Смутное время (смута) кратко (причины, осн. Этапы, последствия) Ист10

Этапы Смутного времени

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Этапы Смутного времени
Рубрика (тематическая категория) История

Смутное время в России. Причины, сущность, этапы, итоги.

Причины:

1) Установление 5-летнего срока сыска и возврата беглых крестьян – еще один шаг на пути к крепостному праву.

2) Три неурожайных года подряд (1601-1603), которые привели к голоду, до предела обострившему внутреннее положение в стране.

3) Недовольство всœех – от крестьян до бояр и дворян – правлением Бориса Годунова.

4) Масса крестьян и посадских людей центральных и северо-западных районов, разоренных войной, эпидемией чумы и опричниной.

5) Уход крестьян из сел и городов; упадок хозяйства.

6) Обострение классовой борьбы.

7) Развитие противоречий внутри господствующего класса.

8) Ухудшение международного положения государства.

9) Кризисное положение в экономической и политической жизни страны.

Первый этап (1598-1605 гᴦ.)

На этом этапе появились первые признаки дестабилизации сис­темы, но управляемость сохранялась. Такая ситуация создавала условия для осуществления контролируемого процесса изменений путем реформ. Отсутствие претендента с твердыми правами на престол после смерти Федора Иоанновича было крайне опасным при самодержавной, ничем не ограниченной власти. Важно было обеспечить непрерывность власти. В 1598 ᴦ. состоялся Земский Собор, его состав был широким: бояре, дворяне, приказные, гости (купцы) и представители всœех ʼʼхрестьянʼʼ. Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова, который фактически правил страной. Боярская дума собралась отдельно от Земского собора и призвала присягнуть Думе как высшему органу власти. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникла альтернатива: либо избрать царя и жить по-прежнему, либо присягнуть Думе, что означало возможность изменений в общественной жизни. Исход борьбы решила улица, выска­завшись за Бориса Годунова, который согласился на царство.

Положение большинства народа было бедственным. В начале XVII века сельское хозяйство пришло в упадок, к этому добавились стихийные бедствия. В 1601 году разразился страшный голод, который продолжался три года (только в Москве погребли в братских могилах более 120 тыс. человек). В трудных условиях власть пошла на некоторые послабления: был восстановлен Юрьев день, организована раздача хлеба голодающим. Но и эти меры не сняли напряженности. В 1603 года восстания приняли массовый характер.

Второй этап (1605-1610 гᴦ.)

На этом этапе страна погрузилась в пучину гражданской войны, произошел распад государства. Москва утратила значение политиче­ского центра. Кроме старой столицы, появились новые, ʼʼворовскиеʼʼ: Путивль, Стародуб, Тушино. Началась интервенция западных стран, привлеченных слабостью Российского государства. Вглубь страны стремительно продвигались Швеция и Польша. Государственная власть оказалась в параличе. В Москве сменялись Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Боярская дума, правление которой вошло в историю под названием ʼʼсемибоярщиныʼʼ. При этом власть их была эфемерна. Нахо­дившийся в Тушино Лжедмитрий II контролировал чуть не полстраны.

На этом этапе возможность европеизации России связывают с именем Лжедмитрия I. В 1603 году в пределах Речи Посполитой появился человек, назвавшийся именем сына Ивана IV Дмитрия, который уже двенадцать лет считался убитым. В России было объявлено, что под этим именем скрывается беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

В 1604 году Лжедмитрий I с небольшим наемным войском, насчи­тывавшим всœего 2 тыс. человек. и разбегавшимися при первой же военной неудаче, вторгся в пределы России. Перед этим он тайно принял католичество и обещал польскому королю и некоторым поль­ским магнатам значительные территории России за военную поддержку. Ситуация в стране способствовала успеху его похода. Восстания потрясали Россию и зачастую казаки и посадские люди сдавали города самозванцу без боя, вливаясь в его вооруженные силы. Распри в высших слоях общества после смерти Годунова облегчили продвижение Лжедмитрия I к Москве.

В Москве Лжедмитрий I был признан действительным сыном Ивана IV и летом 1605 года был коронован. Вместе с ним короновалась польская аристократка Марина Мнишек, которая согласилась стать его женой, чтобы обрести царскую корону.

Перед Лжедмитрием I стояла проблема организовать управление страной, остановить распад. Он считал первостепенно важным водво­рение в стране порядка и справедливости, борьбу с бюрократизмом и коррупцией чиновников. Запретив взятки в приказах, он заявил, что два раза в неделю в Кремле будет лично принимать жалобы от населœения. Высказываются мнения, что Лжедмитрий I намеревался освободить крестьян от крепостной зависимости. Он обдумывал проекты учреж­дения в России Академии и школ, проповедовал свободу совести. Была введена свобода торговли, невиданная в Московском государстве, сняты запреты на игру в шахматы, карты, на пляски и песни. Предпри­нимались попытки раскачать догматическое русское православие.

Василий Шуйский, принадлежавший роду Рюриковичей, находился на престоле в 1606-1610 гᴦ., хотя его власть была непрочной и не рас­пространялась дальше Москвы. Он известен тем, что впервые в России присягнул народу, подписав крестоцеловальную грамоту при восшест­вии на престол. Он боялся всœего нового, гибкостью ума не отличался.

В 1610 ᴦ. Василий Шуйский, добровольно сойдя с престола по тре­бованию народа, был пострижен в монахи, а затем оказался в польском плену. Власть перешла к Боярской думе. В том же году Лжедмитрий II был убит своей охраной в Калуге. На втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила всœе слои общества. Серьез­ной силы, способной стабилизировать ситуацию, фактически не было.

Третий этап (1610-1613 гᴦ.)

Это время выбора путей развития. В эти годы предпринимались активные попытки возродить европейское устройство в русских землях. Οʜᴎ исходили от западных государств, прежде всœего от Польши.

В 1612 году от польских войск была освобождена Москва, опол­чение выполнило свою роль против иностранной интервенции и было распущено, повлиять на принятие политических решений оно уже не могло. 7 февраля 1613 года состоялся Земский собор.
Размещено на реф.рф
Было принято решение о том, что царем должен быть человек из российских земель. Земский собор остановился на кандидатуре Михаила Романова.

Избрание царем Михаила Романова свидетельствовало о том, что большинство в обществе высказалось за восстановление Московского царства со всœеми его особенностями. Смута принœесла важный урок: большинство было привержено традициям общинности, коллективиз­ма, сильной централизованной власти и не хотело от них отказываться. Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восста­навливая общественную систему, разрушенную в период Смуты.

Последствия Смуты:

1) Временное усиление влияния Боярской Думы и Земского Собора.

2) Были усилены позиции дворянства

3) Потеряны побережье Балтийского моря и земли Смоленска.

4) Экономическая разруха, нищета народа.

5) Сохранена независимость России

6) Начала править династия Романовых.

Этапы Смутного времени - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы Смутного времени" 2017, 2018.

Пока на Московском престоле были государи старой династии, прямые потомки Рюрика, население в большинстве своем подчинялось своим правителям. Но когда династии прекратились и государство оказалось ничейным, в населении наметилось брожение, как в нижних сословиях так и в верхних.

Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало борьбу за власть.

В смутном времени различаются три периода. Первый - династический, второй - социальный и третий - национальный.

Первый включает в себя время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно.

Первый период

Первый период Смутного времени (1598-1605г.) начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). После смерти Ивана Грозного и его сыновей борьба за власть еще более обострилась. В результате, фактически правителем государства стал брат жены царя Федора Борис Годунов. В 1598 г., скончался и бездетный царь Федор, с его смертью прекратилась династия князей Рюриковичей, правившая Русью 700 лет.

Предстояло избрать нового царя для правления страной, с приходом которого на престол был бы возведен новый царствующий дом. Это династия Романовых. Однако до получения власти династии Романовых пришлось пройти через тяжелые испытания, это годы Смутного времени. После смерти царя Федора Земский собор избрал царем Бориса Годунова (1598-1605). На Руси впервые появился царь, который получивший престол не по наследству.

Борис Годунов был талантливым политическим деятелем, он стремился к сплочению всего господствующего сословия и много сделал для стабилизации положения в стране, но он оказался неспособным пресечь интриги недовольных бояр. Борис Годунов не стал прибегать к массовому террору, а расправлялся лишь со своими реальными врагами. При Годунове возникли новые города Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Воронеж.

Огромный урон экономике страны нанес голод 1601-1603 гг., вызванный затяжными неурожаями. Это подорвало экономику России, люди умирали от голода, а в Москве началось людоедство. Борис Годунов пытается подавить социальный взрыв. Он начал раздачу хлеба даром из государственных запасов, установил твердые цены на хлеб. Но эти меры не имели успеха, т.к. раздатчики хлеба стали им спекулировать, к тому же, запасов не могло хватить на всех голодных, а ограничение цен на хлеб привело к тому, что его просто перестали продавать. В Москве за время голода умерло около 127 тыс. человек, хоронить успевали не всех, и тела умерших подолгу оставались на улицах.

Народ решает, что голод-это проклятие Господа, а Борис - сатана. Постепенно поползли слухи, что Борис Годунов приказал убить царевича Дмитрия, потом вспомнили, что царь-татарин.

Голод привел также к оттоку населения из центральных районов на окраины, где стали возникать самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков. Голод привел к восстаниям. В 1603 г. началось крупное восстание холопов (восстание Хлопка), охватившее большую территорию и ставшее прологом крестьянской войны.

К внутренним причинам добавились внешние: объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Обострение внутриполитической ситуации привело в свою очередь к резкому падению престижа Годунова не только в народных массах, но и среди феодалов.

В этих непростых условиях на Руси появился молодой галичский дворянин Григория Отрепьев, объявившего себя за давно считавшегося погибшим в Угличе царевича Дмитрия. Он объявился в Польше, и это стало подарком королю Сигизмунду III, который поддержал самозванца. Агенты самозванца усиленно распространяли на Руси версию о его чудесном спасении от рук убийц, посланных Годуновым, и доказывали законность его права на отчий престол. Это известие привело к смятению умов и замешательству во всех слоях общества, в каждом из которых нашлось много недовольных правлением царя Бориса. Определенную помощь в организации авантюры оказали вставшие под знамена Лжедмитрия польские магнаты. В итоге к осени 1604 г. образовалась достаточно мощная армия для похода на Москву. В конце 1604, приняв католичество, Лжедмитрий I с войском вступил в Россию. На его сторону перешли многие города юга России, казаки, недовольные крестьяне.

Силы Лжедмитрия быстро росли, города открывали ему ворота, крестьяне и посадские люди вливались в его отряды. Лжедмитрий двигался на волне начавшейся крестьянской войны. После смерти Бориса Годунова на сторону Лжедмитрия начали переходить и воеводы, перешла и Москва, куда он торжественно въехал 20 июня 1605 г. и 30 июня 1605 г. венчался на царство.

Добиться водворения на престол оказалось легче, чем удержаться на нем. Поддержка народа, казалось, должна была упрочить его положение на троне. Однако обстановка в стране оказалась настолько сложной, что при всех своих способностях и благих намерениях, новый царь не смог разрешить клубок противоречий.

Отказавшись выполнять обещания, данные польскому королю и католической церкви, он потерял поддержку внешних сил. Духовенство и боярство настораживали его простота и элементы "западничества" во взглядах и поведении. В итоге, самозванец так и не нашел опоры в политической элите русского общества.

Кроме того, весной 1606 г. он объявил призыв на службу и стал готовиться к походу на Крым, что вызвало недовольство многих служилых людей. Не улучшилось положение низов общества: сохранялось крепостничество, тяжелые налоги. Вскоре правлением Лжедмитрия оказались недовольны все: крестьяне, феодалы и православное духовенство.

Боярский заговор и восстание москвичей 17 мая 1606, недовольных направлением его политики, смели его с трона. Лжедмитрий и некоторые его приближенные были убиты. Через два дня царем был «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда. Приход на престол Шуйского послужило сигналом всеобщей смуты.

Таким образом, в ходе смутного времени выделяют 3 основных периода:

Династический;

Социальный;

Национальный.

В данном параграфе мы рассмотрели первый этап смуты, который характеризуется, прежде всего, «гибелью» старой династии царей и невозможностью выбора нового правителя по принципу родового наследования престола. В связи с этим начинает нарастать недовольство правителем, среди всех слоёв населения, подкреплённое кризисами во многих отраслях государства. Что и приводит к смене одного царя на другого, однако это не разрешает основных проблем и далее смута продолжает разгораться с ещё большей силой.

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558-1583: разорение экономики, рост социального напряжения.

Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 - начала 20 вв., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова). Церковная историография 19- начала 20 вв. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

Хронологические рамки Смуты определяются, с одной стороны, смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой - избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613, последующими годами борьбы с польскими и шведскими захватчиками (1616-1618), возвращением в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619).

Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия. В мае 1590 года из Углича пришла трагическая весть -- при странных обстоятельствах погиб маленький царевич Дмитрий. Родственники царевича объявили, что мальчика убили по приказу Годунова. Однако факты говорят о том, что Борис Годунов был непричастен к его гибели. До наших дней дошло подлинное следственное дело о гибели царевича, которое вел один из главных противников Годунова Василий Шуйский. Комиссия под его руководством прибыла в Углич на четвертый день после трагедии и провела тщательный опрос свидетелей. Никаких сомнений в том, что царевич Дмитрий погиб в полдень 15 мая во время приступа эпилепсии. Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598-1605), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр. Неурожай 1601-1602 и последовавший за ним голод стали причиной вначале первого социального взрыва (1603, восстание Хлопка). К внутренним причинам добавились внешние: объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Появление в Польше молодого галичского дворянина Григория Отрепьева, объявившего себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием стало подарком королю Сигизмунду III, поддержавшего самозванца.

В конце 1604, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим войском вступил в Россию. На его сторону перешли многие города юга России, казаки, недовольные крестьяне. В апреле 1605, после неожиданной смерти Бориса Годунова и непризнания его сына Федора царем, на сторону Лжедмитрия I перешло и московское боярство. В июне 1605 самозванец почти на год стал царем Дмитрием I. Однако боярский заговор и восстание москвичей 17 мая 1606, недовольных направлением его политики, смели его с трона. Через два дня царем был «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.

К лету 1606 по стране распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия: в Путивле вспыхнуло восстание под главенством беглого холопа Ивана Болотникова, к нему присоединились крестьяне, стрельцы, дворяне. Восставшие дошли до Москвы, осадили ее, но потерпели поражение. Болотников летом 1607 был схвачен, сослан в Каргополь и там убит.

Новым претендентом на русский трон стал Лжедмитрий II (происхождение не известно), объединивший вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, казаков во главе с Иваном Заруцким, польские отряды. Обосновавшись с июня 1608 в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»), он осадил Москву.

Второй этап Смуты связан с расколом страны 1609: в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице-Сергиева монастыря. Лжедмитрий II бежал из Тушина, покинувшие его тушинцы заключили в начале 1610 договор с Сигизмундом об избрании на русский престол его сына королевича Владислава.

В июле 1610 Шуйский был свергнут боярами и насильно пострижен в монахи. Власть временно перешла к «Семибоярщине», правительству, подписавшему в августе 1610 договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. В Москву вступили польские войска.

Третий этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. С нарастанием с 1611 патриотических настроений усилились призывы к прекращению раздоров, восстановлению единства. Центром притяжения патриотических сил стали московский патриарх Гермоген, князь Д.Т. Трубецкой. В сформированном Первом ополчении участвовали дворянские отряды П.Ляпунова, казаки И. Заруцкого, бывшие тушинцы.

В Нижнем Новгороде и Ярославле собирал войско К.Минин, формировалось новое правительство, «Совет всея земли». Первому ополчению освободить Москву не удалось, летом 1611 ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведам - взять Новгород, в Пскове объявился новый самозванец - Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 был там «оглашен» царем.

Осенью 1611 по инициативе К.Минина и приглашенного им Д.Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе 1612 оно подошло к Москве и 26 октября 1612 освободило ее. В 1613 Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова, в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Территориальные потери России смог возместить и восстановить лишь царь Петр I почти сто лет спустя.

Однако долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия Смуты - разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора десятилетия.

В Смутное время развернулась острая борьба общественных сил за выбор пути развития. На разных этапах Смуты она протекала по-разному.

ПЕРВЫЙ ЭТАП СМУТЫ. 1598 - 1605 гг., - период царствования Бориса Годунова.

Борис Годунов как политический деятель сформировался во времена Ивана Грозного, в его окружении. Будучи незнатным, сумел выдвинуться, не в последнюю очередь благодаря родству с кровавым главой опричников Малютой Скуратовым.

ПОЛИТИКА БОРИСА ГОДУНОВА. Он начал править в поисках выхода из "порухи" 60-70-х гг. (страна была разрушена в ходе ливонской войны, опричнины; центр и северо-запад опустел, народ бежал на окраины, в Сибирь; в Новгороде 50% земель оказались необработанными; пашни пустовали, крестьянское хозяйство потеряло устойчивость).

В условиях хозяйственной разрухи принимается решение об учреждении крепостного права в России.

В конце XVI в. Федор Иванович прикрепляет крестьян к земле по наущению Бориса Годунова. Этим актом государственная власть стремилась предотвратить запустение центральных уездов страны. Историки не могут найти документа о дате закрепощения крестьян, но историк Татищев высчитал эту дату по указу о розыске крестьян - и получился 1592 г. Вот тогда крестьяне были фактически закрепощены, а юридически - в 1649 г.

Введение крепостного права усилило социальное напряжение в стране.

Смута проявлялась, прежде всего, в умах и душах людей. Страшный голод начала XVII в. добил привычные моральные ценности. Голод выкосил сотни тысяч человеческих жизней. Историк А. П. Щапов писал: "... люди, терзаемые голодом, валялись на улицах, подобно скотине, летом щипали траву, а зимой ели сено. Отцы и матери душили, резали и варили своих детей, дети - своих родителей, хозяева - гостей, мясо человеческое продавалось на рынках за говяжье; путешественники страшились оставаться в гостиницах... ".

Массы людей заражались корыстью, цинизмом, разложение шло сверху - от потерявшего всякий авторитет боярства, но грозило захлестнуть и низы. Во всех сословиях налицо были раздоры, падение нравов. Это оттенялось бездумным копированием иноземных обычаев. Борис осыпал щедрыми милостынями немецких купцов. Он зашел так далеко в симпатиях к западу, что сформировал свою охрану (отряд телохранителей) из наемников-немцев.

Принимается масса льгот для дворянства. Запасов зерна, припрятанного многими боярами, хватило бы всему населению. Доходило до людоедства, а имеющие зерно удерживали хлеб, предвкушая повышение цен на него. Знать, на фоне народного бедствия, устраивала дележ привилегий, злобно соперничая в поисках личного благополучия.

Оживился местный сепаратизм. Этому способствовала потеря централизующих начал. Собранные до этого в единое государство отдельные земли стали вновь проявлять признаки обособленности. Брожение охватило и жителей нерусских окраин - как тех, что были присоединены с помощью военной силы, так и тех, которые вошли в состав Российского государства добровольно, откликнувшись на перспективу стабильного порядка и отлаженных связей в сильном государстве. Политическая дестабилизация вызвала недовольство среди национальных меньшинств. Государство превращалось в бесформенный конгломерат земель и городов.

Борис проявлял живой интерес к просвещению и культуре, к успехам западной цивилизации. Годунов первым из русских правителей послал дворянских детей за границу "для науки разных языков и обучения грамоте" (правда, никто не вернулся назад). При нем власти проявляли заботу о распространении книгопечатания, появившегося в русских землях в 1564 г. Во многих городах были открыты типографии. Борис вынашивал планы создания в России школ и даже университета по европейским образам.

Города становятся очагами культуры, они отстраивались, прежде всего - Москва. В Кремле появилось невиданное ранее техническое новшество - водопровод.

В целом, прозападная ориентация Бориса была умеренной и непоследовательной. Однако даже задуманное ему развить не удалось. Правление Бориса было коротким - всего семь лет. Некоторые историки считают: если бы в распоряжении Бориса оказалось еще несколько лет, то возможно реформы были бы осуществлены не при Петре 1, а на сто лет раньше. Однако царь Борис скончался в 1605 г.

ВТОРОЙ ЭТАП СМУТЫ. 1605 - 1609 гг. В этот период произошел полный распад государства, гражданская война охватила все слои общества: дворянство, крестьянство, казачество. В Москве, как в калейдоскопе, сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Боярская дума, правление которой вошло в историю под названием "семибоярщина". Однако не было сил, способных стабилизировать ситуацию.

Некоторые историки связывают возможности стабилизации с именем Лжедмитрия I.

Лжедмитрий I был нужен боярам, чтобы подготовить почву для воцарения одного из представителей боярской знати. Его появление стало возможным потому, что верхушка боярства не была заинтересована ни в Борисе, ни в его сыне Федоре, который мог оказаться на престоле после смерти Бориса Годунова. Таким образом, "заквашен" Лжедмитрий был в Москве, а «испечен в польской печке» "Заквашен" он был на московских событиях; и хотя в Польше не поверили, что он Дмитрий, но решили его использовать в своих интересах.

Лжедмитрий I (считается, что это беглый монах Гришка Отрепьев, хотя точные доказательства отсутствуют) одиннадцать месяцев занимал Московский престол (1605 - 1606 гг.). Будучи в Польше, он принял католичество и ориентировался на Запад, как образец. Продвигался по территории России он очень быстро, ему открывали ворота городов - надеясь, что он принесет лучшую жизнь - низы вливались в отряды Лжедмитрия I.

ПОЛИТИКА ЛЖЕДМИТРИЯ I. Не имея четкой программы, он за месяцы своего правления попытался превратить Московское государство, глубоко религиозное, в светское.

Став царем, стал бороться с взятками. Сделал власть доступной - в среду и субботу в Кремле принимались жалобщики. Ввел свободу торговли, невиданную тогда в Москве, т.е. в его действиях было серьезное реформаторство. Обещал ввести религиозную свободу. Хотел отменить крепостное право. Потрясло Москву, что Лжедмитрий I в одночасье стал превращать глубоко религиозно общество России в светское. Был снят запрет на игру в шахматы, стала звучать между службами светская музыка, проводились балы. Эти изменения не нашли общественной поддержки, т.к. обществ» было ориентировано на монашеские образцы. В результате -- через 11 месяцев Лжедмитрий I был убит боярами-заговорщиками. Вряд я царствование Лжедмитрия можно считать альтернативой - такой лидер не мог увлечь российское общество, не был способен реформировать его. Во время правления Василия Шуйского и Лжедмитрия II гражданская война достигла своего пика. Появились десятки, лжепотомков Ивана Грозного. Это различные "царевичи" - Иван-Август, Лавер, Осиновик, Федор, Климентий, Савелий, Симеон, Брошка, Гаврилка и т.д.

Шуйский вступил на престол в результате закулисных интриг "без воли веся земли", народное сознание отказалось признать его царем. Странный характер происходивших на вершинах власти перемен подогревал сомнения среди народа. Трудно было поверить в искренность пропаганды, недавно уверявшей в истинности царевича Дмитрия, а спустя лишь месяцы объявившей его изменником. Брожение нарастало. В социальных низах антибоярские настроения переросли в открытое восстание. Вставший во главе его Болотников призывал истреблять бояр и овладеть "... женами их, и вотчинами, и поместьями". Болотников начал движение как воевода от Лжедмитрия I, хотя на самом деле Лжедмитрий I был уже убит (у Болотникова был двойник Лжедмитрия I - Молчанов). Восстание Болотникова имело, конечно, социальные причины, связанные с тяжелым положением крестьянства, но само выступление Болотникова было инспирировано.

Шуйскому пришлось не только подавлять восстание Болотникова, но и громить отряды Лжедмитрия П. О личности Лжедмитрия II известно очень немного. Некоторые историки утверждают, что он был писцом у Лжедмитрия I, есть версия, что Лжедмитрий II-учитель из Шклова еврейского происхождения. Сначала он принимал всех лжепотомков Ивана Грозного вместе с отрядами, признавал их "родственниками", но затем велел двух повесить. В 1610 г. Лжедмитрий II был убит своей охраной в Калуге. Свергли в Москве и Шуйского, постригли в монахи, а затем отправили в Польшу.

На втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила все общество, все слои. Страну захлестнула уголовщина. Грабежами занимались бродившие от города к городу польские, дворянские, казачьи, крестьянские отряды, различные банды. Помутнение в умах раскалывало семьи, брат шел на брата, отец - на сына. В Москве у Кремлевского дворца беспрестанно волновались толпы народа. Силы, способной стабилизировать общество, фактически не было. Но наступило время собирать камни.

ТРЕТИЙ ЭТАП СМУТЫ. 1610 - 1613 гг. Это время выбора пути развития. В те годы активно предпринимались активные попытки возродить на русских землях европейское устройство. Они связаны с западными государствами, прежде всего с Польшей.

После свержения Шуйского несколько месяцев в Москве было правление из 7 бояр, вот они и "организовали" присягу польскому королевичу Владиславу, пригласив его на престол. Так в 1610 г. польский королевич оказался на российском престоле, который после этого 24 года считал себя "законным московским государем", хотя и не выполнил главного условия бояр - не принял православие.

Что представляла из себя Польша того времени? Она представляла собой конституционную монархию. Власть короля была ограничена двухпалатным сеймом (парламентом). Одним из основных принципов польской конституции был принцип выборности королей. Причем королем мог стать не обязательно поляк. В 1573 г. королем Польши был избран французский принц Генрих Валуа (правил недолго - до 1574 г.). Земли, входившие в Польское государство, обладали значительной автономией и имели свои местные парламенты, сеймики. Польшу того времени называют «дворянской республикой», хотя она была конституционной монархией.

Как видно, Польша развивалась в русле западной цивилизации и значительно отличалась по своему общественному устройству от Московского государства. XVI - начало XVII вв. - это время Расцвета Польши. Она активно расширяла свои территории, прежде всего на Востоке, пользуясь ослаблением Великого княжества Литовского. Литва, раздираемая внутренними противоречиями, теснимая усиливающимся Московским государством, в 1569 г. согласилась на создание единого польско-литовского государства. Так появилась Речь Посполитая.

Обе части Речи Посполитой - Литва и Польша - полностью сохраняли свою автономию: административное устройство, суд, бюджет, войско. Во главе государства при этом был общий король и общий парламент. Воспользовавшись Смутой, Речь Поспелитая поставила своей целью не только вернуть все русские земля, которые ранее входили в состав Литвы, но и вообще ликвидировать Московское государство. Польша поддержала Лжедмитрия I, Лжедмитрия II. В 1609 г. началась открытая интервенция. Польские войска заняли западные земли, дошли до Москвы и захватили Кремль.

И вот в этих условиях часть московского боярства решила использовать ситуацию и, оперевшись на силу польского короля Сигизмунда III, стабилизировать положение. Было предложено избрать русским царем сына Сигизмунда III - Владислава. 17 августа 1610 г. был подписан договор о признании на русский престол польского королевича. Договор предусматривал следующие условия: крещение Владислава в православную веру; категорический запрет на распространение католичества в русских землях (предусматривалась смертная казнь тем русским, которые примут католичество и откажутся от православия); женитьба Владислава на православной невесте; уход польских войск с территории Московского государства, возвращение всех русских пленных.

Оговаривалось и устройство государства: царь являлся главой государства, но права его ограничивались Боярской думой и Земским собором, т.е. ограниченная монархия с разделением властей. Предполагалось, что Московское государство останется независимым.

Таким образом, предполагалось выйти из кризиса, перейти на европейский путь развития, используя польские войска, а также польскую династию.

Договор 1610 г. не реализовался. Владислав не перешел в православие - ему в это время было 15 лет, и он был яростным католиком. Кроме того, перейдя в православие, он терял право на польский престол после смерти отца. В Российском обществе началось патриотическое движение за то, чтобы страна решала свои проблемы самостоятельно, без иностранного вмешательства. Категорически против польской династии выступила православная церковь в лице патриарха Гермогена. Собирается ополчение, в рядах которого были дворяне, посадские люди, купцы, крестьяне. Ополченцами были не только русские, но и народы Поволжья, кители Украины. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский и Нижегородской торговец Кузьма Анкудинович Минин стали лидерами патриотических сил, инициаторами создания ополчения для освобождения территории России от иностранных войск.

Любопытно, что ополченцы думали не только о чисто военных удачах (вытеснить поляков с русской земли), но и о государственных вопросах. В ополчении был избран земский совет, созданы приказы (судный, посольский и т.д.). Ополчение стремилось стать базой для восстановления российской государственности. В октябре 1612 г. ополчение спасло Москву, освободив ее от польских войск.

Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Кузьмы Минина - не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело - имел отклик у простых людей, символизировал поворот общества к нравственному гражданскому началу. Народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взял в свои руки судьбу государства. Произошло то, что С. М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда "народ углубился во внутренний, духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения". Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил по словам И. Е. Забелина, "такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно".

В 1612 г. на Красной площади в честь победы был открыт собор Казанской божьей матери, построенный на деньги Пожарского и на народные пожертвования. (Чудотворная Икона Казанской божьей матери была с войсками.) В советский период собор был уничтожен и восстановлен первым Президентом России Б. Н. Ельциным.

Государственное и общественное развитие после Смуты. Первые Романовы. После освобождения Москвы в январе 1613 г. собрался Земский собор. Здесь были и бояре, и высшее духовенство, и дворяне, и люди посада, и свободные крестьяне-общинники. Однако не было представителей крепостного крестьянства и нерусских народов.

Земский собор 1613 г. был многолюден. Хотя точное число Участников неизвестно, историки предполагают, что оно приближалось к 700 человек. Заседания чаще всего шли в Успенском соборе Кремля. Это было единственное помещение, которое могло вместить такое количество людей.

Борьба при обсуждении вопроса о власти шла очень острой. На московский престол предлагали сына германского императора Рудольфа, шведского королевича Карла-Филиппа, сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II. Земский собор отсек европейских кандидатов, приняв решение о том, что царем должен быть человек из российских земель. Летописец свидетельствовал, что предложение об иноземном царе исходило от аристократии. Однако низы не поддержали это стремление. Псковский летописец указал: "Народы же ратные не восхотели ему быти".

Затем развернулась борьба вокруг кандидатов из старинных боярских родов. Борьба была упорной. В ход пускалось все: агитация, демагогия, подкуп голосов. Полного списка кандидатов не сохранилось, но известно, что предлагались кандидатуры Василия Шуйского (того, что был уже на престоле и не смог стабилизировать ситуацию), Воротынского, Трубецкого, Милославского, Михаила Романова.

7 февраля 1613 г. Собор остановился на кандидатуре Романова. Но окончательный выбор отложили до тех пор, пока не выскажется народ. Города и провинция поддержали кандидатуру Михаила. Поддержали не столько верхи, сколько средние слои (казачество, мелкие служащие).

И вот 21 февраля 1613 г. в Успенском соборе состоялось торжественное заседание Собора, на котором единогласно был избран царем Михаил Федорович Романов, и члены Собора присягнули царю. Присягнули Михаилу и все города.

Так Михаил Романов положил начало новой династии, которая правила три столетия, а Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восстанавливая общественную систему. Сам Михаил был слаб как правитель, но рядом с ним была сильная личность - отец царя. Отец царя Филарет сделал церковную карьеру при самозванцах - Лжедмитрий II сделал его патриархом. Во время избрания его сына царем, он находился в польском плену.

Восстановление общества шло непросто. Еще беспокоили самозванцы, на престол претендовал Владислав, власть еще не была крепкой. На светскую власть претендовала церковь. Патриарх Филарет, пользуясь положением отца царя, стремился подчинить государство церкви. Его порой величали "великим государем" наряду с царем.

Восстановление государства шло трудно еще и потому, что царь Михаил не был государственным деятелем. Выход находили в постоянном диалоге с обществом в лице Земского собора. В первой половине XVII в. Земский собор работал непрерывно, решая буквально все дела. Ситуация медленно, но стабилизировалась.

Укрепилась власть уже при царе Алексее Михайловиче.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. ЕГО ВЗГЛЯДЫ. ИДЕАЛЫ. В 1645 г. он принял титул "Царь, Государь, Великий князь веся Великая и Малая России, Самодержец". Это окончательно закрепило за страной название - Россия. Царь не был стеснен никакими законами. Отношения подданства были восстановлены.

Политическим идеалом Алексея Михайловича была монархия Ивана Грозного. Эпоха Грозного его привлекала не террором, а неограниченностью власти. (Сам Алексей Михайлович назывался в народе Тишайшим за вежливость, склонность к компромиссам.)

Царь привлекал к правлению умных, сведущих людей, по способностям, а не по родовитости, как это было ранее. Опорой ему стала бюрократия. Госаппарат возрос за 50 лет (с 1640 по 1690 гг.) в 3 раза.

Был учрежден Приказ тайных дел. В его задачу входил контроль за точным исполнением указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью. Работники Тайного приказа сопровождали бояр-послов за границу, строго следя за соблюдением инструкций, данных царем. Тайный приказ подчинялся непосредственно царю. Через него Алексей Михайлович сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью государственных служащих сверху донизу.

Боярская дума потеряла какое-либо значение. Ведущими в госуправлении стали административные органы, которые назывались приказами. Большинство из них носило военный характер: стрелецкий, казачий и т.д. Армии уделялось большое внимание.

Усиливая централизм в управлении, Алексей Михайлович ясно понимал опасность перекосов в сторону тотального администрирования. Не забывалось, что необузданный произвол режима Ивана IV заронил в общественное сознание искры будущей Смуты. Поэтому во II половине XVII в. Россия продвинулась по пути правового государства. Законы закреплялись Соборным Уложением 1649 г. Уложение называлось Соборным, поскольку принималось на Земском соборе и представляло собой основы законодательства России. Подлинный текст Соборного Уложения сохранился в Государственном архиве. Это огромный свиток Длиной 309 м.

В Соборном Уложении определяется статус главы государства-Царя, самодержавного и наследного монарха. Утверждение царя на Земском соборе легитимировало его, хотя Земские соборы, которые в половине XVII в. собирались довольно часто, в дальнейшем, в начале 50-х годов XVII в., прекратили существование и больше не собирались. Самое знаменитое Соборное Уложение 1649 г, было принято на Земском соборе, которое собрали в чрезвычайной ситуации 1648 г., когда в Москве вспыхнуло массовое восстание.

Соборное Уложение было главным делом Алексея Михайловича, при нем российское общество стало более открытым, но европеизации России не произошло. Усовершенствования в государственном, правовом устройстве страны не ускорили развитие общества, а наоборот, закрепили корпоративно чиновничью структуру общества, что сдерживало социальную мобильность. Россия с трудом развивалась, в тяжелом экономическом положении находилось большинство населения: посадские люди, казачество, ратные люди (воины), не говоря уже о крепостных крестьянах.

Культура и быт русского народа XVII в. испытывали мировоззренческий раскол. Существовали сторонники консерватизма и сторонники проникновения западного влияния, резкое неприятие их друг другом вело к расколу общественного сознания. Недаром XVII в. вошел в историческую литературу как "бунташный век": волнения и бунты прошли чередой с его начала до самого конца. Даже самый общий перечень их выглядит внушительно: Смута, волнения 1648 - 1650 гг. в Москве, Пскове и Новгороде; "медный бунт" 1662 г.; "разинщина" в 1670 - 1671 гг.; соловецкое возмущение в 1668 - 1676 гг.; "Хованщина" 1682 г.; стрелецкий мятеж 1698 г.

Позволительно утверждать, что корни волнений находились не только в экономической и политической сферах, но и в среде социально- психологической. Шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода. Волнения были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения.

Россия нуждалась в глубоком реформировании. Однако это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. В то время, как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность были свободны от регламентирующего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом - влияние религии, церкви сказывалось даже в мелочах.

Причем русская православная церковь проявляла особое упорство в противостоянии изменениям. В соответствии с Флорентийской унией православная и католическая церкви должны были руководствоваться единым вероучением. А русская церковь продолжала ориентироваться на символ веры, сформулированный еще в IV-V вв. н. э. Она оказалась изолированной не только от католичества и протестантства, но и от европейского православия. Более того, всех православных, которые не принадлежали к русской церкви, считали и вероотступниками, и еретиками. Православных греков ругали за латинство. Не лучше было дело и в отношении православия в западнорусских землях, которые находились в составе Речи Посполитой. Православным центром этих земель был Киев, где была резиденция митрополита. В Киеве вводились новшества, которые в Москве рассматривались как уклон к латинству.

В России, таким образом, считали еретиками всех православных, которые не подчинялись Московскому патриарху. Надо сказать, что страшные для этого времени обвинения в ереси были взаимными. В середине XVII в. Москву потрясло известие, что на святом Афоне греческие монахи сожгли русские богослужебные книги как еретические. Надо было делать выбор. Нужна была реформа церкви. В ней было заинтересовано и государство. Претензии на главенство церковной организации над государственной составляли определенную угрозу царской власти, ее неограниченности.

К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон, который имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над государственной. Никон - властный и жестокий - ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно утверждалось. Имел он и далеко идущие планы, мечтая превратить Московское государство в центр христианского мира. Таким образом, в деятельности Никона переплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха.

Сама реформа Никона была очень умеренной. Она устраняла различия в богослужебной практике между русской и греческой церковью, вводила единообразие в церковной службе по всей России. Реформа не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества. Но даже эти умеренные реформы привели к расколу на сторонников Никона и ревнителей старой веры (староверов). И там и там были люди разных слоев, разного положения.

Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить полномочия патриарха в 1658 г. и удалиться в монастырь. Главные события в церковной реформе произошли после удаления Никона. Царь Алексей Михайлович в государственных интересах приветствовал преобразования в церковной обрядности и взял дело Церковной реформы в свои руки. В 1667 г. царь созвал в Москве церковный собор, на котором обсуждался важный вопрос об отношении духовной власти и светской. Царь стремился заранее на решение, используя греческих иерархов, приглашенных на собор. Многие русские священнослужители выступали за контроль над государством. После борьбы собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - в делах церковных. Это крайне важно! Церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Собор осудил Никона за чрезмерные претензии на власть, лишил его звания патриарха. Но одновременно - собор признал православными всех греческих патриархов (раньше их клеймили в приверженности к латинству) и разрешил все греческие богослужебные книги. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было решительно осуждено. Несогласные поднимали восстания, ухо; ни в леса. Самосожжением покончили около 20 тысяч человек.

Церковная реформа, при всей ее ограниченности и несопоставимости с реформацией, воспринималась обществом как прозападная. Иллюзий не было, что ее сторонники в конечном итоге призывают воссоединиться на духовной основе с Европой, освободить государственную жизнь от регламентации церкви. Любопытно, что протопоп Аввакум, неистовый ревнитель старой веры, в своих сочинениях поместил в ад не только царя Алексея Михайловича, допустившего никонианство, и, естественно, самого Никона, но и Платона, Аристотеля, Диогена - крупнейших мыслителей греко-латинской цивилизации.

Изменения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу для деятельности Петра I. Великий преобразователь России - явление, которое было невозможно, если бы ему не предшествовала церковная реформа.

Начало Смутному времени в России положил династический кризис. В 1598 году династия Рюриковичей прервалась – умер бездетный сын Ивана Грозного, слабоумный Фёдор Иоаннович. Ранее, в 1591 году при невыясненных обстоятельствах в Угличе погиб младший сын Грозного - Дмитрий. Фактическим правителем государства стал Борис Годунов.

В 1601- 1603 на Россию обрушились 3 подряд неурожайных года. На экономике страны сказывались последствия опричнины, которые привели к разорению земель. После катастрофического поражения в затянувшейся Ливонской войне страна оказалась на грани развала.

Борис Годунов, придя к власти, не сумел преодолеть общественное неспокойство.

Все выше перечисленные факторы и стали причинами Смутного времени в России в начале 17 века.

В этот напряженный момент появляются самозванцы. Лжедмитрий I пытался выдать себя «воскресшего» царевича Дмитрия. Он опирался на поддержку поляков, которые мечтали о возврате в свои пределы Смоленской и Северской земли, отвоёванной у них Иваном Грозным.

В апреле 1605 года Годунов умер, а его 16-летний сын Фёдор Борисович, пришедший на смену, не смог удержать власть. Самозванец Дмитрий въехал со свитой в Москву и венчался на царство в Успенском соборе. Лжедмитрий согласился отдать полякам западные земли России. После женитьбы на католичке Марине Мнишек он провозгласил ее царицей. В мае 1606 года новый правитель в результате заговора бояр во главе с Василием Шуйским был убит.

Царский престол занял Василий Шуйский, но и он не смог справиться с бурлящей страной. Кровавая смута вылилась в народную войну под предводительством Ивана Болотникова в 1606-1607 гг. Появился новый самозванец Лжедмитрий II. Марина Мнишек согласилась стать и его женой.

С Лжедмитрием II в поход на Москву отправились польско-литовские отряды. Они встали в селе Тушино, после чего самозванец получил прозвище «Тушинский вор». Используя недовольство против Шуйского, Лжедмитрий летом - осенью 1608 года установил контроль над значительными территориями к востоку, северу и западу от Москвы. Таким образом, значительная часть страны попала под власть самозванца и его польско-литовских союзников. В стране установилось двоевластие. Фактически в России было два царя, две Боярские думы, две системы приказов.

Польское 20-тысячное войско под командованием князя Сапеги на долгие 16 месяцев осадило стены Троице-Сергиева монастыря. Поляки вошли также в Ростов Великий, Вологду, Ярославль. На подмогу в борьбе с поляками царь Василий Шуйский призвал шведов. В июле 1609 г. князь Сапега был разбит. Исход боя решило присоединение к российско-шведским отрядам народного ополчения. «Тушинский вор» Лжедмитрий II бежал в Калугу, где и был убит.

Договор России со Швецией дал повод польскому королю, находящемуся в состоянии войны со Швецией, объявить войну России. К Москве подошло польское войско под предводительством гетмана Жолкевского, которое одержало победу над войсками Шуйского. Царь окончательно потерял доверие подданных и в июле 1610 года был свергнут с престола.

Опасаясь расширения вновь вспыхнувших крестьянских волнений, московское боярство пригласило на трон сына польского короля Сигизмунда III - Владислава, и сдало Москву польским войскам. Казалось, что Россия перестала существовать как страна.

Однако «великое разорение» земли Русской вызвало широкий подъем патриотического движения в стране. Зимой 1611 года в Рязани было создано первое народное ополчение, которое возглавил думный дворянин Прокопий Ляпунов. В марте ополчение подошло к Москве и начало осаду столицы. Но попытка взять Москву закончилась неудачей.

И все же нашлась сила, которая спасла страну от иноземного порабощения. На вооруженную борьбу с польско-шведской интервенцией поднялся весь русский народ. На этот раз центром движения стал Нижний Новгород во главе с его земским старостой Кузьмой Мининым. Начальником ополчения был приглашен князь Дмитрий Пожарский. К Нижнему Новгороду со всех сторон шли отряды, и ополчение быстро увеличивает свои ряды. В марте 1612 г. оно двинулось из Нижнего Новгорода к . По дороге в ополчение вливались новые отряды. В Ярославле создали “Совет всея земли ” - правительство из представителей духовенства и Боярской думы, дворян и посадских людей.

После четырех месяцев пребывания в Ярославле ополчение Минина и Пожарского, ставшее к тому времени грозной силой, направилось на освобождение столицы. В августе 1612года оно достигло Москвы, а 4 ноября капитулировал польский гарнизон. Москва была освобождена. Смутное закончились.

После освобождения Москвы по стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Собор открылся в начале 1613 года. Он был самым представительным за историю средневековой России, первым в России всесословным собором. На Земском соборе присутствовали даже представители посадских людей и части крестьян.

Собор избрал царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Юный Михаил получил престол из рук представителей почти всех сословий России.

При этом учитывалось, что он был родственником Ивана Грозного, что создавало видимость продолжения прежней династии русских князей и царей. Учитывался и тот факт, что Михаил был сыном влиятельного политического и церковного деятеля – патриарха Филарета.

С этого времени начинается в России правление династии Романовых, которое продолжалось немногим более трехсот лет - до февраля 1917 года.

Последствия Смутного времени

Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. События этого периода привели к разрухе и обнищанию страны. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза.

Последствием смуты было и то, что Россия потеряла часть своих земель.

Был утрачен на долгие десятилетия Смоленск; захвачены шведами западная и значительная часть восточной Карелии. С этих территорий, не смирившись с национальным и религиозным гнётом, ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Новгород шведы покинули лишь в 1617 году, только несколько сотен жителей осталось в полностью разорённом городе. Русь потеряла выход к Финскому заливу.

Сильно ослабленное русское государство в результате событий Смутного времени оказалось в окружении сильных врагов в лице Польши и Швеции, оживились крымские татары.

  • Начало Смутному времени положил династический кризис. 6 января 1598 г. умер царь Федор Иоаннович – последний правитель из рода Ивана Калиты, не оставивший наследника. В X – XIV веках на Руси подобный династический кризис решился бы просто. На престол взошел бынаиболее знатный князь Рюрикович – вассал московского князя. Точно так же поступили бы в Испании, Франции и в других странах Западной Европы. Однако князья Рюриковичи и Гедиминовичи в Московском государстве за сто с лишним лет перестали быть вассалами и соратниками великого князя московского, а стали его холопами. Знаменитых князей Рюриковичей Иван III убивал в темницах без суда и следствия, даже и верных союзников, которым он был обязан не только престолом, но и жизнью. А его сын князь Василий уже публично мог позволить себе называть князей смердами и бить их плетью. Иван Грозный устроил грандиозное избиение российской аристократии. Находившиеся в фаворе при Василии III и Иване Грозном внуки и правнуки удельных князей, подписывая грамоты, уничижительно коверкали свои имена. Федор подписывался Федькой Дмитрий – Дмитряшкой или Митькой, Василий - Васьком и т.д. В итоге, в 1598 году эти аристократы в глазах всех сословий были холопами, хоть и высокопоставленными, и богатыми. Это и привело к власти Бориса Годунова, правителя совершенно нелигитимного.
  • Лжедмитрий I стал в прошедшем тысячелетии наиболее результативным и наиболее известным самозванцем в мире и первым самозванцем в России.
  • Что он не был чудесно спасшимся царевичем Дмитрием, неопровержимо доказывает медицина. Царевич страдал эпилепсией, а эпилепсия никогда не проходит сама по себе и не лечится даже современными средствами. А Лжедмитрий I припадками эпилепсии никогда не страдал, и у него не хватило ума их имитировать. По мнению большинства историков это был беглый монах Григорий Отрепьев.
  • Во время пребывания в Польше и северских городах России ни разу Лжедмитрий не упомянул о своей матери Марии Нагой, заточенной в Горицком Воскресенском женском монастыре под именем инокини Марфы. Захватив власть в Москве, он вынужден был с помощью своей «матери» доказать, что он и есть чудесно спасшийся царевич Дмитрий. Отрепьев знал о ненависти инокини Марфы к Годуновым и поэтому рассчитывал на ее признание. Соответствующим образом подготовленная, царица выехала навстречу "сыну". Встреча произошла близ села Тайнинское в 10 верстах от Москвы. Она была очень хорошо отрежиссирована и состоялась на поле, где собралось несколько тысяч людей. На большой дороге (Ярославском шоссе), обливаясь слезами, «мать» и «сын» бросились в объятия друг друга.
  • Признание и благословение царицей Марией (инокиней Марфой) самозванца произвело огромный пропагандистский эффект. Отрепьев захотел после коронации устроить еще одно такое шоу – торжественно разорить могилу царевича Димитрия в Угличе. Ситуация была комичной – в Москве царствует сын Ивана Грозного царь Димитрий Иванович, а в Угличе в Спасо-Преображенском соборе в трехстах верстах от Москвы толпы горожан молятся над могилой того же самого Димитрия Ивановича. Вполне логично было перезахоронить труп лежавшего в Спасо-Преображенском соборе мальчика на какое-нибудь захудалое кладбище, соответствующее статусу поповского сына, который якобы был зарезан в Угличе. Однако подобной идее решительно воспротивилась та же Марфа, ведь речь шла о могиле настоящего Дмитрия, её единственного сына.
  • Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это в русской истории единственный пример, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась полным банкротом.
  • Народ последними грошами скидывался на вооружение и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Шли воевать не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Все сословия тогда объединились, все национальности, деревни, города и метрополии.
  • В сентябре 2004 года межрегиональный совет России выступил с инициативой отмечать 4 ноября на государственном уровне день окончания Смутного времени. Новоявленный «красный день календаря» российское общество восприняло не сразу и не однозначно.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло