Здравствуй, мой особенный сын.

Мечик И.А.
к.п.н., доцент ПГСГА

Детская литература: дети с ограниченными возможностями

В.Г. Белинский подчеркивал, что если писатели показывали в детских книжках жизнь и мир «не в истертых сентенциях, не в холодных нравоучениях, не в сухих рассказах, а в повествованиях и картинах, полных жизни, движения, проникнутых одушевлением, согретых теплотою чувства, написанных языком легким, игривым, цветущим в самой своей простоте», то их произведения «могли бы служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств для воспитания детей» . Положения В.Г. Белинского не теряют своей актуальности и в наши дни. Мировая детская литература дает воспитателям произведения о детях с ограниченными возможностями, показывающие пути включения их героев в большой мир общественной жизни. Тема инвалидности детей недостаточно исследована в мировом литературоведении, в частности, отечественном. Интересна статья М. Карлайн о теме инвалидности детей в американской детской литературе второй половины ХХ века (1940 – 1984 годы).
Делая обзор исследований книг о детях-инвалидах, М. Карлайл констатирует следующие их параметры: виды инвалидности (аутизм, глухота, анорексия, эпилепсия, церебральный паралич, способность к обучению, шизофрения, двойная ампутация, нарушение зрения, СПИД, болезнь Альцгеймера и рака, аллергия, полиомиелит), доля персонажей мужчин и персонажей женщин, доля персонажей – представителей этнических групп, количество обращений к детям-инвалидам, уровень литературного качества и сравнение этих параметров до и после 1975 года.
М. Карлайл подчеркивает, что все исследователи отмечали при количественном росте книг о детях-инвалидах преобладание среди них посредственных, в которых «сюжетная линия была слаба», «было слабое развитие характера» .
Небезынтересна приведенная М. Карлайл трактовка в средствах массовой информации стереотипов персонажей-инвалидов: вызывает жалость; является объектом насилия; является носителем зловещего, зла; используется как эффективный фон; рассматривается как святой или благочестивый человек; как центр насмешек из-за нетрудоспособности; инвалидность – враг человека, который может быть успешным, если победит врага; инвалид как «бремя», предмет заботы, который не может быть независимым; как несексуальный; не способен полноценно участвовать в повседневной жизни. По мнению исследователей, как отмечает М. Карлайл, в книгах детской литературы к концу ХХ века прослеживается постепенное уменьшение обращения к названным выше стереотипам и преобладание показа инвалидности персонажа как «собственного злейшего врага» .
В русской детской литературе первые произведения о детях с ограниченными возможностями появились в IХХ веке. Отличительной особенностью их стало решение проблемы включения детей с ограниченными способностями в большой мир окружающей их жизни. Об этом была повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (1898г.). Врожденная слепота героя не помешала ему стать полноценным членом общества, быть интересным, жить содержательно. Помогали в этом мальчику Петрусю на протяжении его жизни беспокойный дядя, умная мать, гости – студенты, высоко оценившие талантливую игру мальчика на фортепиано, полюбившая его в юности девушка.
В.Г. Короленко подробно останавливается на моментах соприкосновения слепого мальчика со звуками окружающего его мира, которые были наполнены преодолением страха перед непонятным многоголосием сначала весны, затем фортепиано. Завораживающие напевы народной дудки приводят постепенно к увлечению музыкой, овладению разными музыкальными инструментами. С возрастом приходит осознание изолированности от окружающего мира, вызывающее озлобленность на него. Путь героя В.Г. Короленко к преодолению этого озлобления лежал через сравнение своей обеспеченности со страданиями голодных, бездомных людей, своих умозрительных страданий с их физическими страданиями, понимание страданий таких же, как он слепых, но нищих людей. Сострадание, сочувствие чужому горю, чужой беде заставили героя В.Г. Короленко забыть о своих мучениях. Детское увлечение музыкой переросло в любимое занятие, определило цель жизни, место героя в ней.
Сразу после опубликования повесть В.Г. Короленко вошла в детское чтение. Благодаря повести В.Г. Короленко в русской детской литературе определилась тенденция создания образа ребенка-инвалида как человека, способного к общественной жизни. Путь к этому – не слепая любовь, не излишняя забота, не жалость, а грамотное воспитание, разумное отношение к ребенку родных и близких, квалифицированная помощь в определении его цели жизни.
Эта тенденция получила продолжение в русской детской литературе ХХ века. Представляют интерес для воспитателей, родителей и больных детей – читателей те произведения К. Чуковского, С. Михалкова, А. Лиханова, герои которых лишены способности двигаться, прикованы к постели, к инвалидному креслу.
В 1933 году в журнале «Еж» была опубликована повесть К. Чуковского «Солнечная». Так называлась одна из двенадцати площадок санатория на берегу Черного моря для костно-туберкулезных больных детей. Болезнь лишила их возможности бегать по берегу моря, наслаждаться купанием в его волнах. Им доступны только щедрое южное солнце, морской воздух. Смысл названия повести связан с той светлой позитивной и оптимистической атмосферой, которую создавали окружавшие детей взрослые. Кроме медперсонала это были инструкторы, учителя, «которые учили ребят и политграмоте, и зоологии, и физике, и переплетному, и столярному делу» .
На вооружении врача – юмор в общении с тяжело больными детьми. Лечащими пилюлями для героев К. Чуковского было разнообразное содержание их жизни в санатории. Покраска ведер для колхоза позволила испытать чувство наслаждения работой. Изготовление праздничных украшений для кроватей, украшений себя позволяли почувствовать пусть и опосредованное, но приобщение к участникам всеобщего праздника Первомая. Радость дало каждому и ставшее доступным пускание змея, принесенного на площадку инструктором по труду. Объединила всех ребят и проблема борьбы за чистую речь, за речь без ругательных слов.
Герои К. Чуковского – подростки, действенные, энергичные, инициативные, нетерпеливые в силу своего возраста, которых лечила занятость значимым делом. Врачи лечили больных детей, стремясь поставить их на ноги в буквальном смысле этих слов. Задача учителей, инструкторов не менее важная и сложная – дать детям веру в себя, веру в осуществление мечты – быть полезными обществу, стране, в будущем включиться в творческую работу взрослых. Одним из результатов терпеливой, благородной работы учителей, инструкторов было отвлечение детей от их физического недостатка, недомогания, боли. Дети не забывают о своей инвалидности, но меньше думают об этом. В силу подростковой потребности признания и уважения сверстников больные дети старались не показывать свои страдания. Когда их везли на перевязку, они «считали своим долгом балагурить, смеяться, выкрикивать забавные стишки, словом, всячески показывать, что они молодцы и что перевязочная им нипочем» .
Такими увидел сверстников повествователь – ребенок, который подчинился общей атмосфере: «Дома, окруженный родными, Сережа визжал,.. от малейшего прикосновения врача к его больному колену, а здесь, на глазах у товарищей, он, не сморгнув, выносил самые мучительные пункции» . Заслуга учителей, инструкторов в том, что у детей исчезли « злобная угрюмость, которая в прежнее время отличала тяжелых больных» , что нет чувства уныния, беспомощности, а появляется цель, придающая смысл их жизни.
Понятия: цель жизни, счастье заниматься любимым делом, иметь возможность общаться со сверстниками, ощущать себя полезным, нужным для кого-то – усваиваются и становятся значимыми и наполняются смыслом для маленькой девочки Оли – героини рассказа С. Михалкова «Фантик» (1992 г.).
Героев К. Чуковского с героями рассказа С. Михалкова «Фантик» объединяет общая беда – невозможность ходить, прикованность к инвалидной коляске, которую Михалков называет мягко креслом. Если у К. Чуковского в центре внимания дети-подростки среднего возраста, то у С. Михалкова –дошкольники. В силу возраста они находятся рядом с родителями. Героиня С. Михалкова может передвигаться только в инвалидном кресле на больших колесах, с которым она давно освоилась, умеет им управлять. Благодаря инвалидной коляске Оля знает не только свою квартиру, но и городской парк. Заботится об этом ее мама. Но мама девочки старается отвозить дочь, чтобы не травмировать ее, в те уголки парка, где нет бегающих, прыгающих здоровых детей. Девочке грустно, когда она их видит. Грустно ей от мысли, что ее туфельки всегда будут новыми, что не сможет она никогда сорвать цветок. Безнадежность ощущается в этих ее размышлениях, в ее одинокой фигурке на аллее парка. Это состояние усиливается сочувствующими взглядами расступающихся перед ней людей, их умолкании при появлении Олиного кресла с большими колесами. От жалости окружающих Оле больно. Писатель устами ребенка выражает свою позицию, свое понимание общения с больными детьми: «Но ведь я не могу ходить… Меня все жалеют, а мне это не нравится… Только, пожалуйста, не жалейте меня» .
Решение проблемы помощи детям, больным ДЦП, С. Михалков связывает с появлением в жизни Оли и таких же больных, как она, ее сверстников, и взрослого человека. Почувствовать себя такой, как все, помогает героине С. Михалкова добрый, отзывчивый, неравнодушный к чужому горю Иван Иванович Фантиков, которого дети называли Фантик. Он – лилипут, тоже не такой, как все. Фантик хорошо понимает страдания детей, так как в детстве испытал такую же боль от сознания своей беспомощности, ненужности никому. Фантик стал артистом цирка благодаря обнаруженным музыкальным способностям, проявленной силе воли, характера. После окончания работы в цирке он стал хорошим воспитателем всех городских детей, не имевших возможности ходить, бегать.
Фантик организует общение детей-колясочников, живущих в городе. В своей работе с детьми Фантик считает необходимым пробудить в детях желание чем-нибудь заниматься. В каждом ребенке он видит будущих поэтов, музыкантов, художников, изобретателей и убеждает каждого в том, что заниматься нужно тем, что получается лучше всего. Ключиком контакта с детьми, взаимопонимания становится его приглашение принять участие в городском празднике юных фантазеров. Фантик организовал общение детей-колясочников по их интересам. Фантик индивидуально встречался с каждым ребенком-колясочником, осторожно вводил каждого в создаваемый им коллектив. От фантазии Фантик подводит детей к размышлениям и выводам о том, что жизнь – это не просто существование, а понимание того, как и для чего живет человек, даже если он прикован к креслу на колесах.
Знакомство героини С. Михалкова со сверстниками, проявление их интереса к ней, ее рисункам, разделение с Олей радости победы на конкурсе детских рисунков, обмен мнениями о достижениях присутствующих на празднике вселили в нее уверенность в своих возможностях, избавили от чувства одиночества, заставили почувствовать свою значимость, востребованность. Устами героини девочки Оли автор дает ответ на вопрос Фантика детям «Что такое счастье?»: «Это когда человек знает, зачем он живет!» (4, с.41). Дети, прикованные к коляскам на колесах, герои рассказа С. Михалкова, знают, зачем они живут. У них появились любимые занятия, многочисленные друзья и надежда на то, что добрые дяди в белых халатах изобретут «лекарство для лечения больных детей, о котором мечтали все мамы на свете» . Фантик – это образ волонтера, человека, бескорыстно работающего с больными людьми. В 90-е годы рассказ С. Михалкова «Фантик» был как призыв к работе с больными детьми, а в наши дни – достойный пример для подражания.
Перекликается с произведениями К. Чуковского «Солнечная», С. Михалкова «Фантик» повесть А. Лиханова «Солнечное затмение» и присутствием в названии слова «солнечная» и тем, что героиня Лена прикована к инвалидной коляске (1977).
Героев дошкольников С. Михалкова, подростков К. Чуковского, восьмиклассницу А. Лиханова объединяет по-разному выражаемое неприятие ими жалости окружающих.
Героиня А. Лиханова оценивает свою жизнь с позиций того переходного от среднего к старшему подростковому возрасту, когда самоанализ, анализ окружающих становится преобладающим. В своих размышлениях о происходивших вокруг нее и с ней событиях Лена пришла к выводу, что болезнь делает людей жестокими. В силу этого она прямолинейно и отчаянно требовала еще в шестом классе от новеньких учителей интерната не жалеть их, прикованных болезнью к инвалидной коляске, говорить с ними откровенно, правду, не лгать им.
Отношение учителей к ранимым девочкам-инвалидам как к полноценным людям помогало им бороться с болезнью, стремиться жить полноценно, читать книги, танцевать, сидя в колясках, на своих балах, организованных для них учителями.
Если герои С. Михалкова, К. Чуковского находятся в периоде поиска, определения цели жизни, интересного и полезного занятия, то героиня А. Лиханова – сложившийся характер, на который повлияла болезнь. В силу этого она категорична, непримирима, прямолинейна, ранима. Уверенность, душевное равновесие давали отец, понимавший любое состояние дочери и всегда поддерживавший ее, и учителя интерната, организовывавшие содержание жизни больных детей. Начитанность Лены и ее подруг помогали понимать сложности жизни общества, взаимоотношений людей и своего положения. Все познаваемое примерялось на себя, беспомощных физически, но духовно обогащавшихся. У героини А. Лиханова этот аспект усилен контрастом мамы и учителей интерната для больных детей, где большую часть года проводит Лена. Ей важен коллектив сверстников и позиция взрослых по отношению к ней как к инвалиду-колясочнику. Коллектив интерната стал для нее второй семьей, вторым родным домом. Если у мамы постоянно жалостливый взгляд, слезы в глазах, то учителя в лице Веры Ильиничны – сдержанные, лучше понимающие и чувствующие Лену и ее подруг. Мама исходит в своем общении с дочерью только из своей беспомощности, желания защитить дочь от всего, в том числе и от просыпающихся девичьих чувств. Лена ощущает эту разницу и определяет ее в форме обращения к маме «мамуля», что звучало порой иронично, к Вере Ильиничне – «мамочка», выражавшее полное взаимопонимание, любовь, взаимное уважение. Развитие этого отношения – в осознании Леной своей любви к обеим мамам, в понимании поведения родной мамы, в осознании своей несправедливости по отношению к ней.
Жестокость, беспощадность Лены, проявлявшиеся, прежде всего, по отношению к себе в запрете расслабляться, в требовании к родителям не считать ее больной, делали ее взрослой не по годам. Жестокость Лены проявилась и в запрете себе любить. Лена не смогла противостоять охватившему ее чувству первой влюбленности. Она окунулась в него полностью, почувствовала себя счастливой, полноценной. Но это был короткий период счастья, когда тревожили, мучили сомнения о том, что нет перспективы в ее отношениях со сверстником Федором. Категорично решение Лены, объявленное Федору, расстаться как можно раньше («…лучше самим и теперь» , чтобы не было слишком больно. Позиция автора – в осознанном решении обоих подростков продолжать дружить: «Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!», «…я согласен. Так, наверное, и бывает, когда люди становятся взрослыми, но мы же не взрослые. Мы не должны, пока не взрослые…» .
Эти немногие произведения талантливых авторов, к которым мы обратились, многое дают взрослому читателю, работающему с больными детьми разного возраста, помогают понять особенности их мировосприятия и определять свою позицию в общении с ними. Ценны они и для читателя – ребенка, здорового и больного, особенно в аспекте тенденции нашего времени сделать обучение детей-инвалидов совместным со здоровыми детьми. Глубже понять личность ребенка-инвалида помогут и другие произведения мировой литературы: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Господин Скороходов», А. Алексин «Сердечная недостаточность», Н. Думбадзе «Я вижу солнце», М. Петросян «Дом, в котором…», А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи», Э.Л. Войнич «Прерванная дружба», Р. Гонсалес «Я стою на берегу, не могу поднять ногу…», «Белое на черном», Д. Киз «Цветы для Элджернона». Д. Лессинг «Пятый ребенок» и другие.
Список использованной литературы
1. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о детской литературе. – М., 1953.
2. Карлайн М. Изображение людей с ограниченными возможностями в области литературы для детей: 1940-1980. // http:bpt.slis.indiana.edu
3. Чуковский К. Солнечная. ОГИЗ. – Горьковское областное изд-во, 1937.
4. Михалков С. Фантик. – М.: «Самовар», 2001.
5. Лиханов А. . Солнечное затмение. // Лиханов А. Собр.соч. в 4-х тт. Т. 2. – М., 1986.

Большинство читателей любит супергероев, но неуязвимых нет – у любого Ахиллеса есть пята, но чаще всего слабость оказывается атрибутом величия. Мы сделали подборку художественных произведений, где среди героев есть персонажи с инвалидностью, тяжелой болезнью или специальными потребностями – особенные люди.

«Изумрудная рыбка» Николая Назаркина

«Изумрудная рыбка» Николая Назаркина — книга о ребятах, которые тяжело, порой неизлечимо, больны. Большую часть своей жизни они проводят в больничной палате: уколы, капельницы, перевязки. Но и здесь бывают забавные приключения, выдумки и первые влюбленности.

Автор о больничной жизни знает не понаслышке – в детстве проводил в больнице по шесть месяцев в году, а став взрослым, работал во Всероссийском обществе гемофилии. Его рассказы помогут пережить невзгоды и детям, и их родителям. Кроме того, это просто качественная литература: сборник был сразу замечен критиками и получил награду Национальной детской литературной премии «Заветная мечта».

«Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эммануэля Шмитта

Главный герой повести десятилетний Оскар болен лейкемией. Он пишет письма… самому Богу, с юмором и детской непосредственностью рассказывая о забавных и грустных происшествиях больничной жизни. В его нехитрых рассказах — высокая философия бытия, смерти, страдания, к которой невозможно остаться равнодушным.

Эрик Шмитт, один из самых ярких современных европейских писателей, нобелевский лауреат. Он говорит о своей повести: «Я, к сожалению, проводил из этого мира многих людей, которых любил. Я сам серьезно болел и тогда понял, как человек беззащитен в эти важные минуты, когда он теряет силы, когда приближается смерть. Я поправился, но почувствовал, что в моей ситуации было просто… неприлично выздоравливать. И захотелось написать книгу, посвященную болезни, которая говорила бы о том, как надо болеть и как относиться к смерти. Я подумал, что ребенок, вероятно, будет самым показательным и самым всеобъемлющим персонажем».

«Радуга для друга» Михаила Самарского

Повесть о дружбе слепого мальчика и собаки-поводыря, которая подарила товарищу самую настоящую радугу. Эта книга была написана тринадцатилетним подростком Мишей Самарским, который впоследствии стал известным российским блогером, основателем благотворительного фонда «Живые сердца».

«Привет, давай поговорим» Дрейпер Шэрон

Американская писательница, школьная учительница и мама «особого» ребенка Дрейпер Шэрон написала историю о девочке с ДЦП, которая хочет доказать всем, чего она стоит. Девочка Мелоди не похожа на большинство людей — не говорит и не ходит, но у нее необыкновенная память. Мелоди умнее взрослых, которые пытаются поставить ей диагноз, и умнее своих одноклассников.

Написанная от первого лица повесть вызывает восхищение внутренней силой героини и сожаление о том, решением каких мелких, в сущности, проблем мы заняты большую часть времени.

«Самолёт по имени Серёжка» Владислава Крапивина

Рома Смородкин делает всё, что и его сверстники, и даже больше: он учится, помогает по дому, играет, мастерит и замечательно рисует. Но однажды мальчик падает на арматуру, повреждает спину и перестал ходить… Мама считает, что сыну лучше жить в интернате для инвалидов, где созданы специальные условия и естьколлектив и товарищи, с которыми он будет чувствовать себя равным среди равных. «Но я не хотел быть таким равным», — говорит мальчик. Рома всей душой стремится к чуду, которое смогло бы разорвать окружающую реальность и у него появляется друг, умеющий превращаться в самолет…

«Болтушка» Морриса Глейцмана

Австралийский писатель Моррис Глейцман написал прекрасную историю о том, как важно понимать и уважать того, кто не похож на тебя.

Девочке Ро 11 лет, и она считает себя ужасной болтушкой. Она и в самом деле болтает без умолку, но только… про себя. С самого рождения ее горло устроено немного по-другому, поэтому девочка не может разговаривать вслух. А еще у Ро необычный и замечательный папа, который не похож на других пап — он не носит строгих костюмов и любит петь ковбойские песни.

«Солнечное затмение» Альберта Лиханова

Пронзительная повесть о первой любви. Герои еще почти совсем дети, но за свою короткую жизнь узнали много бед и боли. Мальчик из неблагополучной семьи полюбил девочку-инвалида, в семье которой царит настоящая гармония и любовь. Смогут ли они дети понять и сохранить чувство, которое зарождается между ними? Писатель, журналист и председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов словами своего героя утверждает: «Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»

«Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка» Кима Фукса Окесона и Эриксона Эва

Это удивительная история о том, как в самой обычной семье, у самых обычных мужчины и женщины родилась маленькая обезьянка. Родители страдали и старались скрыть ее ото всех. Однажды в зоопарке они увидели на руках у обезьяны самого обычного человеческого ребенка и даже захотели подменить одного малыша другим. Но неожиданно поняли, что им нужен только свой малыш, каким бы он ни был. И с той поры они перестали стесняться своей маленькой обезьянки и уже не скрывали ее от людей.

В книге много рисунков и ненавязчивый текст, рассказывающий, что и как происходит в «особо» семье, просто и проникновенно. Может ли быть счастливой семья особого ребенка? Да! Но для этого нужно полностью принять своё дитя и его диагноз.

«Неуклюжая Анна» и «Слышишь пение?» Джин Литтл

Анна — неловкий, неуклюжий ребенок, посмешище дома и в школе, потому что ни родители, ни учителя не догадываются о том, что она почти ничего не видит. И надо было переехать в другую страну, чтобы там нашелся и доктор, который понял, в чем дело, и специальный класс с замечательной учительницей и дружелюбными одноклассниками.

«Слышишь пение?» — вторая книга о подросшей Анне Зольтен. Она получила специальную премию Канадского совета по детской литературе. Девочка помогает внезапно ослепшему старшему брату Руди выплыть из бездны отчаяния и увидеть, что он может жить как человек, а не прозябать в своей инвалидности. В книге также поднимаются проблемы ксенофобии, ненависти к тем, кто говорит на другом языке, по-иному молится, носит необычную одежду…

«Я умею прыгать через лужи» Алана Маршалла

Алану Маршаллу — автору широко известной повести «Я умею прыгать через лужи» (первая часть автобиографической трилогии) — очень повезло с родителями. В раннем детстве он перенес полиомиелит и, как следствие, детский паралич: появились «плохая» нога, бесчувственная и мертвая, и «хорошая», на которую, стоя на костылях, можно опереться.

У него необыкновенные родители: не очень образованные, но с удивительным даром понимания, любовью к жизни и житейской мудростью. Только гениальный от природы родитель способен сказать своему «особому» ребёнку: «Мне повезло, что у меня такой сын уродился… Старайся вместе со всеми и драться, и бегать, и скакать верхом, и орать благим матом. А о ногах своих забудь. Я с этой минуты намерен о них забыть».

На примере собственной жизни автор определяет все необходимые условия для становления характера и нравственного формирования «особенного» человека. Единственно правильная политика окружающих, открытость и умение слушать главного героя позволили ему прожить долгую и интересную жизнь, стать отцом двух детей, знаменитым путешественником и писателем с мировой известностью.

«Цветы для Элджерона» Дэниела Киза

«Доктор Штраусс говорит что с севодняшниво дня я должен записывать все что я думаю и что со мною случаица. Я незнаю зачем это нужно но он говорит это очинь важно для таво чтобы посмотреть использывать меня или нет. Я надеюсь они меня используют. Мисс Кинниен говорит может они сделают меня умным. Я хочу быть умным. Меня зовут Чарли Гордон. Мне 37 лет и две недели назад был мой день раждения. Сейчас мне больше писать нечево и на севодня я кончаю».

Тридцать лет роман Дэниела Киза считался фантастикой и читался как фантастика. Сейчас эта история воспринимается как одно из самых человечных произведений новейшего времени, как роман пронзительной психологической силы о человеке с особыми потребностями, прошедшем путь от отсталости до вершин интеллекта, как филигранное развитие темы любви и ответственности.

«Принцы в изгнании» Марка Шрайбера

Повесть «Принцы в изгнании» Марка Шрайбера рассказывает о реабилитационном лагере для детей, больных раком. В 1991 году по этой книге был снят фильм, после чего повесть перевели на пять языков и издали в девяти странах. В этом лагере мало говорят о болезнях, больше - о жизни, увлечениях, любви, природе. Здесь соревнуются, плавают, катаются на велосипедах, спорят. Главный герой Райан ведет дневник, которому доверяет все свои переживания, плохое настроение и жалость к себе.

«Паренёк в пузыре» Иена Стракана

Эта книга получила две литературные премии и две специальные премии читательских симпатий, установленные самими подростками 11-14 лет. В центре повествования Адам — подросток с редкими нарушениями иммунной системы. Самая легкая инфекция для него смертельна, поэтому он должен жить в полиэтиленовой палатке в полной изоляции.

«Дэниэл молчит» Марти Леймбах

Роман «Дэниэл молчит» рассказывает о драме современной молодой женщины, готовой на все, лишь бы вылечить своего сына. Это роман об отваге и самопожертвовании, о женской сути и о природе любви.

У Мелани с мужем образцово-показательная семья. Но когда младшему сыну Дэниэлу ставят диагноз «аутизм», идиллия рушится точно карточный домик.

«Дом, в котором…» Мариам Петросян

На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс - мудр.

Дом - это нечто гораздо большее, чем интернат для детей, от которых отказались родители. Дом - это их отдельная вселенная.

Димкино волшебство

Сегодня, сын, я расскажу тебе настоящую волшебную новогоднюю сказку про мальчика Димку, который научился делать волшебство своими руками. Димка жил в большом многоквартирном доме на пятом этаже. Совсем недавно родители подарили Димке на День Рождение новый ноутбук, которым Димка очень гордился. Ни у кого из его друзей во дворе такого не было. И все ребята завидовали Димке. Однажды Димка возвращался из школы раньше, чем всегда. Вернее уроков совсем не было. Учительница заболела и всех отправили домой. Димка вприпрыжку несся по двору, предвкушая как он сядет за компьютер и наиграется от души. Около своего подъезда он неожиданно наткнулся на маленького человечка, который сидел в коляске, весь укутанный пледом. Человечек выглядывал из под шапки, натянутой до самых бровей. Димка остолбенел! Он никогда не видел этого мальчишку! “Ты кто?” – удивленно спросил Димка. “Я – Андрюша!”- голос у мальчишки был тихим. Он явно стеснялся. “А ты чего такой большой, а в коляске сидишь?” – Димку распирало любопытство. Ведь мальчишка явно его возраста, а в коляске. Андрюшка вздохнул, как-то весь съежился и еще тише сказал -”А я ходить не могу. У меня ноги больные.” “Ну, ты Андрюшка даешь!”- распалился Димка -”Как это не можешь? Так ты встань и иди!”. Потом шмыгнул замерзшим носом и спросил: – ” Ты хоть в школе-то учишься?” Андрей совсем залез в свой кокон из пледа так, что его голос совсем стал еле слышным: ”Нет! Я наверное в следующем году буду учиться. Ко мне будет учительница приходить домой, потому что я инвалид. Так мама сказала”. Димка просто онемел. Он во все глаза смотрел на Андрюшку. Что такое инвалид Димка не знал. “А давай пойдем ко мне! Поиграем в компик! – неожиданно для себя выпалил Димка. Глаза у Андрюшки загорелись, но тут же потухли: “Я не могу! Я же не смогу по лестнице подняться”- печально произнес он.- “Нам с мамой поэтому на первом этаже квартиру дали. Да я и не умею на компьютере играть. У меня его нет! Мама говорит, что когда заработает много денег, тогда купит мне компьютер. Я жду! Я даже письмо Деду Морозу написал, чтобы он мне подарил компьютер. Мама сказала, что обязательно пошлет ему мое письмо.” Димка уже изрядно замерз, но уходить как-то совсем не хотелось. Но, тут из подъезда вышла женщина. Она пощупала нос и щеки Андрюшки, улыбнулась Димке и укатила коляску в черную дыру подъезда. Дома Димка себе места не находил. Ему даже расхотелось играть. Он еле дождался родителей с работы. За ужином Димка рассказал о своей неожиданной встрече. Оказалось, что родители знали об этом мальчике. Мама объяснила Димке, что значит инвалид и сказала, что этого мальчика выводят гулять, когда все дети в школе. “Мама! А может Дед Мороз подарить Андрюшке компьютер?” – пристал Димка к маме, которая мыла посуду. “Очень сомневаюсь!”- сказала мама- “Таких как Андрюшка у Деда Мороза много. Компьютеров на всех не хватит. А у Андрюшкиной мамы вряд ли и столько денег появится. Ведь до Нового года осталась всего неделя.” Тут вмешался папа: -”Сын! Ты уже почти взрослый. Тебе уже 7 лет! Ты уже должен понимать, что чудеса делаем мы сами, а не Дед Мороз!” “Неправда, неправда!”- чуть не плача думал Димка -”Дед Мороз есть! Он поможет Андрюшке!” Всю неделю Димка был сам не свой. И хотя он больше не видел Андрюшку, этот мальчишка просто не выходил у него из головы. Перед Новым Годом Димка вдруг успокоился и занялся каким-то делом у себя в комнате. Он притащил большую коробку, которую нашел на заднем дворе магазина. Обклеил ее старыми новогодними открытками и разными картинками. Для этого он разрезал книжку “Волшебные сказки”, которую ему читал папа, когда он был еще маленьким. В последний день перед Новым Годом, Димка сидел и смотрел на свой новенький ноутбук, потом вздохнул, погладил его и положил в разукрашенную коробку. Перевязал коробку ленточкой, которая осталась от подарков на день рождение. В новогоднюю ночь Димка еле дождался, когда родители с гостями усядутся за стол. Он тихо выскользнул с коробкой за дверь. В подъезде было темно. Из квартир неслись веселые голоса. Димка спустился на первый этаж. Затаив дыхание, он поставил коробку у Андрюшкиной двери, позвонил в квартиру и быстро побежал вверх по лестнице. Остановился на втором этаже и затих. Он слышал как открыли дверь. Кто-то ойкнул и дверь закрылась. Димка вновь спустился. Коробки не было. Сердце Димки сильно стучало. Казалось, что вот вот оно вырвется из груди. Он проскользнул в свою квартиру, наполненную веселыми голосами и запахом ели. “Ты где бегаешь?” – весело спросил отец- “А ну, сынок, посмотри, что там Дед Мороз тебе под елку принес!”. Димка заглянул под елку. Там лежали несколько пакетов. Самый большой был Димкин. В пакете были красивые шапка, шарф и варежки. Всю ночь Димка плохо спал. Нет, не потому, что за стенкой пели и веселились. Димку била непонятная дрожь. Ему снился Дед Мороз, который то грозил ему пальцем, то кружил его в хороводе вокруг елки. Утром, пока родители спали, Димка взял свои новые шапку с шарфом и спустился на первый этаж. Он долго мялся около Андрюшкиной двери, но все таки решившись, позвонил. Дверь открыла Андрюшкина мама. “С Новым Годом!”- почти одновременно произнесли мама Андрюшки и Димка. Женщина заулыбалась: “Андрюша! Это к тебе!” Андрюшка выкатился на коляске из комнаты. Его огромные глаза на бледном лице счастливо горели. “Дима! Я такой счастливый! – заикаясь от восторга говорил Андрей- “Дед Мороз есть! Он взаправду есть! Он получил мое письмо! Он прислал мне компьютер!” Андрюшкина мама наклонилась к Димке и прошептала:”Представляешь, я не верила в Дедов Морозов, а они оказываются есть! Я сама не верю в это чудо. Но, сегодня ночью мы получили в подарок компьютер в праздничной коробке! Ты знаешь, Андрюшка пишет стихи. Ему этот компьютер очень нужен!” Димку вдруг неожиданно захлестнула волна необъяснимого счастья. Он готов был прыгать и кричать от радости. “Вот!” – ликуя произнес он – ” Я знал, я знал, что Дед Мороз есть!” “А это тебе Андрюшка от меня, чтобы ты не мерз на улице, когда мы будем с тобой гулять!”- и он протянул Андрюшке свой новогодний подарок. Андрюшка был счастлив! Он крутился на коляске в неповторимом, сумасшедшем танце, а Димка прыгал вокруг него, крича “Ура Деду Морозу!” Потом Димка пообещал Андрюшке приходить к нему все зимние каникулы и учить его пользоваться компьютером. Окрыленный и счастливый Димка вернулся домой. Родители уже его ждали. “Ты где был?” – строго спросил его отец – “И где твой компьютер?” “Его Дед Мороз унес к Андрюшке!” – смотря прямо в глаза отцу, твердо произнес Димка- “Андрюшка инвалид, он живет на первом этаже, я вам про него рассказывал.” Родители переглянулись. Вдруг отец улыбнулся и прижал к себе сына. “Я горжусь тобой, сын! Ты растешь настоящим волшебником!” Теперь каждый год Андрюшка пишет Деду Морозу письмо. Он ничего не просит, только искренне благодарит Деда Мороза за то, что он подарил ему волшебный новогодний подарок – настоящего друга. Вот, сын, и вся сказка. Знай, что в новогоднюю ночь происходят самые невероятные волшебные события. И, иногда, мы тоже бываем к ним причастны.

Инвалидность - не финал и не приговор. Это изменение качества жизни. Не все способны с этим справиться, и многое зависит не только от силы духа, но и от того, какие люди окружают инвалида. Книги про инвалидов без прикрас покажут вам мир тех, кто ограничен в возможностях, и не может это исправить. Но может принять и научиться жить с осознанием: ты все равно способен на многое, даже если твое тело не имеет какой-то из необходимых возможностей…

Книга об инвалиде с огромной силой духа. Он родился без рук и без ног, но это не помешало ему занять значимое место в спорте. Рожденный без конечностей человек, добился у спеха и стал чемпионом мира в борьбе. Помогли ему в этом правила, которых он строго додерживался.

Испытание жизнью.
Пройдя сколько сложностей, герой книги все-таки не лишился человечности. На его плечи свалилась тяжелая болезнь, которая приковала его к кровати, предательство близких людей. Книга основана на реальных событиях. Имена персонажей подобраны случайные.

Свой взгляд. Записки человека с ДЦП.
Автор книги инвалид, ему как никому другому знакомо чувство людей с ограниченными возможностями. Книга написана из его личных жизненных событий. Его главная цель, при написании книги – помочь другим инвалидам, дать надежду на веру в лучшую жизнь.

Неизлечимо больная Ирина, автор книги, решается написать книгу о себе. В этой книге представлена вся ее жизнь. Ирина страдает рассеянным склерозом. Потеряв веру в нормальную жизнь, ее сразу же бросил муж. Отчаявшись, Ирина решает написать книгу всей своей жизни.

В главных ролях девушка, которая потеряв ноги, научилась танцевать. Она и представить себе не могла, что когда-нибудь станет такой популярной, тем более потеряв ноги. Танцы – это не единственное ее достижение. Инвалидность не ограничила ее способности.

Сила любви, или нисхождение в рай.
История семейной жизни, где одним из супругов является инвалид. Инвалиды заслуживают на любовь, человеческое счастье. Они такие же, как и обычные люди и могут быть еще лучшими за них, честными, любящими, искренними. Книга раскроет жизнь людей с ограниченными способностями.

Достигая невозможного.
Главным героем является сам автор, который получил травму 15 лет назад. Долгое время он провел в разных клиниках. Поняв, что проблему здесь не исправить, отправился в больницу восстановительного лечения. Там его состояние начало становится лучшим.

Я – живу.
Нина, автор книги пережила многое. Свое детство она провела в госпитале, но смогла перебороть болезнь. Она нашла свое место в жизни и хочет помочь таким же людям, рассказав фрагменты своей жизни. То, как она смогла через все это пройти и начать жизнь с чистого листа.

Автобиография Антона Борисова, которому в 5 месяцев поставили страшный диагноз — несовершенный остеогенез. Хрупкие кости не позволяют ему ничего. Он обречен на проведение жизни в постели. Книга даст веру инвалидам и заставит задуматься обычных людей о своей жизни.

Школа мужества.
Книга поможет многим переосмыслить жизнь и начать ценить то, что есть. Мужественные женщины-инвалиды нашли силы в себе, чтобы преодолеть огромные трудности и начать жить по-настоящему счастливой и полноценной жизнью. Такие книги подталкивают людей реальным действиям.

Дорогу осилит идущий.
После получения травмы или внезапного заболевания каждый человек сразу теряется. Принятие болезни — самый сложный этап. Человек сразу надеется, что выздоровеет и очень хорошо, когда есть результат. А когда он отсутствует, что должен испытывать обреченный человек?

Колясочный маршрут.
Автор Книги прошел долгий путь, чтобы возобновить свою активную жизнь, с травмой позвоночника. Написанная им книга является путеводителем для людей на колясках. В книге автор расскажет свою историю жизни. То, как он возвращался в нормальную жизнь.

События книги перенесут читателей во времена войны. У 1942 году, летчика-истребителя сбили, и он упал на враждебной территории. Летчик потерял обе ноги, но это не помешало ему добраться к своим. Он по-прежнему хочет стать в строй и обязательно добьется этого.

В поисках смысла.
Екатерина Зотова в своей жизни видела многое. Будучи педагогом в школе-интернате, где выросла сама, она написала книгу о детях-инвалидах. О том, как таким людям найти доступные интересы и достичь чего-то в жизни. Какие перспективы ждут рожденных инвалидов?

Месть инвалида.
Отчаявшийся инвалид потерял смысл жизни. Он ждал только одного – смерти. Стараясь, уцепится за жизнь, он искал причины, которые помогут ему жить. Когда в его душе больше не осталось жалости и сожаления к себе, он решает поиграть в дурацкую игру, сам с собой.

Рассказ о настоящей мужской дружбе двоих людей. Они никогда бы не встретились, эти люди слишком разные. Один парализованный французский аристократ, а второй – безработный алжирский эмигрант. Их встреча навсегда изменит жизнь каждого из них.

События книги происходят в школе-интернате. В книге описано то, как жестоко там обращаются с детьми-инвалидами. Это биографический роман автора и его книга набрала огромную популярность. Его книга написана из личного опыта и стала она романом года.

Все радости жизни.
Повесть о реально существующем человеке, который работал адвокатом. В один момент, его жизнь резко изменилась. Несмотря на трагедию, что с ним произошла, он построил прекрасную судьбу. Не потерял веру в себя, в людей и интерес к жизни. Он сам сделал себя счастливым.

Книга состоит из автобиографии писательницы. Из самого детства она многое пережила. Узнав свой страшный диагноз, от нее отказались родители и отдали ее в детский дом. Дальше она попала в интернат. Страшно даже подумать, что пережила писательница, будучи ребенком.

Душа моя в стиле ню.
Вреж, армянский писатель и инвалид с детства. Он вырос в проблемной многодетной семье и никогда не бывал ни в детском саду, ни в школе. За ним никто не присматривал и все свое время он проводил в одиночестве. Вопреки всему этому он стал образованным человеком и написал книгу своей жизни.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло