и др. В 1973 г. работу по переводу Свящ. Писания на многочисленные языки В. продолжили лингвисты Международной организации живых Библий (Living Bible International) совместно с сотрудниками ХМА и АБПУ. При помощи Объединенных библейских обществ (ОБО - United Bible Societies) им удалось перевести НЗ на более чем 20 из 30 горных языков В. Первый полный перевод Библии на горный язык - это Библия на языке раде, изданная в 1974 г., в том же году на горный язык джарай был переведен НЗ и сборник протестант. гимнов. По данным на 2003 г., во В. полный перевод Библии есть на 4 языках (лао, кхмерский, юэ, раде), перевод НЗ - на 12 языках, на 20 языках есть переводы отдельных частей Свящ. Писания - Ветхого и Нового Заветов.

В 60-х гг. во В. было основано ок. 10 специфических вьетнам. протестант. орг-ций, наиболее крупные из них - Вьетнамская Церковь Христа, основанная выходцами из Филиппин, Церковь Бога и т. н. Христова Церковь.

В 1972 г. на встрече лидеров протестант. орг-ций В. с представителями Национального Совета Церквей США был заявлен протест против амер. оккупации. Подобные контакты были и с лидерами Всемирного Совета Церквей в 1973 г., когда на юге В. было 276 сотрудников из 23 иностранных миссий. После окончания вьетнам. войны в 1975 г. эти орг-ции были распущены, а их представители высланы из страны. В связи с объединением сев. и юж. частей В. и образованием СРВ в 1976 г. было принято решение воссоздать единую протестант. орг-цию - Евангелическую Церковь Вьетнама (ЕЦВ).

До 2001 г. на севере В. лишь 15 приходов, принадлежащих к ЕЦВ, имели легальный статус. С 1988 г. по наст. время ЕЦВ не проводила ежегодных собраний и не избирала главу руководящего органа, т. к. ЕЦВ не удалось договориться с правительством о новом главе орг-ции.

В апр. 2001 г. гос-во присвоило легальный статус Южной Евангелической Церкви Вьетнама (ЮЕЦВ), являющейся отд-нием ЕЦВ на юге В. Однако местные власти признают лишь 20 из неск. сот общин, вошедших в состав ЮЕЦВ в центральных районах В., где большое количество легальных и малых домовых церквей влились в ЮЕЦВ еще до ее признания. С разрешения правительства ЮЕЦВ в февр. 2003 г. открыла в Хошимине богословскую школу, где обучаются 50 студентов.

В. А. Радаев, Э . Небольсин

Православие

В 30-х гг. XX в. архиеп. Шанхайский Иоанн (Максимович) провел длительное время в порту Сайгон, организовывая переправку рус. беженцев на Филиппины. В кон. 90-х гг. во время первой миссионерской поездки свящ. РПЦ Дионисий Поздняев отслужил молебны и совершил таинство Крещения в Ханое и в г. Вунгтау на юге В. В дек. 2000 г. с архипастырским визитом побывал в стране председатель ОВЦС МП митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). По результатам его поездки Свящ. Синод РПЦ принял решение о целесообразности открытия прихода РПЦ в Вунгтау.

Первая правосл. литургия в Вунгтау была совершена весной 2001 г. в Великий четверток сотрудником ОВЦС МП свящ. Владимиром Александровым. В июле того же года Свящ. Синод РПЦ благословил открытие в Вунгтау храма в честь Казанской иконы Божией Матери, куда для проведения богослужений приезжают священники МП.

Религиозное законодательство

Ст. 70 Конституции СРВ 1992 г. закрепляет за гражданами В. свободу совести и вероисповедания, а также декларирует равенство всех религ. конфессий перед законом. Принципы и политику КПВ и вьетнам. гос-ва в отношении религии определяют также Директива № 37 ЦК КПВ от 2 июля 1998 г. «О работе с верующими в новых условиях» и постановление правительства СРВ № 26 от 19 апр. 1999 г. «О религиозной деятельности», к-рые конкретизируют конституционные положения и направлены на обеспечение беспрепятственной религ. деятельности при условии, что свобода совести и религии не будет осуществляться вразрез с законами и политикой гос-ва. Указ Постоянного комитета Национального собрания СРВ от 13 июля 2004 г. «О вероисповедании и религиозной деятельности» регламентирует деятельность религ. орг-ций, верующих и священнослужителей в соответствии с местным законодательством; документ предусматривает порядок регистрации религ. орг-ций во В. Ст. 1 гласит, что гос-во гарантирует верующим право на свободу совести и отправления религ. культов, исповедания или неисповедания к.-л. религии, а также равенство всех религий перед законом. Граждане должны проявлять веротерпимость. Ст. 4 гарантирует защиту законом пагод, церквей, мечетей, мон-рей, иных зданий религ. общин и религ. образовательных учреждений. Ст. 6 предусматривает, что отношения гос-ва и др. национальных или международных орг-ций, деятельность к-рых имеет отношение к религ. вопросам, будут строиться на принципах уважения независимости и суверенитета друг друга, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства, взаимной выгоды в соответствии с их правилами и международными законодательством и практикой. Ст. 9 закрепляет за верующими право свободно исповедовать и выражать свои религ. взгляды, молиться, участвовать в религ. деятельности и религ. обрядах, изучать основы веры, к-рую они исповедуют. Ст. 12 устанавливает ответственность религ. орг-ций за регистрацию в местных народных комитетах своих ежегодных программ религ. деятельности и предусматривает, что религ. мероприятия, не указанные в зарегистрированной программе, проводятся с разрешения компетентных органов власти. Ст. 15 оговаривает возможность приостановления религ. или связанной с ней деятельности в случаях нарушения национальной безопасности, общественного порядка, национального единства и культурных традиций, посягательства на жизнь, здоровье, человеческое достоинство, право собственности и в др. случаях нарушения законодательства. Ст. 16 признает религ. статус за орг-циями в случае, если вероучительные основы религии, к-рую они исповедуют, не противоречат нравам и обычаям, а также интересам общества; если их уставные документы и установки тесно связаны с народом и не противоречат нормам закона; если их религ. деятельность зарегистрирована и осуществляется на постоянной основе; если они имеют легальный офис, структуру и представительство; если их название не повторяет наименование др. признанной компетентными органами власти орг-ции. Орг-цию, имеющую свои структуры с единым руководящим центром более чем в одной провинции или одном городе, регистрирует премьер-министр, а в рамках одной провинции или одного города это делает председатель Народного комитета. Ст. 19 уточняет, что деятельность религ. объединений в пределах одного сельского или городского района, провинциального центра или города провинциального подчинения подлежит регистрации в народных комитетах районов, где они действуют. Если эта деятельность охватывает более чем один сельский или городской район, провинциальный центр или город провинциального либо центрального подчинения, то религ. объединения регистрируют народные комитеты провинций. Религ. объединения, деятельность к-рых выходит за рамки одной провинции или города центрального подчинения, подлежат регистрации центральным правительственным органом, отвечающим за религ. деятельность. Ст. 20 определяет возможность функционирования мон-рей и иных мест совместного отправления культов после их регистрации компетентными гос. органами. Ст. 22 предполагает наличие вьетнам. гражданства у лиц, облеченных религ. властью и занимающих выборные должности в религ. объединениях, а также соблюдение ими норм закона, поведения, морали и общественной нравственности, присутствие у них чувства национальной солидарности, понимание ими необходимости национального возрождения. Религ. орг-ции обязаны регистрировать этих лиц в компетентных гос. органах, а также своевременно информировать гос. органы о лишении их сана или об освобождении их от занимаемых выборных должностей. Ст. 24 фиксирует норму, согласно к-рой для открытия духовных школ по религ. профессиональному обучению требуется разрешение премьер-министра. Согласно ст. 25, религ. церемонии за пределами сакральных зданий дозволяются по разрешению народных комитетов тех сельских или городских районов, где они проводятся. В случае если они выходят за рамки одного сельского или городского района, провинциального центра или города провинциального подчинения, разрешение на их проведение дает народный комитет провинции. Ст. 37 обязывает приезжающих во В. иностранцев соблюдать вьетнам. законы, ввозить религ. лит-ру, статьи и публикации религ. характера только для собственных нужд. На них распространяются те же условия отправления культов в сакральных зданиях, что и в отношении вьетнам. верующих. Они обязаны уважать правила для религ. орг-ций. В соответствии со ст. 38, в случае если данный указ противоречит обязательствам страны, вытекающим из подписанного вьетнам. гос-вом международного договора, действует как имеющее приоритет положение международного договора.

Лит.: Fall B . B . The Political-Religious Sects of Vietnam // Pacific Affairs. 1955. Vol. 28. N 3. P. 235-253; Vietnam: the Christian, the Gospel, the Church. Phil., 1967. P. 20-27; Missions and Organizations in South Vietnam / Ed. R. E. Reimer. Saigon, 1973. P. 50; Григорьева Н . В . К вопр. о восприятии христианства в странах Дальневост. ареала: Христианство и традиц. религ. синкретизм во Вьетнаме // Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. Спб., 1993. С. 147-151; Андросов В . П . Словарь индо-тибетского и рос. буддизма: Главные имена, осн. термины и понятия. М., 2000. С. 64; Атнашев В . Р . Распространение ислама в Тямпе - пример межцивилизационных контактов // Восточная Азия - Санкт-Петербург - Европа: Межцивилизационные контакты и перспективы эконом. сотрудничества: Тез. и докл. Междунар. науч. конф., 2-6 окт. 2000 г. СПб., 2000. с. 113-118; Колотов В . Н . Южный Вьетнам: новые технологии управления колонией // Там же. с. 169-182; Новакова О . В . Католич. Церковь в совр. Вьетнаме в свете контактов двух цивилизаций: Западноевроп. и Дальневост. // Там же. С. 245-248.

В . А . Радаев

У народов, населяющих территорию Вьетнама , в разные периоды их этнической истории были распространены различные религиозные системы и верования: анимизм, тотемизм и другие ранние формы религиозных верований; культы покровителей и культ предков во всех его проявлениях; буддизм хинаяны и махаяны; даосизм; конфуцианство; равно как и вьетнамизированная форма синтеза трех последних; индуизм; ислам; христианство.

В ХХ веке при сохранении у вьетов и других народов традиционных верований и комплекса "трех религий" с преобладанием буддизма, а также развитии различных течений христианства (после 1954 г. во Вьетнаме происходило достаточно активное распространение протестантства) был отмечен отход от религиозной жизни значительной части населения. Характерной особенностью данного периода стало формирование и распространение в южном Вьетнаме "новых" вьетнамских религий - каодаизма, хоахао.

Народы, населяющие горные и труднодоступные районы Вьетнама, за исключением обращенных в христианство, в своей основной массе продолжали сохранять традиционные формы верований. Для вьетнамских кхмеров, как и в прежние века, характерно поддержание традиций буддизма хинаяны; для различных конфессиональных групп тямов - индуизма, ортодоксального ислама и ислама-бани; а для этнической общности хоа - поддержание традиционных верований, являющихся интегрирующим фактором для различных этнических групп и одним из факторов обособления хоа от других народов Вьетнама.

Общая численность верующих в стране официально оценивается цифрой более 20 млн. человек (что составляет около трети населения страны).

Большинство вьетнамцев, независимо от религиозных предпочтений и политических воззрений, считает, что хранить память о предках - это их нравственный и религиозный долг. Могила есть пристанище усопших, но фактически они не мертвы: когда человек становится покойником, его душа продолжает свое существование. Живые и мертвые обитают в одном и том же мире, но существуют в разных формах.

Поэтому предки принимают участие в повседневных делах своих потомков и защищают их, иногда посещая во время сна или предупреждая о грозящей опасности. Ввиду того что души предков играют столь важную роль в судьбах и благополучии последующих поколений, сыновние и дочерние обязанности требуют соблюдать длительный траур по умершим, заботиться о жертвоприношениях и содержать в порядке могилы и кладбища.

Вьетнамские христиане по совокупности многих признаков (отличительные особенности культуры и самосознания, обусловленные религией, тенденции к заключению внутригрупповых браков и компактному расселению) представляют собой особую этноконфессиональную общность. В рамках этой общности выделяются 2 этноконфессиональные группы: вьеты-католики (около 5 млн. человек, согласно официальной статистике) и вьеты-протестанты (около 300 тыс. человек, представляющих 10 различных протестантских течений и организаций).

Каодаизм представляет собой эклектическое соединение традиционных дальневосточных религий и культов, а также христианских традиций с элементами спиритизма и верой в высшее божество, именуемое Као Дай, символом которого является заключенное в треугольник "всевидящее око".

В 1990-х годах в стране еще насчитывалось приблизительно 1 млн. сторонников каодаизма и ок. 0,5 млн. последователей хоахао.

Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть тямов (чамов) придерживается индуизма, другая часть - ислама.

Степень интенсивности религиозной жизни населения во Вьетнаме может считаться достаточно высокой, особенно у последователей христианства, каодаистов, буддистов-кхмеров и тямов - ортодоксальных мусульман.

При этом религиозная жизнь на Юге Вьетнама отличается гораздо более высокой степенью активности и разнообразием по сравнению с Северным Вьетнамом.

Подавляющая часть населения Вьетнама, как и в предшествующие исторические эпохи, отличается веротерпимостью и готовностью к религиозному компромиссу



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло