Война и мир краткое по. Л.Н

Война и мир
1 том 1 часть
Краткое содержание

Июль 1805 года. У Анны Шерер, фрейлины, приближенной императрицы Марии Федоровны, больший прием, несмотря на грипп (модное словечко), которым она якобы страдает. Первым появляется важный и чиновный князь Василий Курагин. Он не собирается здесь долго задерживаться - за ним заедет дочь, и они отправятся к английскому посланнику.

Гость и хозяйка обмениваются пустыми замечаниями. Князь Василий вообще всегда говорит лениво, как актер говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, преисполнена оживления и порывов. «Энтузиастка» - таково ее общественное амплуа, приходится его придерживаться, даже когда не хочется. На лице Анны Павловны постоянно играет сдержанная улыбка - она как будто извиняется за свой милый недостаток, от которого, впрочем, избавляться не собирается. Разговор заходит о политике: о Бонапарте, о «нашем милом императоре» Александре. Пользуясь случаем, князь Василий заговаривает о месте первого секретаря в Вену, куда он мечтает пристроить своего сына. У князя два сына - Ипполит («по крайней мере, покойный дурак») и Анатоль («беспокойный дурак»). Анна Павловна советует князю Василию женить Анатоля на княжне Болконской, которая богата, хотя отец ее, князь Болконский, человек очень умный, - со странностями, с тяжелым характером, скуп. Брат княжны Андрей Болконский, адъютант Кутузова, недавно женился на Лизе Мейнен. Князь Василий возлагает надежды на сватовство Анны Шерер.

Гостиная Анны Павловны понемногу наполняется. Приехала высшая знать Петербурга. Дочь князя Василия Элен заезжает за отцом, чтобы ехать вместе на праздник посланника. Приехала и молодая - маленькая княгиня Болконская, по причине беременности посещающая только небольшие вечера. Приезжают князь Ипполит, аббат Морио и др. Всех приезжающих Анна Павловна тут же подводит к «маленькой старушке в высоких бантах», которая в одних и тех же выражениях говорила о здоровье гостя, о своем здоровье и здоровье Ее Величества. Все с облегчением отходят от нее. Вскоре входит «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Это незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умирающего теперь в Москве. Он еще нигде не служил, воспитывался за границей, живет пока у князя Василия и появился в обществе в первый раз. Его умный"и робкий взгляд, наблюдательный и естественный, отличает его от всех в этой гостиной. Пьер не желает поддерживать пустой светский разговор, обрывая собеседника на полуслове. Анна Павловна с опасением следит за ним: как бы он чего не натворил. Сам же Пьер боится пропустить умные разговоры и от всех ждет чего-то умного.

Вечер в разгаре. Анна Павловна подзывает Элен Курагину. Та, «слегка шумя своею белою бальною робой... И блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов... Прошла между расступившимися мужчинами... Прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины...».

В гостиную входит молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини, -«небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой». По всему было заметно, что все в гостиной ему знакомы и надоели так, что не хочется видеть их, особенно хорошенькое лицо жены, от которой он тут же отворачивается. Князь Андрей сообщает Анне Павловне о том, что едет на войну, адъютантом к Кутузову, а жена отправится в деревню. При встрече с Пьером лицо Андрея освещается «неожиданно-доброй и приятной улыбкой».

Анна Павловна обещает князю Василию «заняться» Пьером. В передней князя догоняет дама «с добрым, исплаканным лицом». Это неимущая княгиня Друбецкая, а просит она за своего сына Бориса, чтобы его взяли в гвардию. Князь Василий вспоминает, что своими первыми шагами по службе он был обязан отцу княгини Друбецкой, он чувствует что-то вроде укола совести и обещает ей помочь.

В обществе между тем идет разговор о Наполеоне. Пьер восхищается им. Андрей Болконский говорит: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но... Но есть другие поступки, которые трудно оправдать». Постепенно гости расходятся. Анна Павловна между тем успела переговорить с маленькой княгиней о планах женить Ипполита на княжне Мери. Пьер едет к Андрею. Тот его поучает: «Нельзя, топ спег, везде все говорить, что только думаешь», спрашивает Пьера, кем он намерен стать - военным или дипломатом. Тому не нравится ни первое, ни второе. Когда Пьер вернулся из-за границы, отец отправил его в Петербург избрать себе поле деятельности. «Ну, для чего вы идете на войну?» - спрашивает Пьер у Андрея. «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» - отвечает Андрей Болконский. Появляется жена Андрея. Начинается пустая болтовня. Муж смотрит на жену так, словно только что заметил, что, кроме него и Пьера, в комнате кто-то еще есть. К ее страхам он относится холодно. «За что ты ко мне так переменился?» - спрашивает княгиня со слезами в голосе. Княгиня уходит. За ужином Андрей говорит другу: «Никогда, никогда не женись, мой друг; не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным. А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам... Моя жена, - продолжал князь Андрей, - прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!.. Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели... Но свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу... Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем - вот женщины, когда они показываются так, как они есть». Андрей советует Пьеру не ездить к Кура-гиным, не вести их жизнь: кутежи, гусарство.

Расставшись с другом, Пьер, тут же забыв свое «честное слово», едет к Анатолю Курагину, где давно уже идет кутеж. Семеновский офицер Доло-хов, человек небогатый, без всяких связей, при этом известный игрок и бретер, держит пари с англичанином Стивенсом, что выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами. Захмелевший к тому времени Пьер порывается повторить «подвиг» Долохова. Все обходится. Ком-ания едет куда-то продолжать кутеж.

Князь Василий Курагин исполнил обещание, данное княгине Друбец-кои, устроив ее сына Бориса прапорщиком в гвардейский Семеновский полк. Анна Михайловна Друбецкая приезжает в Москву к своим богатым родственникам Ростовым, где с детства воспитывался ее обожаемый Боренька. У Ростовых празднуют именины матери и младшей дочери Наташи. Граф Ростов хлопочет по хозяйству, следит за тем, чтобы все было в порядке. Друбецкая тем временем сообщает хозяйке петербургские сплетни: сын князя Василия Анатоль и Долохов совершенные разбойники, но тем не менее готовы головы свои сложить за императора. Наташа меж тем продолжает свои проказы. Соня плачет, потому что Николай уходит скоро в армию, к тому же, она ему двоюродная сестра, и чтобы жениться, нужно разрешение митрополита... А она бедна, и все скажут, что она портит Николаю карьеру. Все это ей сказала, конечно же, Вера. Наташа утешает Соню. Наташа вспоминает вдруг Пьера: «Этот толстый Пьер такой смешной!» В гостиной Наташа подходит к Пьеру и, краснея, говорит: «Мама велела вас просить танцевать». Пьер смущен. Наташа счастлива: она танцует с большим, с приехавшим из-за границы. После этого граф Ростов показывает с сановной дамой Марьей Дмитриевной, как танцевали в его времена. Все весело рукоплещут.

В то время как у Ростовых танцевали и повара готовили ужин, с графом Безуховым сделался шестой удар, доктора объявили, что надежды больше нет. Главнокомандующий Москвы, присылавший беспрестанно адъютантов справляться о здоровье больного, приезжает сам проститься с графом Безуховым. Приемная полна. Главнокомандующего провожает похудевший и побледневший за последние дни князь Василий. Потом он поспешно направляется к старшей княжне на заднюю половину дома. Заводит разговор о завещании. Княжна убеждена, что Пьеру старый граф не мог завещать - ведь он незаконный! Князь Василий сообщает, что умирающий писал письмо императору с просьбой об усыновлении Пьера. Письмо не было отправлено, но император знает о нем. Тогда Пьер получит все. Надо отыскать старое завещание и показать его графу, пока он не умер. Княжна сообщает, что завещание в мозаиковом портфеле под подушкой у больного.

В это время карета с Пьером и Анной Михайловной въезжает во двор графа Безухова. Пьер совершенно растерян, не знает, что ему делать и куда идти. Он смиренно садится туда, куда ему указали. Появляется, величественно вышагивая, князь Василий и входит в покои умирающего. Выбегает бледная Анна Михайловна и зовет его на соборование. Пьер подходит к постели больного, но тот уже никого не видит и ничего не понимает. Церемонией прощания суетливо руководит Анна Михайловна. При виде страдальческой улыбки на лице отца Пьер чувствует содрогание в груди, и слезы затуманивают его зрение. В приемной между тем идет борьба за мозаиковый портфель, выкраденный старшей княжной. Она утверждает, что настоящее завещание находится у графа в бюро, а это просто пустая бумага. За портфель цепко хватается Анна Михайловна. Тишина. Слышны только звуки усилий борьбы за портфель. «Что ж вы молчите?» - кричит княжна Пьеру. Из комнаты больного выбегает возмущенная средняя княжна, которую оставили там одну. Анна Михайловна хватает портфель и бежит в спальню, старшая княжна и князь Василий - за ней. Они тут же выходят.

Граф скончался.

В Лысых Горах, в имении князя Николая Андреевича Болконского, ждут со дня на день приезда молодого князя Андрея с княгинею; но ожидание не нарушает обычного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. «Генерал-аншеф князь Николай Андреевич... С того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжной Марьей, и при ней компаньонкой, т-11е Воцпеппе. И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне». Князь, отец Андрея, человек суровый, своевольный, считает, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимается воспитанием своей дочери и для того, чтобы развить в ней добродетели, дает ей уроки алгебры и геометрии, и вообще все ее время расписано по часам. Сам он тоже занят то писанием мемуаров, то задачами высшей математики, то точением табакерок, то еще чем-нибудь. Порядок в его образе жизни доведен до последней степени точности. Все в этом доме совершается ежедневно в один и тот же час, в одну и ту же минуту. Княжна Марья запугана невероятно, боится всякой встречи с отцом. После очередного испытания Марья возвращается в свою комнату - отец вручил ей письмо от ее подруги Жюли Карагиной и присланную ею книгу. В письме - московские новости. Молодой Николай Ростов оставил университет и поступил в армию. Жюли горюет по этому поводу. Главная новость - смерть графа Безухова. Три княжны получили какую-то малость, князь Василий - ничего, а Пьер - наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безуховым и владельцем самого огромного состояния в России. Анна Михайловна собирается женить на Марье сына князя Василия Анатоля. Он большой повеса, хорош собой. В ответном письме Марья пишет, что знала Пьера еще ребенком, у него всегда было прекрасное сердце. Ей жаль Пьера, на которого свалилось такое богатство.

Приезжает князь Андрей со своей женой. Отец спит, поднимется через двадцать минут. Гости идут к княжне Марье. Женщины обнялись, князь Андрей пожал плечами и поморщился, как морщатся любители музыки, услышав фальшивую ноту. Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея. Княгиня между тем говорит не умолкая. Андрей сообщает, что идет завтра на войну. Княгиня жалуется, что муж покидает ее здесь. Из расспросов Андрея об отце чувствуется его любовь и уважение к нему. За обедом, по настоянию отца, князь Андрей излагает ему операционный план предполагаемой кампании. Старый князь считает Бонапарта ничтожным французишкой, имевшим успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему. Андрей возражает: «А Бонапарте все-таки великий полководец!» Он удивлен, «как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов».

На другой день вечером князь Андрей собирается уезжать. К нему приходит Марья. «Надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет, Апйге!» Княжне Марье вообще свойственно старание понять и пожалеть каждого. Об отце она судить не смеет, хотя, конечно же, ей очень тяжело с ним. Единственное, что ее расстраивает, так это его насмешливое отношение к Богу. Марья просит брата принять ее подарок - образок. «Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным». Князь Андрей искренен с сестрой: «Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду... Хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю...» Андрей просит отца позаботиться о жене. Отец, понимает, что Андрей женился неудачно, хотя они об этом почти не говорят. «Ну, теперь прощай! - Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. - Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... Стыдно!» - взвизгнул он. «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка», - улыбаясь сказал сын. Князь Андрей просит отца, чтобы в случае его гибели еще не рожденный его сын рос у деда.

Краткое содержание «Война и мир» по главам и частям поможет читателю быстро познакомиться с замечательным произведением Толстого. Начинается произведение описанием мероприятия, которое организовано в июле в 1805 году. В это время в Петербурге светская дама, приближенная императрицы, Анна Шерер решила устроить вечер у себя в салоне. На вечер она пригласила всю интеллигенцию города. И первым ее гостем стал князь Василий Курагин. Приехал в парадном мундире весь такой «важный и чиновный». Разговор фрейлины и гостя идет в основном на французском.

Из разговора становится понятным, что у князя два сына Ипполит и Анатоль, и дочь Элен. Детьми своими не гордится и называет их своим крестом, «обузой существования». Сыновей и вовсе считает дурнями, к тому же Анатоль очень дорого ему обходится «в год 40000». В конце первого раздела первой части светская дама Анна Шерер предлагает князю женить сына. В кандидатки она выбрала для Анатоля Марью Болконскую, чей отец очень богат. Князю понравилось предложение «устройте мне это дело и я навсегда ваш», — ответил фрейлине князь Курагин.

Глава вторая

А между тем гости начинаю постепенно приезжать. Приехала Элен – дочь Курагина, которую считали самой обворожительной женщиной города, ее брат Ипполит, беременная жена Болконского Лиза, которая уже не часто выезжает в свет, но на небольшие вечера, вроде этого, еще появляется. Приехала, прихватив работу по шитью.
Затем прибыли эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио и другие.

Каждого гостя Анна подводила к тетушке для приветствия, которая рассказывала всем о своем здоровье и о здоровье ее величества, только эти беседы были никому не интересны, поэтому все спешили побыстрее отойти от тетушки.

Приехал и Пьер – незаконнорожденный сын Безухова — самого богатого графа, который сейчас при смерти у себя в московских покоях. Этот молодой человек очень выделялся из толпы приглашенных. Его Анна Павловна Шерер считала «человеком низшей иерархии в ее салоне». Внешне он быт толстым, массивным, в очках. Он был впервые на подобном вечере, поэтому хозяйка переживает, чтобы он своей горячностью не внес сумбур в беседы.

Анна Павловна, как хорошая хозяйка, следила, чтобы разговоры гостей не стихали и чтобы всем было интересно, она, как бабочка порхала из одной толпы к другой, всегда появляясь там. Где заканчивались темы для разговоров.

Глава третья

Хозяйка вечера старается сделать атмосферу вечера прекрасной, умело «сервируя» гостей. Все гости разделились на три группы. В одной собрался мужской коллектив, среди гостей из второй толпы, находилась Элен, которую автор подробно описывает, ее тонкий стан, белизну плеч, глянцевые волосы, открытую грудь и спину. Также сюда примкнула и беременная Лиза. В третьей группе был Мортемар и Анна Павловна. Мортемар собирался всем поведать о смерти герцога Энгиенского, который погиб из-за великодушия от руки Наполеона. К разговору о Энгиенском присоединилась группа гостей во главе с Элен.

Пока Мертемар рассказывает историю смерти герцога, Анну Павловну привлекает к себе аббат и молодой Пьер, которые разговаривали на повышенных тонах. Чтобы их отвлечь, Шерер подходит к ним.

Глава четвертая

К гостям присоединился муж Лизы князь Болконский Андрей. Это симпатичный человек, не высокого роста. Князь был не очень рад оказаться среди присутствующих, так как всех он знал и они все ему порядком надоели. И больше всех ему надоела его жена. Болконский подошел к Анне Шерер и у них завязался разговор, из которого мы понимаем, что он собирается на войну, а жену отправит в деревню к отцу. Затем Болконский замечает Пьера – единственного человека, которому он был по-настоящему рад. Пьер напрашивается на ужин к Болконским.

Элен с отцом покидают вечер. Проходя мимо Пьера, Элен вызывает безудержное восхищение у молодого человека, поэтому Андрей Болконский просит Анну Павловну преподать Пьеру несколько уроков вежливости и научить вести разговоры в обществе.

Глава пятая

Анна Павловна обещает заняться Пьером. Затем действие переходит к разговору княгини Дубрецкой и уходящего Василия. Княгиня, бедная, давно утратившая все связи со светом, специально приехала на вечер, чтобы у Василия просить за своего сына, дабы тот поговорил с государем и ее Бориса взяли в гвардию. Поговорив с Василием, она взяла у него обещание о том, что он попросит за его сына, хоть данное обещание он дает неохотно, и лишь потому, что Василий понял, княгиня просто так его не отпустит.
Князь Василий с дочерью уходят.

Между остальными гостями разворачивается заезженная тема о политике, где Пьер восхищается революцией и действиями Наполеона, несмотря на то, что остальные гости в ужасе от действий Бонапарта. До конца свое мнение у парня не получается отстоять, зато его поддерживает Андрей Болконский. Дискуссию разрядил Ипполит и в итоге вечер завершается разговорами о балах, спектакле и о том, где кто увидится.

Глава шестая

Гости расходятся. Автор описывает внешность Пьера. Это человек выше среднего, с большими руками, широкий и толстый, к тому же рассеянный. При этом он подкупал добродушием, простотой, скромностью. Также при прощании Анна Павловна успевает переговорить с Лизой о запланированном сватовстве Анатолем с княгиней.
После вечера чета Болконских уезжает домой. К ним решил отправиться и Пьер, приняв их приглашение. В доме Болонских Андрей завел разговор с Пьером, интересуясь о том, не надумал ли он пополнить ряды воюющих. Однако Пьер не готов воевать против Наполеона, человека, которого он считает великим. Сам же Болонский идет на войну, так как «жизнь, которую я веду, эта жизнь не по мне».

Глава седьмая

К мужчинам входит Лиза и здесь разворачивается небольшая семейная ссора из-за будущего отъезда Болонского на войну, Лиза против, тем более что Андрей занимает прекрасное положение здесь. Однако муж ее настойчив и не собирается отказываться от участия в войне. Разозлившись на то, что Лиза устроила скандал при госте, Андрей отсылает Лизу в комнату.

Глава восьмая

Друзья перемещаются в столовую, там за откровенным разговором Андрей советует Пьеру никогда не спешить со свадьбой. Лучше сначала добиться поставленных целей и стариком жениться, нежели поспешить, как он. Да, его Лиза прекрасная женщина, но он бы сейчас все отдал, чтобы быть свободным. В пример он ставит Наполеона, который только достигнув своих высот, связал себя с женщиной.

Затем их разговор переключился на жизнь Пьера, который сейчас был свободным и который жил у Курагиных. Андрей советовал ему не связываться с Курагиным Анатолем и не ездить к ним больше.

Глава девятая

Пьер около двух ночи покинул дом Андрея Болонского, однако направился к Курагиным, где Анатоль должен был куражить со своими приятелями. К ним присоединился и Пьер, хотя пред этим, Болонскому пообещал больше не связываться с сыном Василия Курагина. Там он нашел Анатоля, Долохова, которые в Петербурге были знаменитыми кутилами и повесами. Свой вечер они решили завершить необычным развлечением.

Глава десятая

Далее краткое содержание «Война и мир» 1 том переносит нас в Москву. Василий Курагин, замолвил слово за Богдана, сына княгини Друбецкой, выполнив тем самым данное обещание. Друбецкая приехала к своим родственникам Ростовым, где как раз принимаются поздравления в честь дня рождения матери и дочери Ростовых. Там идет разговор о больном Безухове и о том, кому он оставит наследство. Пьеру – любимому незаконнорожденному сыну или Василию Курагину, который является наследником по жене. Также обсуждают Пьера, который связался с Анатолем. Из-за их безрассудства, из-за их шутки с медведем, Пьер выслан в Москву, Дорохова разжаловали в солдаты. За Анатоля отец замолвил слово, но его также выслали из Петербурга.

Глава одиннадцатая

В гостиную вбегает дочь Ростовых, Наташа. Ей было 13 лет. Темные глаза, большой рот, некрасивая девочка, но очень живая. У нее был возраст, когда уже трудно назвать ребенком, но еще и не девушка. За Наташей вбегает молодежь: Борис – сын Анны Друбецкой, Николай — сын графа. Оба красивы, но не похожи друг на друга. С ними вбежала Соня – худенькая не высокая брюнетка с длинными ресницами и густой косой. За ней в дверях появился Петруша — младший сын Ростовых. Они все хохочут и заливаются смехом. Затем Борис рассказывает историю куклы Мими, которую он знал еще молодой, без трещин и с целым носом. После чего Наташа выбегает из комнаты, а за ней и Борис.

Глава двенадцатая

Из молодежи в гостиной остается Николай с Соней, которым не терпится также убежать. Здесь была Жюли – дочь Карагиной и Вера – старшая дочь графини. В разговоре взрослых граф негодует на Николая, который решил бросить университет, чтобы пойти воевать. Опять же в разговоре был затронут и Наполеон.

Глава тринадцатая

Выбежав из гостиной, Наташа прячется в цветочной комнате, сюда вбегает Борис, который сразу же уходит. Не успел он уйти, как заходит Соня, потом и Николай. Наташа становится свидетельницей разговора молодых людей и их поцелуя. Затем они уходят и Наташа тоже оправляется на поиски Бориса. Когда она его нашла, то вновь привела в цветочную, где Наташа целует Бориса, после чего он ей признался в любви и они договорились, как только Наташе будет 16 лет, они поженятся.

Глава четырнадцатая

Соня и Николай, Наташа и Борис расположились в диванной. Они ворковали друг с другом, за этим занятием их застала Вера, которую разозлила увиденная картина. Происходит ссора Наташи и Веры. Парочки уходят в детскую. Далее разговор переносится в гостиную, где графиня с Анной Михайловной разговаривают о деньгах, о том, как тяжело сейчас приходится Друбецкой, которой нужно обмундировать Бориса и на это нужно 500 рублей, а у нее только 25. Анна Михайловна очень надеется на то, что ее Бореньке что-то перепадет от больного графа Безухова, который приходится крестным ее сыну. Затем княгиня берет Бориса и они направляются в гости в Безухову.

Глава пятнадцатая

По дороге к графу Дубрицкая просит сына быть снисходительным. Ведь от Безухова зависит его дальнейшая судьба и очень важно, чтобы имя Бориса было в завещании. В доме графа Дубрицкая встречает Василия Курагина, который выходил из комнаты больного с доктором. Кого- кого, а княгиню Василий не был рад видеть и хотел, чтобы она быстрее уехала. Но Анна Михайловна осталась. Борис идет к Пьеру передать приглашение на обед к Ростовым.

Глава шестнадцатая

А Пьер и правда выслан из Петербурга за дебош и теперь живет у отца. Правда здесь ему не очень рады и, особенно, старшая племянница Безухова. Вскоре приезжает Василий и селится в одной из комнат в доме графа. Пьеру он сказал не тревожить Безухова и не вести себя дурно, как в Петербурге. Когда зашел Борис в комнату к Пьеру, то застал его за мальчишечьей игрой. Пьер представлял себя Наполеоном в битве. Пьер не узнает Бориса, а когда Борис представился, то в памяти стали выплывать картинки из детства. В разговоре с Пьером Борис говорит о том, что никакие богатства графа ему и матери не нужны, за что Пьер стол уважать Бориса и ему захотелось и дальше с ним дружить. Борис передает приглашение к Ростовым и они уезжают с матерью.

Глава семнадцатая

Когда Дубрицкая поехала к графу Безухому, графиня Ростова очень опечалилась ее положением и решила помочь подруге. Она у мужа просит 500 рублей, и он ей дает, не спрашивая на что они ей. По приезду княгини, графиня отдает подруге деньги и они, обнявшись, начинают плакать о прошедших днях и о том, что их дружба до сих пор так крепка. Это были слезы счастья.

Глава восемнадцатая

В доме Ростовых уже собралась основная масса гостей на праздничный обед, но все ожидают крестную Наташи – Марью Дмитриевну Ахросимову. Это была женщина прямолинейная, которую все боялись в обществе и называли страшным драконом. Мужчины в это время расположились в кабинете и вели разговоры о войне. Здесь двоюродный брат графини Ростовой, Шиншин, спорил с гвардейским офицером Бергом о том, где лучше и выгоднее служить. Затем мужчины присоединяются к остальным гостям.
Приехал и Пьер, который чувствовал стеснение, ему было неловко как-то находиться здесь. Когда приехала Ахросимова, все сели за стол.

Глава девятнадцатая

За едой разговоры были о войне. Мнения разделились. Половина гостей была за войну, другая с этим не соглашалась. Николай, сын Ростова, относил себя к первым. Детям взрослые разговоры были скучны, поэтому у них были свои шалости. Наташа спорит со своим братом и, чтобы не проиграть, через весь стол спрашивает, какое пирожное будет сегодня. Эту шалость все восприняли хорошо и с восхищением.

Глава двадцатая

Праздник в разгаре. Взрослые пошли сыграть в партию, молодежь собралась у арфы, чтобы петь. Наташа не находит Соню и выходит на ее поиски. Когда нашла ее, Соня была вся заплаканная. Она плакала оттого, что Николай идет воевать, а тут еще и Вера сказала, что Соня не пара Николеньке, ведь она ему приходится кузиной. Однако Наташа успокаивает подругу и они возвращаются в зал. Там Наташа приглашает на танец Пьера. Она рада, что танцует с большим, де еще и с иностранцем. К молодежи присоединяются и взрослые, которые показали, как нужно зажигать и танцевать.

Глава двадцать первая

Пока идет праздничное гулянье у Ростовых, в доме графа Безухова уже все готовятся к похоронам, так как у графа случился шестой приступ, поэтому никто уже и не думает о том, что он выживет. Князь Василий пошел к княжне Катишь, чтобы выведать у нее о завещании, так как князь очень переживает, что все состояние отойдет к Пьеру. Вступив с Василием в сговор и сплотившись с Василием против Пьера, Катишь рассказывает, что завещание находится под подушкой у больного.

Глава двадцать вторая

В это время Пьер вместе с княгиней Друбецкой едут обратно к графу Безухому. Анна Михайловна проводит Пьера к покоям графа, ведь отец пожелал увидеть сына. Пока Пьер ожидает у входа, все присутствующие с интересом его рассматривают. Василий смотрит на Пьера со страхом. Всех приглашают в комнату к больному.

Глава двадцать третья

В комнате проводили соборование, во время которого Василий и старшая племянница графа вытащили портфель с бумагами. Когда графа перенесли обратно на кровать, Пьер подошел к отцу и попрощался. Ему не удалось удержать слезы, которые сами хлынули с глаз. Пьер покидает комнату умирающего.

Глава двадцать четвертая

Когда Пьер и Друбецкая вышли в приемные покои, то Анна Михайловна заметила Василия и Катишь, стоящих в стороне. Катишь в этот момент что-то старательно прячет, и это что-то, оказалось портфелем со всеми документами, в том числе и с завещанием. Между Катишь и княгиней завязалась борьба за портфель. Друбецкой удалось забрать портфель. Граф умирает. Утром княгиня Друбецкая приходит к Пьеру и просит, чтобы он о них с Борисом не забыл, ведь его отец когда-то обещал позаботиться о них. Затем Друбецкая возвращается к Ростовым, где в подробностях описывает произошедшие события.

Глава двадцать пятая

Действия переносятся в Лысые Горы, где расположилось имение Болконского старшего. Именно сюда был в свое время сослан Павлом Николай Андреевич, и который теперь там проживает с дочерью Марьей, не выезжая в свет. Ему деревенская жизнь больше нравится. В имении дожидаются приезда Андрея (брата Марьи) с женой. Марья получает письмо от подруги, где та сообщает о намерениях князя Василия и Анны Ферер сосватать Марье Анатоля – сына Василия. Также в письме описана московская жизнь, смерть Безухова, и его наследство, которое досталось Пьеру. Теперь Пьер самый богатый и завидный жених. Также в письме речь о вечных разговорах о войне. Марья пишет ответ.

Глава двадцать шестая

В имение приезжает Андрей и его беременная жена Лиза Болконские. Встреча Лизы, Андрея и Марьи. Андрей подтверждает свои намерения отправиться на войну. Андрей посещает отца и рассказывает о военной кампании против Наполеона. Болконский слушал без удовольствия, так как войну не поддерживал и не одобрял желание России в нее вступать.

Глава двадцать седьмая

За обедом старый князь завел разговор с Лизой, задавая вопросы о ее родственниках и друзьях, после чего разговор вновь перешел на военную тематику. Спор сына и отца по поводу Наполеона и Суворова. Отец как всегда Наполеона называет ничтожным, Андрей же считает его великим полководцем. Каждый остался при своем мнении.

Глава двадцать восьмая

Андрей готовится к отъезду на войну. Сестра зашла попрощаться. В разговоре она просит понять настроение Лизы, светской дамы, которой теперь придется жить в деревне. На прощании сестра надевает Андрею образ, который должен его защищать. Затем Андрей идет к отцу, чтобы переговорить с глазу на глаз. Андрей просит позаботиться о Лизе и ее будущем ребенке. В случае его смерти Андрей просит, чтобы его ребенок жил и воспитывался в деревне. Князь Болконский дает письмо для Кутузова, а также наставляет сына, которым гордится. Отец обещает сделать все для Лизы.

«Война и мир»

(Роман-эпопея)

Пересказ

Том I

Часть первая

Петербург 1805 г. Великосветский вечер у Анны Павлов­ны Шерер, фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны. Разговор во время всего приема ведется исключи­тельно на французском языке. Тон задают хозяйка и чиновный князь Василий Курагин, который был значительным лицом при дворе. Это человек, полностью живущий по правилам све­та, презиравший всех и вся, кроме своей собственной персоны. Разговор о Наполеоне, этом убийце и злодее, его революции. План Анны Павловны — женить младшего сына Василия — Анатоля, «беспокойного» дурака — на своей родственнице, богатой княжне Марье Болконской, которая, по слухам, была несчастлива, живя вместе с отцом. Отцом Марьи является ста­рый князь Болконский, который очень богат и скуп.

Гости Шерер — высшая знать Петербурга. Дочь князя Василия красавица Элен, которая была в шифре и бальном платье, его сын Ипполит. Маленькая княгиня Лиза Болкон­ская, ездившая лишь на небольшие вечера по причине сво­ей беременности. Но, несмотря на свое положение, княгиня чувствовала себя в этом обществе прекрасно. Отличительной чертой Лизы является верхняя «с чуть черневшимися усика­ми» губка, которая была коротка, а потому слегка прикры­вала верхние зубы, отчего княгиня была похожа на белочку. Эмигрант — француз виконт Мортемар, аббат Морио. Обряд приветствования тетушки хозяйки. Тетушка — маленькая, никому не нужная и никому не интересная старушка — вежливо приветствовала всех, кто к ней подходил, говорила о здоровье императрицы. Гости, исполнив обряд, отходили от старушки с чувством глубокого облегчения, «чтоб уж весь вечер ни разу не подойти к ней». Появление на вечере Пьера Безухова. Это был массивный, даже толстый молодой чело­век, незаконнорожденный сын знаменитого екатерининско­го вельможи, графа Безухова, который находился сейчас при смерти в Москве. Пьер отличался от всех, находившихся в гостиной, умным, робким, наблюдательным и естествен­ным взглядом. По мнению людей высшего света, Пьер был человеком, не умеющим жить.

Сравнение вечера у Анны Павловны с работой прядиль­ной мастерской, а самой Анны Павловны с хозяйкой этой ма­стерской, которая, «посадив работников по местам, прохажи­вается по заведению, замечая неподвижность или непривыч­ный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход. Портрет Элен: это красивая женщина, в которой нет и доли кокетства, ей даже «как будто совестно было за свою красоту». Портрет­ный штрих, который подчеркивается в Элен, — это ее мрамор­ные плечи. Князь Василий просит Анну Павловну образумить Пьера, научив его вести себя в светской жизни.

Княгиня Анна Михайловна Друбедкая, пожилая дама, которая сидела прежде с тетушкой, просит князя Василия по­хлопотать перед царем о переводе ее сына Бориса в гвардию.

Характеристика Пьера Безухова. Это был неуклюжий, чуть выше обыкновенного роста, широкий, с огромными руками человек. Он был рассеян, но в то же время доброду­шен, прост и скромен. Он постоянно улыбался своей улыб­кой, которая как бы говорила: «Мнения мнениями, а вы ви­дите, какой я добрый и славный малый».

Пьер у Болконских. Семейная сцена между маленькой княгиней и князем Андреем по поводу его отъезда на войну. Лиза не хочет, чтобы князь Андрей шел на войну, она счита­ет, что здесь он занимает прекрасное положение: он адъютант у дяди. Она предлагает ему устроить его карьеру еще лучше. Даже в семейном кругу княгиня разговаривает капризно­игривым тоном, которым она разговаривала в гостиной Анны Павловны. Ужин Пьера Безухова с князем Андреем. Рассу­ждения Андрея Болконского о себе, о женитьбе и женщинах света. Князь Андрей советует Пьеру не жениться до старости, чтобы не потерять «что в тебе есть хорошего и высокого». Же­нитьба, по его мнению, — это заколдованный круг, из которо­го не выбраться. А светские женщины — «эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем».

Москва. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая в доме у Ростовых. Граф и графиня Ростовы. Графиня — женщина лет сорока пяти, с восточным типом лица, у которой было двенадцать детей. Граф — человек, любящий и умеющий пожить, разговаривавший со всеми гостями одинаково и на русском языке. Прием поздравительных визитов по поводу именин у Ростовых двух Наталий — матери и дочери. Ви­зит матери и дочери Курагиных. Разговор о главной город­ской новости — болезни старого графа Безухова и его не­законном сыне, которого выслали из Петербурга, о судьбе огромного наследства, которое останется после смерти ста­рика Безухова. Пьера выслали в Москву, а Долохов раз­жалован в солдаты за хулиганство. Они привезли с собой к актрисам медведя. Приехала полиция унимать разбуше­вавшихся молодых людей. Так они поймали квартального, привязали его спиной к медведю и пустили плавать в Мой­ку. Пьер теперь в Москве, в доме своего отца. Граф Кирилл Владимирович имел много незаконных детей, но Пьер был его любимцем. Все гадают, кому достанется наследство: Пьеру или князю Василию, который является наследником имения Безухова по жене.

Глава VIII.

Молодежь дома Ростовых: Наташа, Николай — сту­дент, старший сын графа и графини, Петя — меньшой сын, Соня — пятнадцатилетняя племянница графа и Борис Дру­бецкой — офицер, сын княгини Анны Михайловны, — в го­стиной. Сюда вбегает группа молодых людей под предводи­тельством Наташи Ростовой. Наташа — некрасивая, с боль­шим ртом, черноглазая. Она была в том возрасте, «когда де­вочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». История куклы Мими. Борис рассказал, что знал эту Мими еще мо­лодою девицею, но за пять лет она состарилась, и у нее по всему черепу треснула голова. Эта история очень рассмеши­ла всю молодежь и, больше не имея возможности сдержи­вать смех, они убежали из гостиной. Здесь остались только Соня и Николай.

В гостиной. Племянница графа Соня. Это маленькая миниатюрная брюнетка, с длинными ресницами и мягким

взглядом. У нее черные волосы, заплетенные в косу, желто­ватый оттенок кожи. Движения ее были мягкими, гибки­ми, нежными, повадки хитрыми, но сдержанными, чем она напоминала кошечку. Влюблена в Николая. Разговор графа с гостьей о поступлении Николая на военную службу. Ни­колай бросает университет, считая, что у него есть призва­ние к военной службе, но родители не хотят его отпускать. Разговор заходит о воспитании. Граф рассказывает, что они с графиней баловали Наташу, ничего ей не запрещали. По­этому, добавляет графиня, Наташа ничего не скрывает от матери. Вера. Это старшая дочь Ростовых, красивая, неглу­пая, училась прекрасно, голос великолепный, но почему-то всегда была не к месту.

Наташа Ростова прячется в цветочной, надеясь здесь до­ждаться Бориса, но становится свидетельницей сцены рев­ности между Соней и Николаем. Сцена ревности: Соня при­ревновала Николая к Жюли Карагиной. Николай говорит, что любит только Соню. Поцелуй Николая и Сони. Наташа вызывает Бориса в цветочную. Ее предложение Борису по­целовать куклу. Наташа целует Бориса. Разговор о любви между ними. Борис говорит, что любит Наташу, и он сде­лает предложение, но надо ждать еще четыре года. Они до­говариваются, что, когда Наташе исполнится 16 лет, Борис попросит ее руки. Наташа счастлива.

Влюбленные пары в диванной: Соня с Николаем и Ната­ша с Борисом. Соня сидела близко к Николаю, который пе­реписывал ей стихи, в первый раз им сочиненные. Наташа и Борис сидели у окна, разговаривали, но замолчали, когда вошла Вера. Ссора с Верой. Вера, разозленная счастьем моло­дых, всячески старается их задеть, говоря Наташе неприят­ные вещи. Наташа обижается, Вера остается довольной и не считает себя виноватой. Разговор двух подруг детства: гра­финя Ростова жалуется на расстройство состояния, княги­ня Анна Михайловна Друбецкая рассказывает об устройстве своего сына в гвардию и жалуется на свои денежные обстоя-

тельства — ей не на что обмундировать Бориса. Княгине тре­бовалось для этого 500 рублей, а у нее было всего 25. Ее на­дежды на наследство графа Безухова, так как Борис являет­ся его крестником. Анна Михайловна собирается ехать к Без­ухову, Ростова говорит, чтобы та позвала на именины Пьера.

Анна Михайловна Друбецкая с сыном Борисом едут на­вестить больного графа Безухова. По дороге Анна Михай­ловна говорит сыну, чтобы тот помнил, что от графа Безу­хова зависит его будущая судьба. Их встреча там с князем Василием Курагиным. Князь Василий Сергеевич совсем не рад видеть в доме графа Друбецкую, так как «боялся най­ти в ней соперницу по завещанию графа Безухова», и жела­ет, чтобы она поскорее ушла. Но Анна Михайловна, благо­даря своему умению, остается в доме. В доме графа все ждут только худшего, графу с каждым часом становиться хуже. Анна Михайловна решает ходить за больным. Бориса Дру­бецкая посылает проведать Пьера.

Глава XIII.

Пьер Безухов приехал в Москву несколько дней назад и, как всегда это делал, остановился в доме своего отца. Его приезд воспринимается в штыки княжнами, которых было три. Особенно недружелюбно относится к Пьеру старшая сестра — «чистоплотная, с длинною талией, строгая деви­ца». Приход к Пьеру в комнату Бориса Друбецкого, разго­вор и объяснение между ними. Пьер видел в последний раз Бориса четырнадцатилетним мальчиком, а потому не сра­зу узнает его. Борис приглашает Пьера на именины к Ро­стовым. Кроме того, Борис уверяет Пьера, что ни он, ни его мать не имеют никакого интереса к наследству графа Без­ухова. По крайней мере он, Борис, даже не примет ниче­го, если Кирилл Владимирович ему что-либо оставит. Пьер польщен таким пылким заявлением этого милого, умно­го и твердого, по мнению Пьера, молодого человека. Он со­бирается поближе познакомиться с Борисом. Возвращение матери и сына Друбецких к Ростовым, их разговор о заве­щании графа Безухова. Борис сомневается, что граф Безу-

хов оставит что-нибудь им. Анна Михайловна только вос­клицает в ответ: «Как он плох!»

Графиня Ростова просит у мужа 500 рублей. Граф не спрашивает ее, зачем нужны такие деньги, дает ей требую­щуюся сумму. По возвращении Друбецкой отдает их на об­мундирование Бориса. Слезы обеих. Плакали они о том, что они дружны, что их молодость прошла, что они теперь заня­ты таким низким предметом, как деньги.

У Ростовых перед именинным обедом. Ожидание крест­ной Наташи, Марьи Дмитриевны Ахросимовой, дамы, «зна­менитой не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой общения». В это время в кабинете Ростова шел разговор о войне. Разговор Шиншина с Бергом в кабинете графа. Шиншин — старый холостяк, штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом. Берг — свежий, розовый гвардейский офицер, «безупречно вымы­тый, застегнутый и причесанный». Разговор этого молодого человека всегда касался только его одного или чего-то име­ющего к нему отношения. В остальных случаях он молчал, предпочитая слушать. Берг доказывает Шиншину выгоды службы в пехоте. Ведь только там можно сделать себе со­стояние, да еще и посылать деньги родителям. Пьер Безухов в гостиной Ростовых. Он приехал перед самым обедом и чув­ствовал себя у Ростовых неловко. Его стараются разговорить, но от стеснения он не может вымолвить ни слова. Приезд Ахросимовой. Она дарит Наташе яхонтовые сережки. Гости идут к столу. За столом они размещаются по двум сторонам. На одном конце графиня, Анна Михайловна и другие гостьи. А на другом — граф с гостями. Пьер и за обедом продолжает чувствовать неловкость, много есть и пьет. Обед.

Разговор за обедом о манифесте и о войне с Бонапар­том. Полковник рассказывает, что в Петербурге вышел ма­нифест об объявлении войны, который он сам видел. Завя-

зался спор о том, следует ли России вступать в войну. Мне­ния разделились за и против. Реплика Николая Ростова в поддержку мнения, что Россия должна вступать в войну, о том, что «русские должны умирать или побеждать». Ша­лость Наташи. Наташа поспорила с младшим братом Петей, что спросит у матери через весь стол, какое пирожное будет. Ее выходка была принята хорошо. Все смеялись смелости и ловкости этой маленькой девочки.

Глава XVII.

Пение молодежи. Гости вернулись в гостиную, стали просить спеть что-нибудь Наташу и Николая. Наташа не находит в гостиной Сони. Соня была в коридоре на сундуке. Слезы Сони по поводу ее любви к Николаю и его стихов, на­писанных ей. Ее объяснения с Наташей. Соня плакала из-за того, что Николай уезжает на войну, а также из-за того, что Николай является ее кузеном и брак их невозможен. А по­тому Николай женится на Жюли Карагиной. Наташа успо­каивает Соню, говорит, что все будет хорошо, потому что Николай троюродный брат Сони, а такие браки разрешены. Соня успокаивается, они с Наташей возвращаются в гости­ную. Наташа, Борис, Соня и Николай поют «Ключ». Тан­цы. Пьер приглашает Наташу танцевать. Она горда и счаст­лива тем, что «танцевала с большим, с приехавшим из-за границы». Граф Илья Андреевич Ростов с Марьей Дмитри­евной Ахросимовой танцуют «Данилу Купора», любимый танец графа. Он танцуют так, что все стоят очарованные простотой и незамысловатостью русского народного танца.

Глава XVIII.

В доме графа Безухова. С графом сделался шестой удар. Приготовление к соборованию. Разговоры присутствую­щих. Все сомневаются, что после шестого удара граф оста­нется жив. Опять возникает вопрос, кому останется все иму­щество. Тайные сговоры князя Василия с княжной Катишь о сокрытии завещания графа. Князь говорит Катерине Семе­новне, что сейчас самое время подумать о будущем, о том, что он, и она, и ее сестры являются единственными наслед­никами Безухова. Князь Василий опасается того завещания, которое граф написал прошлой зимой и в котором все остав­ляет Пьеру. Кроме того, он вспоминает о письме, которое Ки­рилл Владимирович писал государю об усыновлении Пьера. И если так и будет, Пьер, как законный сын, получит все. За­тем князь Василий уже прямо предлагает княжне найти за­вещание и письмо и уничтожить их. Княжна говорит, что все бумаги хранятся у графа в мозаиковом портфеле.

Возвращение Пьера Безухова домой вместе с Анной Ми­хайловной Друбецкой. Старый граф потребовал, чтобы ему позвали Пьера. Но Пьер сомневается, нужно ли ему появ­ляться у отца. Анна Михайловна уговаривает его все же пой­ти, ведь это его отец и он при смерти. Пьер в приемной ком­нате умирающего отца, пожелавшего его видеть. Обращение с ним присутствующих. Князь Василий с некоторым страхом смотрит на Пьера, остальные, бывшие в гостиной, с любо­пытством рассматривают Пьера. Все указывают на него гла­зами, кто со страхом, кто с подобострастием. Пьер чувствует себя неловко и старается вести себя правильно, как принято в обществе. Все проходят в комнату умирающего.

Пьер у больного отца. Граф Безухов. Граф лежал на длинном вольтеровском кресле. У него была седая грива волос, широкий лоб, крупные морщины на красно-желтом лице. Рядом стояли духовные лица. Все стояли молча и мо­лились. Только князь Василий и старшая княжна медленно пошли в глубь комнаты к высокой кровати графа. Затем на некоторое время они скрываются в дальней комнате, но по­том опять возвращаются к больному. Пьер все это замечает, но не придает их действиям никакого значения. Соборова­ние. Старого графа переносят на кровать. Граф на минуту очнулся, но потом опять впал в забытье. Пьер плачет и вы­ходит из комнаты.

Пьер и Анна Михайловна заходят в приемную, где си­дят князь Василий Курагин и княжна Катишь и о чем-то

переговариваются. Как только Пьер входит, княжна что-то прячет. Анна Михайловна тоже замечает, что тут что-то не так. Происходят спор и борьба из-за портфеля с завещани­ем. Друбецкая старается отобрать у княжны портфель, в ко­тором лежит завещание умирающего. В завещании граф все оставляет Пьеру. Старшая княжна уверяет Друбецкую, что это старая ненужная бумажка, но та не сдается. Случайно княжна отпускает портфель, Анна Михайловна, подхва­тив его, уходит в спальню. Смерть Безухова. На другое утро Анна Михайловна сообщает Пьеру, что отец оставил, скорее всего, все ему и просит не забыть о Борисе. Из ее уст вся Мо­сква узнает о поступке князя Василия и княжны Катишь и об убитом горем Пьере.

Глава XXII.

Имение Болконских Лысые Горы. Старый князь Ни­колай Андреевич Болконский — генерал-аншеф, который был сослан при Павле в деревню и жил там теперь безвыезд­но с дочерью княжной Марьей. Был занят то писанием ме­муаров, то высшей математикой, то работой в саду. Глав­ное в его жизни — это порядок, а потому князь был резок, требователен. Он был невысокого роста, «с маленькими су­хими ручками и серыми висячими бровями», имел умные и молодые блестящие глаза, всегда ходил в напудренном парике. На всех наводил страх, особенно на свою дочь. Его дочь — княжна Марья. Это девушка с болезненным, некра­сивым лицом. Как ее отец любил порядок, так она порядок не любила.

Глава XXIII.

Приезд в Лысые Горы князя Андрея Болконского с же­ной. Несмотря на приезд сына, старый князь не пожелал изменить своим привычкам, он обычно спал в это время. Их встреча с княжной Марьей и ее компаньонкой францу­женкой Бурьен. Бурьен казалась обезумевшей от счастья, а Марья вся залилась слезами, увидев брата. Лиза болтала без умолку, но княжна Марья только молча, с любовью смо­трела на Андрея. Ее волновал вопрос, едет ли князь Андрей на войну. Он дает положительный ответ. Встреча старого

князя с сыном и их разговор о войне и политике. Старый князь пустил сына на свою половину во время одевания. Князь Андрей заходит туда с тем выражением лица, кото­рое у него было только тогда, когда он разговаривал с Пье­ром. Андрей рассказывает отцу план военной кампании против Наполеона. Старый князь слушает с явным неудо­вольствием. Он не одобряет ни войну, ни желание России вступать в нее.

Глава XXIV.

Обед в Лысых Горах. Во время обеда старый князь из­учает маленькую княжну, задавая ей всякие вопросы. Сна­чала она кажется смущенной, но когда князь спрашивает ее о родных и друзьях, она оживляется и начинает болтать не умолкая. Князь, составив себе о ней мнение, отворачивается от нее, начиная разговор с другими. Спор старого князя с сы­ном о Суворове и Бонапарте. По мнению старого князя, На­полеон — «ничтожный французишка, имевший успех толь­ко потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых». На что Андрей отвечает, что Бонапарт — великий полководец. В ходе спора никто не поменял своего мнения. Сгоряча ста­рый князь кричит Андрею, чтобы тот убирался к своему Бо­напарту. После обеда маленькая княгиня, со страхом погля­дывавшая на отца мужа, говорит, что боится его.

Сборы князя Андрея к отъезду в армию. Перед отъездом князь Андрей испытывает смешанные чувства: «страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить Жену, — мо­жет быть, и то и другое…» Его прощальная беседа с сестрой. Во время разговора Андрей жалеет сестру, которой нелегко приходится с отцом. Но княжна Марья, которая благогове­ет перед отцом, запрещает так ему говорить. Марья просит Андрея выполнить одну ее просьбу: надеть «старинный об­разок спасителя с черным ликом в серебряной ризе на сере­бряной цепочке мелкой работы». Княжна Марья благослов­ляет брата образом. Прощание князя Андрея с отцом, же­ной и сестрой. Князь Андрей просит отца позаботиться о его жене, о ее родах. Старый князь дает сыну письмо к Миха-

илу Илларионовичу Кутузову, в котором просит последне­го, чтобы тот князя Андрея «в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал». Старый князь старался держаться, но чувства взяли свое и «что-то дрогнуло в ниж­ней части лица старого князя». С женой Андрей попрощал­ся холодно. Отъезд Андрея.


На этой странице искали:

  • война и мир краткое содержание 1 том
  • война и мир 1 том краткое содержание
  • война и мир краткое содержание по главам том 1
  • война и мир 1 том 1 часть краткое содержание по главам
  • война и мир том 1 краткое содержание по главам

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» писался в 1863-1869 годах. Для ознакомления с основными сюжетными линиями романа, предлагаем учащимся 10 класса и всем, кто интересуется русской литературой, прочитать краткое содержание «Война и мир» по главам и частям онлайн.

«Война и мир» относится к литературному направлению реализм: в книге подробно описан ряд ключевых исторических событий, изображены типичные для российского общества персонажи, основной конфликт – «герой и общество». Жанр произведения роман эпопея: «Война и мир» включает в себя как признаки романа (наличие нескольких сюжетных линий, описание развития персонажей и кризисных моментов в их судьбе), так и эпопеи (глобальные исторические события, всеохватывающий характер изображения действительности). В романе Толстой затрагивает многие «вечные» темы: любви, дружбы, отцов и детей, поиска смысла жизни, противостояния войны и мира как в глобальном смысле, так и в душах героев.

Главные герои

Андрей Болконский – князь, сын Николая Андреевича Болконского, был женат на маленькой княгине Лизе. Находится в постоянном поиске смысла жизни. Участвовал в Аустерлицкой битве. Умер от ранения, полученного во время Бородинского сражения.

Наташа Ростова – дочь графа и графини Ростовых. В начале романа героине всего 12 лет, Наташа взрослеет на глазах читателя. В конце произведения выходит замуж за Пьера Безухова.

Пьер Безухов – граф, сын графа Кирилла Владимировича Безухова. Был женат на Элен (первый брак) и на Наташе Ростовой (второй брак). Увлекался масонством. Присутствовал на поле битвы во время Бородинского сражения.

Николай Ростов – старший сын графа и графини Ростовых. Участвовал в военных кампаниях против французов и Отечественной войне. После смерти отца берет на себя заботы о семье. Женился на Марье Болконской.

Илья Андреевич Ростов и Наталья Ростова – графы, родители Наташи, Николая, Веры и Пети. Счастливая супружеская пара, живущая в согласии и любви.

Николай Андреевич Болконский – князь, отец Андрея Болконского. Видный деятель Екатерининской эпохи.

Марья Болконская – княжна, сестра Андрея Болконского, дочь Николая Андреевича Болконского. Набожная девушка, живущая ради своих близких. Вышла замуж за Николая Ростова.

Соня – племянница графа Ростова. Живет у Ростовых на попечении.

Федор Долохов – в начале романа он офицер Семеновского полка. Один из лидеров партизанского движения. Во время мирной жизни постоянно участвовал в кутежах.

Василий Денисов – друг Николая Ростова, ротмистр, эскадронный командир.

Другие персонажи

Анна Павловна Шерер – фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны.

Анна Михайловна Друбецкая – обедневшая наследница «одной из лучших фамилий России», подруга графини Ростовой.

Борис Друбецкой – сын Анны Михайловны Друбецкой. Сделал блестящую военную карьеру. Женился на Жюли Карагиной, чтобы улучшить свое финансовое положение.

Жюли Карагина – дочь Карагиной Марьи Львовны, подруга Марьи Болконской. Вышла замуж за Бориса Друбецкого.

Кирилл Владимирович Безухов – граф, отец Пьера Безухова, влиятельный человек. После смерти оставил своему сыну (Пьеру) огромное состояние.

Марья Дмитриевна Ахросимова – крестная мать Наташи Ростовой, ее знали и уважали в Петербурге и Москве.

Петр Ростов (Петя) – младший сын графа и графини Ростовых. Был убит во время Отечественной войны.

Вера Ростова – старшая дочь графа и графини Ростовых. Жена Адольфа Берга.

Адольф (Альфонс) Карлович Берг – немец, сделавший карьеру от поручика до полковника. Сначала жених, затем муж Веры Ростовой.

Лиза Болконская – маленькая княгиня, молодая жена князя Андрея Болконского. Умерла во время родов, родив Андрею сына.

Василий Сергеевич Курагин – князь, друг Шерер, известная и влиятельная светская личность в Москве и Петербурге. Занимает важный пост при дворе.

Елена Курагина (Элен) – дочь Василия Курагина, первая жена Пьера Безухова. Очаровательная женщина, которой нравилось блистать в свете. Умерла после неудачно сделанного аборта.

Анатоль Курагин – «беспокойный дурак», старший сын Василия Курагина. Обаятельный и красивый мужчина, щеголь, любитель женщин. Участвовал в Бородинском сражении.

Ипполит Курагин – «покойный дурак», младший сын Василия Курагина. Полная противоположность своих брата и сестры, очень глупый, все его воспринимают, как шута.

Амели Бурьен – француженка, компаньонка Марьи Болконской.

Шиншин – двоюродный брат графини Ростовой.

Екатерина Семеновна Мамонтова – старшая из трех сестер Мамонтовых, племянница графа Кирилла Безухова.

Багратион – российский военачальник, герой войны против Наполеона 1805-1807 и Отечественной войны 1812.

Наполеон Бонапарт – император Франции.

Александр I – император Российской империи.

Кутузов – генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией.

Тушин – артиллерийский капитан, отличившийся в Шенграбенском сражении.

Платон Каратаев – солдат Апшеронского полка, воплощающий в себе все истинно русское, которого Пьер встретил в плену.

Том 1

Первый том «Войны и мира» состоит из трех частей, разделенных на «мирные» и «военные» блоки повествования и охватывает события 1805 года. «Мирная» первая часть первого тома произведения и начальные главы третьей части описывают общественную жизнь в Москве, Петербурге, в Лысых Горах.

Во второй части и последних главах третьей части первого тома автор изображает картины войны русско-австрийской армии с Наполеоном. Центральными эпизодами «военных» блоков повествования становятся Шенграбенское сражение и битва под Аустерлицем.

С первых, «мирных» глав романа «Война и мир» Толстой знакомит читателя с главными героями произведения – Андреем Болконским, Наташей Ростовой, Пьером Безуховым, Николаем Ростовым, Соней и другими. Через изображение жизни различных социальных групп и семей автор передает многообразие русской жизни в довоенное время. «Военные» главы отображают весь неприукрашенный реализм военных действий, дополнительно раскрывая перед читателем характеры основных героев. Поражение под Аустерлицем, завершающее первый том, предстает в романе не только проигрышем русских войск, но и символом краха надежд, переворота в жизни большинства главных персонажей.

Том 2

Второй том «Войны и мира» является единственным «мирным» во всей эпопее и охватывает события 1806-1811 годов накануне Отечественной войны. В нем «мирные» эпизоды светской жизни героев переплетаются с миром военно-историческим – принятием между Францией и Россией Тильзитского перемирия, подготовкой реформ Сперанского.

В период, описанный во втором томе, в жизни героев происходят важные события, во многом меняющие их мировоззрение и взгляды на мир: возвращение Андрея Болконского домой, его разочарование в жизни после смерти жены и последующее преображение благодаря любви к Наташе Ростовой; увлечение Пьера масонством и его попытки улучшить жизнь крестьян в своих поместьях; первый бал Наташи Ростовой; проигрыш Николая Ростова; охота и святки в Отрадном (имении Ростовых); неудавшееся похищение Наташи Анатолем Карагиным и отказ Наташи выйти замуж за Андрея. Завершается второй том символическим явлением повисшей над Москвой кометы, предвещающей ужасные события в жизни героев и всей России – войну 1812 года.

Том 3

Третий том «Войны и мира» посвящен военным событиям 1812 года и их влиянию на «мирную» жизнь русского народа всех сословий. Первая часть тома описывает вторжение французских войск на территорию России и подготовку к Бородинскому сражению. Во второй части изображено само Бородинское сражение, являющееся кульминацией не только третьего тома, но и всего романа. На поле битвы пересекаются многие центральные персонажи произведения (Болконский, Безухов, Денисов, Долохов, Курагин и др.), чем подчеркивается неразрывная связь всего народа общей целью – борьбой против неприятеля. Третья часть посвящена сдаче Москвы французам, описанию пожара в столице, который, по мнению Толстого, случился из-за тех, кто покинул город, оставив его врагам. Здесь описывается и самая трогательная сцена тома – свидание Наташи и смертельно раненого Болконского, который все еще любит девушку. Завершается том неудачной попыткой Пьера убить Наполеона и его арестом французами.

Том 4

Четвертый том войны и мира охватывает события Отечественной войны второй половины 1812 года, а также мирную жизнь главных героев в Москве, Петербурге и Воронеже. Вторая и третья «военные» части описывают бегство наполеоновской армии из разграбленной Москвы, Тарутинское сражение и партизанскую войну русской армии против французов. «Военные» главы обрамлены «мирными» первой и четвертой частью, в которых автор особое внимание уделяет настроениям аристократии относительно военных событий, ее отдаленности от общенародных интересов.

В четвертом томе ключевые события происходят и в жизни героев: Николай и Марья понимают, что любят друг друга, умирает Андрей Болконский и Элен Безухова, погибает Петя Ростов, а Пьер и Наташа начинают задумываться о возможном совместном счастье. Однако центральной фигурой четвертого тома становится простой солдат, выходец из народа – Платон Каратаев, выступающий в романе носителем всего истинно русского. В его словах и действиях выражается та самая, простая мудрость крестьянской, народной философии, над постижением которой мучаются главные герои «Войны и мира».

Эпилог

В эпилоге произведения «Война и мир» Толстой подводит итоги всего романа-эпопеи, изображая жизнь героев спустя семь лет после Отечественной войны – в 1819-1820 годах. В их судьбах произошли значительные перемены, как хорошие, так и плохие: женитьба Пьера и Наташи и рождение их детей, смерть графа Ростова и тяжелое финансовое положение семьи Ростовых, свадьба Николая и Марьи и рождение их детей, взросление Николеньки, сына умершего Андрея Болконского, в котором уже явственно виден характер отца.

Если первая часть эпилога описывает личную жизнь героев, то во второй представлены размышления автора об исторических событиях, роли в этих событиях отдельной исторической личности и целых народов. Завершая свои рассуждения, автор приходит к выводу, что вся история предопределяется неким иррациональным законом случайных взаимовлияний и взаимосвязей. Примером этому служит изображенная в первой части эпилога сцена, когда у Ростовых собирается большая семья: Ростовы, Болконские, Безуховы – всех их вместе свел все тот же непостижимый закон исторических взаимосвязей – основная действующая сила, направляющая все события и судьбы героев в романе.

Заключение

В романе «Война и Мир» Толстому удалось мастерски изобразить народ не как различные социальные слои, а как единое целое, объединенное общими ценностями и стремлениями. Все четыре тома произведения, включая эпилог, связаны идеей «мысли народной», живущей не только в каждом герое произведения, но и в каждом «мирном» либо «военном» эпизоде. Именно эта объединяющая мысль и стала, по задумке Толстого, основной причиной победы русских в Отечественной войне.

«Война и мир» по праву считается шедевром русской литературы, энциклопедией русских характеров и человеческой жизни в целом. Произведение вот уже более века остается интересным и актуальным для современных читателей, любителей истории и ценителей классической русской литературы. «Война и мир» – роман, который должен прочесть каждый.

Очень подробный краткий пересказ «Войны и мира», представленный на нашем сайте, позволит получить полное представление о сюжете романа, его героях, основных конфликтах и проблематике произведения.

Квест

Мы подготовили интересный квест по роману “Война и мир” – пройти .

Тест по роману

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 11241.

Произведение «Война и мир» предлагается к прочтению ученикам, прошедшим в 10 класс. На уроках литературы учитель должен объяснить, какое социальное значение имеет данный роман.

Случается так, что ребенку не хватает времени на полное освоение произведения, или же взрослый пропустил школьный момент, хочет наверстать упущенное. Для этого существуют краткие пересказы, дающие полную картину происходящего.

Все произведение делится на такие разделы:

  • Первый том – 3 части, 65 глав.
  • Второй том – 5 частей, 98 глав.
  • Третий том – 3 части, 96 глав.
  • Четвертый том – 4 части, 84 главы.
  • Эпилог – 2 части, 28 глав.

Том 1

В романе описываются действия и события двух основных семей: графов Ростовых и князей Болконских. Каждое семейство имеет детей, которые по мере продвижения повествования взрослеют на глазах у читателя. Кроме этого, Толстой снабдил произведение множеством второстепенных персонажей, помогающих полностью раскрыть образы главных действующих лиц.

Обратите внимание! Роман описывает сообщество русских сословий в период войн против Наполеона, поэтому знание истории перед прочтением произведения приветствуется.

Краткое содержание первого тома Война и мир содержит такие ключевые моменты:

С самого начала первой части Толстой знакомит нас с действующими героями и показывает их жизнь и быт довоенного периода. Почти все остальные части показаны войнами.

Том 2

Если первый том показывает переплетение военных, мирных событий, то второй том заслуженно считается самым мирным. Тут читатель не найдет описания войны, битвы или сражения.

Роман Война и мир — краткое содержание по главам второго тома первой части представлено ниже:

  • Действие развивается в начале 1806 года, когда Николай Ростов приезжает домой в Москву. Упоминаются чувства Сони к графу, однако он воспринимает их как ребячество.
  • Описывается праздничный обед, куда приглашены практически все главные персонажи. За ужином герои обсуждают появление Багратиона.
  • Описывается дуэль между Пьером Безуховым и Федором Долоховым, а также выяснение отношений между первым и его женой.
  • В Лысые горы приходит оповещение о смерти князя Андрея Болконского после сражения, также сообщается, что тело обнаружено не было.
  • Наташа посещает свой первый бал, танцуя с Денисовым.

Вторая часть раздела описывает такие события как принятие Пьера Безухова в масоны, их братство, знакомство Элен с Борисом Друбецким, его частое пребывание в доме хозяйки, решение князя Андрея никогда более не служить.

Позже, Безухов по дороге в Петербург посещает Болконского, у них происходит разговор с философскими размышлениями на разные темы. Конец представлен условиями подписания Тильзитского мира.

Важно! Чтобы полностью проникнуться романом необходимо прочитать выдержки, цитаты главных героев, передающие атмосферу того времени.

Третья часть рассказывает читателю о нападении Наполеона на Австрию, поездке князя Андрея к сыну, а позже к Ростовым; приезд князя Андрея в Петербург, время правления Александра.

Увлечение князя личностью Сперанского, восхождение Пьера в лидеры масонства, описывается новогодний бал, переживания Наташи по поводу Бориса. Кроме того, описание помолвки Ростовой и Андрея, их поведение, болезнь старого князя.

Том 3

Данный раздел охватывает события 1812 года, а именно битву с французскими войсками, взятие Наполеоном Москвы, Бородинское сражение. Здесь военные перипетии тесно связаны с мирной жизнью персонажей и коренным образом меняют их мировоззрение.

Ключевыми действиями можно назвать следующие:

  • Пребывание русского императора Александра в Вильне, неготовность России к войне.
  • Переговоры с Наполеоном.
  • Начало войны.
  • Московская жизнь Ростовых, поведение, переживания Наташи.
  • Чувства между Ростовой и Безуховым.
  • Военный поход с полком князя Андрея.
  • Смерть старого князя Болконского.
  • Князь Андрей получает смертельное ранение, а Наташа заботится о нем.
  • Ростовы уезжают из Москвы.

Таким образом, можно сделать вывод, что третий том является кульминационным, именно здесь отображены ключевые моменты истории русского народа.

Том 4

Данный раздел охватывает действие романа во второй половине 1812 года. Здесь присутствует побег французов, Татарутинская битва, кадры партизанской войны. Первая и четвертая часть являются спокойными, вторая, третья – военными.

Обратите внимание! Л.Н. Толстой старался описать не только ход военных действий, но переживания персонажей по этому поводу, а также влияние сражения на их личное мировоззрение.

Главные моменты четвертого тома представлены ниже:

Эпилог

Эпилог заключает в себе три основные темы: история, семья и общефилософские рассуждения. Вроде бы история уже завершена, но автор дает понять читателю основные моменты, которым учит роман.

Важно! Без прочтения эпилога трудно понять дальнейшую судьбу героев.

Основное повествование ведется о:

  • Мирных событиях 1819-1820 годов.
  • Жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах.
  • Автор рассуждает о значимости отдельных исторических личностей в мировой истории, истории России.
  • Свадьбу Марьи и Николая Ростова.

Действия происходят спустя 7 лет после основных событий романа. В заключении, автор представляет собственные историко-философские размышления, подводя итог хитросплетенным событиям мировой и военной жизни России.

    Похожие записи


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло