Счастливый малыш играет и заливисто смеётся – радостная картина. А если время позднее и скоро укладываться спать? Опытные родители знают, чем грозит такое веселье – сбитый режим, истерика, долгое укладывание. К сожалению, во многих семьях такая картина повторяется постоянно. Выход есть: надо выработать ритуал сна ребёнка.

Основная «проблема» малышей – они не могут сами успокоиться, процесс возбуждения превалирует над торможением. Именно поэтому разыгравшиеся вечером дети устраивают истерику и не могут нормально уснуть.

Задача родителей – создать привычку спокойного засыпания. Сформировать её поможет особый ритуал отхода ко сну ребёнка. Конечно, придется дисциплинировать в первую очередь себя. Надо будет привыкать к режиму и чётко следовать ему долгое время. Но результат того стоит – спокойный, здоровый и уравновешенный ребёнок и родители, у которых есть «свое» вечернее время.

Прежде всего, установите оптимальное время укладывания на ночной сон. Педиатры рекомендуют промежуток от 20.30 до 21.30.

  • Спокойная обстановка.

Перед отходом к сну прекратите любые шумные игры. Обстановка в доме должна быть тихой и умиротворяющей – работающему телевизору и громкой музыке точно стоит отказать.

Вечернее купание способствует расслаблению и крепкому ночному сну. Эту процедуру следует проводить ежедневно, в одно и то же время. Купать кроху лучше вдвоём, например папа готовит ванну, а мама раздевает малыша.

Искупавшегося малыша необходимо обсушить мягким полотенцем. Чтобы малютка не замёрз, его заворачивают в другое свежее и сухое полотенце и пока не одевают, чтобы дать маленькому тельцу немного отдохнуть от подгузника и одёжки. Температура воздуха в комнате малыша после купания должна быть не меньше 22°С.

Затем рекомендуется аккуратно почистить маленькие ушки и носик специальными ватными палочками, а все складочки на теле, особенно в паховой области, смазать детским маслом или посыпать присыпкой. Если ещё не зажила пупочная рана – обязательно обработать пупок, см. как обрабатывать пупок.

Такие ежедневные гигиенические процедуры служат хорошей профилактикой опрелостей у младенцев и помогают поддерживать ушки и носик карапуза в чистоте.

Перед кормлением одеваем кроху в одёжку для сна. Верхний свет уже лучше выключить, оставив только ночник. В первые дни грудничок может нервничать или возбужденно оглядываться, тогда спокойно возвращаем его к принятию пищи, нежно поглаживая по спинке.

Наступает самый ответственный момент, правило трех «Т»: тихо, темно и тепло. Некоторые детки после купания и кормления практически сразу засыпают сами. Если этого пока не происходит, малютку укачивают на руках, напевая колыбельную или включив спокойную тихую музыку для деток. Со временем он привыкнет и поймет, что набор определённых действий заканчивается сном.

После года ритуал укладывания ребёнка меняется. Пока малыш находится на грудном или искусственном вскармливании, кормления остаются. Постепенно вечернее кормление после купания заменяется ужином до водных процедур. Важно не разрушать выработанную привычку, а постепенно менять её по мере взросления ребёнка, оставляя неизменным одно – определённую последовательность простых действий, помогающих ребёнку быстро и спокойно уйти в крепкий и здоровый сон.

В конечном итоге ритуал отхода ко сну у детей постарше выглядит примерно таким образом:

  • ужин;
  • сказка или недолгий спокойный мультфильм;
  • массаж или просто поглаживание спинки;
  • купание в ванной или душ;
  • чистая пижамка;
  • кружка тёплого молока или обычной кипячёной воды на ночь;
  • поцелуй мамы, колыбельная или сказка.

До года у детей обычно два и даже три дневных сна. Младенец уснёт быстрее, если дневному сну также будет предшествовать определённый ритуал:

  • создание «сонной атмосферы»: отсутствие громких звуков, зашторенная от прямых солнечных лучей детская комната;
  • кормление грудью или из бутылочки со смесью перед укладыванием;
  • укладывание спать с колыбельной или спокойной музыкой для деток.

После года. Самостоятельные дети старше годика очень любознательны и не сидят на месте, а поэтому могут негативно реагировать на попытки уложить в кровать. Ритуал отхода к дневному сну малышей, которым уже минул 1 год, обычно состоит из следующих действий:

  • прийти с прогулки, переодеться в домашнюю одежду;
  • покушать;
  • умыться;
  • сходить на горшок;
  • надеть одежду для сна;
  • взять любимую игрушку;
  • чтение спокойной сказки на ночь, вместо сказки можно спеть колыбельную;
  • если ребёнок просит, то можно дать тёплого молока, воды или сока.

Комната для дневного сна должна быть хорошо проветрена и обязательно затемнена. Если малыш уснул поздно или не просыпается после 5 вечера, то его лучше мягко разбудить, иначе возникнет проблема с ночным укладыванием.

Стремясь соблюдать режим и выработать определенные ритуалы, не забывайте об особенностях вашего малыша. Некоторые дети не любят купаться, а другие категорически против массажа. Отход ко сну должен быть позитивным и радостным, пусть малыш уснет с улыбкой.

  1. Обязательно проветрите помещение перед сном.
  2. Избегайте слишком долгого просмотра мультфильмов, оптимально не более 15–20 минут.
  3. Выбирайте спокойные мультфильмы и сказки.
  4. Не ругайте и не наказывайте малыша, если он не может уснуть.

Каждый родитель хочет для своих детей самого лучшего. Помогите им сформировать полезную и хорошую привычку. Ведь правильный режим сна и бодрствования залог крепкого здоровья и хорошего самочувствия.

Data-ad-format=”fluid”
data-ad-layout=”in-article”
data-ad-client=”ca-pub-4225432977519887″
data-ad-slot=”9391934556″>

Многие мамы полагают, что ребенок, если хочет спать, непременно уснет сам. Но часто, даже после долгого ожидания, сон у малыша так и не наступает.

Не спит сам, значит, не хочет?

Подобное утверждение в 80 % оказывается ошибочным, особенно если речь идет о маленьком ребенке. Более того, это заблуждение может спровоцировать трудности со сном у ребенка в дальнейшем. Случается, что организм малыша просто не успел настроиться на отход ко сну, и сам ребенок не понял, что уже пора. Дело в том, что между дневной или вечерней активностью малыша и временем, когда пора укладываться в кровать и сладко засыпать, должен пройти определенный промежуток времени. А наполнить этот период необходимо ритуалом.

Что такое ритуал, и какую роль он играет в жизни каждого малыша?

Ритуал – это определенный набор конкретных, повторяющихся из раза в раз, изо дня в день, предсказуемых и ожидаемых действий, который обозначает для ребенка границы укладывания и помогает ему психологически и физически успокоиться, расслабиться и подготовиться к отходу ко сну.

Ритуал – это часть режима дня детей, ведь детские психологи полагают, что привычные ситуации, стабильность и упорядоченность для ребенка – это одно из условий психологического комфорта и такого важного для детей чувства защищенности и ощущения безопасности. Малыши еще не умеют определять время и соотносить его с наступлением необходимости есть, идти гулять, спать. А вот по регулярно повторяющимся действиям или их набору кроха уже сможет ориентироваться. На этой основе формируется устойчивая привычка.

Наш мир огромен, он полон информации, которая и для взрослого человека может быть не знакома. А представьте себе малыша, который только начинает свое знакомство с окружающим миром. Для ребенка что ни минута – то новое открытие. Попробуй здесь не растеряться! А когда в этой пучине сведений есть немного привычных, неизменных «островков», малыш чувствует себя более уверенно и расслабляется. Подобная стабильность не позволяет стрессу довлеть над нервной системой ребенка. Мозг получает передышку, благодаря которой может обработать, систематизировать и накопить информацию в свой «багаж» опыта, знаний и умений.

Чем малышу помогает ритуал перед сном?

Ритуал работает и в таких широких масштабах, и выполняет более «приземленные» функции:

  • позволяет ребенку плавно перейти от активной фазы к покою и настроиться на сон;
  • помогает нервной системе ребенка расслабиться, а самому ему успокоиться;
  • превращает отход ко сну в мирный процесс без слез и капризов.

Как выработать ритуал отхода ко сну?

Для начала разберемся, какие именно действия могут составить ритуал. Это может быть расслабляющий массаж, переодевание в одежду для сна согласно сезону, выключение освещения, укладывание любимой игрушки, принятие теплой ванны, прочтение сказки, колыбельная, поцелуй мамы и так далее. Даже легкий перекус может быть частью ритуала . Однако важно, чтобы принятие пищи или кормление грудью не перетекало в сон сразу же, а перемежалось сменой памперса или еще каким-либо действием.

Главные правила здесь – спокойствие, умиротворение и стандартный набор ритуальных действий ежедневно. Каждая мама уже знает свое чадо, поэтому должна сама решить, что для него подойдет. Например, кого-то успокоят водные процедуры, а кто-то, наоборот, расшалится, будет плескаться и веселиться.

Весь ритуал, кроме перекуса и умывания, необходимо проделывать в спальне малыша и отвести на него от получаса времени. Шумные игры и активности необходимо оставить уже на следующий день, можно приглушить освещение, зашторить окна, показывая тем самым, что наступает время сна. Маме необходимо отложить все посторонние дела и сосредоточиться на общении с ребенком, потому что отвлеченность передается и малышу. А внимание мамы сейчас особенно важно и нужно, ведь ее маленький шалун так устал за этот долгий и интересный день!

Для нормализации сна

Если применение вышеуказанных ритуалов не приносит желаемого эффекта: ребенок беспокоен, долго не может уснуть и часто просыпается ночью - может потребоваться применение средств, которые облегчают засыпание и нормализут детский сон. К ним относится немецкий препарат "Дормикинд" , который разработан специально для детей и рекомендован малышам с самого рождения. "Дормикинд" экономичен и отпускается в аптеках без рецепта врача.


Статья «Ритуал перед сном» с сайта центра детского и материнского сна lifesolution.ru (http://lifesolution.ru/blog/article_post/ritual-pered-snom)

Статья «Ритуалы перед сном» с сайта spimalysh.ru (http://spimalysh.ru/zasypalki/ritualy-pered-snom/)

Статья «О пользе регулярных процедур» с сйта johnsonsbaby.ru (https://www.johnsonsbaby.ru/sleep/regular)

Статья «Что такое ритуал перед сном и что он в себя включает?» с сайта консультаций по проблемам сна sleep-expert.ru (http://www.sleep-expert.ru/blog/sonnyie_sovetyi/primeryi_i_idei_ritualov/).



Ритуалы перед сном. Что такое ритуал перед сном и что он в себя включает

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь: /

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Эта брошюра была подготовлена в рамках программы по терапии аутизма, которая проводится при поддержке Autism Speaks.

Брошюра создана с целью ознакомить родителей со способами улучшения сна у их детей с расстройствами аутистического спектра. Многие аутичные дети имеют проблемы со сном, что может вызвать стресс как у самого ребёнка, так и у членов его семьи. Приведённые в данном буклете рекомендации основаны на научных исследованиях и на клиническом опыте специалистов по сну. Описанные здесь стратегии в целом подходят для детей любого возраста, включая подростков, хотя некоторые рекомендации (например, совет избегать дневного сна) направлены на детей старшего возраста, уже не испытывающих потребности в дневном сне.

Данные советы могут помочь улучшить ночной сон вашего ребёнка и скорректировать его режим сна и бодрствования. В брошюру входит информация о том, как:
— Создать комфортную обстановку для сна;
— Выработать ритуал отхода ко сну;
— Поддерживать постоянный режим;
— Научить ребёнка засыпать отдельно от родителей;
— Выработать правильные дневные привычки.

Чтобы улучшить сон ребенка, нужно изменить привычный режим. Например, может понадобится изменить обстановку, в которой ребенок засыпает, или то, как вы разговариваете с ним перед сном и во время ночных пробуждений.

Сложности со сном (например, частые пробуждения по ночам, проблемы с засыпанием или раннее пробуждение) встречаются как у детей с аутизмом, так и у нейротипичных детей. При таких симптомах, как храп, затруднённое дыхание во сне и (или) ночное недержание мочи, следует обратиться за консультацией к специалисту по проблемам сна.

Многие родители могут помочь своим детям справиться с проблемами со сном, следуя советам, предложенным в этом буклете. Вот несколько рекомендаций по выбору оптимальной программы действий:

  • Выбирайте идеи, которые соответствуют образу жизни вашей семьи;
  • Начинайте внедрять новые идеи тогда, когда у вас достаточно времени и энергии для их воплощения;
  • Начинайте с малого и вводите новые изменения постепенно;
  • Запаситесь терпением. Для достижения результата может понадобиться не менее двух недель.

Сколько времени должен спать мой ребёнок?

Нормативно развивающимся детям школьного возраста необходимо 10-11 часов сна. Однако у многих детей с аутизмом потребность в сне бывает снижена. Это следует учитывать: если укладывать такого ребёнка спать пораньше, чтобы он «лучше выспался», ему может быть сложно заснуть. Другие рекомендации по разработке режима сна приведены в разделе «Соблюдайте режим».

Создание комфортной обстановки для сна

Очень важно создать для сна спокойную атмосферу, создающую ощущение защищённости. У ребёнка обязательно должно быть постоянное спальное место. Это может быть его собственная кровать или часть общей кровати, но спальное место должно быть одним и тем же каждую ночь.

В спальне следует поддерживать тишину и темноту, а также комфортную температуру (не должно быть слишком холодно или слишком жарко). Если в комнате слишком темно, установите там небольшой ночник и оставляйте его включённым на всю ночь. Если же в комнату попадает свет от фонарей или солнечный свет по утрам, то можно повесить на окна более плотные занавески.

Ночью в спальне должно быть тихо. Когда ребёнок пытается заснуть, не рекомендуется включать радио, телевизор или музыку: ребёнок может проснуться, если эти звуки внезапно прекратятся. Некоторых детей успокаивает «белый шум», то есть тихий и равномерный звук низкой частоты, например, звук работающего вентилятора или кондиционера. Однако следует избегать шума из соседних комнат: например, шума от игры братьев и сестёр, звука работающего телевизора, компьютера или музыки.

Уделите должное внимание окружающей обстановке. Дети с аутизмом часто более чувствительны ко звукам, которые не мешают другим детям. Например, им может мешать заснуть звук капающей воды из крана или шум от бытовых приборов. Дети с аутизмом могут обладать повышенной чувствительностью к текстуре постельного белья и пижамы. Проверьте, есть ли подобные проблемы у вашего ребёнка. Например, можно попробовать поменять пижаму (на более свободную или, наоборот, более облегающую), либо одеяло (на более лёгкое или, наоборот, более плотное).

Важно, чтобы все члены вашей семьи, находясь с ребёнком, придерживались одного и того же установленного распорядка.Чем более постоянен распорядок, тем проще вашему ребёнку настроиться на сон.

Выработайте ритуал отхода ко сну

Выработайте краткий, ясный и предсказуемый ритуал отхода ко сну. Правильный режим поможет ребёнку научиться расслабляться и настраиваться на сон. Ритуалы успокаивают ребёнка в том числе благодаря своему постоянству. Перед сном следует избегать возбуждающего воздействия телевизора, видео, компьютерных игр, компьютеров, громкой музыки и яркого света. Также не рекомендуется бегать, прыгать и играть в подвижные игры.

Начинайте ритуал отхода ко сну за 15-30 минут до планируемого времени укладывания в кровать. У детей более младшего возраста ритуал отхода ко сну будет короче (например, 15 минут у детей в возрасте одного года), а у детей старшего возраста он может занять больше времени (но не более 60 минут).

Несколько простых советов для разработки правильного ритуала подготовки ребёнка ко сну

  • Все действия ритуала должны происходить в спальне ребёнка (за исключением посещения туалета и чистки зубов) в полной тишине.
  • Вашему ребёнку будет проще успокоиться, если изо дня в день будут повторяться одни и те же действия.
  • Для детей с аутизмом, как и для нейротипичных детей младшего возраста, полезно будет сделать визуальное расписание, напоминающее им правильный порядок действий (см. пример такого расписания ниже).Оно покажет ребёнку, из каких действий будет состоять его ежедневный ритуал отхода ко сну. Наглядное расписание также поможет всем, кто ухаживает за ребёнком, придерживаться одного и того же распорядка. Если ребёнок плохо воспринимает картинки, можно использовать предметы: каждое действие в ритуале отхода ко сну будет представлено предметом, который используется при его совершении.

Обращайте внимание на то, какие действия успокаивают вашего ребёнка, а какие возбуждают. Успокаивающие действия должны стать частью ритуала отхода ко сну, а возбуждающие следует перенести на другое время. Например, если принятие ванны оказывает на ребёнка стимулирующее, а не расслабляющее воздействие, то нужно принимать вечернюю ванну пораньше.

Соблюдайте режим

Выберите время отхода ко сну и придерживайтесь его.
По возможности ваш ребёнок должен ложиться спать и вставать в одно и то же время семь дней в неделю. Выбирайте время отхода ко сну в соответствии с возрастом вашего ребёнка, а также с вашими собственными привычками, чтобы все вы могли придерживаться постоянного режима изо дня в день. Если по каким-то причинам ваш режим пришлось изменить, то проследите за тем, как это влияет на сон вашего ребёнка, и решите, стоит ли сохранить новый режим или же как можно скорее вернуться к старому.

Правильно подберите время
Многие дети (и взрослые) за час до отхода ко сну ощущают прилив энергии, и им сложно заснуть. Если ваш ребёнок не может заснуть более часа, то попробуйте передвинуть время отхода ко сну на полчаса-час позже.

По мере взросления
С возрастом дети ложатся спать несколько позже, но важно, чтобы они по-прежнему получали необходимое количество часов сна. Кроме того, становясь старше, дети часто начинают позже ложиться спать и позже вставать в выходные. Старайтесь, чтобы в выходные ваш ребёнок ложился спать и вставал не более чем на час позже, чем в будни.

Ранний подъём
Даже если ваш ребёнок иногда ложится спать поздно, старайтесь, чтобы он просыпался не более чем на час позже обычного. Хотя может казаться, что лучше дать ребёнку поспать подольше и как следует выспаться, в конечном счёте качество сна зависит от соблюдения режима.

Дневной сон
Если ваш малыш всё ещё нуждается в дневном сне, то следите, чтобы его тихий час также происходил в одно и то же время, желательно в его спальне. После дневного сна будить ребёнка стоит не позднее 16:00, иначе потом ему будет сложно заснуть ночью. Если же ваш ребёнок уже достиг того возраста, когда спать днём не обязательно, не позволяйте ему этого (если только он не болеет). Если дети старшего возраста спят днём, им труднее заснуть ночью.

Не забывайте о еде
Ещё одним ключевым моментом в режиме дня является время приёма пищи. Ребёнок должен завтракать в одно и то же время каждое утро: и в будни, и в выходные. Поздно вечером не рекомендуется много есть. Однако лёгкий перекус может оказать благотворное влияние на сон.

Вставать с восходом, ложиться с закатом
Утренний солнечный свет и ночная темнота также способствуют поддержанию постоянного режима. Утром, когда ребёнок просыпается, откройте шторы и впустите в комнату солнечный свет. Если ребёнок ложится спать в светлое время суток, то нужно задёрнуть шторы в комнатах, где происходит его ритуал отхода ко сну, и обеспечить темноту в спальне.

Научите ребёнка спать отдельно

Почему важно, чтобы ребёнок умел спать отдельно от родителей?

И дети, и взрослые могут просыпаться несколько раз за ночь. Каждый раз, когда мы просыпаемся, мы оцениваем окружающую обстановку и быстро засыпаем снова. Эти пробуждения настолько кратки, что мы часто не помним их утром.

Ребёнку, который не умеет спать один, при каждом пробуждении будет нужна ваша помощь. Если же ребёнок научится спать отдельно от родителей, то он сможет легко засыпать после ночных пробуждений и будет просыпаться утром более отдохнувшим.

Как этому научить?

Когда ребёнок научится засыпать вместе с вами, нужно будет научить его засыпать самостоятельно. Это должно происходить постепенно, в течение нескольких недель. Например, если обычно перед сном вы ложитесь в кровать вместе с ребёнком, то можно изменить эту привычку: несколько вечером просто садитесь к нему на кровать, а затем - на стул рядом с кроватью. Затем продолжайте садиться на стул, но каждую ночь отодвигайте его дальше от кровати, пока не окажетесь снаружи комнаты, вне зоны видимости ребёнка. Вводя эти изменения, постепенно уделяйте ребёнку все меньше внимания, оказываемого посредством разговоров, мимики и взглядов.

Когда вы окажетесь за пределами спальни, а ребёнок расстроен и не засыпает, вы можете подождать несколько минут и снова зайти в комнату. «Визит» должен быть кратким (меньше минуты): просто посмотрите на ребёнка и (или) обнимите, а затем ласково, но твёрдо скажите ребёнку: «Всё хорошо, пора спать. Спокойной ночи», и выйдите из комнаты.

Каждый раз возвращайтесь в комнату ребёнка через всё больший промежуток времени и лишь ненадолго. Когда ребёнок научиться засыпать один, то можно воспользоваться той же методикой при ночных пробуждениях и перед утренним подъёмом.

«Ночной сертификат» как средство обучения

«Ночной сертификат»
Обменный курс:
1 посещение родителя
1 стакан воды
1 объятие
1 поцелуй

Со старшими детьми можно использовать так называемый «ночной сертификат». Он представляет собой карточку или другой предмет, который ребёнок может предъявить вам, если проснётся ночью. «Сертификат» можно обменять на краткий знак внимания, например, на объятие или на стакан воды.

Ребёнку нужно объяснить, что он может воспользоваться «сертификатом» только один раз за ночь, после чего его нужно отдать вам. Вы снова вернёте ребёнку «сертификат» для повторного использования следующей ночью.

Скажите ребёнку, что если он не использует «сертификат» за ночь, то утром его можно будет обменять на подарок. Или же можно разработать систему вознаграждений: например, за каждую ночь, когда ребёнок не использует «сертификат», ему выдаётся наклейка. Когда ребёнок набирает определённое количество наклеек (например, пять), то он получает подарок: небольшой сувенир или совместное посещение какого-либо мероприятия.

Поощряйте привычки, способствующие спокойному сну

Физическая активность
Дневная физическая активность улучшает ночной сон. Дети и взрослые, которые занимаются физкультурой, легче засыпают и крепче спят. Если в школе ребёнок не получает достаточную физическую нагрузку, попытайтесь восполнить этот пробел дома.

Однако занятия физические упражнения не должны происходить в позднее время суток, перед отходом ко сну: они могут оказать стимулирующее воздействие, мешая ребёнку заснуть. Поэтому все сложные или утомительные упражнения должны заканчиваться за два-три часа до сна.

Кофеиносодержащие еда и напитки
Кофеин оказывает стимулирующее воздействие, возбуждая нервную систему и не давая ребёнку заснуть. Воздействие кофеина на организм продолжается в течение 3-5 часов (доходит до 12 часов). Ребёнку может быть сложно заснуть после употребления кофеиносодержащих продуктов (например, шоколада, кофе, чая, газированных напитков) днём или вечером. Некоторые дети спят лучше всего, если вообще исключить эти продукты из их рациона. Большинству же детей достаточно не употреблять кофеиносодержащие еду и напитки в течение нескольких часов перед сном.

Братья и сёстры
Многие семьи задаются вопросом, как изменения в режиме сна одного ребёнка могут повлиять на его братьев и сестёр. Часто соблюдение режима оказывает благоприятное воздействие на всех членов семьи.

Рука помощи: Подумайте о том, как братья и сёстры могут помочь друг другу с отходом ко сну. Например, если все дети будут пользоваться визуальным расписанием, то этому сможет научиться и тот ребёнок, который испытывает трудности со сном. Когда все члены семьи делают одно и то же, то и ребёнку будет легче освоить новый навык.

Совместные игра и отдых: Подумайте над уровнем активности перед отходом ко сну. Братья и сёстры могут помочь друг другу настроиться на успокаивающие занятия.

Разное время отхода ко сну: Некоторые семьи предпочитают, чтобы дети ложились спать в разное время. Это позволяет родителям побыть наедине с каждым ребёнком перед сном. Если ваши дети ложатся спать в разное время, то проследите, чтобы шум не мешал тому ребёнку, который уже пытается заснуть.

Место для сна: Подумайте о том, какое место для сна лучше всего подходит вашему ребёнку. Некоторые дети лучше всего спят в отдельной комнате, а другие – в общей комнате со братьями и сёстрами.

Если ничего не помогает улучшить сон…

Если эти рекомендации не помогают вашему ребёнку и у него по-прежнему наблюдаются нарушения сна, то следует поговорить с врачом и получить направление к специалисту по сну, который рассмотрит медицинские причины нарушения сна и, возможно, назначит лекарства. Мелатониновые и прочие препараты по улучшению сна показывают многообещающие результаты в предварительных исследованиях, но их следует принимать только под присмотром врача.

Источники информации

Отделение Поддержки Семей организации Autism Speaks предлагает информационные ресурсы, методические разработки и поддержку для семей, столкнувшихся с аутизмом: www.autismspeaks.org/family-services. Если бы вы хотели поговорить с представителем отделения поддержки семей организации «Аутизм говорит», свяжитесь с нами по телефону +1-888-288-4762 или по электронной почте [email protected].

Благодарности

Данная брошюра была разработана в рамках программы по терапии аутизма при поддержке организации Autism Speaks. Авторы брошюры — Шелли К. Вейсс, дипломированный врач, член Королевской коллегии терапевтов Канады, детский невролог (Детская больница SickKids Университета Торонто, г. Торонто, Онтарио, Канада), и Бет Энн Мэлоу, дипломированный врач, магистр точных наук, невролог, директор программы по нарушениям сна (Университет Вандербилта, г. Нэшвилл, Теннесси, США). Мы благодарим за участие в рецензировании текста Терри Катц, кандидата наук, психолога (медицинский факультет Университета штата Колорадо), а также Ким Франк, магистра образования, консультанта по образованию (Университет Вандербилта). Идея «ночного сертификата» принадлежит доктору Патрику Фриману («Архивы педиатрии и подростковой медицины», 1999).

Мы выражаем благодарность авторам многочисленных замечаний и предложений, в том числе семьям, участвующим в программе по терапии аутизма. Публикация может быть использована в текущем виде, либо её электронная версия может быть бесплатно адаптирована для выпуска и распространения вашей организацией (например, дополнена полезной контактной информацией). По вопросам адаптации брошюры вы можете связаться с нами по электронной почте [email protected].

Материалы созданы в ходе текущей деятельности программы по терапии аутизма организации «Autism speaks». Программа финансируется в рамках соглашения о сотрудничестве UA3 MC 11054 между Центральной больницей штата Массачусетс и научно-исследовательской программой здоровья матери и ребёнка Управления здравоохранения и медицинского обслуживания Министерства здравоохранения и социального обеспечения США. Ответственность за содержание брошюры несут исключительно её авторы. Их мнение может не совпадать с официальной позицией научно-исследовательской программой здоровья матери и ребёнка Управления здравоохранения и медицинского обслуживания Министерства здравоохранения и социального обеспечения США.

Фактор № 2: неправильный ритуал отхода ко сну

«Отход ко сну» – это не событие. Это скорее путешествие, которое начинается с первого зевка вашего малыша и заканчивается тем, что он наконец засыпает глубоким сном. Вы должны понимать, когда для ребенка наступает время сна, и помочь ему постепенно заснуть.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2

Подобные жалобы часто указывают на то, что причиной нарушения сна у вашего ребенка является неправильный ритуал отхода ко сну.

«Моего малыша нелегко уложить спать».

«Мой малыш засыпает, а потом неожиданно просыпается через некоторое время – десять минут или полчаса».

Подходящее время для сна. Прежде чем помочь малышу заснуть, вы должны определить, когда он будет готов. Вы знаете, как выглядит ваш ребенок, когда он устал? Реагируете ли вы на это незамедлительно? Если вы пропустите «окошко в сон», то потом вам будет труднее его уложить.

План. Одни младенцы засыпают лучше, чем другие. Обычно это дети с ангельским характером и образцовые. Но даже с ними родителям следует быть наблюдательными, потому что каждый ребенок индивидуален. Так что следите за ним и постарайтесь понять, как ведет себя ваш малыш , когда он устает. У новорожденных, которые пока не контролируют ничего, кроме своего рта, зевок является самым важным показателем. Но при этом малыш может также проявлять нервозность (так часто делают раздражительные дети), нетерпение (реактивные дети) или совершать различные непроизвольные движения. Одни широко открывают глаза (тоже характерно для реактивных детей), в то время как другие скрипят, как старая дверь, а некоторые пищат. К шести неделям, когда малыш более-менее координирует свои движения головой, он может отвернуться от вас или от игрушки, а может уткнуться в вашу шею, если вы несете его на руках. Какими бы ни были его знаки, вы должны реагировать на них незамедлительно. Если вы упустите этот удобный момент или попытаетесь продлить время бодрствования, чтобы ребенок потом дольше поспал (очередной миф!), то вам будет труднее научить его засыпать.

ВЕДИТЕ ЗАПИСИ!

Родителям, имеющим трудности с распознаванием сигналов их детей, я предлагаю вести дневник сна. Записи помогут вам развить свои наблюдательные способности. В течение четырех дней записывайте не только то, когда ваш малыш спит и насколько долго, но и то, что он делал перед каждым засыпанием и как выглядел. Я обещаю, что перед вами сразу же возникнет картина, которая, в случае если у вашего малыша есть проблемы со сном, поможет выяснить, почему это произошло.

Постепенное расслабление. Если вам без труда удалось определить, что ваш малыш устал, то можете отнести его в кроватку без всякого перехода от бодрствования ко сну (даже если он какое-то время еще смотрит пристально на стену). Каким способом вы до сих пор укладывали его спать днем и вечером? Пеленали ли вы его? Если малышу с трудом удается заснуть, находитесь ли вы рядом? Ритуал постепенного отхода ко сну – предсказуемый, с повторяемой последовательностью – дает ребенку возможность узнать, что будет дальше, а пеленание позволяет ему почувствовать уют и безопасность. И то и другое, по сути, является сигналом: «Пора переводить стрелки. Готовимся отходить ко сну». Начиная ритуал постепенного перехода ко сну в самом раннем возрасте, вы не только научите малыша умению спать, но также заложите основу доверия на последующие месяцы, когда начнет проявляться сепарационная тревога.

С ребенком в возрасте менее трех месяцев подготовка к дневному или ночному сну обычно занимает не более 15 минут. Некоторым мамам достаточно войти в комнату, задернуть шторы, запеленать и положить малыша, и тот сразу же начнет ворковать и лепетать – и в конце концов отойдет ко сну. Но, как показывает мой опыт, большинству детей, прежде чем они задремлют, необходимо присутствие родителей, успокаивающих их и помогающих совершить переход от бодрствования ко сну. Некоторым – обычно чувствительным и реактивным детям – требуется еще что-нибудь.

План. Мой ритуал «Четыре S» включает этапы S etting the stage (создание обстановки для сна), S waddling (пеленание – подготовка ребенка ко сну), S itting (вы сидите спокойно, не совершая никаких движений) и, если необходимо, – S hush-pat method (убаюкивание и легкое похлопывание – дополнительные несколько минут вы своими движениями помогаете нервному или неугомонному ребенку успокоиться и погрузиться в сон).

Создание обстановки для сна. Будь то дневной или ночной сон, вы в любом случае создаете подходящую для этого обстановку, перенеся малыша из возбуждающего окружения в более спокойное. Войдите в комнату, занавесьте окна и, если хотите, включите негромкую музыку. Последние минуты перед сном должны быть тихими, сдержанными и спокойными.

Пеленание. Пещерные люди пеленали своих младенцев. Представители большинства примитивных культур пеленали своих младенцев. Вашего малыша пеленали в больнице, и вы должны продолжать делать это дома. Лучше всего запеленать малыша перед тем, как положить его в кроватку.

В чем смысл? До трехмесячного возраста дети не контролируют движение своих рук и ног. В отличие от взрослых, которые от чрезмерной усталости становятся вялыми и апатичными, дети ведут себя более энергично – совершают резкие движения руками и ногами, машут ими в воздухе, – когда чувствуют себя уставшими. В это время малыш не отдает себе отчета, что видит собственные конечности. А поскольку он встревожен, движущиеся предметы отвлекают и беспокоят его. Так что в некотором смысле пеленание является одной из форм устранения стимуляции из окружающей обстановки. Я рекомендую пеленать ребенка до трех-четырех месяцев, хотя некоторых можно пеленать и до семи-восьми.

«МОЙ РЕБЕНОК НЕНАВИДИТ, КОГДА ЕГО ПЕЛЕНАЮТ!»

Не могу передать, насколько важно взять за привычку пеленать малыша. К сожалению, многие родители возражают против этого. Они считают, что тем самым ограничивают и сковывают ребенка. Вероятно, они сами страдают клаустрофобией и проецируют свои ощущения на сына или дочь. Вы можете сказать, что ваш «ребенок ненавидит, когда его пеленают, и при этом безумно машет руками и ногами». Но такие движения нельзя рассматривать как сознательные со стороны ребенка. Обычно их вызывает чрезмерная усталость и/или излишнее стимулирование активности, что влечет за собой проблемы при укладывании спать. Запеленав малыша, вы помогаете ему успокоиться. Причиной, по которой мы перестаем это делать примерно в трехмесячном возрасте, является то, в данный период у детей развивается координация движения рук. Впрочем, у некоторых такое происходит к пяти месяцам или позднее (теперь вы понимаете, как важно знать своего ребенка?).

Хотя многих мам обучают пеленанию в роддоме, некоторые не практикуют его (или не придают ему должного значения), когда возвращаются домой. Если вы уже забыли, как это делается, то вот вам памятка. Разложите одеяло (лучше квадратной формы) одним углом к себе. Загните край, так, чтобы получился прямой сгиб. Поместите малыша на одеяло таким образом, чтобы его шея располагалась на этом сгибе, а головка – за пределами края одеяла. Положите его левую ручку ему на грудь под углом в 45 градусов и подтяните правый угол одеяла ему на грудь, подвернув его под левый бок. Нижней частью одеяла прикройте вытянутые ножки ребенка. Наконец, левый угол подтяните к груди и подверните под правый бок. Ребенка нужно пеленать плотно и аккуратно. Некоторых родителей пугает пеленание, потому что они опасаются, что оно препятствует дыханию и мешает младенцу двигать ножками. Однако исследованиями подтверждено, что правильное пеленание не приводит ни к каким нарушениям. Совсем наоборот, с древних времен эта практика применяется для того, чтобы помочь ребенку заснуть здоровым сном.

В какой-то момент, когда вы уже умело пеленаете ребенка, он начинает высовывать ручки наружу и вертеться. Родители в таких случаях могут сказать: «Он больше не хочет лежать запеленатым, он пытается выбраться». И тогда я спрашиваю: «И что вы делаете, когда он ведет себя так?» Одна мама заявила, что пользовалась изолентой, чтобы не позволить малышу раскрутиться! Однако обычно родители говорят, что они в таком случае просто перестают пеленать ребенка. А всего-навсего и маме, и папе следует понять, что, как только у малыша разовьется подвижность, он будет все время двигаться. Некоторые дети начинают это делать в возрасте четырех недель. Они уже могут координировать свои движения шеей и плечами. И если малыш разворачивается, то просто перепеленайте его (но только, пожалуйста, никакой изоляционной ленты!). Позднее, около четырехмесячного возраста, вы можете попробовать оставить одну ручку малыша поверх одеяла, чтобы он шевелил пальчиками и кулачком.

Спокойное сидение. Когда ребенок уже запеленат, посидите с ним спокойно около пяти минут, держа его в вертикальном положении. Для совсем маленького младенца лучше всего будет, если вы повернете его к себе, так, чтобы он мог уткнуться лицом вам в шею или в плечо и чтобы не происходило никакой визуальной стимуляции. Не трясите и не качайте его, не расхаживайте с ним по комнате. Я-то знаю, что многие так делают. Мы видим это в фильмах, видим, что так ведут себя наши подруги. В большинстве случаев качание на руках и потряхивание оказывают стимулирующее действие, а не успокаивают ребенка. И если вы его покачиваете или ходите с ним слишком быстро по комнате, то, наоборот, побýдите его к активности. Как только вы почувствуете, что его тело расслабилось, можете слегка отстранить его от себя. В этот момент ребенок начинает впадать в глубокий сон. Теоретически вам бы надо уложить его в кроватку прежде, чем он заснет. Не с каждым малышом это удается, но вы должны поставить перед собой такую цель и стремиться ее достичь. А когда вы пытаетесь его положить, то говорите ему: «Сейчас ты уснешь. Я буду с тобой, когда ты проснешься». Поцелуйте его и положите в кроватку. Поймет или не поймет он смысл ваших слов, но он воспримет их чувствами. Если вы видите, что он утих, выйдите из комнаты и дайте ему возможность самому погрузиться в сон. Если у него нет трудностей с засыпанием, то вы не должны ждать, когда он заснет . Если вы его запеленали и он утих, поверьте, что дальше он справится сам. Проведенный Национальным фондом сна Америки в 2004 году опрос (об этом в главе 7) показал, что те дети, что засыпают самостоятельно, лучше спят. Младенцы, которых укладывают в кроватку до того, как они заснули, обычно могут проспать дольше тех, кого положили в кроватку спящими, и вероятность просыпания дважды или трижды ночью у них в три раза ниже.

Убаюкивание и поглаживание. Если ваш малыш немного беспокоен или начинает плакать, когда вы его кладете в кроватку, вероятнее всего, он готов ко сну, но ему требуется физическое воздействие , чтобы заснуть. И вот здесь есть риск положить начало бессистемному воспитанию. Родители пытаются раскачивать и потряхивать малышей, чтобы успокоить. Я хочу вам предложить другой способ – метод убаюкивания и легкого похлопывания: Вы одновременно нашептываете в ушко малышу «Ш-ш-ш… ш-ш-ш…» и гладите его спинку. Подобное можно применять к детям до трехмесячного возраста, которые сами не могут заснуть. Их такое успокаивает и отвлекает от всего остального. Но надо знать, как это делать.

Ребенок должен лежать в кроватке. Если он не засыпает, положите его себе на плечо и похлопывайте посередине спины ритмичными, как тиканье часов, движениями. Ваши движения должны быть достаточно уверенными. Похлопывайте не сбоку, не в нижней части спины, где находятся почки, а именно посередине.

Делая так, поднесите губы к ушку младенца и начните шептать – медленно, но не слишком тихо: «Ш-ш-ш… ш-ш-ш… ш-ш-ш…» Тяните этот звук, чтобы он был немного свистящим и продолжительным, а не как стук колес поезда. Самое главное – передать малышу чувство уверенности, словно говоря ему: «Я знаю, что делаю». Не будьте слишком робкими или мягкими. Не дуйте малышу прямо в ухо, чтобы не причинить вреда барабанной перепонке; вместо этого направьте звук немного в сторону .

Как только вы почувствуете, что дыхание ребенка становится глубже, а тело расслабляется, тихо уложите его в кроватку, повернув слегка на бок, чтобы у вас был доступ к его спине. Некоторые родители жалуются, что не всегда удобно поглаживать спинку, когда ребенок лежит в кроватке, и что тогда приходится поглаживать его по плечу или груди. Я не считаю, что это эффективно. Я предпочитаю положить малыша чуть на бок и слегка похлопывать по спине. Если вы его запеленали, то вам его легче будет расположить как надо, а чтобы он не переворачивался, можно что-нибудь подложить, например скрученное полотенце. Поместите одну руку на груди младенца и начните слегка похлопывать его по спинке. Затем вы можете наклониться к его уху и пошептать. Если в комнате недостаточно темно, допускается подержать ладонь (не положить, а именно подержать) над глазами ребенка, чтобы исключить визуальную стимуляцию.

Используйте этот прием, когда ребенок уже в своей кроватке. У меня уходит семь-десять минут на то, чтобы малыш успокоился. Впрочем, даже когда он затихает, я продолжаю его поглаживать до тех пор, пока не замечаю, что он сконцентрирован только на этом, и тогда я начинаю похлопывать все медленнее и медленнее и перестаю нашептывать на ушко. Если малыш еще не спит, я продолжаю баюкать его, пока он не задремлет. Если он принимается плакать, то я беру его на руки и точно так же начинаю поглаживать и успокаивать его, положив к себе на плечо. Потом его будет можно опустить в кроватку, продолжая гладить и убаюкивать. Если он начнет снова капризничать, тогда следует начать все сначала .

Когда он задремлет, отойдите от кроватки и постойте несколько минут, чтобы проверить, заснул ли он глубоким сном или снова может пробудиться, как это бывает у младенцев. Запомните, что малышам требуется 20 минут, чтобы пройти через три стадии: окно в сон (момент, когда вы замечаете признаки, указывающие на то, что ребенок хочет спать, и создаете для этого обстановку); зона (глаза малыша затуманиваются, после того как вы его запеленали); постепенное расслабление (он засыпает). Последняя стадия самая сложная – здесь вам надо хорошо понимать своего ребенка. Если он относится к тому типу детей, которые спят неровно и урывками, то ему потребуется дополнительное убаюкивание и поглаживание.

Часто случается следующее: вы видите, что малыш закрыл глаза, и думаете: «Слава богу, он уснул». Вы перестаете его поглаживать и выскальзываете из комнаты, но как только вы это делаете, его тело начинает судорожно подергиваться и глаза широко открываются – ваш малыш проснулся. Если вы слишком быстро покинете комнату, то потом вам придется приходить и уходить в течение полутора часов через каждые 10 минут. И всякий раз вам придется начинать снова двадцатиминутный процесс (если ваш малыш относится к чувствительному, реактивному или раздражительному типу, у вас это займет еще больше времени).

Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда мама просто помещает ребенка в кроватку и ждет, что он уснет. А малыш не спит!

Обычно в таком случае говорят: «Захочет спать - уснет сам».

Подобное убеждение не всегда верно и вызывает определенные проблемы с детским сном. Очень часто ребенок попросту не настроился на сон, не смог быстро войти в спокойное состояние или же вообще не понял, что сейчас пора спать.

Между активностью и сном необходим транзитный период, в течение которого мы помогаем малышу подготовиться ко сну. Заполняем этот промежуток ритуалом.

Что такое ритуал перед сном?

Ритуал перед сном - это установленная последовательность действий, повторяемая каждый день перед каждым сном. Обычно ритуал перед дневным сном короче, чем перед ночным.

Для чего нужен ритуал укладывания?

Особенности нервной системы в раннем возрасте таковы, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Нам просто необходимо помогать детям успокоиться и войти в режим отдыха.

Ритуал помогает настроиться на сон. Подает четкий сигнал ребенку о скором начале отдыха. Любые установленные привычки работают подсознательно: мозг сам начинает готовиться ко сну, как только начинаются знакомые действия.

Наличие ритуала - это существенная поддержка для вас в нестандартных ситуациях. Например, вы поехали в отпуск или ночуете на даче. В новой обстановке и взрослому порой трудно уснуть, а что говорить о ребенке. В таком случае на помощь приходит любимый ритуал.

Пример ритуала в возрасте 0-6 месяцев:

  • ванна,
  • легкий массаж,
  • пеленание или переодевание в одежду для сна,
  • грудь или бутылочка,
  • укладывание в кроватку или кровать при совместном сне,
  • выключаем свет,
  • колыбельная,
  • включаем белый шум.

Пример ритуала в возрасте 6-18 месяцев:

  • ванна,
  • переодевание в одежду для сна,
  • "сказать" спокойной ночи папе и другим членам семьи,
  • укладывание любимых игрушек спать,
  • грудь или бутылочка,
  • просмотр яркой книги по возрасту,
  • укладывание в кроватку или кровать.
  • выключаем свет в спальне,
  • включаем белый шум.

Вы можете включать в ваш порядок, что считаете нужным. Главное, чтобы вы могли поддерживать свои правила каждый день и в долгосрочной перспективе. Например, вы не сможете носить на руках по 20 минут ребенка, который весит 16 кг, но вы сможете держать его на коленях.

Ритуал - это сугубо индивидуальная вещь. Он должен быть разработан именно для вашего ребенка в его конкретном возрасте. Например, если одного ребенка купание в ванне перед сном хорошо расслабляет, то другого наоборот возбуждает. Некоторые родители даже переносят купание на утро, так как видят, что ребенок чрезмерно возбуждается. Смотрите на своего малыша.

Задача ритуала - расслабить, а не возбудить.

Какие проблемы появляются из-за отсутствия ритуала?

Дети обожают предсказуемость. Отсутствие регулярности вносит хаос в их сознание.

Если у ребенка нет ритуала укладывания на сон или же если ритуал неадекватен возрасту, возможны следующие трудности:

  • Ребенок долго не засыпает.
  • Днем спит только короткими снами .
  • Засыпает, но быстро просыпается.
  • Часто просыпается ночью.

Возрастные особенности ритуала перед сном.

0-4 месяца.

До четырех месяцев часто требуется помогать младенцу уснуть. Навыки самоуспокоения еще не развиты: поэтому частью вашего ритуала может быть укачивание, засыпание на руках или на груди.

4 -12 месяцев.

Особенно критичным становится отсутствие ритуала после трех-четырех месяцев. Если до этого возраста ребенок мог спать всегда и везде, то после четырех месяцев сделать это становится все сложнее. Малыш теперь осведомлен об интересном окружающем мире, и ему не так легко согласиться, что пора спать. Заведенный ритуал создает позитивную привычку успокаиваться и не сопротивляться сну. Малыши обожают регулярность и предсказуемость!

от полутора лет и старше.

В 1,5-3 года дети начинают во всю проявлять свой характер: очень часто сон не входит в их планы. Наличие привычного порядка позволяет быстро «переключить» малыша на сон. Наличие ритуала перед сном становится жизненно важным вопросом для установления границ в поведении .

Для детей в возрасте от двух лет критично адаптировать ритуал так, чтобы вы могли поговорить с малышом, обсудить волнующие его темы. Если ваш ребенок не умеет говорить, тем не менее, в возрасте от полутора лет когнитивные способности уже достаточно высоки. Поэтому после укладывания в кроватку вы можете тихим голосом рассказать малышу то, что считаете важным и нужным.

Как избежать проблем со сном в старшем возрасте, читайте .

Почему у моих знакомых в помине не было никакого ритуала, а дети прекрасно спали?

Бывают дети, которые действительно не доставляют никаких хлопот родителям. Это малыши с очень спокойным темпераментом: маленькие ангелочки. Действительно, для таких детей отсутствие ритуала (как впрочем, и множества иных ухищрений родителей) не доставляет никаких сложностей. Они прекрасно засыпают и спят по 3 часа днем и не беспокоят родителей всю ночь. Но если ваш ребенок требовательный, очень активный, обладающий непростым характером, то наверняка вы столкнетесь с теми или иными сложностями сна. Именно вам и нужен ритуал.

Когда начинать ритуал укладывания?

Для детей до шести месяцев жизни начинайте, как только видите признаки усталости в ребенке.

Для малышей старше шести месяцев начинайте также при признаках усталости или за 30 минут до желаемого времени начала сна. Если вашему ребенку от 6 до 18 месяцев, то здесь вам будет полезно знать максимальные возрастные интервалы бодрствования . Соответственно, начинайте подготовку ко сну за определенное время до истечения интервала.

Некоторые советы по организации ритуала.

Ритуал будет успешным, если:

  • Он регулярный (перед каждым сном и каждый день).
  • Вы меняете его по мере взросления малыша.
  • Все, кто помогает Вам с ребенком, знают и применяют устоявшиеся правила. Например, если ребенок ночует у бабушки, то она должна воспроизвести ваш ритуал либо применять свой.
  • По мере взросления малыша с разными взрослыми могут быть разные ритуалы. Главное, чтобы они также были регулярны и постоянны.
  • На дневной и ночной сон ритуалы могут быть отличными как по наполнению, так и по продолжительности.
  • Уберите все возможные раздражители, мешающие проведению ритуала. Например, бегающая по комнате кошка будет отвлекать ребенка, а не успокаивать. А незакрытая дверь позволит шуму из других комнат проникать в спальню и мешать вам.

Безопасность на первом месте.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло